Вариант 1, Прочитайте текст и выполните задания. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
(I) Лев Давидович Ландау был готов выступать перед любой аудиторией. (2)Насколько мне известно, он вообще не отказывался от выступлений, когда его приглашали. (З)Другое дело, что такие приглашения он получал довольно редко. (4)Особенно мне запомнилась его встреча с писателями в Центральном доме литераторов. (5)На афише значилось: «У нас в гостях академик Л.Д. Ландау, «Проблемы современной физики»
(б) Ученый начал с рассказа о важнейших этапах развития физики. (7)Причем акцентировал внимание аудитории на том, что никогда и нигде наука не развивалась спокойно и легко.
(8) — Человеку тяжело отказываться от привычных понятий, он цепляется за них — особенно в старческом возрасте. (9)И тогда неизбежен конфликт: молодому исследователю весьма трудно, а порой просто невозможно переубедить старого консерватора в том, что взгляды его поколения ошибочны. (10)Надо, однако, сказать, что в конце концов истина побеждает.
(II) — Неужели старых академиков можно переубедить? — раздается реплика из зала.
(12) — Переубедить их, конечно, нельзя. (13)Но они, хотя и принадлежат к сонму бессмертных, волею судеб переселяются в лучший мир.
(14)Как-то в выступлении Л.Д. Ландау проскользнула ошибка. (15)Упомянув о термоядерных реакциях, он сказал, что пока они не имеют практического применения.
(16) — А как же водородная бомба? — спросили из зала. — Ведь в ней идет термоядерная реакция.
(17) — Я имел в виду полезное использование этой реакции.
(18)Ему и в голову не могло прийти, что водородная бомба может служить примером использования термоядерной реакции!
(19) На этой встрече была поразительная атмосфера: то и дело вспыхивали аплодисменты, раздавался громовой хохот, а затем следовали минуты полной тишины — звучал голос докладчика. (20) Целый каскад блестящих ответов! (21) Вопрос — стремительный ответ — взрыв смеха в зале. (22) Вопрос — стремительный ответ — и хохот, от которого сотрясались стены. (23) Аудитория была наэлектризована до предела.
(24)Л.Д. Ландау попросили рассказать о незадолго до того вышедшей книге, наделавшей много шума спорными и ошибочными утверждениями. (25)Ждали громов и молний. (26)Но случилось иначе.
Диплом «Дизайн-проект музейного зала посвященного В.П. Макееву»
... зал и конференц-зал. 1.2 Предпроектный анализ художественно-образных средств дизайна интерьера музейного зала Выставка ... и ее исследование Объектом дипломного проекта мы выбрали музей ... выставочную зону и конференциальный зал. Работа может иметь практическое ... самых первых, когда решался вопрос о перебазировании Конструкторского Бюро ... огнестойкости перекрытий и покрытий, по пожарной опасности должны ...
(27) — Не надо слишком трагически относиться к изданию нелепой книги: она ведь никому не причинила вреда, — ответил Ландау. — Книга эта вызывает веселое удивление…
(28) — Таких книг вообще нельзя печатать! — выкрикнули из зала. — Безобразие!
(29) — По-моему, вы неправы, — вежливо, но все же резко ответил докладчик. — Лучше напечатать десять неполноценных книг, чем не напечатать ни одной хорошей.
(30)Эти слова вызвали одобрительные возгласы слушателей.
(31)Особенно сильное впечатление на аудиторию произвели слова ученого о том, что настало время, когда наука обогнала фантазию.
(32) — Сейчас разум человека может проникать туда, где воображение бессильно.
(33)Зал отреагировал аплодисментами.
(М. Бессараб «На лекциях академика Ландау»)
1. Укажите неверное утверждение.
а) На лекциях Ландау часто раздавались взрывы хохота.
б) Путь развития науки не бывает спокойным и легким.
в) Оценки Ландау иногда бывали парадоксальными.
г) Лучше совсем ничего не печатать, чем печатать нелепые, ошибочные книги.
2. Определите стиль и тип речи текста.
а) художественный стиль; повествование и описание;
- б) публицистический стиль;
- повествование и описание;
- в) разговорный стиль;
- повествование;
- г) научный стиль; рассуждение.
3. В каком(-их) предложении (-ях) есть перифраза (-ы)?
а) 9; 6)13; в) 25; г) 13,25.
4. Назовите способ образования слова
5.Из предложений
6.Из предложений
7.Среди предложений текста найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
8.Среди предложений текста найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Напишите его номер.
9.Какое из предложений связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и наречия?
10.Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Автор обращается к широкому кругу читателей и заботится о том, чтобы все, что он говорит, было понятно и интересно.
Именно поэтому в тексте встречается
(например, в предложениях 2,10,12), (предложения 25-26).
Чтобы подчеркнуть свое уважительное отношение к Ландау,
автор использует
Список терминов:
1) метафора;
2) градация;
3) восклицательные предложения;
4) вставные конструкции;
5) анафора;
6) сравнительные обороты;
7) ряды однородных членов;
8) парцелляция;
9) научные термины;
10) литота.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Функциональные стили речи в русском языке
... языка к точности передачи смысла и однозначности толкования. Синтаксические признаки официально-делового стиля речи К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся: 1) употребление простых предложений ... стиля речи Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи. 1. Специфично употребляется в научном стиле глагол. В научных текстах ...
Объем сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Вариант 2, Прочитайте текст и выполните задания. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
(1 )«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка
(4)Истинно, великому народу дан и великий язык. (5)3вучен язык Виргиния и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (б)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (7)Есть соревнователь у русского языка — санскрит-праотец. (8)Но на нем даже в Индии уже не говорят. (9)А ведь русский язык жив. (10)Он живет для будущего. (11)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (12)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (13)Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (14)И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.
(15)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (16)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (17)Нужно знать иностранные языки. (18)Чем больше, тем лучше. (20)Познавая их, русский человек еще более утвердился в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (21)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.
(22)Язык видоизменяется с каждым поколением. (23)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (24)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (25)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (26)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (27)В стонах и воплях нарушается песнь. (28)Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи.
(29)Прекрасен русский язык. (30)И на нем скажут лучшие мысли о будущем.
(Н.Рерих. «О Вечном…: Книга о воспитании»)
1. Какие опасности, по мнению автора, не грозят русскому языку?
а) Многие слова люди употребляют, не понимая их истинного смысла.
б) В школах недостаточно говорят о красоте русской речи, о богатстве, подвижности и выразительности родного языка.
в) В силу каких-либо исторических или личных причин люди порой искажают свой родной язык, не могут осознать всей его красоты.
г) Принимая новые слова извне, русский язык теряет свою певучую прелесть.
2. Определите стиль и тип речи текста.
а) художественный стиль; повествование и описание;
Классификация текстов по функциональным стилям речи
... стилям русского языка (редакторский жанр – научный стиль, репортерский жанр – газетный стиль и т.д.) поэтому в данном курсовом проекте для английского языка будут рассматриваться те же стили, что и для русского языка, то есть английские тексты ...
- б) публицистический стиль;
- рассуждение;
- в) разговорный стиль;
- повествование;
- г) научный стиль; рассуждение.
язык Виргилия и Овидия?
а) древнеанглийский язык;
- б) древнегреческий язык;
- в) латынь;
— г) итальянский язык.
4. Назовите способ образования слова
5. Из предложений
6. Из предложений
7. Найдите предложение с одиночным приложением. Напишите его номер.
8. Среди предложений
9. Какое из предложений 2 абзаца связано с предыдущим с помощью противительного союза и личного местоимения?
10. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
-. .Рерих действительно говорит о русском языке с глубоким волнением и убежденностью. Это особенно заметно в двух первых абзацах, насыщенных тропами (например, в предложениях 5 и 6), экспрессивными синтаксическими конструкциями: (1,2 предложения).
Особая, взволнованная интонация передается с помощью таких фигур речи, как (например, в 5-6) и (в 10-11-12 предложениях).
Список терминов:
1) метафора;
2) градация;
3) риторические обращения и риторические вопросы;
4) вставные конструкции;
5) анафора;
6) сравнительные обороты;
7) ряды однородных членов;
8) парцелляция;
9) синтаксический параллелизм;
10) перифраза.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объем сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Ответы к заданию.
1г; 2б; 3в; 4 суффиксальный; 5 ли, пусть; 6 скажут достаточно; 7(7); 8 (21); 9(8);10:10,3,9,5.
Вариант 3, Прочитайте текст и выполните задания. Напишите сочинение по прочитанному тексту
(1) Мы живем в век научного материализма, когда считается, что все вокруг, включая мысли и чувства, может быть сведено к простым физическим причинам и следствиям. (2)Хотя современная физика с учетом концепции неопределенности квантовой механики придерживается несколько иной точки зрения.
(3)Лучше всего суть научной догмы нашего века выразил в своих стихах 150 лет назад поэт Мэтью Арнольд.
(4).. .Мир видится нам Краем чудных грез,
Таким прекрасным, новым, многоликим.
(5)Увы! Нет в нем ни радости, ни света, ни любви,
Как нет покоя для души, уверенности и в горе утешения…
(6)Наши чувства, пристрастия, мнения часто представляются не более чем химией или продуктом генов. (7)Но я убежден, что такое понимание деятельности мозга ошибочно.
(8)Мышление — это, несомненно, напряженный труд. (9)Четверть количества крови, которую ежеминутно перекачивает сердце, направляется в мозг. (10)Сканирование позволяет увидеть, что, когда мы думаем, приток крови увеличивается к соответствующему участку мозга. (11)Есть много данных, свидетельствующих о том, что у молодых животных, находившихся в интересной, стимулирующей среде, между клетками мозга образовывалось больше сложных связей, чем у животных, не имевших такого опыта. (12)Надо также отметить, что болезнь Альцгеймера выше у тех, кто перестал учиться в раннем подростковом возрасте.
Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка
... предложения, вводные слова, сложноподчиненные предложения. Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. ... тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле ... я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая ...
(13)Мы совершенствуем мозг в процессе мышления, но у меня есть опасения, что научный материализм, успешно обеспечивая нам удобное существование, может вызвать у наших детей интеллектуальный эквивалент ожирения, которое быстро распространяется в современном обществе. (14)Я не предлагаю всем заняться «дрессировкой» ума, но, если мы хотим улучшить деятельность мозга, нам нужно давать ему нагрузку. (15)Так же и спортсмены дисциплиной и упражнениями добиваются хорошей спортивной формы.
(16)Очень может быть, что в будущем наука обоснованно приравняет мозг к операционной системе цифровой вычислительной машины. (17)Но что не поддается такому упрощению — и это важнее всего для нас как личностей, — так это наше сознание. (18)Я испытываю трепет и изумление, размышляя о том, что те же самые вещества (водород, углерод, азот и другие элементы), из которых состоит дерево, растущее в моем дворе, составляют также сознательное «Я», мыслящее и пишущее эти строки. (19)Это совершенно замечательная мысль, которая тоже состоит из водорода, углерода, азота и других элементов.
(Генри Марш, нейрохирург)
1. Какое высказывание противоречит позиции автора текста?
а) Существует опасность, что чудеса техники, несущие удобство и комфорт, могут отрицательно повлиять на нашу способность мыслить и творческое воображение.
б) Соединение природных элементов создает окружающий нас мир.
в) Наше сознание можно обоснованно приравнять к системе цифровой вычислительной машины.
г) Человеческий мозг — необыкновенный результат естественного развития.
2. Определите стиль и тип речи данного текста.
а) научно-популярный стиль, описание;
- б) научно-популярный стиль, рассуждение;
- в) официально-деловой стиль, описание с элементами повествования;
- г) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания.
3.
Назовите существительное, соответствующее данному толкованию.
Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
а) догма; б) аксиома; в) постулат; г) тезис.
4.Назовите способ образования слова
5.Из предложений последнего абзаца выпишите
6.Назовите тип связи, который используется в словосочетании
7.Среди предложений 8-15 найдите сложноподчиненное с одним придаточным – изъяснительным. Напишите номер этого предложения
8.Найдите в тексте предложение с необособленным приложением, которое присоединяется к уточняемому слову с помощью союза как. Напишите номер этого предложения.
Урок русского языка с ИКТ «Текст. Предложение» 2 класс
... весьма трогательно. Если ребенок еще не освоил навык письма, напишите текст сами, а ребенку предложите нарисовать желание. Написать слова малыш может и печатными буквами или карандашом. ... Пишет тебе ____. Мне ___ лет. Я учусь в ___ классе. Я живу вместе с мамой, папой и младшим братиком. Дома ... ______. Мне уже ___ лет, и я учусь в ____ классе. В этом году у меня получилось отлично учиться и занять ...
9.Какую функцию выполняет тире в предложении 17 ?
а) Разделяет подлежащее и сказуемое;
- б) выделяет обособленное приложение;
- в) выделяет вводное предложение;
- г) разделяет предложения, входящие в состав сложного бессоюзного.
10.Какое средство используется для связи предложений
а)однокоренные слова; б)сочинительный союз; в)наречие; г)местоимение
11.Какие языковые средства выразительности используются в предложениях
1.метафора;
2.термины;
3.ирония;
4.парцелляция;
5.антитеза;
6.сравнение;
7.вводные слова и предложения;
- а) 1,2,3,6,7;
- б) 1,4,5,7;
- в)2,3,4,5,6;
- г) 1,2,4,6,7.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объем сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Ответы к заданию.
1в; 2б; 3а; 4 суффиксальный; 5 обоснованно, важнее, совершенно; 6 управление ; 7 (11); 8 (17); 9в;
10 б;11 а.