Развитие речи Описание природы

«Развитие речи по теме Описание природы»

Русский язык

Тема урока

Цели:

  1. Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.

  2. Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.

  3. Формировать умение строить текст.

  4. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование:

1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире!

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

2. Постановка учебной задачи.

  • Прочитайте описание природы в упр.17 стр.11. Какие слова помогли ярко представить картину природы?

Работа с правилом стр 11.

  • Что характерно для текста – описания?
  • Сегодня мы напишем сочинение – описание. Как вы думаете что мы будем описывать?
  • Расскажите, где вы отдыхали на каникулах. Какие картины природы вас особенно впечатлили?
  • Кто скажет, какая тема описания? (Зима)
  • Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.
  • Зима очень красивое время года.

Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения.

Но вначале составим зимний словарик.

(Зимний словарик)

Работа со словами

1. Зима

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

А. Пушкин.

  • Какие чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами и т.д.)

2. Снег

12 стр., 5647 слов

Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой

... Многие живописцы стремились показать, что зима - именно русское время года. Чаще всего описание природы зимой создавалось из впечатления от первого ... скорого зимнего вечера. Вторая половина декабря в народном календаре "Пришла Варюха - береги нос да ухо " Народ любит ... запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха и спокойна, уютно спит, ...

(После ответов детей появляются слова с описанием снега)

  • Каким кажется снег на солнце? (Искрится, блестит, сверкает)

3. Деревья, кусты., Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней,

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей белой пухлой ватой

Все убрал кусты.

А. Фет.

  • А как выглядят деревья в морозную погоду? (Стоят в узоре)
  • А вот как С. Есенин описывает березу зимой. (Ученик читает стихотворение)
  • Какие описания запомнились, понравились? (Снежная кайма, белая бахрома)

(После ответов детей появляются слова с описанием деревьев)

4. Река

  • Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)

(После ответов детей появляются слова с описанием реки)

5. Облака

  • Какие слова вы нашли для описания зимних облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)

6. Воздух

  • Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего? Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и т.д.)
  • Я постаралась вынести на слайд слова, которые помогут вам написать красивое, яркое, образное сочинение.

Физкультминутка

Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают полет снежинок.

3. Сочинение – описание.

  • Какое время года предшествует зиме? (Осень)

(1. Картина осени. 2. Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)

1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)

  • Напишите несколько предложений о том, какие изменения произошли в природе.

2. Картина зимы.

  • Опишите, какие изменения произошли с деревьями. Работа с правилом стр 31. Текст описание, его основные признаки – наличие большого количества прилагательных.

3. Аналогично проходит работа с другими объектами, изображенными на слайде.

4. Работа с упр. 19, 20 – устно.

5. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не поменял окраску)

  • Опишите, какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.
  • Закончите ваше сочинение вашим личным отношением к зиме.

6. Напишите сочинение – описание «Природа родного края»

4. Итог урока.

По просьбе учителя учащиеся зачитывают несколько сочинений.