Аргументы к направлениям итогового сочинения 2020 года

Действие происходит летним днём в мастерской художника. Хозяин мастерской – Бэзил Холлуорд принимает гостя, которого зовут Генри Уоттон. На мольберте стоит портрет молодого юноши необычайной красоты. Между героями происходит диалог. Генри восхищается портретом. Он считает, что это лучшая работа Бэзила, и предлагает живописцу представить её на выставке. Художник отказывается, объясняя это тем, что работа для него слишком личная, он вложил в неё слишком много себя. Генри замечает, что изображенный на потрете юноша совсем не похож на Бэзила и интересуется, кто же это такой. Мастер отвечает, что молодого человека зовут Дориан Грей, ему чуть больше двадцати лет от роду, они познакомились на приёме и художника сразила его красота. С тех пор они встречаются каждый день, и Дориан стал для него музой.

Лорд Генри заинтересовался, что же это за парень пленительной красоты, и выражает желание познакомиться с ним. Художник против, он не хочет представлять свою музу приятелю. Но как раз в этот момент Дориан приходит в мастерскую, чтобы позировать художнику. Знакомство Генри и Дориана состоится.

Банк аргументов к итоговому сочинению , Аргументы к направлению “Добро и зло”, Роман “Преступление и наказание”, Ф.М.Достоевский

Человек так устроен, что внутри него все время идет борьба между добрыми и злыми побуждениями. Какая из этих качеств окажется сильнее, зависит только от самого человека. Например, такая борьба описывается в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой романа по натуре своей является добрым человеком. Это проявляется в самых различных эпизодах, описанных автором. Например, Раскольников видит сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Также, он делает и добрые дела. последние деньги он оставляет семье Мармеладовых, видя их трудное положение. Однако, постепенно им начинают руководить темные стороны его характера. Он начинает думать, будто имеет право вершить судьбы других людей. Раскольников идет на убийство человека. В этот момент зло берет над ним верх. Но в конце-концов герой все же раскаивается в содеянном и старается встать на путь доброты, нравственной чистоты.

Роман “Евгений Онегин”, А.С.Пушкин

Доброта порождает добро, а зло порождает ответное зло. В этом мы можем убедиться на пример е мамы Татьяны и Ольги из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Когда-то её, юную девушку, насильно выдали замуж за человека, которого она не любила. Она была вынуждена смириться с этим. Однако, это все же не прошло для н её бесследно. Она превратилась в злую помещицу, которая не жалела крепостных, да и к детям относилась довольно холодно. Столкнувшись с плохим отношением со стороны семьи, она стала проявлять злость постоянно, думая, что это нормально.

37 стр., 18079 слов

Концепция «нового человека» в романе м. Турнье «пятница» глава

... Свифта, Вольтера, Дидро характеризуются универсальными философскими обобщениями; в романах Ричардсона ... о его врождённой греховности и порочности. Они считали, что пагубное влияние на природу человека оказывают неразумные условия жизни. По своим естественным свойствам человек ... писателей как Поп, Дефо, Аддисон, Стиль, Ричардсон. ... отвергали официальной религии, тем не менее, просветительская ...

Рассказ “Судьба человека”, М.А.Шолохов

Доброту проявляет герой рассказа М.А.Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов. Причём, он проявляет её не только к мальчику-сироте, которого взял к себе, но и к всему человечеству, показывая пример всем остальным. Данный поступок учит нас тому, что как бы нам иногда не было плохо, всегда есть те, кому еще хуже чем нам, и они нуждаются в нашей помощи, доброте. Казалось бы, Андрей Соколов потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребен ка в свои израненные руки, ведь доброта — это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками.

Поэма “Мёртвые души”, Н.В.Гоголь

Что такое зло? В первую очередь, настоящее зло – это проявление равнодушия. К примеру, герои произведения Н.В.Гоголя “Мертвые души” не убивают друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России того времени исходит от них. Собакевичи нагло паразитируют на крестьянах и нагружают их тяжелым трудом, но сами ничего не делают, и лишь транжирят нажитые чужим потом богатства. Например, Плюшкин настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьян е. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне.

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет. Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы).

Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднаме ренное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим. С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру. Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.

7 стр., 3187 слов

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная ...

... людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын ... другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […] Человек в тоталитарном государстве (сочинение) В своей ...

После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитыв ала приемную девочку (Киру).

Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все до бро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочт ения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет мес та жалости. Казак Андрий вынужден выбирать. Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать. Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь враг у, проявив тем самы м предательство по отношению к боевым товарищам.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

15 стр., 7005 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова (2)

... себе добрую память в сердцах других людей. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Отзывчивость в рассказе Андрея Платонова «Юшка» На примере рассказа «Юшка» мы рассмотрим вопрос сострадания. Русский писатель Андрей Платонов в ...

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»

Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни. Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив. А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему. Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места. От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер. При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь. Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски. После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.

Аргументы по направлению «Надежда и отчаяние», А.И.Куприн “Чудесный доктор”

В произведении А.И.Куприна “Чудесный доктор” автор рассказывает нам о семье Мерцаловых, которое уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребёнок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. Глава семьи не смог обеспечить свою семью. Он потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки, потому что он не мог выносить вида плачущих и голодных детей, больной жены и облезлых стен подвала. Однако, нашелся человек, который помог семье подняться на ноги и вылечил их дочку. Но если бы Мерцалов утратил надежду, и совершил задуманное, то его жена и дети умерли бы мучительной смертью.

А.И.Куприн “Гранатовый браслет”

Надежда умирает последней. Эти слова пытается нам донести через своё произведение “Гранатовый браслет” А.И.Куприн. До самого последнего вздоха надеялся чиновник контрольной палаты Желтков на взаимную любовь. Он жил надеждой на то, что когда-нибудь его возлюбленная Вера Шеина ответит ему, уйдет от мужа и будет с ним. Желтков всеми силами пытается добиться расположения своей возлюбленной. Однако, Вера Шеина , кажется, даже и не собиралась отвечать ему взаимностью, ведь она замужем. Последней каплей стало то, что она отказалась от дорогого подарка – гранатового браслета, которую Желтков хотел ей подарить. Она не просто от него отказалась, а передала обратно через своего мужа. Для Желткова это был полный крах надежд.

М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

Герой произведения М.Ю.Лермонтова “Мцыри” не терял надежду на то, что сможет найти свою родину за пределами монастыря, поэтому он сбежал и искал в окрестных лесах дорогу домой. Однако, к великому его разочарованию, он не смог найти пути домой. Он и не заметил, как далеко занесла его судьб а. Вокруг были чужие земли и чужие люди, и ему не хватит сил добраться до отчизны. Мне кажется, что если бы Мцыри не сдался, если бы он сохранял надежду, его молодой организм мог бы выстоять и одержать победу.

2 стр., 729 слов

Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь ...

... она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, ... вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе ... Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. Отличительная черта данного ...

А.С.Грибоедов “Горе от ума”

Можно ли оправдать отчаяние? Многие скажут, что нельзя. Однако бывают такие ситуации, когда отчаяние все таки имеет место. Герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» из среды московского дворянства полностью убедили Чацкого в невозможности перемен в России. Фамусовское общество не хотело принимать критику ни в каком виде, и оно её не только не принимало, но и объявляло сумасшедшими тех, от кого эта критика исходила. Главный герой произведения – Чацкий, был не готов к такому сильному напору. Он убедился в том, что не сможет преодолеть беспринципное невежество Фамусовского общества, и решил уехать из Москвы и никогда туда не возвращаться. Его можно понять, ведь все попытки образумить этих людей свелись к ненужным спорам в гостиных, которые все равно ничего не изменят, так как в фамусовском обществе нет самого главного — желания развиваться.

«На дне», М. Горький

Основная черта главного героя пьесы Луки – желание добра людям, но оно не подкреплено способностью бороться за добро. Лука выступает пассивным утешителем, считая главным с состраданием, по-доброму относиться к людям. Его не волнуют мысли об устройстве мира, объективной сути вещей, их истинном положении. Его постулат: «Во что веришь, то и есть…» При этом он искренне желает помогать людям, раздавая советы, которые не срабатывают в жизни. Но это не значит, что он заведомо предлагает умышленную ложь. Теоретически можно многое достигнуть – и от алкоголизма очиститься, и светлую любовь встретить…На ночлежников сострадательные слова Луки действуют как поддержка, надежда в возможность наступления лучшего завтра. Опираясь на эту, пусть и призрачную надежду, они раскрывают свои лучшие стороны, обретают человеческий облик, начинают верить в возможность светлого будущего.Но Лука исчезает, и тут же рушатся надежды, возможности рассыпаются. Благородные стремления оказываются пустыми словами, не подкрепленными поступками. Силы бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами покидают ночлежников.Сюжет ставит под сомнение позицию Луки. Его исчезновение – кульминационный момент пьесы – это несостоятельность героя перед реальными проблемами жизни. Он скрывается, понимая надвигающуюся драматическую развязку. Трагическое противоречие с Актером настолько глубокое, что его становится невозможно разрешить и персонаж совершает самоубийство. Развитие сюжета показывает точку зрения автора. Все, что наобещал Лука, привело к противоположным результатам. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука акцентировал внимание слушателей на необходимости надеяться, жить с надеждой. Но в жизни произошло все наоборот – Актер повесился, как герой в притче, жизнь ночлежников снова оказывается в старом жутком русле.

«Алые паруса», А. Грин

Люди должны верить в сказки, так считал А.Грин. Эта вера помогает им развиваться, становиться лучше, добиваться своих целей и бороться за прекрасное будущее. Он продемонстрировал это на героях повести.Лонгрен – мужественный моряк, мастерит игрушки, стараясь скрасить жизнь своей дочери Ассоль в неприветливом рыбацком поселке на берегу сурового моря. Он поощряет фантазии дочери, которая наделяет каждую свою игрушку живой душой и реальным поведением. Она представляет как ее лодка, пущенная по ручью, управляется ловкими гребцами, пристает к берегу, где они устраивают обед и заслуженный отдых. Ассоль верит, что однажды в бухту зайдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочный мир, где царит любовь и справедливость. Грея тоже угнетают условности, несправедливость и отсутствие свободы. Он оставляет родовой замок, где его душе тесно, душно и отправляется в морское путешествие. Необходимость сражаться с волнами, ветром, управлять парусами – закаляет его, делает сильнее, увереннее в своих силах. Дает понимание и веру, что он способен менять жизнь. Вера в мечту, в свою звезду, надежда на светлое завтра сопровождает героев всегда, помогает преодолеть жестокость, непонимание окружающего мира и добиться своей цели. Ассоль выдержала насмешки, издевки и дождалась шхуну с алыми парусами, а Грей сумел, слушая только свое сердце, не потерять веру и подарить чудо любимой, превратив в реальность мечты Ассоль. Герои показали, что сильное желание, вера и упорство превращают мечты в реальность.

9 стр., 4077 слов

Анализ романа «Портрет Дориана Грея» (Оскар Уайльд)

... портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Далее он случайно знакомится с другом Бэзила, лордом Генри ... мнению, доброе дело — отпустив влюбившуюся в него крестьянскую девушку, не обесчестив её, он идёт к портрету, надеясь, что тот стал лучше, но, взглянув на него, ...

Аргументы к темам “Гордость и смирение”

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Героиня Татьяна представлена в роли светской дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда. Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.

Дубровский”, А.С.Пушкин

Что такое гордость? В первую очередь это чувство собственного достоинства, самоуважения. В романе А.С.Пушкина “Дубровский” описывается такая ситуация, когда два дворянина дружат между собой, ходят друг к другу в гости. Однако один из них значительно богаче другого. Это немного задевает более бедного дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского. В последствии возникает такая ситуация, когда задевается честь Андрея Дубровского. Богатый дворянин, Кирила Петрович Троекуров не желает извиняться перед Д убровским. Оба барина проявляют свою гордость и не хотят делать первый шаг. Хотя, по-моему мнению Кирила Петрович должен был переступить свою гордость и извиниться перед своим другом. Однако, его гордость не позволила ему сделать этого.

Роман “Отцы и дети”, И.С.Тургенев

Любой ребенок связан со своими родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.

Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеет собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.

13 стр., 6435 слов

Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет ...

... сформулировать основные положения эстетической теории Оскара Уайльда и найти ее отражение в блестящих осколках его парадоксов, которыми так богат роман «Портрет Дориана Грея». Может, в конце мы придем ... нарядам и внешней элегантности. Для истинного денди все эти материальные атрибуты – лишь символ аристократического превосходства его духа… Прежде всего это непреодолимое тяготение к оригинальности, ...

Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

Лизавета была полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.

Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.

Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Помысел.

Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.

Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.

На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.

О Генри «Дары волхвов»

Сложная жизненная ситуация возникла у Деллы и Джима: безденежье в канун Рождества, подарки купить не за что. Герои не отчаивались – каждый задумал, чего бы это ему не стояло, сделает приятный сюрприз своему любимому человеку. Делла решила попрощаться со своими волосами и за полученные деньги выбрала цепочку для часов своего мужа. Джин расстался с золотыми часами и приобрел гребень для любимой.

Семья Джеймс Диллингем Юнг была богата двумя сокровищами, которыми они гордились: золотыми часами, доставшимися в наследство Джину от отца и деда, и волосами, подаренными Делле природой. Чтобы подготовить подарок для своей второй половинки, оба героя были готовы отдать самое ценное.

5 стр., 2014 слов

Портрет Дориана Грея

... презрев страдания и смерть несчастной девушки. Однако, уидев изменения на портрете, Дориан Грей понимает, как он заблуждался и какое воздействие оказывает на него Генри Уоттон. «Нет и, нет, нет, ... программа, изложенная автором в предисловии к роману. В последних строках романа Оскар Уайльд говорит, что портрет Дориана остался неповрежденным, в то время как «на полу с ножом в ...

Глава II

Генри очарован Дорианом. Парень также проникся к нему с симпатией и с упоением слушал рассказы лорда. Бэзилу нужно заниматься делом – завершить портрет и, начав работу, он просит Генри покинуть мастерскую, чтобы не мешать единению художника и натурщика. Дориан настаивает на том, чтобы Генри остался.

Художник принимается за работу, а Дориан и Лорд Герни продолжают диалог. Их беседа принимает философский характер. Генри говорит юноше, что красота не вечна, и пока он так красив и молод этим надо пользоваться- жить на полную катушку.

Тем временем художник объявляет, что портрет готов. Генри вновь восхищается работой приятеля, а Дораину при взгляде на свое изображение приходит осознание, что красота рано или поздно померкнет, а портрет в отличие от живого человека навсегда останется молодым и прекрасным. «Лучше бы портрет старился, а я оставался молодым», — говорит Дориан. Герой готов отдать душу за то, чтобы навечно сохранить свою молодость и красоту.

Эпитеты к слову «перемена»

Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная, вредная, гениальная, главная, глубокая, готовая, дерзкая, живая, жизненная, захватывающая, здравая, избитая, изумительная, интересная, исходная, конструктивная, кощунственная, ложная, невероятная, нелепая, необычная, неосуществимая, неповторимая, нестандартная, неясная, новаторская, новая, определяющая, оригинальная, основная, острая, осуществимая, отвлеченная, перспективная, плодотворная, полезная, предвзятая, прекрасная, преступная, прозрачная, расплывчатая, реальная, руководящая, самобытная, самостоятельная, свежая, светлая, серьезная, смелая, сногсшибательная, стоящая, сумасбродная, сумасшедшая, творческая, фантастическая, хорошая, центральная, четкая, экстравагантная, эпохальная, этапная, ясная, бунтарская, великая, высокая, гражданская, громкая, гуманная, демократическая, малая, мелкая, мировая, модная, освободительная, патриотическая, передовая, побеждающая, политическая, прогрессивная, реакционная, революционная, светлая, светоносная, свободная, справедливая, узкая, чистая, чужая, чуждая, авантюристическая, бездумная, безнадежная, безрассудная, безрезультатная, безуспешная, бесплодная, бессмысленная, бесстыдная, благородная, героическая, глупая, грубая, дерзкая, жалкая, замаскированная, коварная, мучительная.

Глава III

На следующий день лорд Генри отправляется к своему дяде по имени Фермор. Тот рассказывает племяннику о семье Дориана. Его мать Маргарет слыла писаной красавицей. Многие знатные мужчины мечтали заполучить её в жены, но девушка предпочла нищего офицера и сбежала с ним. Вскоре её избранника убивают на дуэли. Говорят, что ситуация, приведшая к дуэли, была специально подстроена отцом Маргарет и дедом Дориана, который не смог принять выбор дочери. Не проходит и года, как красавица Маргарет умирает. У неё остается сын-младенец – Дориан Грей. Он является богатым наследником. Узнав об этом, Генри решает завладеть Дорианом, починить себе его душу.

Попрощавшись с дядей, лорд Генри отправляется к своей тетке Агате. Она собрала гостей, в числе которых был и Дориан Грей. Присутствующие вели светские беседы, обсуждали Америку и американцев, новомодные тенденции в жизни английского общества. Явившийся к столу с опозданием Генри вновь проявляет свои ораторские способности, он легко завладевает вниманием аудитории. Дориан Грей молчит и с восхищением слушает лорда. После приёма у тетки Генри и Дориан вместе отправляются на прогулку в парк.

4 стр., 1509 слов

Описание внешности человека. Словесный портрет человека

... жестикуляция, и мимика, а также речевые функции. Методы словесного портрета Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется ... возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека". К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, ...

Глава IV

Прошел месяц. За это время Дориан Грей сблизился с лордом Генри и часто бывал у него в доме. Повествование переносит читателя в библиотеку дома лорда Генри, где Дориан Грей читает книгу. Когда приходит хозяин, молодой человек поведал ему о своих делах сердечных. Дориан влюблен в актрису по имени Себилла Вэйн. Дориан рассказал, что впервые увидел её в театре в роли Джульетты. Вся постановка была ему омерзительна, но девушка покорила его сердце. И с тех пор он стал регулярным зрителем в этом театре. Знакомство Дориана с актрисой состоялось благодаря директору театра, согласившемуся провести влюбленного парня за кулисы. Так начались их отношения. Себилла называла юношу прекрасным принцем.

Дориан Грей хочет показать свою возлюбленную Генри и приглашает его пойти на спектакль и взять с собой художника Бейзила. Лорд соглашается. Прежде, чем визит в театр состоялся, Уотсону приходит сообщение о помолвке Дориана и Себиллы.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.

Глава V

Себилла происходит из бедной актерской семьи. Она живет с матерью и братом. Отца у семейства нет. Родственники не одобряют отношения Себиллы с прекрасным принцем. Мать девушки смущает то, что её избранник не богат.

Брат Джеймс собирается покинуть родной дом и отправиться на заработки. Он решил работать моряком, чтобы обеспечить семью. Прежде чем уехать, он во время прогулки по парку беседует с сестрой о Дориане. Он упрекает Себиллу в простодушии и говорит, что убьет молодого человека, если тот осмелится её обидеть. Как раз в этот момент мимо парка проходит Дориан, ему удается остаться незамеченным. Слова брата шокировали Себиллу, но в конце концов она смогла его простить.

Попрощавшись с семьей Джеймс уезжает.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир» .

Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого был Андрей Болконский. В начале романа ему всего двадцать шесть лет, молодой человек находится в полном расцвете своих сил. Андрея тяготит лицемерное светское общество, и он безумно жаждет перемен в своей придворной жизни. Он мечтал о славе Наполеона, хотел проявить себя на поле боя и совершить подвиг, о котором бы долго помнили. Ради этих стремлений Андрей Болконский отправился на войну. Он служил в штабе при главнокомандующем и умело разрабатывал планы военных действий.

Спустя недолгое время пылкий офицер разочаровывается в русской армии. На его глазах капитан Тушин проявил неимоверное мужество и отвагу, сражаясь до конца, не сдавая позиций. До него просто не дошёл приказ об отступлении. Благодаря его усилиям и помощи Андрея солдатам удалось вернуться живыми. Но героизм Тушина не был оценён по заслугам, наоборот, он получил строгий выговор от Багратиона за несоблюдение приказа и потерю орудий боя. В этой ситуации Болконский впервые осознал, что не все подвиги получают всеобщее признание. Возмущённый несправедливым отношением генерала, Андрей стал на защиту капитана Тушина, который молчал, чтобы не подвести однополчан. Подобное положение вещей вызывало недоумение у князя. Тем не менее, судьба дала ему возможность совершить желанный подвиг во время Аустерлицкого сражения. Увидев беспорядок и панику в рядах армии, Андрей взял в руки знамя и повёл за собой войско. Но неожиданное ранение прервало все мечты о славе, перед героем предстало лишь бескрайнее небо, на фоне которого всё остальное казалось мирской суетой, недостойной внимания. Именно в этот момент в душе Болконского случился перелом, его жизнь изменилась навсегда. В родное имение он вернулся совершенно другим человеком. Теперь у князя Андрея появилось желание изменить будущее родной страны, поэтому он принимал активное участие в подготовке реформ Сперанского. После разочарования от несовершенства этих преобразований, Болконский посвятил себя целиком и полностью дому и семье. Князю казалось, что его жизнь окончена, но встреча с Наташей Ростовой ознаменовала новые перемены и надежду на лучшее. Именно из-за этого её предательство так больно ранило влюблённое сердце, поверившее в счастье.

Жизнь Андрея Болконского была яркой и разнообразной, он всегда был готов встретить любые перемены с достоинством.

  1. А.П. Чехов «Вишнёвый сад» .

В пьесе «Вишнёвый сад» удивительным образом соединено прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время представлено тремя героями – Фирсом, Раневской и Гаевым. Именно Фирс рассказывает о том, как было раньше, как стало плохо после отмены крепостного права. Раневская и Гаев тоже живут прошлым, они не хотят никаких перемен и бояться будущего. Их устраивало, что раньше не приходилось думать ни о каких заботах. Они просто плыли по течению, отказываясь думать и принимать действительность. Но А.П. Чехов показывает, что время перемен наступает независимо от того, ждут его или нет. Поэтому Раневская уезжает в Париж, Гаев устраивается работать в банк, а Фирс в конце пьесы умирает и его смерть символизирует закат аристократизма.

Лопахин ассоциируется в произведении с настоящим. Он мыслит по-новому, умеет применить свои знания и навыки себе во благо. Он прекрасно видит красоту вишнёвого сада, но не может отказаться от его вырубки. Лопахин знал, что необходимо чем-то жертвовать ради достижения своих целей. Его дед был крепостным, отец смог изменить судьбу и стать владельцем лавки, а самому Лопахину удалось сколотить неплохой капитал.

Будущее заключено в образах Ани и Пети. Петя никак не может окончить университет, зато остро чувствует мировую несправедливость. Поэтому так остро реагирует на незаслуженные привилегии дворянства и всей буржуазии в целом. Он считает, что все обязаны трудиться, для того чтобы обеспечить себя. Но поддерживает его идеи лишь Анечка.

А.П. Чехов жил в эпоху перемен, поэтому видел необходимость изменений в государственном устройстве России. Автор хотел показать в своей пьесе, что будущее за простыми и деятельными людьми, которым сейчас необходимо совершенствоваться.

  1. А.П. Чехов «Человек в футляре» .

Название рассказа «Человек в футляре» предупреждает читателя о том, что любой человек из-за страха перемен может закрыть себя в «футляре». В данном произведении под футляром подразумевается неписаный свод правил и ограничений, которыми сковал себя главный герой. Этот укромный мир кажется ему намного лучше обычного, ему комфортно находиться в укрытии от влияния внешнего мира.

Главный герой работает учителем греческого языка в гимназии. Беликов привык жить по установленным правилам и больше всего боится, что что-то пойдёт не по плану. Даже в самую солнечную и тёплую погоду он одет в пальто и калоши, чтобы оградить себя от неожиданных явлений окружающей среды, в том числе и социальной. Беликова страшит современная ему действительность, безумно раздражает поведение соотечественников. Именно поэтому он заключил себя в своеобразный футляр, позволяющий ему укрыться от других людей.

Беликов настолько боялся перемен, что совершенно перестал различать краски в жизни. Он перестал получать удовольствие, стремиться к чему-нибудь, мечтать. Ему было абсолютно всё равно на то, что происходило за пределами футляра. Он существовал, но не жил. Главный герой просто плыл по течению, он не мог позволить даже самой судьбе вмешаться в его жизнь и изменить что-нибудь в лучшую сторону. Эта боязнь нового сделала его пассивным, неприметным и несчастным.

А.П. Чехов знал, что душевный недуг гораздо страшнее физического, поэтому основная идея его рассказа заключалась в том, чтобы донести до людей бессмысленность боязни времени перемен, нужно избавляться от любых футляров и жить свободно, быть готовым к любым поворотам судьбы, ведь часто они приводят нас к долгожданной цели.

Глава VI

Действие происходит в ресторане «Бристоль». В отдельной комнате накрыт стол на троих. Генри ожидает друзей. Первым приходит художник Бэзил. Уотсон сообщает ему о предстоящей свадьбе Дориана, художник поначалу не верит ему. Появляется Дориан. Он делится с друзьями своими впечатлениями от вчерашнего спектакля, после которого они с Себиллой встретились за кулисами и слились в поцелуе.

После совместной трапезы и беседы троица оправляется в театр. Бэзил замечает, что Дориан сильно изменился.

Глава VII

Начинается спектакль, герои занимают свои места и предвкушают появление Джульетты, которую играет Себилла. Увидев возлюбленную Дориана, оба приятеля разделяют его восхищение красотой актрисы. А вот актерским талантом девушка, по их мнению, не обладает. Роль она исполняет бездарно. Генри и Бэзил не досматривают представления и покидают театр.

После окончания пьесы Дориан приходит за кулисы к своей возлюбленной. Он поражен тем, как плохо она играла. Ему пришлось стыдиться за неё перед друзьями. Себилла отвечает, что стала хуже играть из-за того, что влюбилась в него. Главное, что они есть друг у друга, а театр — это лишь пустое притворство. Но Дориан считает иначе, он обвиняет девушку в том, что она убила его любовь. Молодой человек не хочет иметь ничего общего с бездарной актрисой. Девушка упала ему в ноги и умоляла о прощении. Не внемля её рыданиям, Дориан уходит.

Впав в состояние забытья, Дориан бесцельно бродил по городу допоздна. Вернувшись домой и проходя мимо библиотеки, где стоял потрет работы Бэзила, юноша бросил взгляд на картину. Выражение лица на портрете изменилось, оно стало жестоким. Дориан вспоминает свои слова, сказанные в мастерской. Тогда он хотел, чтобы все возрастные изменения, бремя пороков и страстей отражались на портрете, а не на его реальном лице. Он думает о Себилле, и ему становится её жалко. Дориан понимает, что негативное преображение портрета – это следствие его плохого поступка.

Примеры из жизни

  1. Крещение Руси ознаменовало значительные перемены для русского народа. На смену языческим верованиям пришла единая религия. Ранее каждое племя поклонялось своему богу, эта вера препятствовала слиянию в один народ. Пришедший к власти князь Владимир Святославович понимал, что необходимо сильное влияние, чтобы сплотить людей. Ни один человек такой властью не обладал, поэтому без религии здесь было не обойтись. Единственной приемлемой для Руси верой оказалась византийская, которая уже давно начала проникать на русские земли. Византия была на тот момент самой могущественной державой, с которой у Руси были налажены торговые и дипломатические отношения, а византийская культура оказывала значительное влияние на славянский быт. За принятие христианской веры, князь Владимир потребовал себе в жёны сестру правителей Византии Анну. По возвращению домой Владимир начал активно заниматься изменением родного государства, все были обязаны пройти обряд крещения. По всей Руси начали строиться церкви, и появляться священники. Обращение Руси к новой религии открыло перед ней множество дверей и заметно повысило авторитет. Правда, не все люди были готовы к таким резким переменам. Часто между заядлыми язычниками и христианскими проповедниками возникали вооружённые конфликты. Славянам не удавалось прийти к общему решению, и в результате слияния язычества и христианства, возникла особая форма христианства – русское православие. Для русского государства настало время перемен, у него с этих пор наметился уверенный путь развития.
  2. Главным реформатором в истории России является Пётр I, который сказал: «Я принял Россию ручейком, а оставлю ее рекой; если мои последователи будут разумно направлять судьбы России, то смогут учинить океан, воды которого зальют всю Европу, оставляя без внимания преграды, устраевыемые людьми, чтобы остановить половодье». Он перешёл от слов к делу в самом начале своего правления. Совершив длительное путешествие по европейским странам, новоиспечённый правитель осознал отсталость своего государства. Возвращение Петр I на родину ознаменовало время перемен для Российской империи. Первым делом издался указ о бритье бороды. По мнению государя, борода являлась пережитком прошлого и признаком антисанитарии. За короткое время поданные должны были привыкнуть брить лицо, а невыполнение указа жестоко каралось. Бороду можно было сохранить только тем, кто был в состоянии заплатить за неё высокий налог. Перемены коснулись не только наличия растительности на лице, а и внешнего вида в целом. В 1700 году Пётр I приказал придворным чиновникам одеваться согласно европейской моде. Также в обязательном порядке изменялись танцы и развлечения в целом: становилось модно играть в карты и шахматы, проводились ассамблеи. Вводились новые правила этикета: запрещалось прилюдно чесаться, ковыряться в носу, плевать на пол. Следующей значительной переменой стала реформа календаря. До этих пор время в российском государстве исчислялось с сотворения мира, а календарный год начинался 1 сентября. Пётр I осознавал, что применение григорианского календаря приведёт к ещё большему количеству недоброжелателей, поэтому изменил только дату начала года. Теперь исчисление начиналось не с 1 сентября, а с 1 января. Причём празднования Нового года тоже ввёл царь-реформатор. Появилась традиция устанавливать новогоднюю ёлку, украшать дом и готовить праздничный ужин. Также устраивались городские гуляния и ярмарки. Кроме моды и досуга, Пётр I решил заняться просвещением неграмотного народа. В первую очередь сложный церковнославянский шрифт заменился гражданским, для упрощения книгопечатания. Ведь книги – это необходимая часть образования, началось активное создание учебников по математике и грамматике, выпускалось большое количество переводов художественных произведений зарубежных авторов. Были открыты школы различной направленности: медицинские, инженерные, морские, военные, строительные и педагогические. Со временем начала свою деятельность Академия Наук, в которую были приглашены немецкие учёные. В это же время в Москве начала издаваться первая российская газета «Ведомости», а также открыт театр и ботанический сад.

Глава VIII

Проснулся Дориан поздно и сел перебирать почту, которую ему принес лакей. Среди писем было и послание от Генри. Юноша откладывает его в сторону, не читая.

Он хочет удостовериться, не были ли изменения в портрете видением. Герой снова взглянул на картину и понял, что ему не показалось. Портрет смотрел всё так же жестоко. Шокированный юноша решает исправить положение, пойти к Себилле и сделать ей предложение.

Тут появляется Генри и сообщает Грею, что Себиллы больше нет. Она покончила жизнь самоубийством. «Это всё из-за меня», — думает Дориан. При этом он остается относительно спокойным. Юноше начинает казаться, что он совсем бессердечен. И это пугает его. Генри уговаривает друга не принимать случившееся близко к сердцу. Дориану становится легче. Он принимает приглашение лорда Генри отправиться с ним в оперу.

Аргументы

  1. Мы живём в эпоху перемен.
  2. У одних людей перемены меняют жизнь в лучшую сторону, у других – наоборот.
  3. Во время перемен человек всегда оказывается перед сложным выбором.
  4. Не всегда люди готовы к переменам.
  5. Время перемен связано с неопределённостью.
  6. Для того чтобы осуществить мечту, не нужно менять весь мир, стоит начать с перемен в собственной жизни.
  7. Нужно принимать изменения в жизни с удовольствием.
  8. Лень – это главный противник перемен.
  9. Ошибки – неизбежная часть перемен.
  10. Часто перемены делают людей более мудрыми и зрелыми.

Глава IX

Поутру в дом к Дориану приходит Бэзил. Он переживал за друга и думал, что тот терзается из-за смерти Себиллы. Художник был поражен спокойствием приятеля. Бэзил понял, что на юношу пагубно повлиял их общий товарищ – циник Генри Уоттон.

Художник замечает, что портрет Дориана Грея прикрыт тканью, он хочет взглянуть своё творение, но получает отказ. Это сильно удивляет Бэзила. Почему же ему нельзя посмотреть на портрет? Он говорит Грею о желании отправить картину на выставку в Париж. Дориан спрашивает его, почему он решил выставить портрет, ведь раньше художник не желал показывать его посторонним.

Бэзил признается Дориану в том, что он был одержим им, и когда начал писать портрет, то вложил в него всю душу и воспринимал как нечто сакральное, очень личное. Подарив портрет Дориану, он со временем понял, что портрет нужно показать людям. Грей не дал разрешение на демонстрацию картины и прячет портрет, чтобы тот не попался постороннему взору.

Мораль

Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

Глава X

Грей велит слугам убрать портрет в старую комнату, которая когда-то предназначалась для занятий. Теперь она была бесхозной, а дверь запиралась на ключ. Герой пристально наблюдает за исполнением своего распоряжения. Он должен удостовериться в том, что картина надежно скрыта. Никто не должен видеть, как меняется портрет, как внешне прекрасный Дориан будет продолжать разлагаться изнутри.

Когда дело было сделано, герой спускается вниз и видит на столе газету и книгу – это послание от Генри. В газете заметка о гибели Себиллы. Она злит юношу, и он разрывает газету в клочья. А вот книга оказалась достойна его внимания. Это был психологический роман, герой которого стремится пережить страсти прошлого. Дориан увлекся чтением.

Афоризмы

  1. «Радостное выражение лица постепенно отображается и на внутреннем мире» . Немецкий философ Иммануил Кант был уверен в том, что хорошее расположение духа – залог душевного спокойствия. Когда человек улыбнётся – это улучшит его внутреннее состояние.
  2. «Чем безупречней человек снаружи, тем больше демонов у него внутри» . Зигмунд Фрейд, будучи психологом, всегда замечал особенности человеческой натуры. В итоге он пришёл к выводу, что красивые люди редко обладают чистой душой.
  3. «Человек похож на луну – у него тоже есть тёмная сторона, которую он никому не показывает» . Американский писатель Марк Твен говорил о том, что у каждого человека есть пороки, которые он пытается скрыть от окружающих. Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной, а что находится на второй – никому не известно, так и у людей: мы никогда не можем знать наверняка, что у человека в помыслах.
  4. «Любить нужно не человека, а его внутренний мир» . Марина Цветаева хотела обратить внимание окружающих на значимость душевной красоты. Внутренний мир хорошего человека неповторим, в него можно влюбляться снова и снова.
  5. «Каждый человек – отражение его внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть на самом деле» . Древнеримский философ Цицерон считал, что узнать настоящую сущность человека можно только после того, как узнаешь его помыслы. Образ мышления создаёт образ жизни.
  6. «Не внешность нужно украшать, а быть красивым в своих духовных начинаниях» . Фалес Милетский более двух тысяч лет назад сказал о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, а не стремиться к физической красоте.
  7. «Кто созерцал величие природы, тот и сам стремится к совершенству и гармонии. Наш внутренний мир должен уподобляться этому образцу. В чистой атмосфере всё чисто» . Оноре де Бальзак провёл аналогию между природой и внутренним миром человека. Тот, кто способен оценить по достоинству красоту природы, обладает богатым внутренним миром, способным к совершенствованию.
  8. «Ничего нет внутри людей, выставляющих всё наружу» . Оноре де Бальзак разочаровался в людях, выставляющих всё напоказ, поэтому он говорит о том, что человек с богатым внутренним миром не будет стремиться привлечь чужое внимание любым способом.
  9. «В самом человеке есть тишина, есть святилище, куда он в любое время может удалиться, чтобы побыть самим собой» . Герман Гессе призывает людей к изучению собственного внутреннего мира. Ничего нет совершеннее и прекраснее в мире, чем человек.
  10. «Доброта – это солнце во внутреннем мире человека» . Виктор Гюго считал самым важным человеческим качеством доброту. Эта добродетель освещает путь помыслам человека подобно солнцу в небе.

Глава XI

Прошло несколько лет. Всё это время над Дорианом довлела книга, подаренная Генри. Грей ассоциировал себя с её героем, но персонаж книги старел, а Дориан нет.

Время от времени Дориан поднимался наверх и смотрел на портрет, который всё больше и больше менялся в худшую сторону. Герою становилось жутко, и он всё реже поглядывал на картину.

Жизнь Дориана состояла из увеселений и радостей, он не задумывался о морали и о том, как он выглядит в глазах общественности. Ведь внешне он оставался всё тем же прекрасным юношей. По Лондону о Дориане Грее стали ходить жуткие слухи. Многие его презирали, но при одном только взгляде на лицо Дориана все разговоры о нём представлялись неправдоподобными сплетнями.

Глава XII

После празднования своего дня рождения Дориан возвращается домой и на улице случайно встречает Бэзила. Тот давно хотел увидеться со старым другом. Художник поражен и возмущен слухами о Дориане Грее, которые стали достоянием лондонской общественности. Он хочет откровенно поговорить с молодым человеком и узнать, правда ли всё то, что о нём говорят. Но Дориан дает понять художнику, что ему безразлично, в каком свете его выставляют. В ответ на попытки Бэзила добиться откровенности Дориан лишь ухмыляется. Живописец начинает взывать героя к морали и, в конце концов, Грей признается, что все слухи — правда. Он приглашает Бэзила взглянуть на портрет, на котором отразилась вся сущность его души.

Глава XIII

Герои поднимаются наверх, в старую комнату, скрывающую тайну Дориана. Художник шокирован портретом. Он не может поверить в то, что когда-то сам написал его. Лишь подпись на полотне осталась свидетельством о том, что его кисть когда-то создала это произведение. С портрета смотрело злое ухмыляющееся лицо. Дориан рассказывает, что его пожелание, высказанное когда-то в мастерской у Бэзила, сбылось. Художник понимает, что написанный им портрет вобрал в себя все пороки Дориана. Бейзил вновь пытается призвать героя к праведности. Разозлившийся Дориан Грей обвиняет в своей никчемной жизни художника и его злосчастный портрет, он бросается на Бэзила с ножом и убивает его. Теперь нужно скрыть улики. Бэзила долго не хватятся, ведь он должен отбыть на выставку в Париж.

Критика

Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Портрет Дориана Грея» — крупнейшее произведение Оскара Уайльда, в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя.

*Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, — молодости. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.

Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана. В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет).

Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.

Дориан Грей — юноша, наделенный невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нем сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Бэзил Холлуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека.

Лорд Генри — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на все викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.

Сибила Вэйн — актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своем выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность ее мира, где она не жила, а только играла. С любовью в ее душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к ее гибели.

Джеймс Вэйн — брат Сибилы, моряк.

После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру — это философский роман, написанный в декадентском стиле.

Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса « Наоборот

». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение. В нем поставлены вечные вопросы человечества -о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.

Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности. Для Уайльда, искусство стоит выше жизни. Эта идея получила выражение в той роли, которую играет в произведении портрет героя. Облик живого Дориана не выражает сущности его порочной, развращенной натуры. Только на портрете видно, каков на самом деле Дориан. Таким образом, искусство вернее самой действительности выражает душу, сущность характеров и явлений.

В романе «Портрет Дориана Грея» можно также выделить конфликт гедонизма и аскетизма. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет – отшельник, чернец) – добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночество. Конечная цель аскетизма – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами!

В романе «Портрет Дориана Грея» героями-гедонистами являются «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей. Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем имеет значение более широкое, чем кровавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: гедонист убивает аскета, наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр. Но оба действующих лица этого кровавого фарса – преступные и антигуманные – разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни – его золотую середину – нужно искать в другом месте, среди других идей, в гармоничном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности.

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд . Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, — произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость .

Единственный роман Уайльда — опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля») и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов .

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века .

Играя на гармошке, принадлежавшей погибшему командиру, Василий Теркин воодушевляет солдат. Люди оживляются, танцуют. На музыку они идут как на огонь. Музыка помогла человеку пережить многое в военное время. Песни придавали моральных сил, поднимали настроение. А значит, приближали победу.

К.Г. Паустовский «Старый повар»

Вольфганг Амадей Моцарт, великий музыкант, играет умирающему старому повару на клавесине. Музыка позволяет слепому человеку увидеть и почувствовать лучшие моменты его молодости. Великолепная игра на клавесине рисует пейзажи, сменяет времена года, возвращает старого повара к его первой встрече с женой Мартой. Сила музыки удивительна, великолепна. Музыка может повернуть время вспять и воскресить значимые для человека события.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет для Дориана Грея, невероятно красивого молодого человека. Лорд Генри Уоттон говорит юноше, что красота его не вечна. Тогда Дориан произносит желание, которое в будущем изменит всю его жизнь: молодой человек желает, чтобы великолепный портрет старел вместо него. Желание сбывается. Дориан Грей совершает безнравственные поступки, понимая, что это никак не отразится на нем внешне. На портрете же уже изображено ужасное чудовище, напоминающее юношу. Великолепный портрет оказал негативное влияние на Дориана Грея. Сила искусства сделала этого человека аморальным, безнравственным и жестоким.

Глава XIV

Проснувшись поутру, Дориан Грей пишет два письма. Одно он отправляет своему старому приятелю, второе – оставляет себе.

Приятель по имени Алан приходит в гости к Дориану и спрашивает, что случилось, и зачем он понадобился человеку, с которым они очень давно не общались. Грею были нужны познания Алана в химии, чтобы избавиться от тела Бэзила. Без каких-либо эмоций и переживаний Дориан рассказывает химику о том, что произошло вчера. Он подчеркивает, что убил Бэзила, потому что тот сделал его жизнь никчемной. Алан отказывается скрывать следы преступления. По законам Англии того времени за убийство полагалась смертная казнь, Дориан умоляет приятеля спасти ему жизнь. Но химик не приклонен. Тогда Грей идет на хитрость и силой вынуждает помочь ему. Он шантажирует специалиста по химии вторым письмом, которое может погубить судьбу Алана.

Поднявшись в комнату, Дориан и Алан видят, что на портрете появились красные пятна. Дориан уходит, а его приятель остается «химичить». В результате тело исчезает.

Глава XVI

Дориан Грей принял решение порвать со своим прошлым. Всё забыть и попытаться жить заново. Он полностью отдается разгульному образу жизни. Низость и порок становятся ему ближе и роднее, чем искусство, когда-то увлекавшее его.

Выходя из притона после гулянки, Грей встречается с мстителем – братом Себиллы. Одна из дамочек, с которыми проводил время Дориан, назвала его прекрасным принцем. Для Джеймса это был опознавательный знак. Он догоняет гуляку и повесу, обвиняет его в смерти сестры. Дориан отпирается. Увидев лицо Грея при свете фонаря, Джеймс подумал, что обидчик Себиллы не может сейчас так молодо выглядеть. С момента её смерти прошло уже 18 лет. Так портрет спас Дориана от страшной мести. Но потом моряк Вэйн понимает, что был обманут, он пытается догнать негодяя, но его уже и след простыл.

Эпитеты к словосочетанию «время перемен»

Благоприятное, благословенное, быстротечное, выгодное, горячее, драгоценное, золотое, критическое, напряженное, неблагоприятное, неподходящее, неудобное, ответственное, подходящее, удобное, хлопотливое, крутое, летучее, лукавое, скупое, звездное, безвозвратное, беззаботное, блистательное, благословенное, блаженное, веселое, глухое, горячее, долговечное, молодое, невозвратимое, невозвратное, незабвенное, незабываемое, неизбежное, памятное, суровое, счастливое, трудное, тяжелое, тяжкое, хлопотливое, юношеское, былое, глухое, давнее, давнопрошедшее, далекое, доброе, незапамятное, неизгладимое, памятное, бедственное, безрадостное, беспокойное, блаженное, буревое, бурное, величественное, героическое, глухое, гнилое, горемычное, горькое, грозное, грозовое, губительное, дивное, драматическое, знаменательное, историческое, кипучее, клокочущее, кровавое, крутое, легендарное, лихое, мирное, мрачное, неспокойное, ответственное, переломное, переходное, роковое, светлое, славное, смутное, страшное, суровое, счастливое, темное, тревожное, трудное, тяжелое, худое, цветущее, черное, чудесное, чудное, звонкое, непогожее, пламенное, скудное, тошное, тугое, удручающее.

Глава XX

К Дориану Грею приходит осознание того, что он загубил не только свою жизнь, но и судьбы окружающих. Он нес миру зло. Он вспомнил, о неопороченной им даме и решил, что этот поступок улучшит портрет. Но изображение стало ещё хуже. Герой понимает, что им двигало тщеславие, а не праведность. Платой за вечную молодость стал не только его человеческий облик, но и его внутреннее содержание.

Есть только один способ покончить со всем – уничтожить портрет. Дориан режет своё обезображенное изображение ножом. Слуги слышат крик и бегут на помощь хозяину. Проникнув в комнату, они видят на полу тело старика с обезображенным злым лицом. А рядом стоит «Портрет Дориана Грея» – с него смотрит тот самый прелестный юноша, которого когда-то живописал Бэзил.

Проблематика

В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.