По картине А. Л. Ржевской «Музыка»

Антонина Леонардовна Ржевская — замечатель­ная русская художница, являющаяся членом «Това­рищества передвижных художественных выставок». Антонина Леонардовна — вторая и последняя женщи­на-художник, ставшая экспонентом этого творческого объединения, правда, впоследствии она перестала быть его членом из-за несогласия с их программой.

Родилась Ржевская в бедной дворянской семье в се­ле Шалепники Тверской губернии. Когда умер отец семейства Ржевских, мать с тремя детьми переехала в Тверь. Там юная Антонина обучалась в Мариинской женской гимназии. Затем переехала в Москву, училась в пятой гимназии. После этого устроилась на работу в типографию, а также стала вольнослуша­тельницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где её руководителем был замечательный художник, непревзойдённый мастер жанрово-бытовых сцен В. Е.Маковский.

В 1890 году Ржевская начала регулярно выстав­лять свои работы на экспозициях Московского обще­ства любителей художеств. Картины Ржевской просты и лаконичны, на них мы видим повседневные бытовые сюжеты, без вычурности и помпезности. Наиболее известные её полотна: «Весёлая минутка», «Да испра­вится молитва моя», «В сумерках», «Осень», «У окна», «Музыка».

Любопытно отметить следующее: когда на XXV выставке «Товарищества передвижных художествен­ных выставок» была показана картина «Весёлая ми­нутка», авторство полотна указано не было, поскольку Антонина Леонардовна из-за тендерных предрассуд­ков того времени побоялась подписать свою работу.

Позднее Ржевская стала полноправным членом «Товарищества передвижных художественных выста­вок».

В 1903 году Ржевская создала чудесную карти­ну, пользующуюся популярностью и имевшую боль­шой успех — «Музыка». Этим полотном пополнилась коллекция мецената И. П.Свешникова. Он подарил картину Румянцевскому музею, чуть позже полотно оказалось в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

Искусствовед, директор Румянцевского музея Ни­колая Ильич Романов высказал своё впечатление о картине: «Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина гос­пожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин- художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место… ».

12 стр., 5747 слов

Рок-музыка. Лидеры и аутсайдеры

... моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки». Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и ... 3.2 Самые влиятельные группы Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе самых ранних работ The Beatles -- лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в ...

Что же изображено на картине Ржевской «Му­зыка»? Мы видим балкон зрительного зала театра.

Стены и потолок зала декорированы лепниной, на заднем плане картины виднеются арочные окна. Зал переполнен, некоторые даже стоят. Все, затаив ды­хание, внимательно вслушиваются и всматриваются в то, что происходит на сцене. На переднем плане мы видим девушку в белом платье с рюшками, которая, склонив голову набок и слегка поддавшись вперёд, поглощена музыкой. Позади неё, скрестив руки на груди, стоит молодой человек, он тоже наблюдает за тем, что происходит на сцене, и внимательно слушает музыкальный концерт. Рядом с ними сидит другая девушка, она настолько увлечена прослушиванием, что облокотилась о бортик балкона, положив голову на руку, и мечтательно устремила взгляд на сцену. Остальные слушатели теряются вдали, видны лишь их расплывчатые силуэты, но нет никакого сомнения, что на всех в этом зале музыка произвела неизглади­мое впечатление.

Картина выполнена в тёплых, приятных тонах. Грамотно расставлены акценты, свет падает на лица посетителей театра, остальные детали словно тонут в темноте, поэтому зритель сразу видит композицион­ный центр полотна. Складки на одеждах персонажей очень рельефные, тени глубокие и немного холоднова­тые. Картина оставляет приятное впечатление, глядя на неё, зритель представляет себе ту музыку, что слушали герои полотна.

Помимо Товарищества передвижных художествен­ных выставок, Антонина Леонардовна была членом Московского общества любителей художеств, Ассо­циаций художников революционной России, Объеди­нения художников-реалистов, а также принимала участие в различных престижных выставках.

Шло время. Имя Антонины Леонардовны Ржев­ской многие позабыли. Нужно признать, что литера­туры, посвящённой этой замечательной художнице крайне мало. Однако мы знаем, что автор живёт в сво­их творениях, и пусть имя её забыто, но произведения её продолжают жить и радовать ценителей искусства.