Комплектование материалов в пакет швейного изделия (платье женское вечернее)

Изготовление одежды осуществляется двумя системами: массовое промышленное производство (предприятиями швейной промышленности, арендными, малыми, кооперативными, совместными предприятиями) и по индивидуальным заказам (ателье, Дома моды).

Между потребителями и производителями одежды имеется постоянное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в необходимости производства дешевых, доступных и разнообразных товаров массового потребления и, с другой — в стремлении большей части потребителей к нестандартной, индивидуальной одежде. Решить эту проблему возможно за счет расширения ассортимента различных предметов одежды массового производства, что позволит обеспечить разнообразие костюма индивидуального потребителя, а также за счет совершенствования системы проектирования и изготовления одежды по индивидуальным заказам. Поэтому в настоящее время большое значение приобретают задачи выбора и проектирования моделей на индивидуального потребителя, создания базы данных о типовых образах потребителей (для массового производства одежды) и методов определения параметров индивидуального потребителя, разработка адаптированных и предпочтительных вариантов конструкций одежды как на типовые, так и на нетиповые фигуры.[1]

Производство швейных изделий — это сложная система, которая включает конструирование и моделирование швейных изделий, выбор необходимых материалов, изготовление изделий, их реализацию. Выбор материалов — важное звено этой системы, работа которого в значительной мере определяет качество швейных изделий, надежность и эффективность работы всей системы. Улучшение качества и повышение конкурентоспособности швейных изделий, обновление их ассортимента обеспечиваются как путем разработки и внедрения новых моделей изделий, совершенствования их конструкций и использования современной техники и технологии изготовления, так и за счет применения новых материалов.[2]

Определенные моменты жизни женщины заставляют её окунуться в атмосферу сказки. И тогда вечный вопрос о том, что одеть, становится особенно интересным и трудным. И форма, и содержание одинаково важны для вечернего выхода в свет. Женщина желает быть в центре внимания. Каким должно быть вечернее платье, чтобы это желание было удовлетворено? Будем искать ответ в курсовой работе на тему: Комплектование материалов в пакетах швейных изделий (платье вечернее женское).

20 стр., 9930 слов

Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов ...

... - ключевые элементы этого стиля. Целью дипломной работы является создание коллекции моделей женской одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн». 1 Техническое задание 1.1 Теоретическое исследование ... них соединилось множество видов искусств; во-вторых, к промышленному производству товаров массового потребления, что повлекло за собой необходимость включения художника в процесс ...

1. Характеристика рекомендуемой модели швейного изделия

1.1

Наивная и жизнерадостная пасторальная романтика летней моды с приходом осени уступает место образам более изысканным, но совсем другим по тональности. Дизайнеры составили свой хит-парад осенних тенденций. Новый сезон 2006/2007 выдался довольно темным по цвету и настроению. Продолжив развивать идеи прошлой зимы, дизайнеры не ограничились сдержанной элегантностью. На этот раз источниками их вдохновения стали готическое искусство, панк- рок и даже гранж. Впрочем, ничего пугающего или пессимистичного. Скорее этот сезон пройдет под знаком романтизма, только чуть более мрачноватого, с оттенком меланхолии.[3]

Летний сезон был богат и светлыми, и яркими оттенками. На смену им закономерно идут спокойные тона камней и металлов. Светлые припыленные краски сочетаются с насыщенными темными. Холодные и теплые серые, сложные синеватые и фиолетовые, мягкие коричневые, глухие зеленые слагаются в сумрачный пейзаж старинной части города. В линиях силуэтов ощущается легкий намек на стили прошедших веков.[4]

Череда зимних праздников предлагает даме массу возможностей продемонстрировать шикарный вечерний наряд. Самый модный в этом сезоне стиль ампир. Вспомним бальные платья первой четверти XIX века с завышенной линией талии. Они делают фигуру стройной и визуально добавляют роста. Лучше, если такое платье — прямое или слегка расклешенное — будет двухслойным наподобие русского распашного сарафана, когда легкая туника из шифона или атласа (часто плиссированного) прикрывается более плотной тканью.

Не менее актуальными выглядят платья в викторианском духе из тафты или бархата. Для них характерны пышные рукава-баллоны и юбка — объемная драпированная или многоярусная.

Вечный хит вечерней моды — струящиеся ретро- платья голливудских див, где с огромным отрывом лидирует силуэт русалки. Здесь не обойтись без атласа, парчи, шифона и ламе. В моде белый и черный, красный, бордовый, бутылочный зеленый, коньячный, фиолетовый, золотой и серебряный цвета. Отделки: вышивки, контрастные бейки и канты, банты, рюши, оборки.[5]

Используя новейшие технологии и изысканные комбинации материалов, швейцарские производители привносят волшебство в свои творения. Подобно алхимической лаборатории, их коллекция содержит немало металлов — серебро и золото, медь и латунь в широком многообразии представлены не только в цветовой гамме, но и в качестве собственно металлизированных нитей. Рисунки создаются необычным противопоставлением сутажных нитей (Forster Rohner AG), вотканных в металлизированные полотна, по-новому окрашенные и эластичные (Schoeller — Textil AG), скрученных в жаккардовых полотнах (Weisbroad — Zurrer AG) или вощеных в набивных гипюрах (Bischoff Textil AG).

Отдельные нити волшебным образом как бы повисают в пустоте (Gessner AG), создавая эффекты прозрачности. Ткани балансируют между видимостью и реальностью: двуцветные оптические эффекты на сетках (Greuter — Jersey AG) или изысканные набивные пайетки (Jakob Schlaepfer AG) проявляют себя во всей красе в моменты движения.[6]

11 стр., 5245 слов

Коллекция летних платьев выходного дня

... повседневное летнее женское платье. Целью выпускной квалификационной работы является создание коллекции женских летних платьев выходного дня. Для достижения ... животный и растительный принт, расположенный по всей ткани или локально на изделиях, фотографические изображения ... анализ направлений моды, анализ товарного рынка, портрет потенциального потребителя) Анализ мировых направлений моды В коллекциях ...

Бросается в глаза, что большинство тканей — формоустойчивые, упругие, плотные или имеют объёмную структуру. Атлас, тафта, шантунг, двухслойные стеганые ткани, жаккардовые (типа дамаста), парча и органза представляют классику жанра. Естественно изобилие различных видов отделок и орнаментации, рельефных рисунков поверхности. Атлас среди нарядных тканей всегда занимает достаточно видное место. Сегодня он не только пользуется спросом в своем классическом виде, но и дополняется новыми эффектами, например, может получить мятую отделку, или украшается вышивкой по всей поверхности. В мятом или жатом варианте предлагаются также тафта и органза, впечатляющие богатой игрой светотени и цветовых рефлексов в складках и заломах.

Совсем иначе блестят и по-другому сминаются (порождая несхожие образы) ткани, включающие несколько процентов металла — в виде тончайшей гибкой нити, проложенной вместе с обычной пряжей. Раз смятые или уложенные складками, они долго сохраняют форму.

Ткани с эффектом стежки (двухслойные) по определению объёмны и рельефны, они требуют четких конструктивных форм изделий. Орнаментальные медальоны выделяются небольшими деликатными вкраплениями люрекса.

Замечательны двухслойные ткани с прозрачным или разреженным цветным верхним слоем. Сквозь него просвечивает нижний блестящий слой сплошного люрекса. Открытый металлический блеск появляется только в мотивах, легких и линеарных, словно прорисованных карандашом. Совсем не похоже на традиционную парчу, скорее — прозрачная эмаль по металлу. Блеск люрекса и атласа, то резкий, то мерцающий, то перламутровый, оттеняется нежной матовой фактурой классических крепов и шифонов.

Один из парадоксов моды отражает легкая полупрозрачная ткань из шелка, пластилекса и … мохера, добавленного явно не для тепла, а ради его декоративных свойств. Пушистая, слегка поблескивающая и нежнейшая на ощупь ткань призвана окутать даму романтической дымкой.

Мечта многих юных девиц — выпускное платье, как у принцессы, с широчайшей юбкой, буфами и прочими фантазийными деталями, которые так легко нарисовать и сложно воплотить в ткани. Упругая шелковая сетка с жесткой отделкой помогает добиться нужного результата, не утяжеляя конструкции.[7]

Следуя направлению моды, выбраны следующие модели вечернего платья (рис.1, рис.2, рис3):

Модель №1

Платье женское вечернее из шелковой ткани (креп-атлас) прилегающего силуэта с коническим расширением к низу (силуэт русалки), с застежкой по среднему шву спинки на тесьму-молнию.

Перед цельнокроеный по косой, с талиевыми вытачками.

43 стр., 21256 слов

Художественная роспись на ткани

... важное направление в декоративно-прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две части: теоретическую, которая дает обоснование ... практике и экспериментальную методическую разработку проведения системы уроков по изучению особенностей художественной росписи ткани. Объект исследования: уроки технологии как способ приобщения ...

Спинка цельнокроеная по косой с талиевыми вытачками.

Горловина обработана обтачкой.

На уровне бедер декоративно крепится с помощью броши шлейф из органзы.

Рекомендуемые размеры: 158-88-92, 158-92-96, 164-92-96, 170-92-96,

-96-100, 164-88-96, 170-88-96, 176-96-104

Модель №2

Платье женское вечернее из шелковой ткани прилегающего силуэта с коническим расширением к низу (силуэт русалки), с застежкой по среднему шву спинки на тесьму-молнию.

Перед цельнокроеный по косой, с талиевыми вытачками.

Спинка цельнокроеная по косой, с талиевыми вытачками.

Горловина обработана обтачкой.

В боковых швах имеются вставки из шифона.

Рекомендуемые размеры: 158-88-92, 158-92-96, 164-92-96, 170-92-96,

-96-100, 164-88-96, 170-88-96, 176-96-104

Модель №3

Платье женское вечернее из шелковой ткани (креп-сатин) прилегающего силуэта с коническим расширением к низу (силуэт русалки), с застежкой по среднему шву спинки на тесьму-молнию.

Перед цельнокроеный по косой, с талиевыми вытачками.

Спинка цельнокроеный по косой, с талиевыми вытачками.

Горловина обработана обтачкой

Верхний волан находится на уровне груди.

Нижний волан находится на уровне бедер.

Рекомендуемые размеры: 158-88-92, 158-92-96, 164-92-96, 170-92-96,

-96-100, 164-88-96, 170-88-96, 176-96-104

1.2

Все требования, предъявляемые к швейным изделиям, можно разделить на две группы: потребительские и производственные.

Потребительские требования включают:

·социальные;

·функциональные;

·эргономические;

·эстетические;

·эксплуатационные

(надежности).[8]

Социальные требования

Данные модели рекомендуются для женщин со следующими размерными признаками:

Таблица 1.1-Классиикация зрительно-подобных фигур

№ полнотной группыРазмеры фигур (ГОСТ 1722-72)Частота встречаемости,%1158-88-920,81158-92-961,31164-92-960,61170-92-960,21170-96-1000,22164-88-960,82170-88-960,22176-96-1040,1[1]

Учитывая главную функцию (праздничность, эффектность) вечернего платья, вопрос о спросе потребителей на данный вид изделия вплотную связан с требованиями, отражающими индивидуальность самого потребителя (размерные признаки фигуры, особенности телосложения, цвет глаз, волос, лица, манера держаться, и даже темперамент человека).

13 стр., 6475 слов

Технология изготовления изделия из дерева в технике точечной росписи

... контуров. 2. Описание технологического процесса изготовления изделий из ДВП, в технике точечной росписи Древесноволокнистые плиты - это листовые ... ённой вытяжкой. Лаки должны отвечать следующими требованиями: 1. Давать гладкую, ровную твердую поверхность. ... точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным ...

В условиях существования на современном этапе двух систем изготовления одежды — промышленного производства и изготовления по индивидуальным заказам — решить эту задачу должны в первую очередь предприятия сферы быта и услуг.[1]

Эти модели можно считать конкурентоспособными, ведь каждая создаёт свой неповторимый образ.

Функциональные требования

Как правило, вечернее платье предусматривает использование его в помещении. В качестве материала используется нарядный шелк различной толщины от тонких, полупрозрачных, до плотных, объемных.

Оборки, воланы, складки, открытая спина, глубокое декольте, шлейф — спутники наряда данного сезона.

Эргономические требования

Удобство никогда не портит внешнего вида изделия, а человек в удобной одежде чувствует себя свободно и естественно. Некоторые исключения в отношении удобства составляют лишь нарядные туалеты, которые носят изредка и недолго.[9] Соответственно требования, предъявляемые к вечернему платью, отличаются от требований к повседневной одежде. Кто-то сказал, что красота требует жертв. Тем не менее, задача хорошего физического и психологического состояния обладательницы одной из данных моделей в принципе была разрешена. При выборе и распределении прибавок по основным конструктивным поясам учтено возможные изменения размеров тела в динамике. Несмотря на объёмность изделий, используемые материалы (креп — сатин, креп — атлас, органза, шифон) не утяжеляют конструкцию. Конструктивное решение (коническое расширение к низу) позволяет не испытывать затруднений при движении.

Эстетические требования

Одежда наиболее полно проявляет себя как художественно — конструктивное изделие, как образ в комплексе с фигурой человека и его внешним обликом. Образуется сложный художественно — конструктивный образ системы человек — одежда, который воздействует на окружающих и на самого потребителя как физический объект (так как обладает размерами, объемом, массой, цветом), а также вызывает различные эмоциональные переживания и впечатления (лёгкость, воздушность, массивность, свежесть, динамизм, энергичность, грусть и др.).

Высокое качество предметов дизайна предполагает их утилитарное и художественное совершенство.[1]

Форма изделия должна отвечать требованиям архитектоники, то есть форма должна иметь целостную композиционную структуру, что достигается соразмерным соотношением частей и целого, подчиненностью второстепенного главному, организованностью линий, плоскостей и объемов, соответствием цвета и декора форме.[9]

Цвет готовой продукции играет большую роль, особенно по силе эмоционального воздействия на покупателя. В развитых странах без колориметрии деловая жизнь немыслима.[1] Цвет не только способствует выявлению формы, но и эмоционально воздействует на человека, поэтому от одежды требуется предельная гармония формы и цвета.

31 стр., 15004 слов

«Художественная роспись ткани в рамках внеурочной деятельности ...

... издаются пособия по росписи тканей. Художественная роспись тканей, как жанр ... изготовления и нанесение рисунка на ткань, они постепенно совершенствовались и улучшались, появлялись различные методы набойки, развивалась печать по ткани. Таким образом, роспись тканей ... очень высокие требования. Современная школа ... одеждой для жителей островов Индонезии. Носят такую одежку и мужчины, и женщины. Ткань, ...

При проектировании изделий из шелковых тонких и мягких тканей с гладкой поверхностью (платья, блузки) отделочную строчку практически не применяют, так как нарядный вид и блестящая поверхность, пластические свойства этих тканей, игра света и теней в складках и без этой отделки оказывают сильное эмоциональное воздействие. Художественно-конструктивное заполнение поверхности формы изделия осуществляется за счет использования пышных бантов, драпировок, сборок, мягких складок фалд, жабо, рюш, кружев и других отделочных и декоративных элементов. Для создания таких изделий может использоваться достаточно сложный крой и членение поверхности, но без акцентирования их. Изделия проектируются в основном в фантазийном стиле различных объемов и форм.[1]

Эксплуатационные требования

Однако есть определенные неудобства, выраженные в том, что используемые материалы сминаемы.

Производственные требования включают:

·требования к конструкции и технологии одежды;

·требования к стандартизации и унификации одежды;

·требования экономичности одежды.

Требования к конструкции и технологии одежды направлены на обеспечение сокращения затрат труда, материалов, времени и средств на конструкторскую и технологическую подготовку и процесс производства одежды.

Требования к стандартизации и унификации одежды — это сведение всех возможных решений к минимуму наиболее рациональных из них, возможность упрощения способов обработки, создание условий для механизации операций и повышения производительности труда.

Требования экономичности связывают между собой потребительские и производственные требования. Они должны обеспечить экономически выгодный сбыт продукции с минимальным расходом материала на изделие, рациональной раскладкой лекал, уменьшением трудоемкости обработки и т.п.[8]

Проектирование новых моделей одежды по индивидуальным заказам осуществляется на двух этапах: в экспериментальных цехах фабрик и Домах моделей — (I) и на предприятии (в ателье) — (II).

На первом этапе предпочтительные варианты моделей одежды для фигур различных полнотных, возрастных групп, с разнообразными особенностями телосложения не разрабатываются. Считается, что выбор предпочтительного варианта модели одежды осуществляется в ателье непосредственно при приёме заказа. Однако существующий уровень проектирования одежды не позволяет в должной мере это сделать.

Проведённые исследования позволили установить, что модели одежды, изготовляемые по заказам населения, в большинстве случаев (85%) не обладают уникальностью и индивидуальностью конструктивного и композиционного решений. Кроме того, более 70% заказчиков, обращающихся в ателье, это люди младшего и среднего возраста. Причем большая часть из них имеет стандартные фигуры. Они не подобрали себе изделие в магазине из-за отсутствия там нужного размеророста или материала, т.е. изделие могло бы быть изготовлено индустриальными методами, что было бы выгодно потребителю и государству.

20 стр., 9524 слов

«Теоретические основы развития творческих способностей младших ...

... технику работы с тканью на уроках технологии ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ 1.1 Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника требуют ...

Слабая конструкторская подготовка производства в условиях изготовления одежды по индивидуальным заказам не позволяет на большинстве предприятий на современном организационном уровне обеспечить производство уникальных, высокохудожественных произведений, отвечающих эстетическим требованиям и удовлетворяющих потребности населения в модной одежде. Большая часть этих изделий могла быть изготовлена на предприятиях массового производства одежды с меньшими материальными затратами.

Опыт изготовления одежды за рубежом свидетельствует о необходимости организационно-технической перестройки процесса изготовления одежды по индивидуальным заказам. Фирмы Японии, Великобритании, Германии уже работают по принципу изготовления одежды по образцам на основе промышленных методов изготовления. Так, в Великобритании 40-50% изделий изготавливается по индивидуальным заказам в условиях массового производства по образцам-эталонам, 60-50% — в массовом производстве мелкими партиями. Индивидуальный раскрой существует только для изделий на фигуры со значительными отклонениями.[1] Совершенствование системы проектирования одежды по индивидуальным заказам должно идти по пути максимального обеспечения населения услугами по ремонту, обновлению и переделке одежды, изготовления одежды на нетиповые фигуры, экстравагантных и уникальных изделий. Для разработки предпочтительных вариантов одежды для индивидуальных потребителей необходимо наличие достоверной информации о потребителях обслуживаемого региона, их вкусах и предпочтениях:

·антропометрической (ОСТы, шкалы процентного распределения типовых фигур, классификация типовых фигур по зрительному подобию, классификация особенностей телосложения);

·социальной (возрастной, о наиболее часто встречаемых профессиях, процентном соотношении потребителей с различным уровнем дохода и др.);

·о предпочтениях в цветовой гамме;

·о предпочтениях в ассортименте и видах одежды.[1]

Представленные в курсовой работе модели являются экстравагантными и уникальными, предполагая индивидуальный пошив. Поэтому рассмотрение производственных требований в том контексте, в котором они рассматриваются для повседневной одежды, не представляется.

Ранговая оценка значимости представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 — Ранговая оценка значимости групп требований

Группы требованийсоциальныефункциональныеэргономическиеэстетическиеэксплуатационныек конструкции и технологиик стандартизации и унификацииэкономичностиРанг324175682. Разработка требований к материалам, входящим в пакет швейного изделия

16 стр., 7740 слов

Роспись по ткани батик

... росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по ... сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, ... которым было качество окраски местного батика. Оно было ...

.1 Требования к основным материалам

Требования к материалам для одежды должны отвечать требованиям стандартов, эстетическим, гигиеническим, конструкторско-технологическим, экономическим и требованиям износостойкости.

Требования к материалам данного вида изделия устанавливаются в зависимости от его назначения. [8]

Требования к материалам делятся на:

·общие (стандартные);

·конструкторско-технологические;

·эргономические (гигиенические);

·износостойкости;

·эстетические.

2.1.1 Общие требования

Общие требования (стандартные) включают требования соответствия показателей свойств материалов стандартным нормам, которые учитываются при определении сорта:

Øволокнистый состав;

Øповерхностная плотность;

Øплотность;

Øразрывные нагрузка и удлинение;

Øширина;

Øравновесная влажность.

Ассортимент платьевых тканей весьма обширен и разнообразен. Для платья вечернего целесообразно обратиться к группе шёлковых тканей.

Разнообразие ассортимента шёлковых тканей достигается за счёт использования различных видов волокон, нитей и пряжи, плотности, переплетения, видов отделки. [10]

При выработке шёлковых тканей применяют следующие нити и пряжу:

vиз натурального шёлка — шёлк-сырец, шёлк-основа, шёлк-уток, муслин, креп правой и левой крутки, мос-креп, гренадин;

Креповые ткани вырабатываются с применением нитей креповой крутки: двух-, трёх-, четырёх- и пятиниточного крепа из шёлковых нитей линейной плотности 3,23; 2,33 и 1,56 текс. Поверхностная плотность находится в пределах 20-30 г/м² (креп-шифон); 35-65 г/м² (креп-жоржет); 55-75 г/м² (крепдешин).

Гладьевая подгруппа включает в себя ткани, вырабатываемые из кручёной пряжи линейной плотности 5 текс х 2 — 10 текс х полотняным переплетением. В основе шёлк-сырец, в утке — нити или пряжа из химических волокон. Поверхностная плотность этих тканей составляет 70-130 г/м².

29 стр., 14335 слов

Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на ...

... для детей М.М. Зощенко и Р.И. Фрайермана с точки зрения психологизма ... для детей - законы художественного творчества или воспитательная функция. Назидательность, требования ... современным подросткам. Это составляет актуальность практической части исследования, так как в данной работе впервые предпринимается попытка научного осмысления влияния произведений для детей, ... фактического материала, необходим ...

Подгруппа жаккардовых тканей включает в себя ткани, изготавливаемые из шёлка сырца или шёлка-основы (в основе) и триацетатных нитей (в утке) жаккардовым переплетением. Поверхностная плотность этих тканей составляет 100-140 г/м²

vиз искусственных волокон — комплексные нити пологой крутки из вискозных, ацетатных и триацетатных волокон, нити повышенной и высокой крутки (муслин, креп правой и левой крутки, креп-гранит, мос-креп);

Ассортимент тканей этой группы достаточно широкий и постоянно обновляется благодаря разработке новых структур нитей и тканей, применению новых видов отделки, приданию поверхности тканей определённого внешнего эффекта. Линейная плотность нитей этой группы составляет 6-22 текс, а поверхностная плотность — 60-200 г/м².

vиз синтетических нитей — капроновых волокон — мононити, комплексные нити пологой крутки, комплексные нити из модифицированных волокон (шелон, трилобал), текстурированные нити мэрон и эластик; из полиэфирных волокон — комплексные нити, текстурированные нити различных структур (мэлан, бэлан, кримплен, таслан)

Для выработки тканей данной группы применяются модифицированные полиамидные нити шелон, трилобал, полиэфирные текстурированные нити. Из полиэфирных и модифицированных полиамидных нитей вырабатываются ткани крепового типа. Внешне они напоминают креповые ткани из натурально шёлка, обладают хорошей драпируемостью и высокими показателями механических свойств.

vкомбинированные нити из искусственных и синтетических волокон (акон, комэлан, такон, трикон), фасонные нити (эпонж, спираль), объемная пряжа. Профилированные нити, металлические (люрекс, алюнит) и металлизированные (метанит, пластилекс) применяют для украшения тканей.

Шёлковые ткани вырабатывают переплетениями всех классов. Наибольшее распространение имеют полотняное, саржевое, мелкоузорчатое и жаккардовое переплетения; реже используют атласное, ворсовое, двухслойное.

Нормативные значения плотности, разрывных нагрузки и удлинения, ширины и равновесной влажности материалов представлены в таблице 2.1.8.

2.1.2 Конструкторско-технологические требования

Конструкорско-технологические требования к тканям включают требования, зависящие от особенностей конструкции изделий и технологии их изготовления. Они рассматривают такие показатели, как усадка, жёсткость, драпируемость, несминаемость, раздвижка, осыпаемость, прорубаемость, толщина, составные части деформации и формуемость.

Отметим те показатели, на которые необходимо обратить особое внимание при выборе тканей для вечернего платья:

Усадка

Несминаемость

Раздвижка

Осыпаемость

Прорубаемость.

Жесткость и драпируемость

Наглядно конструкторско-технологические требования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Конструкторско-технологические требования к платьевым тканям

Наименование показателяНормативное значение показателя усадка после стирки, %, не более2,0толщина материала, мм0,15-0,41усилие раздвигания тканей, даН0,6-2сопротивление к осыпаемости, даН, не менее2,0прорубаемость*несминаемость, %, не менее60 формоустойчивость* тангенциальное сопротивление* драпируемость > 85-хорошая, 75-85- удовлетворительная, < 75-плохая

Для оценки значимости экспертам были предложены следующие конструкторско-технологические показатели качества:

Х1 — драпируемость;

Х2 — несминаемость;

Х3 — формоустойчивость;

Х4 — усадка;

Х5 — раздвигаемость;

Х7 — прорубаемость;

Х8 — растяжимость материала.

Экспертная оценка представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Экспертная оценка значимости конструкторско- технологических показателей качества

Vio0,3170,2880,204——0,191——

Коэффициент согласия (конкордации) 0,556 значим

Критерий 31,14

По мнению экспертов наиболее значимыми показателями качества являются:

·драпируемость — 0,32;

·несминаемость — 0,29;

·формоустойчивость — 0,20;

·осыпаемость — 0,19.

Эргономические требования

Одежда служит человеку для создания и поддержания вокруг тела микроклимата, обеспечивающего комфортные условия для жизнедеятельности организма. [9]

Определим наиболее важные эргономические требования к тканям для вечернего платья:

Воздухопроницаемость-

Гигроскопичность и влажность.

Паропроницаемость —

Электризуемость

Наглядно эргономические требования представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Эргономические требования к платьевым тканям

Наименование показателяНормативное значение показателя

Для оценки значимости экспертам были предложены следующие эргономические показатели качества:

Х1 — тепловое сопротивление;

Х2 — теплопроводность;

Х3 — воздухопроницаемость;

Х4 — паропроницаемость;

Х5 — гигроскопичность;

Х6 — загрязняемость;

Х7 — электризуемость;

Х8 — масса (вес) изделия.

Экспертная оценка представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Экспертная оценка значимости эргономических показателей качества

Шифр экспертовРанговые оценки показателей качества ХСумма ранговТjХ1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х81571338363622163427583603641,51,55378360,547861,51,53,53,55365582,5174,52,564,5365684,5136,524,56,536574,57,51267,534,536581,55,51,535,5748365Si414516253440,53650,5365mn-Si231948393023,52813,528827,5Vi0,1030,0850,2140,1740,1340,1050,1250,06-1Vio——0,410,3330,256——— бio——1,61,31———Si-Scр59-20-11-24,5014,5(Si-Scр)^22581400121420,250210,3861,5

Коэффициент согласия (конкордации) 0,323 значим

Критерий 18,07

По мнению экспертов наиболее значимыми показателями качества являются:

·воздухопроницаемость — 0,41;

·паропроницаемость — 0,33;

·гигроскопичность — 0,26.

Требования износостойкости

Прочность изделия прежде всего определяется запасом прочности самих материалов на разрыв. Так, для плательных тканей прочность на разрыв составляет 150÷180Н.

Прочность одежды определяется не только прочностью материалов, но и прочностью их соединений — швов. Показателями прочности швов является их конструкция, частота стежков и номера ниток, рекомендуемых в технических инструкциях согласно ГОСТ 12807-67.

Частота стежков и номера машинных строчек для платьевых тканей представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 — Частота стежков и номера ниток для машинных строчек для платьевых тканей

СтрочкиКоличество стежков в 1 см строчкиНомера нитокхлопчатобумажныешелковыелавсановыестачивающие4,5-650-8065;7590/3;90/2обметочные3-450-8065;7590/3подшивочные1,7-360-8065;7590/3зигзагообразные16-208065;7590/2

Срезы, обработанные краеобмёточными стежками, выдерживают 30-40 тысяч циклов истирания и могут быть использованы для предохранения краёв несильно осыпающихся тканей или сильно осыпающихся, но не подвергающихся стирке.

Материалы одежды должны быть достаточно изностойкими. Износ материалов одежды является следствием целого ряда механических и химических воздействий: светопогоды, многократной стирки, трения, изгиба, пота и т.д. Нормы стойкости шёлковых тканей к истиранию представлены в таблице 2.6

Таблица 2.6 — Нормы стойкости шелковых тканей к истиранию

ТканьСтойкость тканей к истиранию, циклыдо разрушения двух нитейдо появления дыры и останова прибораплательная15 000100 000

Наиболее низкие показатели по стойкости к истиранию имеют ткани из натурального шёлка и триацетатных нитей (290-330 циклов); худшими по прочности при раздирании являются ткани из ацетатных и триацетатных нитей (0,5-0,8 даН)

Пилингуемость платьевых тканей нормируется по ГОСТу 28253-89:

·из натуральных и химических нитей по основе с применением текстуированных нитей и пряжи из различных волокон не более 4 пиллей на 10 см;

·из смешанной пряжи с синтетическими волокнами не более 5 пиллей на 10 см.

При эксплуатации швейных изделий материалы подвергаются одновременному действию климатических факторов: света, температуры, влаги и химического состава воздуха, прежде всего кислорода, которое приводит к фотодеструкции.

Разрушение материалов от светопогоды является результатом проявления прежде всего трёх взаимосвязанных реакций: фотолиза, фотоокисления и фотогидролиза. Повышение температуры ускоряет процесс фотодеструкции текстильных волокон.

Наибольшей устойчивостью к действию светопогоды обладают материалы из шерстяных волокон, наименьшей — из натурального шёлка. Малой устойчивостью обладают полиамидные и полиэфирные материалы, а наиболее устойчивыми являются хлориновые и нитроновые. Меньшей, чем у синтетических материалов, устойчивостью к светопогоде обладают вискозные, триацетатные и особенно ацетатные материалы. [2]

В принципе, для вечернего платья требования износостойкости могут быть определены такими показателями, как пилингуемость, загрязняемость.

Эстетические требования

В создании необходимой формы модели большое место отводится материалу. Умение понять свойства материала и правильно использовать его эстетические возможности — одно из основных художественно-эстетических требований к одежде. Материал в изделии не должен принимать несвойственные ему формы. При гармоничной связи формы с материалом достигается подлинная художественная выразительность изделия.

При проектировании платья вечернего необходимо подобрать материал с признаками, отвечающими направлению моды, силуэту и форме изделия, цвету.

Эстетические требования к материалам одежды отражают современный взгляд на внешний вид материала — его структуру, цветовые решения, характер лицевой поверхности. К свойствам, характеризующим эстетические требования, следует отнести соответствие модели основным, прикладным и отделочным материалам, предназначенным для её выполнения.[11]

Для оценки значимости экспертам были предложены следующие эстетические показатели качества:

Х1 — соответствие стилю;

Х2 — соответствие моде;

Х3 — целостная композиционная структура;

Х4 — силуэт и форма;

Х5 — цвет;

Х6 — фактура материала;

Х7 — декор;

Экспертная оценка представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7- Экспертная оценка значимости эстетических показателей качества

Шифр экспертовРанговые оценки показателей качества ХСумма ранговТjХ1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х811,51,53,53,556783652123,53,56587360,531,51,5345768360,541,51,534,54,56783655213547683606213,53,55,55,5783657123,53,56587360,5821435678360Si12,511,52629,54147,5566228816,5mn-Si51,552,53834,52316,582-224Vi0,230,2340,170,1540,1030,0740,0360,009-1Vio0,2920,2970,2150,195———— бio1,4931,5221,1011————Si-Scр-23,25-24,25-9,75-6,255,2511,7520,2526,25(Si-Scр)^2540,6588,195,0639,0627,56138,1410,1689,12527,5

Коэффициент согласия (конкордации) 0,944 значим

Критерий 52,87

По мнению экспертов наиболее значимыми показателями качества являются:

·соответствие стилю — 0,29;

·соответствие моде — 0,30;

·целостная композиционная структура — 0,22;

·силуэт и форма — 0,19;

Нормативы показателей качества основных материалов представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 — Нормативы показателей качества основных материалов

Группа требованийНаименование свойстваРазмерностьЗначимость ранговой оценкиНормативОбщиеволокнистый состав%вискоза -100 ПЭ-100 Нац -100 Нтрац-100линейная плотностьтекс1,5-5,0 (натур.шёлк); 6-22 (искусств.) 1,7-29,4 (синтет.)поверхностная плотностьг/м²20-150 (натур. шёлк) 60-200 (хим.)плотность число нитей на 10 смоснова 340-530, уток 200-340разрывная нагрузка, не менееНоснова 147-392, уток 124-245удлинение при разрыве, не менее%основа 6-17, уток 6-17ширинасм90; 100; 105; 110; 120; 135; 140; 150; 160равновесная влажность%5-15 Конструкторско- технологическиедрапируемость%0,32> 85-хорошая, 75-85- удовлетворительная, < 75-плохаянесминаемость, не менее%0,2960формоустой- чивость0,20*сопротивление к осыпаемости, не менеедаН0,192,0ЭргономическиеВоздухопрони- цаемость при перепаде давления 49 Падм³/(м²·с)0,41средняя -375-1000 (платьевые); повышенная — 1000-1500 (легкие платьевые ткани с большими сквозными порами)Гигроско- пичность Wг, не менее%0,267-14Паропрони- цаемостьг/(м²·ч)0,33*Износостойкостипрочность на разрывН150-180стойкость ткани к истиранию, не болеециклы15000-до разрушения 2х нитей; 100000-до появления дыры и останова приборапилингуемость, не болеечисло пиллей на 10 см4-5Эстетическиесоответствие направлению моды0,30струящиеся платья голливудских дивцелостная композиционная структура0,22законы архитектоникисоответствие стилю0,29стиль ретросилуэт и форма0,19приталенное с коническим расширением к низу (силуэт русалки)Примечание. *- Норматив не найден.

2.2 Требования к прокладочным материалам

Прокладочные материалы применяют для придания деталям одежды определённой формы и её сохранения и для упрочнения участков одежды и предохранения их от растяжения.

На сегодняшний день существует обширный список прокладочных материалов, Различают прокладки без клеевого покрытия и термоклеевые.

Термоклеевые прокладочные материалы охватывают более широкую группу. Эти прокладки состоят из основы, на которую с одной или двух сторон нанесено клеевое покрытие. [13]

Термоклеевые прокладочные материалы по виду основы бывают тканые, трикотажные и нетканые.

При выборе прокладочных материалов для представленной серии вечерних платьев следует присмотреться к следующим видам в зависимости от вида основы:

тканые основы.

трикотажные основы.

нетканые основы.

Следует учитывать два важных фактора при выборе прокладочного материала: вид клеевого покрытия и технологию его нанесения.

Виды клеевых покрытий:

·РЕ — полиэтилен (устойчив к высоким температурам — подходит для химической чистки или стирки энзимами);

·РА — полиамид (устойчивы к химчистке и стирке);

·РЕS — полиэстер (полиэфир) (для синтетических или смешанных верхних тканей или для дублирования тех зон, которые не подвергаются воздействию пара; не выдерживают химической чистки трихлорэтиленом).

Для вечернего платья из шёлка (полиэстр) можно рекомендовать прокладочный материал с соответствующими поверхностной плотностью, толщиной, усадкой, жёсткостью и рядом других нормативов показателей качества, представленных в таблице 2.9, с нетканой основой с полиамидным или полиэфирным клеевым покрытием.

Таблица 2.9 — Нормативы показателей физико-механических свойств нетканых прокладочных полотен для женских лёгких платьев

СвойствоНорматив

2.3 Требования к скрепляющим материалам

Для соединения деталей одежды, в частности, применяют швейные нитки из натуральных или химических волокон и нитей. Ассортимент швейных ниток, предназначенных для изготовления одежды, за последние годы значительно расширился. Нитки из натуральных волокон и нитей с успехом заменяют синтетическими. Наиболее перспективными для изготовления одежды являются: комплексные лавсановые и капроновые, штапельные лавсановые, армированные, капроновые мононити (прозрачные).

Комплексные синтетические нитки

Нитки из лавсановой пряжи (лавсановые штапельные)

комбинированные (лавсанохлопковые — лх) армированные нитки

прозрачные швейные нитки

Физико-механические свойства различных швейных ниток представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10 — Физико-механические свойства различных швейных ниток

НиткиОтносительная прочность, сН/тексУдлинение При разрыве,%Термостойкость, ºССтойкость к истиранию, циклы Жёсткость при кручении, усл.ед.Внешний видхлопчатобумажные в два сложения18-204-7без ограничений60-150120-140матовыесинтетические комплексные30-5520-40225-2481500-2500160-350блестящиелавсановые штапельные25-4012-24249600-1000120-160матовыеармированные30-4516-24267700-1500160-220матовыекапроновые мононити (прозрачные)41-6030-50-2500-4000500-3500блестящие, прозрачные

Для пошива представленных платьев можно рекомендовать комплексные синтетические нитки, а также лавсановые штапельные.

2.4 Требования к фурнитуре

Фурнитура — вспомогательные изделия, необходимые в швейном производстве. Фурнитура служит для застёгивания швейных изделий, прикрепления, упрочнения деталей этих изделий, а также для удобства эксплуатации одежды. К фурнитуре швейного производства относятся: пуговицы, застёжки-молнии, кнопки, крючки, петли, пряжки и т.п. [2]

Для представленных моделей вечерних платьев предусмотрено использование застёжки-молнии.

Застёжка-молния состоит из двух лент со звеньями, соединяемыми при движении замка.

Показатели механических свойств застёжек-молний представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11 — Показатели механических свойств застёжек-молний

ТипШирина замкнутых звеньевУсилие разрыва замкнутых звеньев, даН/смУсилие разрушения замка, даНУсилие фиксации замка, даНУсилие продвижения замка, даН, не более003,25630,404,2; 4,7 (4,0)5,5 (7,8)7 (5,8)3 (4,9)0,5 (0,39)106;6,3;(6,5)10 (14,7)15 (11,7)7 (7,8)0,8 (0,49)10с6;(6,5)15 (19,6)15 (22,5)7 (11,7)0,6 (0,49)Примечание. В скобках приведены данные для пластмассовых застёжек-молний.

Длина застёжки-молнии может быть 70-1800 мм. Звенья застёжки-молнии могут быть изготовлены из стали, латуни или пластмассы. Другие детали застёжки — ограничитель верхний, ограничитель нижний, корпус нижнего ограничителя — могут быть получены из тех же материалов, а также из полиэтилена низкого давления, фенопластов, полиамидной смолы и полистирола. [2]

3. Основные принципы конфекционирования материалов в пакет швейного изделия

Основные принципы комплектования материалов в пакет заданного изделия основываются на соответствии ряда показателей качества основных материалов с тем же рядом показателей для прикладных материалов, в частности для прокладочных материалов.

Материалы, используемые в швейной промышленности при изготовлении одежды, имеют различную усадку, что оказывает отрицательное влияние на качество изделий. Поэтому, ткань верха и прокладочная ткани должны обладать приблизительно одинаковой усадкой.

Различные виды одежды, а соответственно и прокладочные ткани, имеют различную интенсивность эксплуатации. Поэтому, в изделиях с низкой интенсивностью носки, прокладка может иметь меньший показатель износостойкости.

Высокая или различная по величине усадка прокладочных материалов оказывает самое неблагоприятное влияние на стабильность конструкции и формы изделий.

Жесткость является одним из свойств прокладочных материалов, которое должно учитываться при их выборе, так как применение излишне жестких прокладочных материалов затрудняет придание изделиям необходимой формы и усложняет их технологическую обработку. Прокладочные полотна, обладающие недостаточной жесткостью, не могут создать необходимую форму изделий, обеспечить стабильность формы и качество изделий в эксплуатации.[12]

Поэтому, к выбору прокладочных материалов необходимо подходить очень ответственно.

Немаловажное значение имеет соответствие всех видов материалов по поверхностной плотности. Для тканей верха с высокой поверхностной плотностью необходимо подбирать более плотное прокладочное полотно. И наоборот, тканям с малой поверхностной плотностью необходимо подбирать легкое прокладочное полотно.

4. Характеристика материалов, комплектующих швейное изделие

4.1 Выбор материалов

в качестве основного материала

Большое количество тканей разнообразных переплетений вырабатывается из текстурированных полиэфирных нитей. Различные по структуре текстурированные, объёмные и комбинированные нити, применяемые в основе и в утке, придают тканям хорошее заполнение, мягкость, приятное туше, упругость, способность проводить влагу по порам (капиллярам).

Эти ткани выпускают гладкокрашенными или набивными дисперсными красителями методом сухой печати. Они имеют нарядный внешний вид, хорошо очищаются, сохраняют форму, не требуют глажения после стирки. Недостатками этих тканей является пониженная гигроскопичность и способность накапливать электростатические заряды. В процессе швейного производства следует учитывать ряд особенностей, присущих данной группе тканей: они могут скользить, осыпаться, прорубаться иглой, требуют строгого соблюдения влажно-тепловой обработки.

Некоторые платьевые ткани этой группы вырабатывают жаккардовым переплетением с отделкой лаке и украшающими нитями: профилированным капроном, пластилексом, метанитом др. Предназначены они для нарядных платьев и блузок.[10]

Характеристика основных материалов представлена в таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Характеристика основных материалов

Номер по порядкуТканьВид волоконЛинейная плотность, тексПлотность, число нитей на 10 смПоверхностная плотность, г/м²ПереплетениеВид отделкиосноваутокосноваутокосновауток1Креп-сатинлавсанлавсан9,620,0640260113атласноегладкокрашенаяаналогАтлас арт. 32473НВисНАц13,311,0641324113гладкокрашеная2Креп-атлаславсанлавсан10,021,6680360148атласноегладкокрашенаяаналогПлательная Аурелия арт. 43180НАцНАц текст. НК проф.16,622,2510335144гладкокрашеная3Плательнаялавсанлавсан12,015,8490280106полотняноегладкокрашеная набивнаяаналогПлательная Лотос арт. 42812НАцНПэф текст. среднераст.11,011,0х2447226101гладкокрашеная4Органзалавсанлавсан2,42,634039030полотняноегладкокрашенаяаналогГаз-шифон арт. 15001МсШсМсШс3,233,2338038026гладкокрашеная5Шифонлавсанлавсан6,46,032039053полотняноегладкокрашенаяаналогКреп-шифон арт. 12953МсШс 1200 круч.КрШс 2400 круч.2,33х32,33х342636048гладкокрашеная

Прокладочные материалы

Таблица 4.2- Характеристика прокладочных материалов

№ п/пАртикулХарактеристика структуры Сырьевой составПоверхностная плотность, г/м²Клеевое покрытие (СР, mesh)НазначениеСвойства13012Нетканая клее- вая прокладкаPES PA25PES-MV CP110Дублирование очень тонких и лёгких блуз и платьев (шёлк, вискоза), широкий спектр цветовОчень тонкая и мягкая Отличная ровная поверхность Универсальный клей гарантирует мягкое дублирование25011Нетканая клее- вая прокладкаPES PA22PES-MV CP180Дублирование лёгких и прозрачных тканей блуз и платьев. Очень нежная, лёгкая прокладка с маленькими клеевыми точками, для дублирования тканей, не требующих дополнительного объёмаНеобычно мягкий гриф Телесный цвет для незаметного дублирования прозрачных тканей35123Нетканая клее- вая прокладкаPES PA35PES-MV CP110Дублирование лёгких блуз и платьевОкруглый гриф Не проходит через ткань верха Средняя температура дублирования[13]

В качестве скрепляющих материалов

Таблица 4.3 — Характеристика скрепляющих материалов

Вид швейных нитокВнешний видСинтетические комплексныеблестящиелавсановые штапельные 40/2; 35 ЛЛматовые

4.2 Разработка рекомендаций по обработке изделий

Особенности обработки:

·в лекала необходимо давать дополнительные припуски на усадку деталей;

·настилание материалов должно быть без натяжения. Для этого в размотанном виде материал выдерживается несколько часов;

·длина настила не более 4 метров. Высота — не более 25-30 полотен;

·данные материалы могут скользить, осыпаться, прорубаться иглой. Эти особенности необходимо учитывать на соответствующих стадиях обработки: при настилании, при закладывании технологических припусков, при подборе игл.

·использование ниток особо прочных. Например, 100%-ый полиэстр или полиэстр, обвитый штапельными волокнами;

·применение универсальных и специальных машин; стачивающих, стачивающе-обмёточных машин;

·длина стежка рекомендуется больше, чем для обычных тканей : 4-5 стежков в 10мм строчки;

·применение ВТО при температурах не выше 140º;

·в процессе эксплуатации следует руководствоваться следующими правилами: ручная стирка при 30ºС, не отжимать в центрифуге, не отбеливать, утюжить при минимальной температуре, химчистка запрещена.

швейный модель платье женский

Выводы по работе

Первый вывод, который напрашивается у автора работы, следующий: красота и гармония костюма — результат нелёгкой работы специалистов на всех стадиях его творения.

В соответствие с требованиями к изделию была разработана серия моделей. Далее задача стояла посложнее: разработка требований к материалам для представленных моделей. Этот этап, на мой взгляд, является фундаментом, на основе которого и строится не только красивая, но и грамотно построенная конструкция.

Надеюсь, что выбранные материалы в пакет вечернего платья, благодаря своим свойствам, в гармонии с конструкцией создадут задуманный образ наряда и подарят его обладательнице неповторимый шарм.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/esteticheskie-i-ergonomicheskie-trebovaniya-k-izdeliyu/

1. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учеб. пособие для вузов./под ред. В.М. Голубева.- М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.-479с

. Бузов Б.А., Алымникова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. Вузов./ под ред. Б.А. Бузова.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр Академия, 2004.-448с.

. Пантыкин А., Готический романс/ VOGUE, 2006, №9, с 60-62.

. Науменкова Н., Тени старого города/ Ателье, 2006, №9, с 14-17.

. Хилькевич А., Розы на морозе / Ателье, 2006, № 1, с 2.

. Тенденции: волокна, цвета и ткани / Текстильная промышленность, 2006, №5, С 40-42.

. Предсвадебные хлопоты / Ателье, 2003, №3, с 14-17.

8. Лобацкая О.В. Методические указания к курсовой работе по курсу Конфекционирование материалов для одежды для студентов специальности Т. 17. 03. 02 (дневной и заочной формы обучения) .- УО ВГТУ-1996.-20с.

. Шершнёва Л.П. Качество одежды. -М.: Легкая индустрия, 1975.-168с.

. Лобацкая О.В. Методическая разработка по теме: Ассортимент тканей к лабораторным работам по курсам Материалы для швейных изделий и Конфекционирование материалов для студентов специальности Т. 17. 03.Технология и конструирование швейных изделий.- УО ВГТУ-2001.-72с.

. Гущина К.Г., Беляева С.А. и др. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды. — М.: Лёгкая индустрия, 1978.-160с.

. Гущина К.Г., Беляева С.А. и др. Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества: Справочник/ под ред. К.Г. Гущиной. -М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.-312 с.

. Лобацкая О.В. Методическая разработка по теме: Прокладочные материалы к лабораторным работам по курсам Материалы для швейных изделий и Конфекционирование материалов для студентов специальности Т.1-50 01 02.Технология и конструирование швейных изделий.- УО ВГТУ-2005.-44с.