Трусость в произведении живи и помни. по повести живи и помни распутина. по повести Распутина «Живи и помни Основная мысль живи и помни

Повесть «Деньги для Марии» принесла В. Распутину широкую известность, а последующие произведения: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» — закрепили за ним славу одного из лучших писателей современной русской литературы. В его произведениях на первый план выходят нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о совести и чести, об ответственности человека за свои поступки. Писатель рассуждает об эгоизме и предательстве, о взаимоотношении личного и общественного в душе человека, о проблеме жизни и смерти. Все эти проблемы мы и найдем в повести В. Распутина «Живи и помни».

Война — это ужасное и трагическое событие — стала определенной проверкой для людей. Ведь именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные черты своего характера.

Главный герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал, как все, был хорошим солдатом.

Все изменилось в жизни Гуськова, когда стал виден конец войны. Перед Андреем снова встает проблема жизни и смерти. И в нем срабатывает инстинкт самосохранения. Он стал мечтать о ранении, чтобы выиграть время. Андрей задает себе вопрос: «Почему я должен воевать, а не другие?» Здесь Распутин осуждает эгоизм и индивидуализм Гуськова, который в такой трудный для родины момент проявил слабость, малодушие, предал своих товарищей, испугался.

Главный герой повести Распутина «Живи и помни» похож на другого литературного персонажа — Родиона Раскольникова, который спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Распутин затрагивает проблему личного и общественного в душе Андрея Гуськова. Имеет ли право человек поставить свои интересы выше интересов народа, государства? Имеет ли право человек переступить через вековые нравственные ценности? Конечно же, нет.

Еще одна проблема, которая волнует Распутина, — это проблема судьбы человека. Что побудило Гуськова бежать в тыл — фатальная ошибка чиновника или та слабинка, которую он дал в душе? Может быть, если бы Андрея не ранило, он бы переборол себя и дошел до Берлина? Но Распутин делает так, что его герой решает отступиться. Гуськов обижен на войну: она оторвала его от близких, от дома, от семьи; она каждый раз подвергает его смертельной опасности. В глубине души он понимает, что дезертирство — это заведомо ложный шаг. Он надеется, что поезд, в котором он едет, остановят и проверят у него документы. Распутин пишет: «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился».

2 стр., 763 слов

«В начале жизни школу помню я…»

... мне, как источник молодости, любознательности, радости, энергии. Вот она: взаимообратная связь « учитель – ученик», без которой невозможна жизнь, ведь всё самое важное у человека начинается со школы. Помните у Пушкина: «В начале жизни школу помню я ...

Совершенный поступок не приносит Гуськову облегчения. Он, как и Раскольников после убийства, должен теперь скрываться от людей, его терзают муки совести. «У меня теперь все дни черные», — говорит Андрей Настене.

Образ Настены — центральный в повести. Она является литературной преемницей шолоховской Ильиничны из «Тихого Дона». Настена сочетает в себе черты сельской праведницы: доброту, чувство ответственности за судьбы других людей, милосердие, веру в человека. Проблема гуманизма и всепрощения неразрывно связана с ее светлым образом.

Настена нашла в себе силы пожалеть Андрея и помочь ему. Она сердцем почувствовала, что он рядом. Для нее это был трудный шаг: ей пришлось лгать, хитрить, изворачиваться, жить в постоянном страхе. Настена уже почувствовала, что отдаляется от односельчан, становится чужой. Но ради мужа она выбирает себе такой путь, потому что любит его и хочет быть с ним рядом.

Война многое изменила в душе главных героев. Они поняли, что все их ссоры и отдаленность друг от друга в мирной жизни были просто нелепостью. Надежда на новую жизнь согревала их в трудные минуты. Тайна разъединила их с людьми, но сблизила друг с другом. Испытание раскрыло лучшие их человеческие качества.

Подгоняемая сознанием того, что быть им вместе не долго, с новой силой вспыхнула любовь Андрея и Настены. Пожалуй, это были самые счастливые дни в их жизни. Дом, семья, любовь — вот в чем видит счастье Распутин. Но для его героев была уготована другая судьба.

Настена верит, что «нет такой вины, которую нельзя простить». Она надеется, что Андрей сможет выйти к людям и покаяться. Но он не находит в себе сил на такой поступок. Лишь издали Гуськов смотрит на отца и не решается показаться ему.

Мало того, что поступок Гуськова ставит крест на его судьбе и на судьбе Настены, но Андрей не пожалел и своих родителей. Может быть, единственная надежда была у них, что их сын вернется с войны героем. Каково же было им узнать, что их сын — предатель и дезертир! Какой это позор для стариков!

За решимость и доброту Бог посылает Настене долгожданного ребенка. И здесь возникает самая главная проблема повести: имеет ли право родиться ребенок дезертира? В рассказе «Шибалково семя» Шолохов уже ставил подобный вопрос, и пулеметчик уговорил красноармейцев оставить сына в живых. Весть о ребенке стала единственным смыслом для Андрея. Теперь он знал, что ниточка жизни потянется дальше, что его род не прекратится. Он говорит Настене: « А роди ты, я себя оправдаю, для меня это последний шанс». Но Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова.

Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» — это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» — будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

4 стр., 1681 слов

По повести Распутина «Прощание с матерой»

... аргументы лучше использовать. Не забудьте прочитать первую часть данной инструкции о том как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Сочинения Повесть Распутина «Прощание с Матерой», ... с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте произведения в полном содержании. Помните, ... автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника ...

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

Литература 11 класс Дата 05.05. 2017

Тема: Нравственные проблемы в повести В. П.Распутина «Живи и помни».

Путешествие в глубь человеческой души.

Цели:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

Оборудование: портрет писателя, выдержки из произведения, выставка книг, фото, картины,

  • Ход урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности.

Речь пойдёт о повестиВ. Распутина «Живи и помни».

но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

  • Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

— Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин

3. Информация о писателе — Николаенко Елизавета

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

4.Анализ повести.

  • В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?

Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она?

На доске!

Варианты ответа:

О любви;

  • О дезертире;
  • О русской женщине;
  • О войне.

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

На доске!

«Это все война, все она проклятая!»

Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

7 стр., 3471 слов

Роскошь, как язва, погубляет душу. Роскошь разъедает душу человека? ...

... страстей и противоречий. И тот, кто сумеет повести игру, всегда достигнет поставленной цели. Человек рожден, чтоб “гореть”. Да, гореть в ... девушка, выйдя замуж за старика и окунувшись в роскошь, изменилась, стала черствой, сухой, забыла о некогда любимых ... индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не ...

Возможный ответ:

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

  • Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

Дезертирство

Что послужило замыслом повести?

зачитать!

« Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

5. Путешествие …

  • Путешествие в глубь человеческой души начинается.

Какой эпизод описан первым в повести?

(Исчезновение топора).

  • Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

  • Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой…).

  • Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы.

Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

  • Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень ли с нею был?»)

Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами, человек – разумом, самосознанием)

На чем основано, Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» ?

На доске!

ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

(положительные качества )

Зачитывается определение из словаря — Джабраилова Мадина), Нравственность это:

1. Внутренние духовные и душевные качества человека , основанные на идеалах добра , справедливости , долга , чести и т . п ., которые проявляются в отношении к людям и к природе .

2 . Нормы и правила поведения человека , основывающиеся на таких качествах как нравоучительность .

Подберите синонимы к слову нравственность

Синонимы : , , , , , , , , , , , , , , ,

11 стр., 5061 слов

Что может привести человека к бесчестным поступкам. Какой поступок ...

... что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может ... за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых ... в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой , хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя ...

Кто же он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Возможный ответ:

1. …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

2. …Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

3.… И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули . Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой?, Возможный ответ:, Возможный ответ:, Давайте посмотрим, Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее?

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором

  • Был ли Гуськов трусом?—зачитать

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, — не лучше и не хуже».

  • Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

  • Какая черта характера порождает этот страх?

«первопричина рака души

Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

опираясь на текст

1. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться.

7 стр., 3113 слов

Эпиграф к сочинению война и мир андрей болконский

... среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с ... славе ради счастья и благополучия других людей. А.Б. находится на поле боя во время Шенграбенского сражения. На Аустерлицком поле он ... день рождения сына и смерти жены. Эти события еще более потрясают его, оставляя ощущение вины перед умершей ...

2. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

1. Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу).

Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

2. Совершает убийство косули и телёнка.

  • Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

  • Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

  • Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?

(Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

  • Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?

(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?—зачитать

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

  • На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

— Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества из-за собственного эгоизма?

(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

  • Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников.

Но как герои относятся к своему одиночеству?

(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

  • Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым., А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

Посмотрим, что говорит об этом сам зачитать

есть старайся понять, постичь душу человеческую».

  • Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

Елизавета

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, — а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

— Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести.

Об этом говорил сам Распутин:

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений-наизусть ученик: — Станислав

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на ... возраст Птица сильна крыламн, а человек друзьями. Человек без друзей, что дуб без ... Спи-ка, житно зёрнышко. Спи, моя родная, Рыбка золотая. Колыбельные песни наряду ... нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего ...

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу ее накануне победы

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

К. Симонов

  • Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны

В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

  • Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как и почему вышла замуж за Андрея?, Любила ли Настёна Андрея?

в тетрадь в виде таблицы

Любовь Настёны.

— Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность)

Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

Могла ли она отказаться от этой участи?

1. — В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

2. — Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт.

В чём этот разлад?

(Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем — грешна перед свёкром и свекровью).

  • За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

Но Настёна сама придумывает себе вину

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, — без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

  • На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

  • В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями?

(Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

  • В чём видят причину несчастий?
  • Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?— в тетради

Заполните таблицу (у каждого на столе)

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

11 стр., 5225 слов

Конспект литературы по повести «Живи и помни» В. Г. Распутина

... народной жизни в повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Изложение по повести В. Распутина «Живи и помни» Повести «Лицом к лицу» Ч. Ай В.Распутина Повесть В. Распутина «Живи и помни» — сочинение Идейный смысл повести В.Г.Распутина «Живи и помни» Неразрешимый вопрос Личное, связывающее с Андреем ...

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

  • Но судьба посылает ей ещё одно испытание – будущий ребёнок.

Почему это испытание, а не радость?

И более всего Настёну мучит чувство вины. Почему? Перед кем?

(Чувство вины перед односельчанами, за то, что обманывает их).

Отвечая на вопрос, «какие черты характера вы более всего цените в людях?»

Валентин Распутин среди прочих черт назвал «чувство невольной вины и ответственности за всё, пояснив: «Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины».

В чём уверяет себя Настёна?

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что чтобы с ним не случилось, она в ответе.

  • Она даже видит знак судьбы.

Какой это знак?

(Обоюдный сон героини и героя).

Почему же Настёна решилась на самоубийство?

(Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

Как погибает Настёна?

Обратимся к её последним мыслям — работа с текстом

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

  • Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова?

И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война.

Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

На доске!

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

  • Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

Как вы понимаете смысл заглавия повести?, О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(ответы учащихся и обобщение учителя).

1 Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящее, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни». Но название повести имеет не только этот смысл.

2 . В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её — это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда — она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

3 . Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом — общенародное дело . Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

3 стр., 1061 слов

Живи помни о живых ( -НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ...

... мотивам повести В. Распутина «Живи и помни». Содержание повести таково: молодой парень Андрей Гуськов честно прошел ... лет тому назад мы с женой сочинение более тридцати лет тому назад мы ... определяет и его слова, обращенные к Настене: «Скажешь кому — убью. Мне терять ... по ночам спускался для того, чтобы под покровом темноты пройтись по ... А женщина, его мать, продолжала жить. До этого она жила вместе ...

4. Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку, совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Учитель.

На доске!

Обращение к герою и читателю: живи и помни о долге гражданском и долге человеческом.

В чём видит Распутин долг гражданский?

Верность Родине, готовность отдать жизнь за неё, патриотизм.

В чём состоит долг человеческий?

Верность супружескому долгу, чести, семьи; совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.

Беседа, выводы

особенность заглавия

(автор использует глаголы в повелительном наклонении)

К чему призывает нас автор?

Продолжите фразу

На доске!

ЖИВИ И ПОМНИ ЧЕЛОВЕК

— все, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека,

— смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека,

— жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют,

— главными мерилами поступков человека остаются добро, честь, совесть, справедливость,

— «в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя» (В. П. Астафьев),

— главная мысль повести: нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины и сохранить душу, остаться нравственным человеком.

Урок мне хочется закончить стихотворением Александра Яковлевича Яшина

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А ещё есть: Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

11. Выставление оценок.

12 .Домашнее задание: 1.Составить синквейн

ЧЕЛОВЕК

ДУША

НРАВСТВЕННОСТЬ

СОВЕСТЬ

СТЫД

ВИНА

ВЫБОР

ПАМЯТЬ

СУДЬБА

ЖИЗНЬ

ВОЙНА

АНДРЕЙ ГУСЬКОВ

НАСТЕНА

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

по выбору

2.Написать сочинение – рассуждение

3. Творческая работа «Моё отношение к Настёне», «Мое отношение к…»

13. . Итоги урока.

В чём же смысл заглавия повести «Живи и помни»?

« НЕТ, СЛАДКО ЖИТЬ;

СТРАШНО ЖИТЬ;

  • СТЫДНО ЖИТЬ».

В.Г.Распутин «Живи и помни»

«Это всё война,всё она проклятая… »

Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Сочинение

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть — это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и.духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

«Он боялся ехать на фронт, — говорит автор. — Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, Настеной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он — личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Как и ее муж, Настена — жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена — жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка — об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье — о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги — Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизни людей">жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов — предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а лётом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена — жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов — берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор — добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «..долюшка русская, долюшка женская». И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: «Век живи — век люби».

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина «Живи и помни» Почему «Живи и помни»? Проблемы нравственности в современной литературе

«Живи и помни»

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни » напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах).

В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

«Живи и помни»

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах).

В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.