Ральф Эмерсон. «Доверие к себе» и «Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба»

В отличие от аболиционизма, на глазах у всего мира направившего судьбу нации в новое русло, трансцендентализм имел менее очевидное, хотя, возможно, более глубинное воздействие на американское сознание. Литература трансцендентализма, также в отличие от аболиционистской, не слишком обширна. Это трактаты и эссе Ральфа Уолдо Эмерсона (1803—1882), важнейшие из которых «Природа» (1836), «Доверие к себе» (1841), «Руководство к жизни» (1860), и его стихотворения. Это эссе Генри Дэвида Торо (1817—1862) «Гражданское неповиновение» (1849) и философский автобиографический роман «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), где Торо описал свой трансценденталистский эксперимент.

Однако воздействие этих произведений на этико-эстетические взгляды большинства романтиков-американцев было поистине огромным. Оно сопоставимо с воздействием джефферсоновской «Декларации независимости» на жизнь американского государства. По сути, это и была декларация духовной и интеллектуальной независимости нации. Один из современников писал: «Эмерсон — явление, равных которому нет в мире, и пройти мимо него значит потерять важную часть девятнадцатого столетия». Добавим, что роль сочинений Эмерсона и Торо в развитии духовной культуры США XIX—XX веков в целом также трудно переоценить.

Трансцендентализм называют «первой (и единственной) национальной философской системой». В его основу легло учение Эмерсона о «Сверхдуше», единой божественной мировой Душе, которая разлита во Вселенной. Ее частица есть и в каждом человеке, а значит, он изначально приобщен к божественному миропорядку и способен к интуитивному, минующему разум, постижению истины. Физическим же воплощением «Сверхдуши» выступает природа, и поэтому человеку следует именно к ней обращаться за вдохновением и поддержкой, видеть в ней образец для подражания и источник истины.

Поступающий таким образом индивид может вполне положиться на собственные чувства и склонности и жить жизнью более высокой, чем та, что навязывает ему общество. Цельность и независимость духа в каждом человеке священны, и главным принципом отношения личности к миру должен быть принцип «доверия к себе», — утверждает Р.У. Эмерсон.

13 стр., 6243 слов

Жизнь значит чувствовать мыслить страдать. Жить значит чувствовать, ...

... этом и есть красота жизни. Жить значит чувствовать, мыслить, страдать… Мы гонимся за карьерой, ... характере Григория еще более проявляются независимость, гордость, чувство высокого человеческого ... были свойственны колебания, но в отличие от многих, он почувствовал ... родственные связи, и вместе с тем рождаются новые мораль и ... страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и ...

Из данной философской концепции логически вытекал ряд социальных положений, также сосредоточенных на индивидууме и отводящих государственным структурам подчиненную роль. «Самое лучшее правительство — то, которое не правит», — резюмировал Г.Д. Торо. Человек, наделенный частицей Сверхдуши, абсолютно не нуждается в общественных законах, ибо они лишь закабаляют и подавляют личность. Идеал государственного устройства трансценденталисты видели в добровольном союзе независимых индивидуумов.

Г.Д. Торо довел идеи своего друга и учителя до логического конца, выдвинув теорию (апробированную сначала в индивидуальной практике) «гражданского неповиновения»: не право только, но долг человека — не подчиняться тем законам, которые противоречат его чувству справедливости. Тогда государство будет вынуждено удовлетворить требования личности.

«Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба»

Эта «декларация» писалась отнюдь не в подражание Эмерсону: ее форма была традиционной для афроамериканской литературы XIX столетия, а комплекс содержавшихся в ней мыслей, язык и стиль, которыми они были выражены, опрокидывали все расхожие представления о мыслях и чувствах черных рабов, об их отношении к хозяевам и вообще к белым, о самом институте рабовладения.

125 страниц повествования, бесхитростного и объективного, но исполненного внутренней энергии и страстного протеста против рабского статуса человеческой личности в американском государстве, были не просто автобиографией. Это была проповедь о том, как рабство растлевает человеческий дух и лишает свободы и раба, и рабовладельца. Именно Ф. Дугласс первым выразил идею, подхваченную затем всей аболиционистской литературой.

Автор, пламенный оратор и аболиционист, ставший впоследствии видным журналистом и дипломатом, издавал свою биографию еще дважды, каждый раз пересматривая материал и доводя повествование до года очередной публикации. Так появилась книга «Мое бремя и моя свобода» (1855), которая позднее воспринималась уже не как антирабовладельческое произведение, а как впечатляющая история становления личности, поиска и обретения себя. В вышедшей в 1881 году «Жизни и временах Фредерика Дугласса» писатель предупреждал людей, что рабство не может быть легко позабыто — оно навечно останется саднящей раной национального сознания и национальной совести.


Читайте также другие статьи раздела «Литература XIX века. Романтизм. Реализм» :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

Нехоженые области духа

«Местный колорит» реализма в США и задачи американского романа

Перейти к оглавлению книги