Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе васюткино озеро, астафьев читать бесплатно

Сочинение

Законы тайги, о которых говорит нам автор:

1.От затесей далеко не отходи, заблудишься.

2.Идешь в лес – бери еду, бери спички.

3.Патроны попусту не трать.

4.Почти голая сосна у ели, значит, юг там, где ветвей больше.

5.К ночи надо развести костер, запастись дровами.

6.Спать ложиться надо на то место, где был костер – там земля теплая.

7.Птицу (мясо) можно приготовить и без посуды: в ямке под костром, укрыв его мхом и снова разведя костер.

8.Мясо будет в собственном соку.

9.Желтая (осенью) полоска лиственника обычно тянется по берегам реки.

10.Трава растет обычно вблизи водоемов.

11.В озере белая рыба быть не может.

13.Белая рыба обычно водится в реках.

14.Если в озере белая рыба – оно проточное.

15.Кровянистое небо на закате предвещает ветер возможно с дождем.

16.Гудок всегда откликается в ближнем водоёме.

Васютка, когда охотился за глухарем, забыл поставить на деревьях зарубки и заблудился. (с плагиатил)

Урок литературы в 5 классе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vasyutkino-ozero-na-temu-zakonyi-taygi-vasyutkino-ozero/

Учитель Корзунова Ж.В.

Тема: «Таежные уроки Васютки»

Тип урока : комбинированный, урок-исследование

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Цели урока:

1. Осмысленно читая и изучая текст, понять, какие знания, умения и навыки помогли герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» преодолеть трудности и выйти из тайги к людям.

2. Изучить эмоции, переживаемые героем рассказа, научиться преодолевать чувство страха и отчаяния и воспитывать в себе твердость духа.

3. Найти поучительные аспекты рассказа: с помощью рассказа «Васюткино озеро» научиться бережному, осмысленному отношению к природе; научиться вести себя в трудной ситуации; научиться извлекать из текста информацию, которая может пригодиться в жизни.

формирование читательской компетентности

Умению работать с текстом и лингвистическими словарями, понимать читаемый текст,

Искать информацию на в предоставляемых текстовых материалах

Находить решения на поставленные вопросы по тексту, делать выводы философского, нравственного характера,

Определять тему и основную мысль текста,

Видеть образные средства в тексте, помогающие автору выразить основную мысль, воздействовать на читателя,

2 стр., 788 слов

По рассказу Царь-рыба Астафьева

... которая обладает могучей силой, ведь от это рыбы зависела его жизнь. Вариант 2 Произведение «Царь – рыба» написал Астафьев. В нем он повествует о красоте ... стоит над природой. В один из дней, когда он рыбачил, поймал Царь – рыбу. Она была осетром большого размера. Они стали бороться – это ... экологии не стоял так остро, как сейчас. Этот рассказ учит людей просить прощение и каяться в своих грехах. По ...

Умеют формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения,

Отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность собственной речи при решении определенной лингвистической задачи,

Обобщать полученные в ходе работы с текстом знания и выводы и отражать их в сочинении-отзыве по прочитанному произведению

Познавательный аспект

Развивающий аспект:

Воспитательный аспект:

Задачи урока:

1. Закрепить по темам: автобиографический рассказ, композиция рассказа, изобразительно-выразительные средства

2. Исследовать художественный текст через стратегии смыслового чтения (ориентиры предвосхищения, чтение вслух, вопросы после текста);

3. Развивать умение работать с текстом в группе, паре в заданном времени, развивать умение самооценки и взаимооценки работы в паре, группе;

4. Использовать при выполнении задания навыки устной аргументированной речи., Для реализации задач урока использованы следующие виды работы :, Работа с лингвистическим словарем, Работа с текстом (научным, художественным) по вопросам (плану)., Работа с иллюстрациями., Наблюдение, исследование (работа в парах, группах)

Тест

Методы работы:

по характеру познавательной деятельности учащихся

по степени активности учащихся

по источнику знаний

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vasyutkino-ozero-na-temu-zakonyi-taygi-vasyutkino-ozero/

стимулирования и мотивации

интеллектуальны

контроля и самоконтроля

по организации деятельности

Стратегии смыслового чтения: направленное чтение (по Сметанниковой), прием смыслового прогнозирования на одном тексте «чтение – поиск» (по Бородиной); ориентиры предвосхищения, чтение вслух, вопросы после текста.

Приемы смыслового чтения, используемые на уроке : критическое слушание, критический анализ, вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации; антиципация (предвосхищение того, что скажет автор в последующем, использование антитезы для понимания следующей мысли автора), реципация (возвращение к прочитанному в начале урока, выводы по теме урока); восстановление / заполнение пропусков; упражнение на дополнение (в рефлексии); сопоставление; перекодирование информации из формы текста в форму схемы, алгоритма; множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов (тест); конспектирование/составление кратких записей; верные/неверные утверждения.

Урок предназначен для сильного класса — с высокой мотивацией к учению, высоким уровнем подготовленности. Ребята умеют работать с текстом самостоятельно, приучены искать и выделять нужную информацию, делать выводы, формулируя их в устном ответе; используя разработанный ими алгоритм действия, выразить полученные наблюдения и выводы в форме письменного ответа.

25 стр., 12023 слов

Приемы понимания художественного текста на х литературного чтения

... работы с литературными произведениями, применяемая на уроках чтения в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению основ обучения младших школьников пониманию текста ... восприятия, понимания текста ... текста», приемы понимания текста. Выявить особенности работы с текстом в современной начальной школе. 4. Охарактеризовать методы и приемы обучения пониманию текста. ...

Прогнозируемый результат: найти ответы на вопросы текста, подтвердить текстом высказанные гипотезы, выводы; отразить полученные знания в процессе решения теста (промежуточный результат); отразить полученные знания, наблюдения и выводы в сочинении-отзыве по прочитанному рассказу (конечный результат).

Оборудование:

1. Слайдовая презентация, медиапроектор,

2. Текст рассказа «Васюткино озеро»

3. Листки с заданиями для «хранителей словарей», «экспертов русской речи», «знатоков леса» (парная работа, оранжевые); задание для работы с композицией рассказа (, желтые)

4. Пакет иллюстраций и отрывков из текста (для работы в группе, желтые),

5. : тест «Васюткино озеро»

6. Раздаточный материал: (тема, план-схема сочинения-отзыва)

7. С.Ожегова

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Введение в тему.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас хороший весенний день. Свежий воздух врывается в класс и заставляет радоваться жизни. Чтобы понять, о чем сегодня пойдет разговор, я прошу вас послушать отрывок из текста Виктора Астафьева.

Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее уже твои дороги, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь («встречь»: автор использует слово диалектное, сибирское, наречие, равное по значению наречию «навстречу»), которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются . Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы…

проблеск памяти

Я тороплюсь навстречу ему, бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре, бухаю обнажившимися костями но замшелой мерзлоте. Спешу, спешу, минуя кроволития и войны; …мимо житейских дрязг…

люди, умевшие любить тебя просто так

Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого, — неужто он был мною, а я им?!

Это отрывок из повести В.Астафьева «Ода русскому огороду». Обратите внимание на выделенные на слайде и скажите, о каких важных для автора вещах говорится в отрывке? (о любви к родным местам, о памяти, о детстве, о близких людях, о том, что пережил сам автор)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова В.Астафьева: «Я твердо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь». Пропустите первую строчку в тетради, запишите в правой части страницы эпиграф.

2. Тема и цели урока.

Многое из того, что пережил Виктор Астафьев, отражается в его произведениях, это их объединяет. Из предыдущего урока мы знаем, что рассказ «Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему «Как я провел лето», в котором рассказал историю о том, как заблудился в лесу, о собственных приключениях и впечатлениях; потом этот рассказ опубликовали в школьном журнале под названием «Жив», а обратил внимание на литературные способности будущего писателя его учитель, впоследствии известный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский)

12 стр., 6000 слов

Как васютка выжил в тайге? 5 класс

... рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (6 класс) Сочинение на тему: “Как Васютка выжил в Тайге”. План: 1. Вступление: Кто такой Васютка? 2. Основная часть: а) Зачем мальчик отправился в тайгу? б) Почему Васютка заблудился? в) Что помогло Васютке выжить в тайге? ...

Когда вы читали рассказ дома, что больше впечатлило и поразило вас? (то, как Васютка, заблудившись, смог взять себя в руки, вспомнить все, чему его учили, и спастись, выжить в тайге, выйти к людям)

Какой должен был помнить Васютка? («Тайга хлипких не любит»)

Давайте запишем тему урока: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит»

Каковы цели нашего урока? На какие вопросы мы должны ответить в ходе разговора? (что помогало Васютке не пасть духом, преодолев отчаяние и страх, выжить в тайге и найти дорогу из нее; с помощью текста сделать для себя выводы, какие знания и умения помогают выжить в тайге; как не растеряться в трудной ситуации)

3. Постановка задачи группам учащихся.

Чтобы вместе прийти к достижению целей урока, мы проявим своем умение внимательно, осмысленно читать текст и постараемся решить несколько задач: найти в тексте правила, законы, мудрости, помогающие выжить в тайге; понаблюдать над языком произведения; вспомним некоторые важные понятия из теории литературы; выясним, какие качества характера помогают человеку выйти с достоинством из трудной ситуации.

Выполнить эти задачи нам помогут Хранители словарей – они найдут для нас значение некоторых терминов литературы; Знатоки леса – они найдут в тексте приметы и законы, которые важно знать любому человеку, идущему в лес; Эксперты русской речи – они расскажут нам об изобразительно-выразительных средствах произведения и об их роли. (раздаются задания парам)

4. Автобиографический рассказ.

В начале урока мы коснулись темы личных впечатлений и переживаний автора. От чьего имени ведется повествование в рассказе? (от первого лица) Чьи приключения описываются в рассказе? (приключения самого В.Астафьева).

Рассказ, в котором отражается жизненный опыт писателя, с каким словом будет связан? – вопрос Хранителям словарей. (ответ Хранителей: автобиография).

Значит такой рассказ будет называться автобиографическим.

автобиографический рассказ

На слайде схема:

Автобиографический Рассказ

Автобиография малая литературная форма, небольшое

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vasyutkino-ozero-na-temu-zakonyi-taygi-vasyutkino-ozero/

«авто» – сам произведение с реалистической окраской,

«био» – жизнь повествующее о каком-либо событии,

«графос» – пишу эпизоде из жизни героя

Автобиографический рассказ – произведение в малой литературной форме, содержащее элементы биографии автора. Автор рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, своего характера.

Какие еще произведения мы можем назвать автобиографическими? (Л.Толстой «Кавказский пленник», Л.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»)

5. Композиция рассказа

Что такое рассказ? Из каких композиционных частей он состоит? Давайте вспомним и запишем: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка.

Предлагаю вспомнить содержание рассказа «Васюткино озеро» и восстановить порядок повествования. Приглашаю желающего выполнить это задание у доски. Время на выполнение задания 1,5 – 2 минуты.

3 стр., 1324 слов

Узнаем как Васютка выжил в тайге: о выносливости мальчика

... Васюткино озеро↑ АстафьевХарактер Васютки из рассказа Васюткино озеро → ` Сочинение на тему «Как Васютка выжил в тайге» Васютка Шадрин является ... озеру. Васютка поужинал и приготовил ночлег. Смог добыть себе пищу на следующий день, подстрелив двух уток. Внимание мальчика привлекло большое количество белой рыбы в обнаруженном им озере. ... с дерева, что вокруг одна тайга! Вообще, жутко стало. Но всё-таки ...

6. Работа с текстом.

I . Фронтально.

Давайте вспомним события рассказа (беседа по тексту)

1. Зачем Васютка пошел в тайгу? (за кедровыми шишками, их любили охотники)

2. О каком «таежном законе» напомнила Васютке мать? («Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь»)

Что такое затеси? (зарубки на деревьях, чтобы охотники могли найти дорогу, чтобы постепенно образовалась тропинка для всех, кто приходит в лес. «Затеси» — это название произведения В.Астафьева, обозначают зарубки на памяти, то, что необходимо помнить)

3. С чего начались Васюткины приключения? Какой еще «» нарушил герой?

4. С кем сравнивает себя мальчик, когда понял, что заблудился? (С мухой, бьющейся в паутине)

5. Какие чувства овладевали мальчиком, с чем он боролся? (отчаяние, страх)

6. Как преодолевает герой страх? (говорит вслух с собой, с кедровкой и др., убеждает себя в том, что все будет хорошо)

7. Чем закончились приключения Васютки? (он вышел к озеру, а затем к большой воде)

II . В группе.

Нельзя найти пути решения наших задач без обращения к тексту.

Давайте вспомним, как Васютка попал в трудную ситуацию, как преодолевал страх, как автор с помощью пейзажа помогает нам понять душевное состояние героя. Лучше всего понимает автора художник, создающий иллюстрации к книге. Я приглашаю группу желающих поработать с иллюстрациями и показать нам, какие чувства и поступки героя постарался отразить художник. Задача: соотнести иллюстрацию и отрывок текста, а затем разместить это для нас на доске.

III . Проверка индивидуального задания.

Экспозиция –, Скучное житьё Васютки.

Завязка – Поход Васютки в тайгу за орехами.

Охота на глухаря. Потеря затесей.

Развитие действия –

Что делать? Васютка предпринимает действия по своему спасению., Просвет в пути, Кульминация –, Появление бота и возвращение героя, Законы тайги

О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из . Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке. К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой в Игарке, а временами бабушка с дедушкой. Начав рано жить самостоятельно и зарабатывать себе на хлеб,­ Астафьев знал, что такое лишения и отсутствие крова над головой. Возможно, именно поэтому он писал такие реалистичные рассказы о выживании в условиях тайги.

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» чем-то похож на автора, но есть и отличия. У тринадцатилетнего Васютки есть заботливые отец и мать, чье предусмотрительное воспитание помогает ему выжить в лесу. Васютка и сам довольно смышленый и в лес никогда без спичек, ножа и ружья не ходил. Он знал, что каждый раз, попадая в тайгу, нужно делать на деревьях зарубки, чтобы потом по ним же вернуться. Он также знал, что кедрач растет по берегам реки, что на юга тайга тянется на сто верст и более, поэтому лучше идти на север. Этому смелому подростку удалось продержаться в тайге пять дней. Все в селе беспокоились его исчезновением и уже не надеялись увидеть его в живых.

7 стр., 3468 слов

Почему выжил в тайге Васютка – герой рассказа В.П. Астафьева, 5 класс

... незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес ...

Как же удалось Васютке выжить в таких суровых условиях? Ему, конечно же, помогло знание законов тайги, которые давались ему с детства. В голове у мальчика целый багаж знаний о том, как ориентироваться по деревьям, как определять речная ли рыба или озерная, как отличать птиц по голосам, как добыть и приготовить себе пищу. Вдобавок к этим знаниям, конечно же, согревает мысль о доме и матери, которая в дорогу положила ему краюшку хлеба. Сложно пришлось ему в бескрайней и холодной тайге, но Васютка справился. Спички пригодились для того, чтобы по вечерам разводить костер, ножом он разделывал подстреленных им птиц, ну, а хлеб берег для крайнего случая.

Прекрасно разбираясь в сортах рыбы, он понял, что рядом с ним проточное озеро, а значит, оно вытекает в какую-нибудь речушку, которая в свою очередь впадает в Енисей. В своем рассказе Виктор Астафьев рисует смышленого мальчишку, который жил в гармонии с природой и умело использовал свои знания о тайге в ответственный момент. Читая рассказ «Васюткино озеро», мы видим, что растет настоящим мужчиной, благодаря правильному воспитанию. Ему с детства прививали такие качества, как мужество, храбрость, трудолюбие и стойкость. В конце рассказа, мужики из рыболовной бригады прозвали водоем, который открыл мальчик, Васюткиным озером.

«Васюткино озеро» — это рассказ Астафьева, где писатель написал историю мальчика, заблудившегося в тайге и сумевшего остаться живым.

Даже взрослый человек не всегда может совершить такое., Васютка и есть этот мальчик—герой.

  1. Характеристика Васютки.
  2. Как заблудился мальчик.
  3. Как удалось мальчику выжить.
  4. Почему озеро названо Васюткиным.

Васютке всего тринадцать лет. Он вырос в рыбацкой семье, жил в таежной деревеньке. Родители учили его, как правильно вести себя, оказавшись в тайге, какие предметы следует всегда брать в дорогу, даже отправляясь в лес ненадолго. Поэтому ко времени, когда произошло событие, он много знал о законах тайги, умел развести костер и приготовить себе простенькую еду. Он часто ходил с отцом и дедом, а потом и сам в лес за орешками, по грибы и ягоды. Ему прививали почти с младенчества такие черты характера, как самообладание, мужество, умение побороть страх. Благодаря навыкам, привитым в семье, умениям, которые получил от матери и отца, мальчик сумел преодолеть страх, оценить свое положение. Герой рассказа обладает хорошей памятью, смекалкой и находчивостью. Он знает лес, его научили разжигать костер даже под дождем, прятать еду от животных.

Даже взрослый человек не всегда может совершить такое  1

Однажды мальчик отправился за орешками, желая угостить рыбаков. Увлекшись погоней за глухарем, которого встретил на полянке, где долго увлеченно собирал под кедром орешки, и не сразу сообразил, что заблудился. А когда обратил внимание на незнакомый мох и сухую траву под ногами, оглянулся вокруг, его сердце наполнилось липким ужасом. Первым его желанием, было бежать, потом захотелось лечь на землю и просто плакать. Он лежал, глядя на небо и равнодушные облака, думал.

10 стр., 4651 слов

Курсовая работа максим горький рассказ герой

... работе над темой использовались методы: историческое определение, аналитическое наблюдение, сопоставление данных, контент-анализ. Н. Д. Телешова 1. М. ГОРЬКИЙ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького ... России 90-х годов. Идейно-художественная родственность реалистических и романтических рассказов Горького — одна из основных примет формирования его ...

В глухой тайге он смог выжить благодаря тому, что знал и мог делать. Васятка следовал советам, которые получал от взрослых. Но любой человек хоть чуть-чуть знающий суровые таежные законы, понимает, что грозило Васютке. Однако мальчик не пал духом, не стал со страхом ожидать смерти, хотя вначале и испугался. Вдумчиво, без суеты шел Васютка вперед, и удача улыбнулась ему. Он помнил слова отца и дедушки:»Тайга хлипких не любит.» Эти слова помогли мальчику в наиболее трудные мгновения отчаяния, придавали ему силы. А знание, как следует поступать, а также мужество, самообладание позволили Всютке спастись. Он не терял присутствия духа и не «терял голову» даже ночью, когда плакал от отчаянии, и не забывал мешок свой вешать на сучок, не поддавался желанию съесть запас хлеба сразу, старался запоминать свой путь и запомнить место, где находился. Когда же мальчик доел последний кусочек хлеба, удача снова вознаградила его: он нашел красивое озеро с огромным количеством рыбы. А правильная логика привела мальчика к Енисею, где его и подобрали рыбаки.

Даже взрослый человек не всегда может совершить такое  2

Слушая его рассказ, односельчане удивлялись, как совсем еще малец смог «победить тайгу». Мальчик рассказывал обо всем, что пережил, а отец с дедом строго следили, чтобы тот не хвастался. Они старались вырастить настоящего таежника, сибиряка. Озеро, которое нашел мальчик, же люди назвали Васюткиным в честь мужественного человечка, сумевшего справиться с бедой самостоятельно.