Конспект русского языка 6 класс «Подготовка к сочинению-описанию» план-конспект по русскому языку (6 класс)

Учитель предлагает тезис (предложение) для раздумий. С ним нужно согласиться (либо нет) и отстоять свою позицию. Доказывать точку зрения необходимо по определённой схеме (строению текста):

1) Вступление = тезис, основная мысль, которую нужно доказать.

2) Основная часть = доказательства тезиса (аргументы).

3) Вывод = обобщить вышесказанное.

Если пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй такой схеме (смотри инфографику):

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Смотри пример.

План сочинения: пример

Приведем образец плана сочинения-рассуждения. Например, необходимо написать текст на тему «Что такое дружба?» В этой теме можно порассуждать о том, кто такой друг, или рассказать о вашей собственной дружбе и доказать, что это именно дружба.

План к рассказу или рассуждению строится по следующей схеме:

  • Вступление. В этой части сочинения мы готовим читателя к тому, о чем будем рассуждать в тексте. Можно сказать о том, что дружба – это важная часть нашей жизни, или привести интересное высказывание знаменитого человека и выразить свое согласие или несогласие, в дальнейшем обосновав его.
  • Основная часть. Здесь необходимо привести аргументы, доказывающие то, о чем вы сказали в начале. Например, обосновать, почему дружба в жизни человека играет не последнюю роль. Если вы согласились или не согласились с высказыванием о дружбе, нужно аргументированно объяснить, почему вы того же мнения или почему считаете иначе.
  • Заключение. Подведите итог ваших аргументов, сделайте вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении

Это отправная точка твоих рассуждений. Ты можешь говорить об актуальности темы, её важности для общества. Если уместно, сделай экскурс в историю, приведи примеры из книг, журналов, научных исследований, загляни в творчество автора произведения и так далее. В общем, дай понять, согласен ли ты с тезисом, по которому пишешь сочинение, и подготовь почву для аргументов в основной части.

2 стр., 741 слов

Мини клише для сочинений. Часть

... раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его ... и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях. Алгоритм работы над сочинением. 1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос. 2 абзац. ...

Например:

«Первое слово, которое чаще произносит ребёнок — „мама“. Первый человек, к которому бегут с радостью или с горем — мама. От неё зависит то, как видит мир подрастающий ребёнок и кем он станет в будущем. Поэтому я в большой степени согласен с автором строк „Мир держится на ласке матерей“. Хотя во всём есть свои нюансы…»

Начало работы: структура сочинения

Составляя план, необходимо продумать направление мысли, которую вы собираетесь отразить в сочинении. С чего вы начнете? Чем закончите? О чем будете писать в основной части? Любой текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Подберите заголовки к каждой из них. Можете дополнить их своими заметками-пояснениями. Так у вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической связи между частями. Можно сформулировать пункты плана в виде вопросов, на которые вы ответите в сочинении.

Помните, что все три части текста будут неравнозначны по своему объему. Кроме того, нельзя допускать, чтобы какая-то из них «выпала».

Основная часть в сочинении-рассуждении

допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь

и так далее. Можешь связывать предложения при помощи конструкций:

«Достаточно привести такой пример…», «Подтверждением сказанному может служить тот факт, что…», «Предположим…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…»

и подобные. Для доказательств используй личный опыт, примеры из литературы и жизни, данные статистики, мнение авторитетных персон и так далее. Желательно, чтобы основная часть сочинения составляла ⅔ всего объёма работы.

Например:

«Я согласен с утверждением, ведь также безгранично люблю свою маму и желаю ей самого лучшего. Знаю, что никогда не найду человека, который будет так бескорыстно любить меня. Благодаря той атмосфере, которую создают мамы в семье, мы увереннее идём в этот огромный мир и несём в него то, что она воспитала в нас. Об этом писали и продолжают писать тысячи поэтов. Они превозносят материнскую любовь, ласку, руки, сердце. В идеале должно быть именно так в каждой семье. Но если брать глобально, то, к сожалению, не все матери готовы делиться лаской с детьми и вообще воспитывать их. Я говорю о тех случаях, когда сыновей и дочерей оставляют в детских домах, или чего хуже — в урнах. Когда …»

1 стр., 440 слов

Шаблон для сочинения-рассуждения , связанную с анализом текста ...

... текста: выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения в части с1 егэ по русскому языку Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения Л. С. ...

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

А что же писать в каждой из частей сочинения?

  • Вступление. Предвосхищением основной мысли текста является вступление. Оно как бы «рекламирует» ее, стремясь заинтересовать читателя. Вступление подготавливает к восприятию главной мысли, а также задает тон всему тексту. В этой части сочинения можно привести интересные афоризмы или выразить свои эмоции.
  • Основная часть. Этот раздел должен раскрывать мысль, которую ты хочешь выразить.
  • Заключение. В этой части необходимо подвести итог тому, что ты говорил в сочинении. Помни, что текст не должен обрываться резко. Кратко повтори основной тезис, сделай вывод.

Сочинение-рассуждение , Открытый урок, Рассуждение как тип текста,

его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Цели:

обучающие:

  • развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи»;
  • выяснить роль имени прилагательного в художественной речи;
  • добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
  • обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;

развивающие:

  • развивать такие качества, как художественная зоркость, эмоциональность;
  • расширение и углубление знаний по культуре речи;
  • формирование навыков правильного написания;
  • предупреждение речевых ошибок при составлении предложений;
  • развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений.

воспитывающие:

  • формирование нравственных качеств учащихся;
  • воспитание любви к природе.

Задачи

  • Вспомнить компоненты сочинения-рассуждения.
  • Учиться работать по алгоритму написания рассуждения.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы.
  • Обсудить языковые особенности текста-рассуждения.
  • Применять клише (скрепы) для написания рассуждения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.)

  • — Здравствуйте, ребята!
  • Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание: я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль, т.е. будем работать в паре. Попытаемся разобраться, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить на примере теста, содержащего прилагательные. В связи с этим выясним роль имени прилагательного в художественной речи. И к концу урока мы должны научиться писать сочинение-рассуждение. Откроем тетради и запишем число,

кл.работа,тема урока (тему сочинения)

(слайд 2)

  1. Формулирование задач урока.

    (работа со слайдами 3-4)

  1. Работа по теме урока
  • Беседа.
  • Какие вы знаете типы речи?
  • В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5)
  • Рассуждение

    словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли

    (слайд 6)

(слайд 7)

  • Объяснение учителя. Углубление знаний.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

(тезис, оказательства, вывод.)

Слайд 8.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ

* Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.)

* Что такое аргументы? (Аргументы – доказательства (или опровержения) этой мысли: а)…б)…в)… т.д., сопровождаемые примерами.

* Вывод, или заключение.

* От чего зависит степень убедительности сообщения?

 От количества и качества аргументов;

  •  от порядка изложения аргументов;
  •  от формы их изложения.

Слайд 9.

  • СООБЩЕНИЕ:(Фильков Н.)

Лингвистика?

(Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.)

Лингвистическое сочинение?

(основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал)

Слайд 10.

  • ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

«РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ»

Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала.

У.:

Обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные

(Слайд 11)

(1)…, …

день. (2) лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно осень.

(3)Удивительно

тишина.

(4)Сижу над

прудком в парке. (5) дно засыпано листьями. (6)И они блестят в воде, как блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.:

Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.

У.:

Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:

(Слайд 12)

Теплый, солнечный

(3)Удивительно

целебная тишина.

(4)Сижу над

маленьким прудком в парке. (5)Замшелое дно засыпанодубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, какмедные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себяневероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.:

Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?

У.:

С помощью чего автор добился такого точного описания природы?

(ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ) (Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (слайд 13)

У.:

Использование какого художественного средства выразительности помогает автору создать яркую, образную картину?

(Эпитет)

У.:

Что мы знаем об эпитете? (Доценко Д.)

(Эпитет – это образное определение)

Для учителя:

Эпитет

(образное определение) — слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства.

В художественном произведении эпитет помогает живо представить

себе

предмет,

почувствовать

отношение автора к нему.

У.:

Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными (

Теплый (день),Бабье (лето),сырую (осень),целебная (тишина),невероятными (смельчаками) )

У.:

Какова их роль в данном произведении?

Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым,

придают ему образность и яркость (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ).

У.:

Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью?

(Целебная тишина.)

У.:

Как вы его понимаете?

(Тишина, исцеляющаядушу.)

У.:

Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:

1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть

прилагательные украшают нашу речь.

2. Прилагательные

помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет.

3. С помощью прилагательных-эпитетов

описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.

4. Прилагательные

помогают нам представить картину

Слайд 15.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение.

Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой.

Золотое кольцо

(руки вверх),

золотая осень

(два раза хлопаем),

бабье лето

(два раза хлопаем),

бабье платье

(руки вверх),

целебное питьё

(руки вверх),

целебная тишина

(два раза хлопаем).

  • РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ

У.: Ребята,

а какие вопросы встают перед нами, когда нам надо написать сочинение?

(С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)

У.:

Давайте посмотрим на экран и выясним, правильно ли мы определили этапы работы:

Этапы работы (СЛАЙДЫ 16,17,18)

  1. Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ
  2. Аргументы.

Их должно быть не менее двух аргументов, Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса

  1. Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису
  • СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19)

ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол-во обзацев.

1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21)

У.:

Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому в этот раз я подготовила вам вступление сама. Давайте попробуем выявить из него тезис. Но теперь следует вступительную часть закончить, т.е. сделать переход к основной части и записать это в черновик. (Можно пользоваться памятками)

У.:

Так ли это важно – связывать части?

(Да, связки должны быть обязательно)

2) АРГУМЕНТЫ (слайд 22-24)

У.:

Не забыли, в сочинении должны быть аргументы. Посмотрите еще раз на текст Федора Александровича Абрамова. Выберите два прилагательных, которые, на ваш взгляд помогут нам доказать, что они очень важны для раскрытия основной мысли текста?

(бабье, целебная)

У.:

Как прилагательное «

бабье»

, входящий в состав фразеологизма,

позволяет нам понять, что описывается ранняя осень

? (

Бабье

лето)

У.:

Сообщение Леонова А., когда приходит бабье лето

Что характерно для этого времени года?

У.:

Какова роль прилагательного «бабье» в данном тексте?

Запись ответов в черновиках:, Аргумент 1

Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

У.:

Продолжаем подбирать аргументы. Какое прилагательное-эпитет, на ваш взгляд,

выражает авторское отношение, описывая то состояние природы, которое благоприятно воздействует на человека? (Прилагательноецелебная )

Давайте запишем слово, объясняя его роль в речи.

Запись ответов в черновиках:, Аргумент 2

Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 25-27)

У.:

Аргументы мы подобрали. Теперь нам надо завершить работу. И вновь обратимся к презентации. На слайде и на листках, лежащих на партах, вам предложены варианты заключений. Прочитайте их и выберите тот вариант, который, на ваш взгляд, больше всего связан с тезисом и вашими аргументами.

  • «ОЗВУЧКА» написанного совместно СОЧИНЕНИЯ.(слайд 28)

У.:

Итак, мы все вместе написали сочинение, Давайте прочитаем, что же у нас получилось.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова.

Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

Таким образом, мы убедились, что обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня, позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок, помогает понять авторское отношение к описываемому.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29)

(Начинается сочинение со вступления-тезиса).

(Во вступлении сообщаются общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи).

(Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более).

  • Что вы знаете о написании аргументов.

(Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису).

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом.

    (слайд 30)