1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята.
(на фоне музыки) Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Снег, словно белое одеяло, укрыло землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании зимнего чуда. Его ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке.
2. Литературно – музыкальная композиция
Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение.
Вот и сегодня, как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», все времена года пришли к нам в гости и ни одни, а в сопровождении удивительной музыки
(4 ученика выходят под музыку в костюмах весны, лета, осени и зимы, читают стихотворения)
Весна(Пушанкина Александра)
На бледно – голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В создании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
(О.Э.Мандельштам)
Лето (Шевцова Виктория)
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное …
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 20-е гг. XX в
... по делам национальностей был утвержден Белорусский национальный комиссариат (Белнацком). В задачу Белорусского национального комиссариата входила вся практическая работа по подготовке создания Белорусской ... годы эти рамки были довольно широки, а в самом партийно-государственном аппарате существовали разные точки зрения на формы и методы руководства литературой ... «Единство», «Утро», «Гомельская жизнь», ...
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
(Ф.И.Тютчев)
Осень(Буцукина Олеся )
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С.А. Есенин)
Селлер Вероника
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
На встречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась;
На мутном
небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)
Учитель: Ребята, мы не случайно начали наш урок волшебной музыкой. Какое настроение, какие чувства пробудила в вас она? А о чём вам рассказали волшебные строки стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!»? (ответы учеников)
— Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(ребята отвечают)
— Действительно, сегодня мы окунёмся в красоту, сказочность, неповторимость зимней природы.
— Какова тема нашего урока? (Ребята называют тему урока)
Учитель: Сегодня мы будем готовиться к сочинению по личным впечатлениям «И рады мы проказам матушки-зимы» (слайд).
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...
... друзей. Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». Цель: Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова. ... ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, ...
Учитель: Зима! Прекрасное время года, которое привлекает своей таинственностью. О ней слагают песни, пишут стихи и музыку.
Я предлагаю вам создать свое описание зимней природы, в которой будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас.
-Как же нам это сделать? (написать сочинения).
— Какова цель нашего урока?
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-описания зимней природы.
— Каковы же задачи нашего урока? (чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал).
3. Словарная работа
Учитель: Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово – «пейзаж».
Найдите его определение в толковом словаре.
Что же такое «пейзаж»?(ребята высказывают свое мнение)
Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события.
Изучение новой темы
Давайте познакомимся с зимним пейзажем из упражнения 326 .
Какова тема этого текста? (утро в зимнем лесу.)
С какой целью автор создал этот пейзаж?( Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса)
Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа.
Снега – какие?( Глубокие, свежие)
Небо?( Удивительно свежее, огромное, глубокое)
Краски?( Яркие, радостные)
Свет?( Золотистый, солнечный)
Как называются эти яркие образные определения?( Это эпитеты)
Какие еще художественные средства вы нашли в тексте?( Олицетворения: солнечный свет играет ;
сосны замерли.
Метафору – зеленые венцы сосен)
Как вы понимаете слово «венцы»? (дети высказывают свое понимание этого слова)
Ребята, а сейчас мы обратимся к толковому «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
( Венцы – слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец – драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха»).
— Посмотрите внимательно на предложения данного текста. Какие они?(Автор использует в осклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро»).
Малевич казимир «пейзаж» описание картины, анализ,
... будто из детских кубиков. Описание картины Явление города Дельфта Сальвадора Дали сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su Страница 1 из 612345…»Последняя » Малевич Казимир Северинович Советский художник- ... х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие ...
— Для чего автор использует перечисленные художественные средства(для описания зимнего пейзажа)
Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения
Снежинки
— У каждого из вас на парте лежит снежинка, переверните ее. На обратной стороне написано : Зима (Какая?)
Подберите эпитеты к этому слову и запишите на снежинку. (Ребята пишут эпитеты,
А теперь вы произносите свой эпитет, который вы подобрали к слову зима и приклеиваете свою снежинку на картину. Которая на доске ( приклеивают снежинки на ватман. На ватмане рисунок (снег, дерево, зимнее небо)).
Класс заранее поделен на три группы
Работа с текстом (по группам)
Как вы думаете, трудно ли подобрать удачное средство вы разительности для описания? Попробуем сами выступить в роли мастеров художественного слова.
Вы видите, что на ваших партах лежат листочки с текстом. На месте прилагательных стоят пропуски.
-Вместо них вставьте подходящие по смыслу эпитеты и сравнения;
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_____- ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу_.
На ________ поверхности появились ________ узоры. Снежинки горят_________, когда попадают в столб _______________ света.
(Сравнение с эталоном)
Эталон:
В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка — ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.
Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.
Физкультминутка(танцующие снеговики)
Работа с текстом.(Это задание под вопросом)
Чтобы помочь вам интересно написать сочинение, я предлагаю работу с прозаическим текстом. Возьмите карточки желтого цвета. Прочтём текст вслух.
Снег: что это такое, как образуется, почему белый, откуда берется, фото и видео
... гексагональных кристаллов, похожих друг на друга. Сочинение на тему: «Падает снег» Вот и наступила настоящая ... и создавать снежинки. При достаточном содержании воздуха в снегу достигают поверхности земли, и тогда ... лежат пышные снежные шапки, а их окна покрыты зимними рисунками. Это мороз-художник постарался. Улицы спрятались под пуховыми перинами. Из белоснежных сугробов выглядывают кусты и деревья, ...
Красив, чудесен русский лес зимою! Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).
-Ребята, определите тип речи этого текста (описание).
-Наша задача – найти опорные слова, которые помогут и вам описать зимний лес.
-На слова каких частей речи нам нужно обращать внимание? (существительные + прилагательные, ведь это описание).
-Прочитаем первое предложение.
-Какие слова вам могут пригодиться? Подчеркните их.
-А теперь найдите такие слова во всех остальных предложениях.
Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений.
Творческая работа в парах.
А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего родного края. Внимательно рассмотрите их и, работая в парах, напишите мини- сочинение на тему « Зимний пейзаж моего края» (5-6 предложения).
Помощником в этой сложной работе вам будет удивительная музыка из пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. На тройке». (ребята пишут мини- сочинения)
Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.(несколько учеников зачитывают и приклеивают их на дерево, которое изображено на ватмане. В результате в конце урока получаем продукт: картина с зимним пейзажем )
— Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому выступлению? А как вы оцениваете своё выступление?
Этап рефлексии.
— Какое настроение вызывает у вас зимний лес?
— Что вам больше всего понравилось на нашем уроке!
Наш урок подошел к концу.
— Чему научились на уроке?
Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на простую веточку , так необыкновенно преображенную природой.
Оценивание результатов.
— Сегодня наш урок я хочу закончить словами великого Гете:
« Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
— И нельзя не отметить красоту нашего самого удивительного края, загадочного, контрастного, где можно увидеть медведей ,хвойные и широколиственные леса. Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и суровым сибирским морозам. Земля благодатная, заповедная, необычная. И эта Земля называется Кемеровская область.
Достопримечательности моего родного края это
... ведь на ней будут жить и наши потомки. Сочинение на тему родной край Достопримечательности моего села Рассказ о православном храме Вложение Размер ... еле зеленая, травка. Из под земли пытаются пробиться первые цветочки, которые будут радовать всех людей. Деревья уже сняли свою снежную шапку ... Лес и его обитатели мой родной край Природа — это главное из чудес света В этих местах обитают дикие животные ...
— Выразим свою любовь к зимней природе нашего края через песню
(звучит музыка и слайд-шоу о природе Кемеровской области)
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_____- ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу_.
На ________ поверхности появились ________ узоры. Снежинки горят_________, когда попадают в столб _______________ света.
В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.
_____- ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу_.
На ________ поверхности появились ________ узоры. Снежинки горят_________, когда попадают в столб _______________ света.