По русскому языку «Соотношение лирического и трагического в рассказах А.Н. Тэффи»

Сочетание трагического и комического в литературном произведении воздействует на читателя особенным образом. Отказавшись от резких контуров и красок, автор в подобном случае показывает мир во всей его глубине, в сплетении подтекстов и контрасте.

Тэффи – уникальное явление в нашей литературе. Классическая русская литературная традиция опирается на глубокие и мрачные бездны – как и психологические, человеческие, так и социальные. Русский автор практически всегда – жизнеучитель и пророк, грозно бичующий социальные язвы человечества, спорящий с мирозданием, с Богом. Тем удивительнее появление автора, ставящего на первое место маленького человека во всём героизме и трагичности его маленьких жизненных событий.

Тэффи, бесспорно, обогатила жанр маленького рассказа утонченностью, свойственной модернизму, вниманием к российскому быту и «маленькому человеку», присущим русской классике. Сопереживая любому существу, она постигла душу детей и зверей, простых людей и рафинированных светских дам. По словам М.Алданова, «на восхищении талантом Тэффи сходятся люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов». Среди поклонников писательницы были Николай II и Ленин, Распутин и Керенский, Милюков, Бунин, Куприн, Саша Черный и многие другие. Ее рассказы одинаково восхищали красных комиссаров, чекистов и русских эмигрантов. Г.Иванов утверждал: «Тэффи-юмористка — культурный, умный, хороший писатель. Серьезная Тэффи — неповторимое явление русской литературы, которому через сто лет будут удивляться».

В последнее время интерес к творчеству писательницы неуклонно растёт. В двадцать первом веке, с его масштабами и контрастами, особенно актуальным становится творчество милосердной и сострадательной писательницы.

В данной курсовой работе мы решили проанализировать сочетание комического и трагического в прозе писательницы. В связи с этим темой своего исследования мы определили: «Соотношение лирического и трагического в рассказах А.Н. Тэффи».

актуальность

Предмет курсовой работы – рассказы А.Н. Тэффи.

Исходя из сказанного, цель данной работы мы видим в рассмотрении способов и методов сочетания писательницей комического и трагического в своих произведениях.

Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:

5 стр., 2344 слов

Трагическое и Комическое в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» ...

... И трагический финал Булгаков скрашивает комической нотой: Шарик окончательно убежден в своем необычном происхождении и в том, что такое благоденствие сошло на него неслучайно. 2.2 Комическое и трагическое в повести «Роковые яйца» Повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» разные, и в ... элементарной культуре в быту, на работе, в отношениях, тогда разруха исчезнет сама собой, будет мир и порядок. Причем ...

— исследовать феномен трагического и комического в эстетике вообще и в литературе в частности, а также выявить способы их сочетания;

— проанализировать основные вехи жизни и творчества Тэффи, особенности её художественного стиля и эволюцию её творческого пути, особенно в аспекте исследуемой темы;

-на примере отдельных рассказов и с помощью актуальных исследований определить сочетание трагического и комического в творчестве Тэффи.

Методы исследования, Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

В первой части данной работы мы рассмотрим теоретические аспекты, связанные с феноменом комического и трагического в искусстве и познакомимся с исследованиями на эту тему. Во второй части сделаем краткий экскурс в биографические и творческие вехи, связанные с Тэффи, а в третьей части постараемся определить сочетание трагического и комического в творчестве писательницы.

Трагическое и комическое начала в литературе зачастую предстают эдакими антиподами, полюсами. Тем удивительнее их сочетание и переплетение в художественном тексте, тем большее воздействие данный симбиоз способен оказать на читателя. Рассмотрим эти понятия по отдельности.

Согласно определению В.Е. Хализева, трагическое – «одна из форм (едва ли не важнейшая) эмоционального постижения и художественного освоения жизненных противоречий. В качестве умонастроения это скорбь и сострадание. В основе трагического — конфликты (коллизии) в жизни человека (или группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться».[6, с.47]

Классическое восприятие трагического восходит ещё к Аристотелю (известные суждения о трагедии), а теоретическая разработка понятия — к эстетике романтизма и Гегелю. Трагический герой тут рассматривается как «сильная и цельная личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью (иногда и с собою), не способная согнуться и отступиться, а потому обреченная на страдания и гибель»[1, с.54]. Трагическое и литературе отображает представление о невосполнимой потере человеческих ценностей и в то же время веру в человека, обладающего внутренним достоинством и не предающим себя даже перед лицом неминуемого поражения. Трагические ситуации могут включать в себя момент виновности человека (таков пушкинский «Моцарт и Сальери»).

Понятие трагической вины универсально у Гегеля, по мнению которого трагический герой виновен уже хотя бы потому, что разрушает сложившийся порядок.

Во второй половине XIX в. трагическое стало осознаваться более разнообразно — как всё, «способное вызывать горестное чувство, сострадание, страх, боль, как ужасное в человеческой жизни» (по Н.Г. Чернышевскому)[2, с.77]. Позже (от Шопенгауэра и Ницше и далее, к экзистенциализму) трагическому было придано гораздо более универсальное толкование. В соответствии с подобным воззрением катастрофичность человеческого бытия составляет его главное, сущностное свойство, а жизнь безысходна и бессмысленна по причине смертности отдельного индивидуума. Трагическое при таком подходе сводится к страданиям и отсутствию надежды, положительное же его содержание (утверждение силы духа, последовательности, героизма) априори нивелируется и не берётся в расчёт.

3 стр., 1159 слов

Место человека и смысл его в мире

... рукой, творцом в кузне природы, да хоть валенком которым ... же вот и ответ три.. Место есть каждому и у каждого свой путь.. Заключение вера человек судьба мировоззрение Место человека в этом мире - есть его смысл жизни. Мы можем быть щепкой, ...

Трагедия – страшное слово, полное безысходности, несущее в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным мертвенным дыханием. Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения резкими, объемными, сознание смерти заставляет человека острее и глубже переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность собственного бытия. И когда гибель рядом, то в этой ситуации ярче видны все краски мира, его оттенки, эстетическое и духовное богатство, его чувственная прелесть, насыщенность, величие маленького, отчетливей проступают правда и обман, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое последовательно раскрывает следующее:

  1. гибель или горькие страдания отдельно взятой личности, невосполнимость для людей её потери;

  2. бессмертные начала, заложенные в неповторимой человеческой индивидуальности и ее продолжение и развитие в жизни человечества;

  3. высшие, надличностные проблемы бытия, высший и общественный смысл жизни человека;

  4. активное противодействие трагического характера по отношению к обстоятельствам;

  5. философски осмысленное состояние мира;

  6. исторически, временно неразрешимые противоречия;

  7. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает подобное катарсису воздействие на человека. [3, с.24]

Большое искусство всегда нетерпеливо к грядущему. Оно торопит жизнь. То, что Гегель называл трагической виной героя [1, с.207], есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть. Такое несогласие с окружающей средой чревато пагубными последствиями для личности: над ней нависают грозовые тучи, из которых, в конце концов, ударяет молния смерти. Однако именно не желающая ни с чем сообразовываться личность прокладывает путь к более совершенному состоянию мира, страданием и гибелью открывает новые горизонты человеческого бытия.

Ключевая проблема трагедийного художественного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех препятствий, границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных высокими идеалами. Таков тип так называемого трикстера. Трагический герой идёт вперёд, он ломает устоявшиеся правила, он всегда в авангарде борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие, зачастую непосильные трудности. Трагедия дает нам концепцию жизни, она раскрывает ее внутренний, общественный смысл. Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. Пусть даже в этом просматривается некоторый индивидуализм. С другой стороны, все общество должно развиваться сквозь призму человека и через человека, а не вопреки ему и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, таков вывод, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства. «Человек – это звучит гордо!»

2 стр., 873 слов

Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

... Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. ... публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в ... наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ...

Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Имеются абсолютно разные трактовки данного понятия в контексте эстетических категорий. Порой его воспринимают как антипод либо альтернативу трагическому, героическому, возвышенному. Например, известный немецкий литератор и теоретик искусства Ж.-П. Рихтер определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». [4, с.111]

Но всё же большинство исследователей считает его категорией эстетики. В таком случае, разумеется, имеющей точно такое же значение, как и все прочие. Удивителен широчайший диапазон сферы комического, в нем выделяются различные виды, стороны и оттенки. От тонкого, лирического юмора до уничтожающего гротеска. Комическое во всех своих проявлениях обладает сильнейшим воздействием на человека, элементы комического входили как неотъемлемые составные части во всевозможные литературные произведения — от самых примитивных до наиболее совершенных. Отдельные элементы комического включают в себя даже героические поэмы античных авторов.

В эпоху Просвещения Лессинг показал широкое эстетическое значение смеха, не ограничивающееся высмеиванием отдельных нравственных или социальных недостатков. Истинную, более глубокую пользу комедии он видел в модернизации общечеловеческой способности подмечать смешное. Очень своеобразное психологическое истолкование феномена смешного дает И. Кант, говоря о нём дословно следующее: по его словам понятие комического есть понятие «аффекта от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Шеллинг в свою очередь определял комическое как форму эстетизации безобразного и превращения его в совершенное, в предмет искусства: «Изящное искусство может обратиться к сфере низкого, лишь постольку поскольку и в ней достигает идеала и его совершенно переворачивает. Это переворачивание и есть сущность комического».

У Фридриха Ницше сама природа смеха обуславливается пережитком страха. Иными словами, человек на протяжении многих веков был животным, подвластным паническому страху, и до сих пор если какая-то неожиданность разрешается без опасности для нашей жизни, это само по себе становится источником положительных эмоций. Этот переход от мгновенного страха к краткому веселью называется комическим. [5, с.29]

В ХХ веке новую интересную трактовку комического дал Фрейд. По мнению этого признанного авторитета в области человеческой души, комическое, проявляющееся в юморе, смехе и остроумии, является обнаружением подсознательного. То есть является выходом наружу глубоко затаённых внутренних мыслей и переживаний человека.

Комическое выступает обличителем сил зла, отсталости и лени, невежества и самовлюбленности, самодурства и насилия; оно – мера нравственного превосходства человека. Комическое порождено природой человека; оно присуще народному духу, оно в крови народа. Великие мастера учились ему у народа, по его устному творчеству. Отшлифовав его формы, они вновь возвращали его народу.

7 стр., 3430 слов

Анализ рассказа весна тэффи

... начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами» (47)13 . Смысл произведения очевиден: оно ... Ключевые слова: Тэффи, комическое, образ ребенка, эмиграция, ... по должности, брак по расчету. В ответ на несправедливость и пошлость окружающей действительности дети создают свой мир, свою жизнь («настоящую»). Непременными модусами существова-ния становятся ...

Как итог, комическое становится обличителем темных сил, дурных качеств и социальных пороков, оно становится мерой, позволяющей человеку преодолеть тьму и хаос. Комическое вытекает из самой натуры человека, из его глубин, оно присуще духу самого народа, оно плоть — от плоти его. Многие величайшие художники брали истоки юмора у народа, в его фольклоре. Огранив его и творчески переработав его, они возвращали его народу в форме художественного произведения.

Как уже было сказано, комическое является одной из наиболее крупных и при этом сложных категорий эстетики. Под термином «комическое» подразумеваются и вполне обыденные, естественные события, предметы, личности и отношения между ними, и отдельный вид творчества, сводящиеся к осознанному выстраиванию своеобразных конструкций или явлений, а также при помощи лингвистических средств с определенной целью – создать комический эффект. При этом нужно помнить, что далеко не все, что смешно – комично, и напротив. Комическое – высшая ипостась смешного. Оно рождает важный в социальном плане, сопряженный с идеалами красоты чистый смех, подчеркивающий неправильность одних качеств человека и возводящий на пьедестал другие. В разных контекстах любое событие может предстать или комичным или смешным. Комическое всегда общественно по своей природе, и от того его восприятие всегда социально обусловлено. Мы часто можем наблюдать как то, что представляется смешным для одного человека, другому смешным совсем не кажется. Гуманистическое, этническое, историческое и классовое – все это переплетается в комическом преломлении в чрезвычайно сложный механизм. Как известно, сам жанр комедии – признак развитой цивилизации. Ведь по своей природе смешное крайне демократично, оно не склоняется перед авторитетами, выступает против надутого чванства и социальной иерархии, основанной на насилии.

Смех, как правило, вступает в противоборство с любыми формами самодурства, насилия и несправедливости. Собственно, именно на этой черте смеха основаны сатира и гротеск произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы остаются важными лицами для людей лишь пока они встроены в иерархию, но стоит читателю под обжигающим лучом щедринской сатиры открыть глаза, оказывается, что генералы бездарны, смешны и нелепы, и на этом иерархичность заканчивается. Получается, комичность противника – его слабая сторона. Показать комичность соперника – значит победить его.

Таким образом, как мы видим, трагическое и комическое не только являются антиподами, но и находят множество точек соприкосновения. И чем сложнее, напряженнее и запутаннее эпоха или общественная структура, тем теснее сплетение в них комического и трагического. И тем интереснее прослеживать их взаимосвязь.

Вспоминая про критерии эстетики, так же следует заметить, что и в литературных произведениях эти категории находятся в теснейшей взаимосвязи. Примером тому является бессмертный литературный тип — прославленный образ Дон Кихота Мигеля Сервантеса.

3 стр., 1131 слов

Ранний период творчества Блока

... в третьей – образ России. Готовые работы на аналогичную тему Ранний период творчества Блока Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, ... в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти. Особенности поэтического стиля Блока Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ...

На примере этого образа мы можем наблюдать чудесный дуализм и многогранность. Нам не найти такого свойства характера, которого бы не было в нем. В нём сплетено всё: положительное и отрицательное, возвышенное и низменное, чудесное и обыденное. Добиться столь сложного эстетического эффекта Сервантесу помогает именно точная дозировка в смешении трагического и комического.

Трагикомическое наиболее полно отражает нашу объективно существующую реальность. Литературные произведения, оставившие наиболее глубокий след в литературе, проникнуты именно пафосом трагикомизма. Таково творчество Салтыкова-Щедрина, Горького, О. Генри, Маркеса, Хемингуэя, Кафки.

Человек, как и мир в целом, многогранен и противоречив. В каких-то отношениях он героичен и трагичен, в каких-то — комичен. И именно в этом в единстве и борьбе противоположных начал и заключается его цельность. Отразить данное противоречие во всех его гранях — и есть первейшая задача искусства.

Появление в русской литературе столь своеобразного феномена, как Тэффи – явление удивительное. Что ещё более удивительно, в литературных кругах у неё не было ни врагов, ни недоброжелателей. Исключительно в положительном ключе отзывался о ней желчный Ходасевич. Бунин, широко известный своими резкими характеристиками практически всех собратьев по перу, не только благожелательно отзывался о ёё творчестве, но и высоко ценил её как человека. Потому уместно определение данное писательнице современным литератором и критиком Дмитрием Быковым: «Тэффи – ангел русской литературы». [8, с.7]

Надежда Александровна Лохвицкая родилась 9 мая 1872 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката. Вместе с первым мужем Владиславом Бучинским в 1892 году она переехала в имение под Могилевом. Собственно, лишь в 1900 году, в 28 лет, после развода и переезда в Петербург, она дебютировала как литератор. В 1910 году издательством «Шиповник» выпущен её первый сборник «Юмористические рассказы».

Интересна история появления псевдонима Тэффи. По одной из версий, псевдоним восходит к строкам из песни Киплинга. Так же есть версия, что псевдоним взят писательницей в контексте моды на мистификации и литературные игры, царившие в то время в литературном мире Петербурга. Наконец, по ещё одной версии, начинающая писательница не хотела, чтоб её имя ассоциировалось с именем её старшей сестры, известной поэтессы- символистки Мирры Лохвицкой.

Кумирами писательницы с детства были А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой. Писать она начала ещё в раннем детстве, однако дебютировала в литературе в почти тридцатилетнем возрасте: 2 сентября 1901 года журнал «Север» опубликовал её стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…». С 1905 года её рассказы и очерки начали печататься в журнале «Нива».

Начинала она, как и её старший литературный товарищ А.П. Чехов, с юморесок и сатирических зарисовок. В период с 1905 по 1907 год Тэффи пишет злободневные социальные стихи и фельетоны для различных журналов. Тогда же выкристаллизовывается основной жанр её творчества – юмористический рассказ. Её многочисленные литературные фельетоны приносят ей любовь всей страны. Известно, что она была, например, любимым автором императора Николая II .

11 стр., 5019 слов

Жизнь и творчество И. А. Бунина

... творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века. Жизнь И. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Бунин родился 10 октября ... человека... очень талантливого - и в живописи, и в музыке, и в литературе, - вспоминал писатель, - вероятно, его увлекательные рассказы в зимние вечера... и то, что первыми моими книгами для чтения были "Английские поэты" (изд. Гербеля) и ...

И при жизни, и в наше время её творчество неразрывно связывают с журналом «Сатирикон» (1908-1918) редактором которого был знаменитый писатель А. Аверченко. Журнал сочетал в себе как острую политическую сатиру, так и безобидную юмористику. Помимо Тэффи в нём в разное время сотрудничали такие разные авторы, как А.И. Куприн, В.В. Маяковский, Саша Чёрный.

Важной вехой творчества Тэффи стал вышедший в 1911 году двухтомный сборник «Юмористические рассказы», наполненный критикой обывательщины, изображением простого народа, псевдосвета и повседневности. Обыденность, как и то самое чеховское мещанство, изображены писательницей метко и язвительно.

В период 1912 по 1917 год выходит ещё несколько сборников писательницы. В каждом из них заметна разная типологическая направленность. Например, в сборнике «И стало так» описывается в основном обыденность и серость жизни. В сборнике «Карусель» главенствующей является тема простого человека, угнетенного непосильным бременем жизни. А в сборниках «Не живой зверь» и «Дым без огня» наряду с ощущением трагизма бытия проявляются и светлые стороны действительности – в изображении детей, животных, простых людей.

Как и большинство её соратников по петербургской интеллигенции, Тэффи положительно восприняла русскую революцию 1917 года. В тот период она даже принимала участие в митингах и сотрудничала в ленинской газете «Новая жизнь». Однако после большевистского переворота писательница разочаровывается в революции, и после полутора лет скитаний по югу Тэффи эмигрировала из России, не оставляя надежд на довольно быстрое возвращение. Чему, увы, не суждено было сбыться.

В эмиграции писательница публикует «Воспоминания», где создает галерею портретов известных людей, с которыми её сводила судьба. Основной темой её первого творчества в эмиграции становится дореволюционная Россия.

В поздний период в творчестве Тэффи возникают печальные, а порой даже и трагические мотивы. Так же в поздних своих рассказах часта тема психологического состояния эмигрантов. Писательница не идеализирует эмигрантскую среду, с горькой иронией описывая негативные стороны их быта.

В годы Второй Мировой войны Тэффи проживала во Франции. Она очень сильно бедствовала, при этом не сотрудничая ни с какими оккупационными либо коллаборационистскими властями. Даже в последние годы жизни, задавленная материальными затруднениями и тяжелыми болезнями, Тэффи стремилась помогать окружающим.

Тэффи намеривалась писать о персонажах Сервантеса и Л. Н. Толстого однако, к сожалению, эти замыслы оборвала смерть. Надежда Александровна умерла 6 октября 1952 года. Похоронена она в Париже на кладбище для русских Сент-Женевьев де Буа.

Тэффи в российской юмористике принадлежит особое место. Именно в её творчестве появляется светлый жизнеутверждающий пафос смеха, что ни капли не отменяет бичевание ею неприглядных сторон окружающей действительности.

В ранний, дореволюционный период творчества иронический акцент автора смещен со стороны насмешки и осуждения в сторону жалости к объекту повествования в связи с его несовершенством. Так вырабатывается собственный авторский голос писательницы, сочетающий в себе комизм повествования с трагическим и лирическим подтекстом.

2 стр., 749 слов

Существует ли настоящая жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»?

... потому что настоящей жизни, на мой взгляд, в рассказе Чехова «Ионыч» нет. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... анекдоты. Складывается ощущение, что в доме этих людей жизнь замерла. А существовала ли она, эта жизнь, вообще? Вера Иосифовна, жена Туркина, слыла в городе «большой» писательницей. Она «творила» длинные романы, ...

Даже в период сотрудничества в «Сатириконе» Тэффи не перенимала специфический сатириконовский стиль юмора, заключавшийся в тотальной гомерической насмешке над всем и вся, включая даже человеческое горе и несчастье. Тэффи создает особенное направление в комическом.

Попробуем выделить основные черты данного направления:

  1. в творчестве писательницы зарождается особенный тип комического, сочетающий в себе противоположные начала – лирическое и гротескное, ироничное и печальное. Уходит утрированная политическая и гражданская направленность произведений, юмор становиться диалектическим.

  2. излюбленным персонажем писательницы становится так называемый «средний» человек, обыватель; предметом изображения для Тэффи становится интерес к внутреннему миру этого человека, позволяющий увидеть в смешном и неприглядном трагические черты.

  3. также тенденцией для Тэффи становится крайняя «жизненность», внешняя привязанность к бытовой, обыденной стороне действительности.

В общем и целом, по формальной манере изложения творчество Тэффи можно причислить к сатириконовскому направлению в юмористике. Однако неповторимые индивидуальные черты произведений Тэффи – такт, сочувствие к маленьким людям, глубочайшее сострадание к несовершенству человеческой природы позволяют рассматривать писательницу как зрелого мастера, обладающего своим, запоминающемся авторским почерком.

Интересен также эмигрантский период творчества Тэффи. Она является единственным автором – эмигрантом, у которого получилось изобразить страшные, трагические события той эпохи в юмористическом ключе. При всем сочувствии к эмигрантам, острое и правдивое перо Тэффи не может пройти мимо комических сторон их жизни.

Есть мнение, что с именем Тэффи связано появление целого направления в российской юмористической литературе – так называемой «лирической сатиры». В какой-то период на смену большому и серьезному роману в русской литературе приходит небольшой юмористический рассказ. И в этом тоже просматривается некий символизм.

Несмотря на некоторую вынесенность Тэффи из контекста так называемых «великих» писателей, в тоже время нельзя сказать, что её имя потерялось среди десятков других. В семидесятые годы, к примеру, появились книги Л.А. Спиридоновой, посвященные творчеству Тэффи. С распадом Советского Союза интерес к творчеству писательницы все более и более возрастает. И все новые и новые поколения читателей открывают для себя удивительный художественный мир Тэффи, наполненный умной иронией, легкой сквозной насмешкой и бесконечной жалостью к несовершенству Человека.

Своеобразный подход к юмору у Тэффи определяется незлобивостью, снисходительностью писательницы по отношению к героям своих произведений. Да сама Тэффи, как мы уже упоминали, тоже отличалась исключительно добросердечным и мягким характером.

Художественное своеобразие её рассказов раскрывается через уникальный в своём роде синтез комического, лирического и трагического.

2 стр., 679 слов

Ральф Эмерсон. «Доверие к себе» и «Рассказ о жизни ...

... будет вынуждено удовлетворить требования личности. "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба" Эта "декларация" писалась отнюдь не в подражание Эмерсону: ее форма была традиционной для ... позабыто — оно навечно останется саднящей раной национального сознания и национальной совести. ► Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" : Художественное открытие ...

Эти начала переплетаются в художественном мире Тэффи, представляя органичный синтез и определяя всю поэтику комического.

В рассказах происходит становление индивидуального стиля писательницы, характеризующегося сочетанием комизма сюжета и персонажей с лиризмом повествования и трагическим подтекстом.

Тэффи обладала удивительно острым взглядом, позволявшим замечать смешное во всех жизненных ситуациях и видеть человека с комической стороны. Тэффи, например, даже в константинопольском торговце видит человека, одуревшего от громкого крика, которым он зазывает покупателя: «Уже к полудню торговцы так обалдевают от собственного крика, что если вы остановите одного из них, чтобы что-нибудь купить, он отмахнется от вас рукой и будет орать дальше»[11, с.66]. Она как будто рисует с натуры бытовые сценки, но ее творческая манера далека от натурализма а-ля Золя или поздний Бунин. Стержнем большинства маленьких рассказов является психологический подтекст. Говоря об особенностях юмора писательницы, Ю. Терапиано заметил:

«Умение схватить правду жизни — вот основной дар Тэффи. А так как настоящая жизнь, жизнь всякой души человеческой и даже звериной в глубине трагична и многопланна, сквозь «низкое и пошлое» постоянно прорывались лучи иного, и порой такая внутренняя красота позволяет забывать о мелком и неважном»[7, с. 114].

Это свойство дарования позволило Тэффи творить яркие, запоминающиеся образы героев буквально несколькими легкими штрихами. В этом отношении особенно выделяется книга «Тихая заводь», где нежность и грусть соседствуют с веселым смехом и блистательным остроумием. Рассказы «Тихая заводь», «Неживой зверь», «Крепостная душа» поражают глубиной проникновения во внутренний мир человека. Одиночество и заброшенность —ключевой лейтмотив большинства рассказов сборника, повествуют ли они о стариках, доживающих век на забытом всеми хуторе, или о детях из обеспеченных семей, обделенных вниманием взрослых. Трагически одиноки маленькие герои Тэффи: Катя из рассказа «Неживой зверь», Лелька, заболевший «сладкой тоской» («Олень»).

Внутренний мир героя часто раскрывается с помощью монолога. Медленно идёт поток тяжелых старческих мыслей отставного кучера и отставной прачки в рассказе «Тихая заводь», няньки из рассказа «Крепостная душа», обнажая их сокровенные мысли, их души. Продолжая традиции Чехова и Достоевского, Тэффи находит свой собственный сплав комического с трагическим. Тема маленького человека доминирует в сборнике «Вечерний день», включающем, помимо рассказов, повесть «Предел». Большинство произведений объединяет мотив темного подсознательного начала, толкающего человека на неожиданные, порой даже криминальные поступки.

Трагедия русской эмиграции также раскрывается писательницей изнутри, через конфликт отцов и детей. Психологически несовместимыми оказываются самые близкие люди: одни живут мечтой о возвращении на родину, другие, насмотревшись на европейский «рай», даже слышать не хотят о высоких идеалах. Трещина, разделившая людей на враждебные группы после Октября, прошла через их души, что неминуемо привело к разрушению — не только государственного строя и всех его институтов, в том числе семьи, но и самой личности. Поняв эту истину, Тэффи попыталась бороться с неизбежным злом с помощью комизма, то грустного, то веселого, но всегда основанного на знании человеческой природы. [3, с.17]

Противление злу комизмом — главное художественное открытие Тэффи. Психологическое исследование глубин души, любовь к людям и ненависть к человекообразным — вот основное содержание творчества Тэффи начала 1920-х гг. Поэтому даже воспоминания о прошлом («Соловки»), окрашенные в чистые и светлые тона, полны раздумий о предназначении человека и о собственной судьбе.

Мотивы одиночества, тоски, отчаяния и смерти доминируют в рассказах «Вдвоем», «Летчик», «Воскресенье», «Сырье» и др. Писательница размышляет о свойствах загадочной русской души: «В русском человеке очень слаба сопротивляемость, резистенция. От природы мягки, да и воспитание такое получили, чтобы не зазнаваться», — пишет она в рассказе «Сырье». [ 9, с.44 ]

Любимый прием Тэффи — обнажение глубинных черт характера, скрытых от обычного глаза. Удивительно мастерство портретных характеристик у Тэффи. Как правило, они основаны на острословии, словесном комизме и вместе с тем точно и лаконично передают сущность характера героев. Об одной из своих героинь Тэффи говорит: «Не женщина, а птичья дура», другая характеризует себя так: «Молчу — мегера, смеюсь — гетера». «Подвинченная, лживая, веселая, яркая» Анна Броун раскрывается с помощью сопоставления с деревом, которое она зовет Розалиндой. «Мохнатая лапа Розалинды прошуршала по стеклу. Ветерок? Анна подошла к окну. В черном воздухе застыли черные ветки, чуть выделяясь там, где сквозь них просвечивало небо. Ветки были тихие-тихие, и только один листок у окна бился и дрожал. Только один, как жилка на шее Анны, — Розалинда, неужели и ты мучаешься!».[10, с.88]

В доэмигрантский период творчества ирония автора несёт не столько характер неодобрения и осуждения, сколько сочетает в — себе жалость к объекту изображения и негодование по поводу его несовершенства. Возможно предположить возникновение некоего варианта «противоиронии» в раннем творчестве Тэффи. В эмиграции самоироиия становится определяющей формой выражения мироощущения автора. Подобная смена оттенков авторской эмоциональности обусловлена изменением характера комического в художественном мире Тэффи, что связано, прежде всего, со сменой объекта изображения и синтезом форм комического: сатиры, иронии, юмора.

Объектом изображения первых рассказов Тэффи становятся пороки, имеющие широкую общественную значимость, нарушение нравов, норм морали. Сатира является определяющим видом комического, а смех имеет трагикомический характер. Нередко сатирические зарисовки сочетаются с лиризмом повествования, что выделяет рассказы Тэффи из общего потока комической литературы начала XX века.[3, с.34]

Однако, по замечаниям самой писательницы, она никогда не стремилась стать сатириком, и ей чужды были агрессивность и ненависть, которые непременно руководят пером сатирика. Постепенно Тэффи уходит от обличительной манеры письма, сатира сменяется юмором; деформация, гиперболизация и гротеск, которые были использованы в сатирических рассказах политической тематики, заменяются такими языковыми средствами как намёк и языковая игра.

Юмор определяет произведения «сатириконского» периода творчества, он направлен на странное и чудное в жизни, отдельные, относительно терпимые недостатки. Такие «недостатки» Тэффи видит в обыденной жизни и в характере обывателя как типичном её представителе. Осмеивая поведение обывателя, комическими средствами и приёмами создавая художественный образ «человекообразного», Тэффи всё же находит в объекте осмеяния положительные стороны. В каждом изображаемом герое ей видится искра Божья, которую возможно раздуть в пламя. Подобное сочетание насмешки и «положительной нежности» является слагаемым индивидуального стиля писательницы. [3, с. 24]

Как правило, объектом изображения в произведениях комической направленности становятся явления, противоречащие норме, в рассказах Тэффи осмеянию подвергается сама норма жизни.

От светлого чеховского юмора произведений «сатириконского» периода, от гоголевского «смеха сквозь слёзы» Тэффи приходит к психологизму Достоевского. Тема униженных и оскорблённых, своеобразно трансформируясь в эмиграции, раскрывается через изображение чувств и переживаний эмигрантов, трагичных в своей основе, но комично трактуемых Тэффи.

Тематика эмигрантских произведений Тэффи разнообразна, в ней можно выделить циклы рассказов о любви, о детях, о животных, о «нежити», в которых определяющим становится лирическое начало. Нежность и грусть соседствуют с добрым юмором и блистательным остроумием. В эмиграции меняется идейная направленность творчества и адресат комического. В комментариях к сборникам, вышедшим в России, Тэффи подчеркивает массовую направленность своего творчества: писать так, чтобы было понятно и ребёнку, и взрослому. Творчество эмиграции оказывается исполненным особой миссии — спасение России, оказавшейся на чужбине. Именно эмигранта делает Тэффи не только объектом изображения, но и основным адресатом. Трагический в своей основе смех, ставший тенденцией на долгие годы, являлся спасительным средством многочисленного общества эмигрантов. Горечь и сожаление, испытываемые по поводу несправедливости происходящего, определяют эмоциональную направленность трагических рассказов, малоизвестных читателю и по сей день. Трагизм мироощущения проскальзывает между строк, спрятан в подтексте рассказов, а порой наполняет всё произведение от первой до последней строки. Но таких сравнительно немного, возможно, поэтому они и не получили широкую известность.

Русская юмористика начала XX века — это новый этап в развитии всей комической литературы. Особое место принадлежит H.A. Тэффи, поскольку именно в её творчестве впервые проявился жизнеутверждающий пафос смеха, несмотря на то, что объектом его осмеяния становились пороки российской действительности.

Как уже было отмечено, победить врага можно при помощи юмора. Врагом в нашем случае представляется мелочность человека, его пошлость и ограниченность, одним словом – обывательщина. Парадокс, однако, в том, что побеждая врага, писательница одновременно жалеет его. Ведь те самые мелочи, та самая тина будней и составляет важную часть нашего существования. «Человеческое, слишком человеческое», как сказал бы Ницше.

Для Тэффи переломным моментом в творчестве становится эмиграция, гармонично довершив эволюцию писательницы из автора сатириконовских юморесок в фигуру иного масштаба.

Эмигрантская жизнь становится основной темой творчества. Существенно меняется характер объекта изображения. Если ранее в поле зрения попадали действительно смешные стороны жизни, в комичных ситуациях обыватель оказывался по причине нелогичных поступков и узости мировоззренческого взгляда, то в эмигрантских рассказах Тэффи иронизирует по поводу трагикомических сторон окружающей жизни. Эмигрант, который становится основным героем, лишён «настоящей» жизни: отсутствуют близкие люди и дорогие сердцу традиции.

В доэмигрантских рассказах, подвергая насмешке замкнутую беликовскую жизнь обывателя, Тэффи занимает позицию «выше» объекта изображения, ироническая манера повествования является тому подтверждением. Дистанция между повествователем и автором существенна: повествователь смеётся, а автор предельно серьёзен. [ 3, с.71 ]

Произведения эмиграции имеют характер исповедальный. Повествователь и автор сливаются в единый образ в художественном мире Тэффи. Собственная жизнь, воспоминания, образы детства составляют сюжетную основу произведений. Объектом изображения становятся не нелепые поступки и несуразные разговоры обывателей, а трагедия человеческой жизни, которой подвержена оказалась и сама Тэффи. Однако писательница избирает сильную позицию, как в творчестве, так и в жизни, ироническим настроением окрашено повествование рассказов, воспоминаний и переписка с близкими. Как возможность спасения на чужбине возможно расценить подобную самоиронию.

Мотивы одиночества, тоски, душевной задавленности перемежаются юмористическими комментариями, языковой игрой.

Комическое в художественном мире Тэффи синтезирует различные формы: сатирическая форма комического ранних рассказов сменяется горькой улыбкой, «смехом сквозь слёзы». Трагическими событиями оказались наполнены рассказы: обыск с последующим приговором, смерть близкого человека, одинокие дни старости — но вписанные в канву иронического повествования, юмористически обыгранные, они несут жизнеутверждающий пафос.[3, с.88]

Таким образом, формы комизма и характер смеха в художественном мире Тэффи чрезвычайно разнообразны: от едкой иронии и сокрушающей сатиры политических рассказов, «смеха сквозь слёзы» «сатириконских» произведений до добродушного юмора рассказов о детях и трагического в своей основе смеха рассказов эмиграции. Комическое начало претерпело в творчестве писательницы значительные изменения, определяя тем самым разнообразие поэтики комического и проблемно-тематического уровня.

Поэтика комического и трагического у Тэффи, несмотря на то, что не содержит таких форм и приёмов, которые не встречались бы раньше в литературе, оригинальна и своеобразна. Она несёт на себе печать неповторимой индивидуальности мастера и связана, прежде всего, с особым мировоззрением писателя, его субъективным видением, создавшим художественный мир, всегда правдиво отражающий реальность.

Подлинное же новаторство писательницы проявилось именно в тонком, аккуратном сочетании трагического и комического. Без этой ювелирной работы должный эффект вряд ли был бы достигнут.

  1. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика, т.2 — Издательство «Искусство», 1968. – 326 стр.

  2. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы. Сочинения графа Л.Н. Толстого — Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 2. – 582 стр.

  3. Бочкарёва Е. В. Комическое в художественном мире Н.А. Тэффи, интернет-источник. ВАК 10.01.01, 2001, 96 стр.

  4. Жан-Поль Рихтер. Письмо о философии // Историко-философский альманах. Вып. 2. М.: Современные тетради, 2007. 330стр.

  5. Ницше Фридрих. Ecce Homo. Антихрист – Издательство Азбука-Аттикус, 2015, 224 стр.

  6. Хализев В.Е. Теория литературы – Издательский дом Academia, Москва, 2009. – 432 стр.

  7. Ю. А. Терапиано Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Paris — New York, 1987., 317 стр.

  8. Д. Л. Быков Лекция «Тэффи. Юмористические рассказы», интернет-источник , 24 стр.

  9. Тэффи Н. Л. Собрание сочинений. Том 2: Неживой зверь / Сост. и подгот. текстов Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком, 1997. — С.7. 13.

  10. Тэффи H.A. Чертик в баночке // Тэффи H.A. Всё о любви: Рассказы. Повесть.Роман. М.: Политиздат, 1991.

  11. Тэффи H.A. Весна // Тэффи H.A. Всё о любви: Рассказы. Повесть. Роман. М.: Политиздат, 1991. — С. 49.

  12. Тэффи Н. A. Где-то в тылу // Тэффи H.A. Всё о любви: Рассказы. Повесть. Роман. М.: Политиздат, 1991. -С. 101.2

  13. Голубков В.В. Рассказы А.П. Чехова о детях // Творчество А.П. Чехова: сб. статей. М.: Гос. уч. пед. изд. мин. проев. РСФСР, 44 стр.

  14. Тэффи H.A. И времени не стало.// Тэффи H.A. Смешное в печальном. Рассказы, роман, портреты современников. М.: Советский писатель, 1992. – 428 стр.

  15. Тэффи H.A. Лиза// Тэффи H.A. Всё о любви: Рассказы. Повесть.Роман. М.: Политиздат, 1991. – 211 стр.

  16. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. Воронеж, 1986. – 344 стр.