Практикум по курсу Русский язык и культура речи

Тема 22. Публицистический стиль. Практическое занятие № 20.

Цель: развивать умение определять средства художественной выразительности, актуализированных в публицистическом тексте.

Задание 1. Напишите мини сочинение публицистического характера в жанре рассуждения на одну из следующих тем:

  • а) каким бы я хотел быть;
  • б) каким бы я хотел видеть своего друга.

Задание 2. Укажите лексические и стилевые особенности текста, назовите тип речи и его признаки (тема, идея).

Найдите синтаксические средства, позволяющие отнести этот текст к публицистическому стилю речи.

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя—Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил вЛенинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

13 стр., 6404 слов

Крамской иван «русалки» описание картины, анализ,

... Т. Шахова, журнал “Семья и школа”, 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Искусство, каким вы его еще не видели #1 #3 Весь ... духами природы. По ночам они выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги. Русалки Крамского в ...

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. (Д.С.Лихачев.)

Задание 3. Прочитайте отрывок из книги журналиста Ю. Овчинникова «Сто первый лик Фудзи: Японские репортажи». Найдите ключевые слова в тексте. Соответствует ли заголовок главной мысли, теме? Дайте свое название этому тексту.

СТИХИЯ И ТРУД

-..Когда бог Изанаги спускался с неба, чтобы отделить земную твердь от хляби, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого назад копья упала вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Сотворение Японии, которому посвящена давняя легенда, еще не завершено. Капли, упавшие с исполинского копья, еще не застыли окончательно. Молодая суша из конца в конец вздулась волдырями вулканов, то и дело ходит ходуном из-за землетрясений.

Японцам приходится жить словно на вздрагивающей спине, которую выставил из пучины океанский дракон. Вулканические извержения и подземные толчки для них не редкая трагическая случайность, а скорее нечто неизбежное, как жара летом или холод зимой.

Все это воспитало в японском характере стойкость к внезапным ударам судьбы. Бог удачи Дарума — разновидность ваньки-встаньки в японском народном искусстве — олицетворяет собой девиз: «Семь раз упасть — восемь раз подняться».

Вереница окаменевших капель, что, по преданию, упали с богатырского копья, заканчивается на юге вулканом Сакурадзйма. Эта огнедышащая гора воплощает собой соединение ярости и ласки, необузданность разрушительных и созидательных сил природы, соседство первозданного хаоса с упорством человеческого труда.

Во время последнего извержения огненные потоки лавы заставили шаг за шагом отступать яростно вскипавшее море. В этом противоборстве враждебных стихий родилась тихая бухта, названная Атласной.

Склоны Сакурадзимы напоминают фантастический неземной пейзаж. Это не нагромождение вулканов, какие оставляет ледник, и не осыпи. Это не скалы — не скажешь, что их кололи. И не утесы — не похоже, чтобы их тесали.

Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. Эти изгибы и выгибы, отпечатавшие следы буйства стихий, обрываются в ласковую гладь залива. Здесь, в рожденной извержением бухте, люди умудрились теперь выращивать жемчуг.

А с мертвым юго-западным склоном соседствует царство зелени. Окаменевшие лавовые потоки превращены в ступени террас для плантаций мандаринов, бивы. Кажется, будто деревья усыпаны большими белыми цветами, но цветы эти бумажные. Таким кулечком садовод оберегает каждую завязь. Тут вызревают самые ранние в Японии фрукты, которые уже в апреле вывозят на продажу.

14 стр., 6794 слов

Деловое общение в разных странах

... исследования: деловая культура и ее национальные особенности. Предмет исследования: Тактика ведения переговоров с иностранными гражданами (межнациональные особенности). Цель исследования: Выявить особенности делового общения в разных странах Задачи исследования: Рассмотреть теоритические аспекты международной деловой коммуникации. ...

Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остается человеку — тут и поля, возделанные словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но ее равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации; чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы темными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плоты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный транзисторный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего,— это овеществленный труд и разум.

1. Найдите в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболу, выпишите их.

2. Укажите антонимы, определите, контекстуальные они или лексические. Подберите к ним синонимы.

3.Объясните, как вы понимаете приведенную японскую пословицу. Есть ли созвучная ей по смыслу русская пословица?

4.Назовите способ связи между предложениями и абзацами. Какими средствами языка подчеркиваются эти смысловые отношения? Выпишите их.

Тема 23, 24. Специфика устной речи. Специфика делового общения. Практическое занятие № 21, 22.

Цель: рассмотреть основные задачи, решаемые в ходе проведения деловых бесед, особенности каждого этапа в структурной организации беседы; особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; особенности телефонной коммуникации, отработать навыки использования этикетно-речевых формул общения по телефону.

План

  1. Особенности служебно-делового общения.

  2. Виды и формы делового общения:

а) деловая беседа (цель, виды, структура)

б) деловое совещание (цель, виды, структура)

в) телефонный разговор (особенности телефонного этикета).

В заданиях по теме используются следующие термины:

Беседа при приеме на работу –, Беседа при увольнении с работы –, Деловая беседа –, Дисциплинарная беседа –, Проблемная беседа –

«Принцип кооперации» —

  1. Как правило, специалисты по найму персонала на отборочном интервью задают вопросы, касающиеся вашего образования, опыта, причин желания сменить место работы (получить именно это место) и т.д. Тем не менее кандидату всегда интересно знать, что кроется за некоторыми «каверзными» и «неудобными» вопросами кадровика, какой смысл и пользу он видит в ответах. Попробуйте определить, какие выводы делает кадровик, получив ответ на следующие вопросы:

А) «Почему вы ушли с последнего места работы?» «Вас уволили или вы сами уволились?» «Почему вы решили сменить место работы?»

Б) «Какой заработок вы хотели бы иметь?»

В) «Каковы ваши планы на будущее?» «Чего вы хотели бы достичь в ближайшие 10 лет?»

Г) «Какое мнение о вас имел ваш предыдущий руководитель?»

4. Представьте, что вам как линейному руководителю необходимо вызвать сотрудника для дисциплинарной беседы. В ситуациях, перечисленных ниже, приводится установка подчиненного, с которой он пришел на беседу. Какая модель общения с ним является, на ваш взгляд, наиболее эффективной соответственно для каждой из предложенных ситуаций?

А. Ситуация 1:

Данный вопрос чаще исходит от сотрудников с низким уровнем уверенности в самом себе. Такие люди сконцентрированы скорее на минусах жизни, чем на ее плюсах. В глубине души работник надеется получить от вас подтверждение отрицательного мнения, которое он имеет о самом себе.

Б. Ситуация 2:

Ваш подчиненный использует предположительно хорошую работу в прошлом, как аргумент против вашего субъективного отношения к нему, намекая что дела идут плохо скорее не по его, а по вашей вине.

В. Ситуация 3:

5. Ниже перечислены правила, обеспечивающие успешное проведение совещания. Назовите два пропущенных правила.

А . Начинать работу в точно назначенное время, объявлять повестку дня, предмет и цели совещания, представлять участников.

Б. Периодически обобщать уже достигнутое, четко формулировать задачи, которые еще предстоит решить, выяснить все недоразумения, возникающие между участниками совещания.

В. В заключение совещания обобщить результаты, сформулировать задачи, указать лиц, ответственных за их исполнение, поблагодарить всех участников.

6. Как вы поведете себя в перечисленных ниже ситуациях? Выберите ответ из приведенных, или предложите свой. Объяснив его.

А . Подняв телефонную трубку (звонят вам), вы скажете:

а) «Говорите».

б) «Да».

в) «Слушаю вас».

г) Назовете свою фирму и затем «Добрый день».

д) Назовете свою фирму, отдел, фамилию.

Б) До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?

В) Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Вы:

  • а) увидев, расскажите ему;
  • б) напишите записку и полижите на стол;
  • в) попросите того, кто его увидит наверняка, передать содержание разговора;
  • г) попросите перезвонить.

Г. Какой ответ на первичный вопрос (типа «Это форма «Старт»?») предпочтительнее:

а) «Могу ли я вам помочь?»

б) «Чем я могу вам помочь?»

Д . Позвонивший высказывает претензию, в которой вы не виноваты. Ваш ответ:

а) «Это не моя ошибка».

б) «Я этим не занимаюсь, вам лучше обратиться к…».

в) «Давайте разберемся».

г) «Нет, вы не правы».

д) «Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом».

е) «Оставьте, пожалуйста, ваш телефон».

Е. Позвонивший, не представившись, сразу пускается в объяснение всех вопросов. Вы должны:

а) вникнуть в его вопрос и дать ответ.

б) постараться выяснить, кто звонит, кого он представляет, и дать ответ.

7. Составьте деловую беседу (при приеме на работу).

8. Составьте телефонный разговор (ситуация «вы звоните»).

ПАМЯТКА! Сначала подготовься, потом звони!

Цели:

Чего я хочу достичь разговором? ______________________________________________

Каковы мои общие и промежуточные цели?_____________________________________

Кому я хочу позвонить?_______________________________________________________

(Фамилия\ функция, номер телефона)___________________________________________

Когда я хочу позвонить?______________________________________________________

(Утром, в обед, вечером…)_____________________________________________________

Какие вопросы я хочу задать?__________________________________________________

Документация:

Какие документы мне потребуются?_____________________________________________

Какие документы ему потребуются______________________________________________

Для ускоренной подготовки одного или нескольких разговоров вы можете использовать «План дня», помечая в нем вопросы, подлежащие выяснению по телефону.

Телефонные контакты Дата

Разговор Партнер Тема, повод № телефона Приоритетность Контроль за исполнением