Поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» погружает читателя в атмосферу востока. Бахчисарайский колорит автор воссоздал посредством пейзажей и интерьеров, окутанных тайнами и восточными ароматами, образов хана и наложниц. Произведение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с анализом поэмы, представленным ниже.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бахчисарайский фонтан.
Год написания, История создания
Тема – настоящая любовь.
Композиция
Жанр – Поэма.
Направление
Главные герои
Автор сталкивает два менталитета в образах гордых и сильных женщин, взяв за основу сюжет легенды. Главные герои поэмы «Бахчисарайский фонтан» — Мария и Зарема. Пушкин намерено воссоздает два совершенно противоположных характера, чтобы показать самобытную красоту обоих. А также, на их примере, существенную разницу традиций, которая должна быть учтена в любом случае, иначе трагедии не миновать. Сравнительная характеристика героинь поможет понять это еще глубже.
- Мария — Польская княжна, любимица отца. «Все в ней пленяло, нрав, движения». Многие просили ее руки, но любви она не знала. Ей свойственны непокорность и гордость. В ответ на страсть Гирея она проявляет лишь равнодушие, хоть это и опасно, ведь ее судьба зависит от его воли. Но женщина не собирается идти на поводу у страха: ею движет осознание собственной правоты, потому она последовательно добивается соблюдения своих прав. Свободолюбие – вот в чем выражается сила ее чувств. В презрении к неволе она растрачивает весь свой темперамент, поэтому так пленяет хана недовольством и суровостью. Пленница — «байроническая героиня», то есть томится по идеалу (вольной жизни со своей семьей), жаждет свободы и, не получая этого, замыкается в себе и предпочитает рабскому уделу смерть. Ее холодно-прекрасная красота завораживает, но не согревает.
- Зарема — красивая грузинка, коса дважды обвита вокруг головы, ясные черные глаза, нежный голос. Искренне любит хана, не желает ни с кем его делить, хоть и мирится с гаремом, где равной ей, тем не мене е личность, воспитанную по строгим канонам. Женщина любвеобильна и всегда готова исполнить любое е, нет. Она покорна и покладиста, законы восточного мира понятны ей, они же сформировали е желание повелителя, в этом жертвенном служении вся ее жизнь.
2 стр., 735 слов
По картине Брюллова Бахчисарайский фонтан описание
... в тот же год приступает к созданию картины «Бахчисарайский фонтан», которая по замыслу, без сомнения, связана с одноименной поэмой А.С.Пушкина. Работа над живописным полотном продолжалась более десяти ... почти чувствуем знойный южный полдень, вот-вот услышим песни девушек. Фигуры наложниц хана выглядят более яркими, потому что они освещены солнцем, при этом основной фон ...
Страстный «Отелло» в женском обличие всегда поступает по велению чувств, даже красота девушки чувственная, манящая, жаркая. Сила ее характера выражается в твердом решении добиться своего, даже нарушив волю хана. Она верит, что сделает ему лучше, освободит от тоски. Но ей не удается прекословить ему и дальше: исполнив свой «долг», она безропотно принимает смерть из рук любимого мужчины.
Женщины разнятся даже внешне: одна обладает колоритной восточной внешностью и чувственной красотой, другая имеет светлое ангельское обличие и притягательность невинности. Зарема смысл жизни видит в любви, Мария любви не знает вовсе. Грузинка подвластна чужой воле и почитает за счастье подчиняться властелину и угождать ему. Польская княжна гордо восстает против этой власти, не желая жить по чужим правилам и принимать удел рабыни. Обитательница гарема идет на смерть ради освобождения любимого от напасти, повинуясь ревности. Пленница погибает ради свободы и бегства от постылой страсти Гирея.
Система образов строится по принципу любовного треугольника, поэтому конфликт героев неразрешим. Поэтому можно понять логику Заремы: пока Марии не было, все складывалось благополучно, значит, причина страданий в ней. Действия хана тоже не выходят за рамки разумного: что ж он за правитель, если даже наложница идет вопреки его воле? Он обязан был ее наказать в назидание остальным.
История создания
История создания произведения связана с южной ссылкой А. С. Пушкина. Перед тем, как отправиться в Кишинев Александр Сергеевич в сентябре 1820 г. гостил в доме Раевских в Бахчисарае. В письме Дельвигу поэт признавался, что раннее слышал о Бахчисарайском фонтане. Легенды гласили, что это памятник, возведенный влюбленным ханом. Пушкин отправился поглядеть на это «чудо», но разочаровался, ведь увидел руину.
Тем не менее, крымские пейзажи не оставили поэта равнодушным. Вдохновил на создание поэмы и рассказ молодой женщины. Она поведала Александру Сергеевичу легенду, которая и легла в основу произведения. Известно, что в эту самую женщину поэт был влюблен, о чем свидетельствуют его письма, адресованные брату. Исследователи до сих пор не выяснили личность прекрасной воздыхательницы.
Годы написания произведения – 1821-1823. В 1821 г. поэт начал работу над текстом поэмы, в 1822 написал основную часть, а осенью 1823 внес последние правки. Впервые «Бахчисарайский фонтан» опубликовали в 1824 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Бахчисарайский фонтан»
- для самых крутых — Читать «Бахчисарайский фонтан» полностью
Литературное направление, жанр
Сам Пушкин отрицательно отзывался о поэме, считая, что она написана под влиянием Байрона , то есть в ней слишком много романтического: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Всё это смешно, как мелодрама».
«Бахчисарайский фонтан» — самая каноническая романтическая поэма Пушкина: лирические отступления чередуются с сюжетом, который отрывочен, иногда неясен. Непонятно, например, почему умерла Мария. Виновата ли Зарема в её смерти?
Образы героев тоже романтические. Хан Гирей целиком поглощён или войной, или любовью. Мысли о погибшей возлюбленной настолько занимают хана, что он может задуматься даже посреди сечи с поднятой саблей (над этим образом, по словам Пушкина, смеялся А.Раевский).
По роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение
... детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл. Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова Что тут рассуждать? Я думаю, что этот ...
Зарема и Мария – романтические героини противоположных типов. Зарема страстная, яркая, эмоциональная. Мария тихая, бледная, голубоглазая. Зарема произносит в комнате Марии монолог, проявляя самые разнообразные чувства: она умоляет, потом рассказывает о своей родине, своей вере, наконец, угрожает.
В поэме как лиро-эпическом произведении обычно присутствует лирический герой, глазами которого читатель воспринимает события. Лирический герой появляется в эпилоге, где он рассказывает о своём посещении Бахчисарайского дворца, о собственной возлюбленной и обещает вернуться вновь.
Тема
В «Бахчисарайском фонтане» анализ следует начинать с характеристики главной темы и системы образов.
Восточные мотивы , а также мотив любви распространены в мировой литературе. Не мог остаться в стороне от них и А. С. Пушкин. В контексте центральной темы автор раскрывает моральные проблемы : страдания из-за несчастной любви, месть, жизнь и смерть, религия, верность своим чувствам, верность родине.
В начале произведения читатель знакомится с ханом Гиреем. Герой невесел, о причине такого настроения узнаем дальше. Оказывается, в его гареме появилась новая девушка – полячка Мария. Хан влюбился в нее без памяти. Герой позабыл о Зареме, главной жене, красе гарема.
Зарема же любит хана. Она решает поговорить с Марией. Женщина тихонько пробирается в комнату к полячке. Девушка в это время молится перед образом Пречистой Девы. Зарема сначала просит оставить Гирея, потом угрожает Марии.
Вскоре Мария умирает. Хан наказывает Зарему, бросая ее в пучину. Мужчина не может забыть возлюбленную полячку. Спасение он находит в нападениях на русские земли. Возвратившись из войны, он возвел фонтан, который назвали фонтаном слез.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не ограничивается религией или возрастом, истинные чувства невозможно забыть.
Персонажи и краткое содержание поэмы , В оригинале произведения десятиклассники знакомятся с такими персонажами и их характеристиками:
- Крымский хан Гирей (Кырым из рода Гиреев).
Исторический персонаж, правивший с 1758 по 1764 годы. Во время его властвования во дворце появились Фонтан слёз и другие скульптуры. Наиболее известен мавзолей Диляры-бекеч, которая была последней любовью хана. Характер властного правителя смягчился под влиянием чувства, вспыхнувшего по отношению к юной наложнице. По другой версии, Диляра-бекеч была матерью Гирея. Ни один из вариантов не доказан, поскольку документальных свидетельств не сохранилось.
- Мария. Польская невольница в гареме. Ей не нужна роскошь и любовь хана. Только свобода может сделать ее счастливой. Марию можно считать прототипом Диляры в произведении, воплощенном фантазией Пушкина. Историки до сих пор спорят, какой на самом деле была наложница, которую хан прославил в веках. Ей приписывают греческое и грузинское происхождение, однако после выхода поэмы Пушкина многие уверены, что она была полячкой.
- Зарема. Любимая жена Гирея. Свободно чувствует себя в гареме и устанавливает свои порядки. Красивая и самолюбивая женщина хочет посвятить жизнь хану и не желает видеть рядом с собой соперниц.
- Фонтан слёз. Неодушевленный персонаж, который не раз брали за основу рисунков художники, а композиторы прославляли в своих музыкальных произведениях. В «камне, который плачет», будто сливаются слезы погибшей Марии и воды морской пучины, поглотившей Зарему.
Завязка сюжета
ведь хан разлюбил ее, отдав предпочтение юной и чистой Марии
Реферат южные поэмы пушкина
... и в “Южных поэмах” ПушкинА. Действие происходит либо на фоне дикого пейзажа, как в “Кавказском пленнике” и “Цыганах”, либо в таинственной тишине восточного гарема, как в “Бахчисарайском фонтане”, либо ... и Мария из “Бахчисарайского фонтана” жаждет освободиться из роскошного плена гарема, пусть даже женой собственной жизни, только бы не стать жалкой рабыней, наложницей безжалостного хана Гирея!… ...
Дочь польского шляхтича стала пленницей Гирея после того, как ханское войско нанесло урон ее родным краям, разрушило дом, а всех красавиц угнало в плен. Девушка стала драгоценным подарком правителю. Однако такая жизнь ей не мила. В неволе она тоскует, жжет лампаду и все время проводит в молитвах.
Гирей страдает и ходит возле ее комнаты, однако не решается нарушить девичье одиночество. Он надеется, что сердце пленницы смягчится и будет можно получить от нее ласку.
Встреча наложницы и пленницы
Повествование прерывается и продолжается ночью, в покоях Марии. Зарема тайно проходит в комнату юной девы, где видит образы христианских святых. На несколько секунд она вспоминает свою родину, но затем ее взгляд падает на спящую соперницу. Она становится на колени и умоляет Марию вернуть ей любовь хана. Девушка уверяет ревнивую одалиску, что никогда не полюбит повелителя и мечтает лишь о том, чтобы поскорее отправиться на небо.
В ответ Зарема тоже откровенничает. Рассказывает о том, что уже забыла, как оказалась во дворце. О том, что неволя не стала ей в тягость, а любовь Гирея грела ее душу. Однако все разрушило появление Марии. Но грузинка предупредила, что ради своего счастья она ни перед чем не остановится. Закончив монолог, бывшая фаворитка хана ушла. В одиночестве Марии ничего не остается, как оплакивать участь, которая кажется ей незавидной. Она не хочет повторить судьбу Заремы.
Финал истории
Польская пленница не задержалась долго в гареме. Она зачахла от тоски в неволе, словно птица в клетке или сорванный нежный цветок. Или же была искусно отравлена, о чем Пушкин умалчивает. Однако гибель девушки не стала спасительной для Заремы. В ночь, когда Мария покинула этот мир, грузинка была брошена в морскую пучину.
Хан решил забыться в новых военных походах. Однако это ему не удалось, и по возвращении в Бахчисарай он приказал сделать фонтан в память о своем неразделенном чувстве. Девы Тавриды, узнавшие о печальной истории, назвали творение иранского зодчего Омера «Фонтаном слёз». Прекрасны строки, которыми автор выражает свои чувства в отношении скульптуры и истории ее появления:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
5 стр., 2104 слов«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (по стихотворению А. С. Пушкина «Элегия»)
... стихов. Официально считается, именно Бакунина стала первой любовью Пушкина. Она и Кочубей были частыми ... произведениях, одним из которых является стихотворение «Элегия». Читая его, даже тот, кто мало ... Кое-какие историки считали, что «Бахчисарайский фонтан» и другие южные поэмы таят в ... гадалки. Известная французская прорицательница того времени Мария Анна Аделаида Ленорман предсказала Авдотье внезапную ...
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Есть ли тайны у поэмы «Бахчисарайский фонтан»? Пушкинский сюжет в искусстве
Юные невольницы в живописных восточных одеяниях играют возле бассейна. А неподалёку в окне — Мария с опущенным взглядом. Она — словно существо из иного мира.
В изображённой сцене ещё нет трагизма — развязка впереди. Но есть некая загадка, которая отсылает к самой поэме и к истории её создания. Это неудивительно.
Об истоках сюжета и сокрытом в тексте смысле до сих пор идут горячие споры.
Романтическая реальность
Вероятно, что предание поведала Пушкину Софья Станиславовна Потоцкая (в замужестве Киселёва).
Оно было связано с именем её дальней родственницы Марии, якобы пленённой крымским ханом Керим-Гиреем и погибшей в стенах гарема.
Услышал эту историю Пушкин в Петербурге. Позже посетил Бахчисарай. Поэт не скрывал своего разочарования тем плачевным состоянием, в котором находился тогда дворец. Однако атмосфера таинственности производила сильное впечатление.
Матерью Софьи Потоцкой была гречанка, пережившая в молодости много приключений. Они-то и стали началом ряда семейных преданий. Проверить их достоверность не представлялось возможным. История о пленной Марии также могла быть вымыслом. Об этом Пушкин узнал с горечью — тем большей, что поэма была уже написана. Возникли даже сомнения, стоит ли её публиковать.
На выручку пришёл Пётр Вяземский. Он написал предисловие, в котором говорилось: «Сие предание есть достояние поэзии». В художественном произведении воплощается не конкретная биография, а создаётся своя реальность. «История не должна быть легковерна; поэзия — напротив». Предисловие понадобилось для того, чтобы предотвратить возможные упрёки в несоответствии сюжета действительности.
Среди тайн
Текст поэмы загадочен. Это романтическая фреска с рядом недомолвок. Подчёркнутая неясность судеб героев усиливает драматизм.
В центре три персонажа — польская княжна Мария, грузинка-невольница Зарема и хан Гирей. Последний предстаёт не просто деспотом, перед которым трепещут приближённые. Это — герой чувствующий и мыслящий.
Безответная любовь к Марии стала началом его внутреннего перерождения.
Кульминация — встреча двух героинь. Вначале Зарема испытывает лишь ревность, но постепенно её чувства становятся глубже и трагичнее:
Грузинка! Всё в душе твоей Родное что-то пробудило, Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило.
Видя крест и лампаду в комнате Марии, Зарема вспоминает своё прошлое, родину и веру предков. Многое дремало в душе, словно под прикрытием шёлковых завес гарема. Теперь же пришлось ощутить боль утраченного с новой силой. И даже если бы Гирей вернул Зареме своё расположение, то, возможно, она бы уже не смогла стать прежней.
Мария хранит верность всему, что ей дорого. Но встреча с Заремой заставила остро ощутить необратимость произошедшего. Перед Марией теперь отчетливо предстало то будущее, которое её подстерегает:
Что ждёт её? Ужели ей Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?
Романтический балет в россии
... превращаясь в придаток к опере; иногда (например, в Великобритании) танец вводился в представления мюзик-холла. В России распад романтического направления балета не привел, как в других ... следующему плану: рассмотрим романтический балет как новое явление в искусстве, охарактеризуем деятельность Шарля Дидло в период преромантизма в балете, проанализируем балетное искусство Марии Тальони как ...
Появляется предчувствие близкого ухода из жизни, в чём видится избавление:
Что делать ей в пустыне мира? Уж ей пора, Марию ждут И в небеса на лоно мира
Родной улыбкою зовут.
Поэт умалчивает, отчего умирает Мария. Ничего не сказано и о том, что повинна в этом была Зарема. Зато говорится об ужасной казни последней. Зарема была брошена в море, но за что именно — тоже неизвестно.
Свою роль мог сыграть евнух, которому везде мерещилась измена. Ему нетрудно было подслушать речь, обращённую к Марии, и истолковать всё в соответствии со своими подозрениями.
У каждого читателя может быть своё понимание.
Новые ракурсы
Закономерно, что романтическая поэма заинтересовала музыкальный театр. Известен любопытный факт: в 50-е годы XIX века выдающаяся балерина Елена Андреянова гастролировала по городам России.
И в Воронеже она сама поставила двухактный балет по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан». Он имел немалый успех, но, к сожалению, подробной информации о спектакле не сохранилось.
Неизвестно даже имя автора музыки.
В 1899 году к поэме обратился композитор Антон Аренский. Он написал ряд номеров. Шедевром стал монолог Заремы для меццо-сопрано на пушкинский текст. Это вокальный портрет, где сочетаются лиричность и страстность, элегичность и экспрессия. Он вошёл в репертуар многих певиц. Непревзойдённо исполняла его Ирина Архипова.
Хореографическая поэма
В 1934 году в Ленинграде состоялась премьера балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Этот спектакль стал вершиной творчества балетмейстера Ростислава Захарова. Сам жанр был определён как хореографическая поэма. Либретто отличалось драматизмом, появились новые персонажи. В их числе — жених Марии Вацлав, который погибает, защищая свою возлюбленную.
Немало способствовало успеху спектакля гениальное искусство Галины Улановой. Она стала создательницей образа Марии. Балерина смогла поднять героиню на невероятную нравственную высоту.
Душевная чистота Марии ощущалась в каждом движении и взгляде. Контрастным образом стала обуреваемая страстями Зарема.
Её танцевали многие выдающиеся артистки, в их числе — Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Майя Плисецкая.
Хореографическое полотно способно навевать ассоциации с шедеврами изобразительного искусства. Неудивительно, если балет напомнит о картине Карла Брюллова.
Попытки увидеть и услышать поэтическое слово неоднократно позволяли появиться на свет новым произведениям. В каждом из них отражены яркие грани романтической поэмы.
Она может предстать в разных жанрах — всякий раз по-иному, сквозь призму творческого восприятия. балет, Александр Пушкин, живопись, искусство, культура