Урок развития речи в 5-м классе, Тема: «Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»
Цели урока:
-
закрепить понятие “изложение с языковым анализом”;
-
показать систему языковых средств, использованных в тексте;
-
обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
-
содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
-
помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста;
-
развивать творческие возможности учащихся;
-
научить понимать и ценить красоту русского языка.
Оборудование:, Оформление доски
На доске записан план текста.
-
Странные ощущения.
-
“ Мертвая” тишина.
-
За стеклами все было снежно и безмолвно.
-
За два часа так необыкновенно изменилась земля.
-
……………………………………………………………………….
-
……………………………………………………………………….
Даны слова для орфографической работы: пок а залось, зак а чалось, прислуш ива лся, посап ыва ет, показ ыва ли, увид е в, необыкнов енн ая, стекл янн ая, застен чив ая.
По тексту паустовского язык и природа
... хотя хорошо чувствую живой мир, окружающий меня. Related posts: Сочинение по тексту паустовского язык и природа Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер. Единой проблемой охвачено ... Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России. II. Содержательно-языковой анализ исходного текста. 1.Чтение текста учителем (см. Приложение 1) 2.Беседа по вопросам.( По ходу беседы учащиеся ...
Ход урока
I . Оргмомент.
Звучит песня «Такого снегопада» в исполнении группы «Пламя»
— О каком времени года идет речь в песне?
— С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)
-Художники рисовали картины зимы, первого снега. Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?
Грабарь «Февральская лазурь».
-С какими еще произведениями искусства вы знакомы?
И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег», А.А.Пластов «Первый снег».
-Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму?
-С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся. Мы будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.
II .Объявление темы урока. (учителем)
«Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»
— Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.
III .Работа по теме урока.
1) Знакомство с автором произведения
Сообщение
Ученик 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать — дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.
Ученик 2. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.
Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.
Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.
Сочинение по тексту успенского в годы моего детства
... отчего дома. В данном тексте Л.В. Успенский задумывается над ... детства, проведенного в родном доме, малой Родины в ... в своем романе «Обломов» показал влияние семьи в процессе становления главного героя. Проведя ранние годы жизни в ... Успенский с горечью пишет о молодых людях, которые утрачивают связь с о своими корнями, предупреждая нас о «непоправимых последствиях» такого отношения к истокам. По моему ...
Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
2) Первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег»
Первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
(К. Г. Паустовский).
3) Беседа по прослушанному тексту.
— Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».
— Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.
тип текста
4) Составление примерного плана будущего изложения.
— На сколько частей мы можем разделить данный текст?
— Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план.
Примерный план:
-
«Мертвая» тишина.
-
«За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).
-
Пробуждение Рувима.
5 стр., 2225 словРР Изложение «Первый снег», русский язык 5 класс
... Паустовский). В) Беседа по прослушанному тексту. Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег». Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег ... в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. Что достигается при употреблении слов в переносном значении? Сравним ...
-
Земля, похожая на застенчивую невесту.
5) Беседа по содержанию текста
- Определите стиль текста.
Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.
Послушайте первое предложение.
- Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?
От странного ощущения.
— Почему?
Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?
- Как ответить на этот вопрос словами автора?
Мне показалось, что я оглох.
- Какое слово важно выделить в этом предложении?
Показалось
- Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
- Почему слово мёртвая взято в кавычки?
Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.
- Что достигается при употреблении слов в переносном значении?
Сравним
Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.
- Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.
В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я ; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.
-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (… лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался …), то во втором – о зрительных : Я открыл глаза. (И что же увидел?)
Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...
... текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе ... слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении. ... умереть», «морда» вместо «лицо»; Каламбур (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов ...
Белый и ровный свет наполнил комнату.
-Почему свет назван белым и ровным?
Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.
Как избегает автор повторения слова окно
К окну — за стёклами.
раздвинуть рамки пейзажа
На головокружительной высоте…одинокая луна.
-Как связаны в этом описании картины определения в
В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.
— Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.
сцепляющие слова.
Птица – ветку; ветка – птица.
- С чем здесь сравнивается снег? Почему?
Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.
Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.
— С кем сравнивает писатель землю? Почему?
Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.
6) Работа по предупреждению ошибок
Орфографических
Вспомни,
как пишутся слова:
-
Ощ у щение
-
Пок а залось
-
Комн а та
-
Зав о рожила
-
Зак а чались
-
Снов а
Смотри,
как пишутся слова:
-
Необыкнов енн ая
-
Пр и слушивался
4 стр., 1846 словПо картине А. Пластова «Первый снег» план-конспект по русскому языку (3 класс)
... рассмотрели картину А.Пластова «Первый снег». III. Работа с планом Посмотрите на доску. Что вы видите? (План) Правильно, и по нему мы будем писать сочинение. План Дети рады первому снегу. Пейзаж картины (дерево, птицы, ... же время. (Ребята читают слова и объясняют орфограммы) Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения. Выглянули в окно и удивились Выбежала на ...
-
П о сапывает
-
П о казывали
-
Увид е л
-
Застенч и вая
Пунктуационных
-
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.
-
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
-
Ветка качнулась, с неё посыпался снег.
-
Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
7) Составление учениками текста изложения.
8) Самостоятельное редактирование полученного текста.
— При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.
IV .Подведение итогов.
V .Рефлексия.
-
Продолжите любую понравившуюся вам фразу:
-
Я узнал (-а)…
-
Я научился (-ась)
-
Мне понравилось…
-
Я бы хотел (-а)…
VI .Оценивание работы учащихся на уроке.
Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.
VII. Завершающий этап.
Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!
Спасибо за урок. До свидания!