Сборник идеальных по обществознанию. Дискуссии о состоянии русского языка екимов

Эссе

Борис Екимов Подобного рода дискуссии ли, разговоры, о чем бы ни велись они — о судьбах России или русского народа, о дне сегодняшнем художественной литературы или, как ныне, о состоянии русского языка, — протекают примерно одинаково. Одни заупокойную молитву читают, другие поют аллилуйю. Так было во времена могучих витий веков прошлых: протопоп Аввакум, Чаадаев, Пушкин, Тютчев, Герцен, Белинский, Достоевский, братья Киреевские, Самарин. “Философические письма”, “Выбранные места из переписки с друзьями” и — ответом — знаменитое письмо Белинского к Гоголю. Громы и молнии, вулканы страстей, потрясение душ… “Да, я любил вас со всей страстью…” “…могу ли я, по совести, молчать…” Может быть, прав Гоголь: “… русского человека до тех пор не заставишь говорить, пока не рассердишь его”. Но грозам да бурям словесным недолгий срок. Их воздействие на узкий читающий круг людей несомненно, на более широкий — сомнительно. Ныне, для нас, они являются высокими уроками русской литературы, истории, человеческой мысли. А что до “деградации”, “ослабления”, а то и непременной “гибели” России ли, русского народа, языка, литературы — это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как “” или петровское “окно в Европу”. “Восточный ветер” да “западный ветер” приходят и уходят, не в силах пошатнуть укорененное в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая. В мире растений это называется перекрестным опылением, в мире животном — свежей кровью. В подобных случаях ли, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли , принимая в народную речь , письменность, художественную литературу . Так было. Видимо, так и будет. Двести тысяч слов одного лишь Далевского словаря — разве не океан? Чужое перетрет, перемелет, а грязное с пеною выбросит. Рядовой, нынешний, орфографический словарь , и тот — сто тысяч слов, каждое из которых — не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из нее черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно.

16 стр., 7967 слов

Патриотическое воспитание на х русского языка и литературы в 5-8 классах

... литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы ... уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах ... на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, ...

Простой пример. Волгоградский педагогический университет в прошлом году выпустил лишь первый том словаря донских говоров нашей области. Основная работа — впереди. Потому что слов много, богата живая речь даже теперь, во времена, именуемые “урбанизацией”, “деградацией” и прочим. В малой мере и я помогал составителям словаря, делясь своими “запасами”. Но нынешним летом, прочитав первый том, вышедший тиражом 500 экземпляров, уже дополнил его почти полсотней новых слов, услышанных за последнее время . Русский язык не только живет, но животворит. И, понимая душевную тревогу людей, радеющих за его судьбу, хочу заметить, что чтение газетных, журнальных да интернетных страниц в нашей почти стопятидесятимиллионной стране — удел очень и очень немногих. Тираж мною уважаемого журнала “Знамя” — пять тысяч экземпляров. И его “non fiction”, “nomenclatura”, “Beaujlais Nouvea” вряд ли нанесет серьезный урон русскому языку. Балуйтесь, милые… И у “Нового мира” тираж немногим более. А потому тирада о том, что у некоей увенчанной журнальным лауреатством поэтессы “лирическая язвительность… приобретает характер экзистенциальной программы, построенной на парадоксальном, казалось бы, невозможном сочетании бихевиоризма, этологии — с метафизикой…”, — кого заденет? Балуйтесь, милые… На радость себе и ближним.

Одно из волгоградских химических производств свои, конечно, ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. Укорам да упрекам не внемлют. Главное для них — барыш. На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Дурновского и других, конечно, с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. На прошлой неделе позвонили мне из нашего же института. Студенты, будущие архитекторы да строители, решили составить каталог наиболее значительных родников нашего края, одновременно обустраивая их. Каждому — свое. То же — в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. Одни — “за двугривенный”, другие — по недостатку разумения или молодому задору — работают на разрушение его. Какому-то регулированию они не поддадутся; тем более что народ там горластый, крикливый. Чуть что — сразу призыв к “мировой общественности”. Тут дело в совести и, главное, — в таланте. Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землей и русским народом, от которого приняли великий дар и достойно им распорядились. Вот и все объяснение. Для меня лично оно — основательно. В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою могуту. Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы . Эти родники да колодцы текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую да Голубую, Ростошь, Еруслань да Лиску, а далее — Тихий Дон , его могучие воды. текст примерный, найден в сети, примерно как был на экзамене.

Показать текст целиком

Тема: Русский язык.

Насколько велик и могуч русский язык? Может ли произойти «ослабление», «деградация» русского языка? Что помогает великим писателям сохранить родной язык? Над этими и другими вопросами предлагает поразмышлять нам автор.

4 стр., 1709 слов

Урок по русскому языку «Слово в речевом общении ( антонимы, ...

... слова, необходимые в развитии нашей речи, в общении. Какова же будет тема нашего урока. ( Слова в речевом общении) Слайд 1 Цель:(Выяснить какую роль в речи играют синонимы, антонимы и омонимы) ... зарисовки, изложения, сочинения и др.) Какой вид работ наиболее трудный для вас? (сочинение, изложение, словесная ... нужно изучать, любить и беречь родной язык? - Какую тему мы с вами изучаем? Откройте ...

что несмотря на изменения

возвращаясь домой

Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого является гим

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 0 из 3 К2

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте?

1. Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением современной

лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром

человека.

2. До появления современной лингвистической семантики человека

интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов.

3. С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны

первые опыты описания в словарях.

4. Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX века, не угасает

до настоящего времени.

5. С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались

внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.

Вопрос 2

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов,

поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в

60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые

опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам,

обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в

третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Зато

2. С тех пор

3. Лишь

4. Едва

5. Поскольку

Вопрос 3

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов,

поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в

60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые

опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам,

обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

Вопрос 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО

выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

СвЕрлит

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

тОрты

Вопрос 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

1. Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2. Паустовский добр к людям, встретившимся ему на и заселившим

его книгу.

3. Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате.

4. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСТВЕННЫМ течением Волги.

5. Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино.

Вопрос 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Золотых СЕРЁГ

ремонт КРОВЕЛЬ

более ТРЁХСТА

КЛАСТЬ кирпичи

Вопрос 7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия.
Б) нарушение границ предложения 2) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.
В) нарушение в построении предложения с 3) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Этот случай описан Н.В Гоголем в комедии «Ревизоре».
6) Иван — очень . Потому что видит в людях только хорошее.
7) Вернувшись домой, мне снова и снова вспоминались события сегодняшнего дня.
8) По окончании доклада учёный ответил на вопросы присутствующих.
9) Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Вопрос 8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Р…стительный

с…луэт

ск…нировать

бл…стящий

обж…гающий

Вопрос 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

Ин…екция, под…ячий

вз…мать, роз…ск

пр…подал (урок), пр…поднёс

и…подлобья, и…гиб

р…списка, под…шёлt.

Вопрос 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки

и выпишите это слово.

1. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ)РЕШЕН.

2. Решение задачи оказалось для меня отнюдь (НЕ)ЛЁГКИМ делом.

3. Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.

4. (НЕ)ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться.

5. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

Вопрос 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала

письма.

2. Он спокойно, ОДНАКО(ЖЕ), вынес все эти крики и, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, пошёл

прямо к дому.

3. От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось

постоянно вычерпывать воду.

4. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

5. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые,

а к западу дождевые, синеватые, скучные.

Вопрос 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На фотографии была изображе(1)а маленькая улица с белё(2)ыми глиня(3)ыми домиками

под соломе(4)ыми крышами и аккуратно стриже(5)ыми газонами.

Вопрос 15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую.

1. Лето было знойное и богатое мелкими и тёплыми дождями.

2. Образы первобытных великанов известны по и былинам.

3. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

4. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в городском саду.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

Вопрос 16

должны стоять запятые.

Она переплыла Ангару и (1) отыскав речку (2) загнала лодку в неё (3) протолкнув её

далеко вверх (4) и поставив (5) под нависшую низко над речкой (6) раскидистую берёзу.

Вопрос 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях

должны стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3)

приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5)

какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

Вопрос 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые.

Я думаю (1) что очень часто за советом обращаются не тогда (2) когда вовсе не знают (3)

как поступить (4) а (5) когда то или иное решение уже принято про себя (6) и ожидает

подкрепления этого решения извне от бесспорного авторитета.

Вопрос 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал

(4) что спорили о нём.

Вопрос 20

(По Б.П. Екимову*)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2. Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3. Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять

русский язык.

4. Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по

сохранению родного языка.

5. Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали

очистке вод Дона

Вопрос 21

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков

прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского.

(2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими

уроками русской литературы, человеческой мысли.(3)А что до «деградации»,

«ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более

чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной

тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд,

скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не

очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие»

или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть

укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь

освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского)

своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной

работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам,

окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность,

художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов

одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а

грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и

тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая,

конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не

видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне

закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не

внемлют. (16)Главное для них – прибыль.(17)На этой же земле, сохраняя воды живые,

ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с

учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на

состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой,

Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них

это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой

приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для

меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая

малую свою силу.(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе

малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку,

оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1–2 представлено описание.

2. В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3. В предложениях 12–13 представлено повествование.

4. Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5. Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на

состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой,

Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них

это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой

приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для

меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая

малую свою силу.

Вопрос 24

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы

анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются

текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,

пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера

задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в

бланке образцами.

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный

тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также

приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12).

Говоря об

изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём

ему помогает – (В)__________ («перемен, потрясений» в

предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7).

Однако судьба русского языка

не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как

(Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1. цитирование

2. восклицательные предложения

3. лексический повтор

4. противопоставление

5. анафора

6. развёрнутая метафора

7. парцелляция

8. разговорные слова

9. контекстные синонимы

Проблемы современного русского языка

По мнению многих специалистов, сегодня в России «общество и нация теряют ценности и , и соответственно язык — ориентацию в поле смыслов и стилей». А это уже явная угроза для национальной безопасности страны, с которой далее нельзя не считаться.

с противниками русского слова.

бедность словаря

актуальными

Необходимо помнить, что именно через язык в обществе осуществляется связь поколений. «Сын всегда говорит языком отца своего», поэтому особенно страшно за детей, слушающих изо дня в день скверную брань. Когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой , где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Такие дети могут стать причиной бед для своей семьи и для самих себя.

Можно назвать традиционным, вечным спором отцов и детей, у которых сегодня не только не совпадают критерии оценок окружающего мира, но еще и радикально различаются фоновые знания, т.е. знания реалий и культуры.

Семья состоит из множества ниточек, они сплетаются между собой при помощи средств выразительности и лексики, которые используются в семейных разговорах. Для того чтобы мать нашла подход к дочке, жена с глубоким смыслом смогла сгладить семейный конфликт нужно правильно обращаться с родным языком. Этому мудро учит нас русская народная сказка. С молоком матери дитя впитывал музыку народной сказки . Слова-то какие находил народ мягкие, добрые…

В сказке «Морозко» употребляются глаголы уноровить, услужить. Здесь в семье обращаются друг к другу батюшка, матушка, сестрица, братец, ребятушки. Слова пишутся с уменьшительно-ласкательными суффиксами: козлёночек, козлятушки, Иванушка, Аленушка.

Сколько здесь доброты и ласки!!

Об этом рассуждает и А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» (как часто подобная ситуация возникает в современной семье!)

старчезабранила

ласковое словозаругала

Бог с тобою дурачина ты, простофиля

не посмел прямой простофиля

ей с поклоном отвечает по щеке ударила мужв

смилуйся, государыня рыбка не взглянула

не печалься, ступай себе с Богом взашеи затолкали

не осмелился перечить вздурилась

не дерзнул поперек слова молвить топорами чуть не изрубила…

молодежный сленг

кликуха, заказуха, спокуха (-ух),

Прижилось и в семье, и в школьном общении слово «блин», его употребляют чуть ли не ежеминутно. «Нравятся» и следующие слова: «круто», «норм», «тупость», «клёво», «класс». И уж совсем ужасное слово: «пипец»!

Большой вред приносит и реклама. Особенно беспокоит реклама в интернете, где она появляется спонтанно, и часто её невозможно закрыть. На телевидении реклама настолько навязчива, что хотя большинство опрошенных говорят, что не смотрят ее, но они продолжают почти все слоганы, которые им предлагаются:

Есть перерыв…есть киткат.М&Мs…в любом месте веселее вместе.Не тормози…сникерсни.Ваниш — розовый цвет…доверься ему и пятен нет.речь культура язык учащийся

А попробовали бы мы попросить этих же опрошенных продолжить стихи Пушкина или Лермонтова, то, наверное, те же 95% не смогли бы этого сделать.

рекламные слоганы

Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в , и в сообщениях средств массовой информации. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в подсознание граждан России, привнося в него элементы чуждой им культуры другой страны. Мне вспомнилась гневная отповедь А.С. Шишкова, обращённую сквозь столетия к нам: «Полезно ли славенский превращать в греко-татаро-латино-французско-немецко-русский язык? А без чистоты и разума языка может ли процветать словесность?» Но ощутимый урон не от того, что иноязычные слова появились в нашей лексике, а в том, что они в ней укоренились, стали своими.

Реклама делает современное общество обществом потребления. А вечные ценности, такие, как дружба, долг, любовь к ближнему, внимательность и терпимость к окружающим, к языку у нас становятся не в чести.

заимствованными словами,

Для анкетирования было предложено написать значение следующих часто употребляемых заимствований:

роуминг менеджер

инаугурация прессинг

сайт грант

провайдер бутик

модем хит

Результаты таковы:, Бутик, хит — значение знают все учащиеся 7 и 10 классов., Слова, связанные с компьютером

7 классне знают10 классСайт30%0%Провайдер95%20%Модем33%20%Роуминг80%45%

В следующей группе слов результаты следующие:

7 классНе знают10 классИнаугурация93%41%Римейк100%75%Менеджер100%41%Прессинг100%80%Грант100%80%

Глядя на эти данные, начинаешь понимать, что обойтись без можно: президент по-прежнему торжественно вступает в должность, успешно поются переделанные старые песни, попадают под давление разные люди . И менеджеры — это не продавцы, а руководители. Не плохо бы было, если бы наши меценаты даровали средства на сбережение русского языка.

К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, так как его опасность как информационной угрозы еще должным образом не воспринимается. А напрасно. Эта опасность вполне реальна, и она нарастает. Частичным решение проблемы может стать употребление заимствований в том случае, если это необходимо, но там где можно употребить русские слова, без ущерба значению, не злоупотреблять.

Если сравнить изменения в языке с некоторыми предыдущими эпохами, то получается следующая картина: он реформировался не однажды! В эпоху царствования Петра I. Тогда иноязычные заимствования, по выражению историка и языковеда Федора Буслаева, «вторгались толпами в русский язык и неуклюже громоздились в нем». В те времена русский язык большинство новомодных словечек «переварил», а всякие там «виктории» и «баталии» не прижились вовсе.

Совсем недопустимым представляется употребление нецензурных выражений, которое в последнее время стало модным у российской молодёжи.

Что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. Когда Русь 300 лет находилась под , захватчики, зная, кого почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери Церкви, против Матери Божией, против всего дорогого русской душе. В мате сатанинский дух, мат — язык общения с демоническими силами. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. «Инфернальный» — значит адский, из преисподней. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. Сквернослов не только отдает свою душу во власть бесов, он влияет на состояние души окружающих его людей, развращая их содержанием матерщины.

Мат разрушает нас на генном уровне. ДНК человека «слышит» речь и реагирует на неё. К разрушающим наше здоровье мыслеобразам относится и ненормативная лексика, т.е. привычный мат на бытовом уровне. Более того, словесная вседозволенность и распущенность влияет на здоровье детей и внуков, так как записанная в ДНК информация всегда передается по наследству нашим потомка. Косвенным доказательством сказанному служит десятикратный рост в России за последние двадцать лет числа детей с отставанием в развитии как физическом, так и умственном. Злоречие не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты. А эта проблема также является для исключительно острой.

Проводя анкеты в 6 и 7 классах, мы задали вопрос: «Кто из ваших одноклассников не употребляет нецензурные слова?» Ответы оказались ошеломляющими. В 6 классе были названы только 4 человека из 16 (25%), а в 7 — 5 из 24 (20%).

Только в доме, где родители хранят целомудрие речи, у детей вырабатывается стойкое отвращение к сквернословию, что является надежной защитой от общения с дурными компаниями. Именно правильность речи в семье формирует представления о норме и о ценностях дальнейшей жизни ребёнка.

Реформы 90-х годов принесли к нам насыщение народа жаргонными выражениями. И выявляется еще одна угроза для русского языка в современной России, что является больше характерным для представителей криминального мира. Но все эти «наезды», «разборки» и тому подобные выражения часто используются сегодня и российской молодёжью, также людьми старшего поколения.

Увы, попытки реформирования русского языка не прекращаются. Основное требование реформаторов не меняется со временем: упростить правила, ибо большое их количество затрудняет усвоение языка. А чего ждать дальше?

Об умственном здоровье народа и общества можно судить по состоянию его языка — чем язык беднее, тем ниже умственное развитие его носителя. Что такое — язык? Прежде всего, это — система знаков для передачи информации. Речь — система звуковых знаков. Существует речь внешняя и внутренняя. Внешняя — проявление мыслей, внутренняя — общение человека с самим собой. Эта внутренняя речь является тем инструментом, с помощью которого осуществляется мыслительный процесс. Благодаря этому свойству язык участвует в осуществлении высших психических функций человека, а именно: усвоении информации, возведении её в памяти, анализе информации и выработке решений. А так же язык является средством накопления и передачи из поколения в поколение и из эпохи в эпоху социального опыта, информации о мире, и традиций. Ф. Достоевский писал: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Чем богаче тот материал, те формы для мысли, тем буду я…отчетнее для себя и для других, понятнее себе и другим».

В ходе анкетирования мы предложили ребятам написать значения следующих фразеологизмов:

6 класс не знают10 классГолова садовая92%16%Остаться с носом50%12%На лбу написано92%12%Вешать лапшу на уши9%4%Тянуть канитель71%60%Жить на широкую ногу57%16%Гол как сокол71%32%Стоять как вкопанный43%32%

Чем богаче наш словарный запас, тем прочнее оболочка. Вот раньше ещё со школьной скамьи прививали полезную привычку пользоваться словарями, что было очень верно. Поэтому любой — на выбор — словарь воспринимается многими как истина в последней инстанции. Но и тут не обошлось без исключений: в наше время словарь словарю рознь. Потому что на полках наших книжных магазинов уже не первый год можно лицезреть такие издания, как «Словарь русского мата».

Припомним, как прискорбно язык наш за последние два десятилетия «обзавелся» всевозможными: как бы, типа того, вроде как. И муж, который всегда был просто «мужем» и звучал гордо, с появлением этих слов, спустился на нижние ступеньки социальной лестницы. Жена при знакомстве с новыми людьми объявила: «Знакомьтесь, это как бы мой муж!», принизив, тем самым, значение его в её жизни. Возможно, ли построить счастливую между «как бы мужем» и «вроде женой»?

Так же приходя в серьезную организацию встретить человека, который, протянув руку, представляется: «Ну, я здесь типа директор». Можно быть заместителем директора, исполняющем его обязанности, но — «типа»?! Разве можно довериться этому человеку?

И когда в Отечестве нашем плодятся во всё угрожающем множестве «типа директора», «как бы мужья» и «вроде как жёны», у которых и дети станут соответственно «ну, короче, типа того»…

Нормой современного молодого человека стало обращение на «ты» к любому участнику беседы, предельная степень демократизма вступает в конфликт с привычными, до недавнего времени, нормами воспитания, предполагающими обращение на «вы» как способ выражения уважительного отношения .

В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина пишет письмо человеку, и обращается к нему на «вы». В трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» маленький Николенька на «ты» с Серёжей Ивиным, с которым познакомился в Москве, но Серёжа был не вполне свой. «…мне иногда очень хотелось взять его под руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел назвать его Серёжа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас.» Илинька Грап, сын бедного иностранца, — ещё менее свой, поэтому Серёжа и Николенька с ним в основном на «вы». На мой взгляд, для перехода на «ты» недостаточно знакомства, нужны особая дружественность и сердечность.

бытовал когда-то на Руси: супруги именовали друг друга по имени до рождения первенца, после же — лишь мать и отец. И именно так до конца своих дней именовали их дети, притом всенепременно уважительно на вы . Повсеместное «тыканье» родителя (даже бабушкам и дедам) ещё одно печальное явление угасания былого величия благословенного института традиционной русской семьи.

Одним из «слабых мест» современного русского является отсутствие удобных, общепринятых обращений к незнакомому человеку .

Вот и появляются в городском просторечии обращения «по половому признаку» — девушка, молодой человек, мужчина, женщина или «семейные слова» — папаша, мамаша.В дореволюционной России синонимами были куда более ласковые слова, нежели сейчас, например: батя, батенька, батюшъ, батюшка, мамка, маточка, мамочка, маменька, мамонька, мамунька, мамынька, мамуля, мамуся, мама, мамушка, мамочка, мамка, мамашечка, маманька.

Что делать, как вежливо обратиться к незнакомому человеку? В современном речевом обиходе вместо обращений используются формулы вежливости, обороты типа будьте добры, скажите, пожалуйста; простите. Извините, вы не скажете, который час? Вы не скажете, как пройти на Красную площадь?

При обращении к возникают трудности, но со знакомыми-то все просто — мы можем обратиться по имени (полному или уменьшительному) или по имени-отчеству.

Я думаю, все заметили, что в все реже в средствах массовой информации услышишь обращение по имени-отчеству, даже руководителей государства часто именуют не по имени-отчеству и фамилии, а по имени и фамилии: Дмитрий Медведев, Владимир Путин.

Хочется напомнить, что в Московской Руси отчества обладали особым престижем: так официально именовались лишь те, кто принадлежал к социальным верхам.

При Екатерине II написание отчества в официальных бумагах приводится в соответствие с табелью о рангах: в специальной «чиновной росписи» указывается, что отчество особ первых пяти классов следует писать с окончанием — ич, для всех же прочих чиновных лиц отчества не указывать.

В словаре Даля у слова отчество выделяется значение «древность рода, достоинство по родовым отличиям отцов, предков». «По имени называют, по отчеству величают», — говорит ; согласно другой пословице, именовать следует «богатого по отчеству, убогого по прозвищу».

То есть наши предки ощущали как знак уважения то, что к ним обращаются по имени-отчеству, и, мне кажется, не нужно нарушать эту традицию.

Из проделанной работы я делаю выводы:

Государство — это одна большая семья. И чтобы дети в семье были хорошими, необходимо не пускать на порог дома противников русского язык (сленг, варваризмы, нецензурные выражения, слоганы и др.).

Нет на свете глубже и богаче языка, чем наш «великий и могучий». Мы уважением должны проникнуться к нему: изучать, восстанавливать, беречь.

Заключение

Всякое счастье рождается от качества мысли — слова — дела. Общество замыслило решение демографической проблемы, желая своим гражданам прежде всего личного , и продолжает вести антисемейную пропаганду большинством доступных речевых средств.

В погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы, мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отображает образ жизни и образ мыслей. Как следствие этого потеря интереса к родному (русскому) языку, русской литературе и культуре, косноязычие, снижение грамотности и языковой и . Нужно гордиться своим родным языком, который доверен нам нашими предками, который хранит традиции.

Многие факты русского языка свидетельствуют о том, что он есть для нас не просто лингвистическая система, одна из многих, он жизнь, освещённая божественным светом. В нем запечатлена миссия русской нации, что подтверждает И.С. Тургенев словами: «…Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/diskussii-o-sostoyanii-russkogo-yazyika-vedutsya-esche-so-vremen/

1. Ирзабеков Василий (Фазиль)

2.ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА. Заметки нерусского человека. — Даниловский благовестник, 2009 г. с. 35.

Ирзабеков Василий (Фазиль)

.РУССКОЕ СОЛНЦЕ, или Новые тайны русского слова, — Даниловский благовестник, 2011 г. с. 37-39, 65, 107-108, 114-115.

.Крысин Л.П. Язык в . Книга для внеклассного чтения . 8-10 классы. «Просвещение», 1977. с. 1-15, 25-29.

. по курсу «Русский язык»: 5-11 класс. / Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. — 5 издание, 2008. — (Методическая библиотека) с. 10, 31.

.Русский язык как духовный и культурный собиратель нации: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В 2 т. Т.2 /Под ред. Е.П. Бельчиковой, Илюхиной Н.А. и др. — Самара: ООО Издательство «Книга», 2009. с. 54-59,123-145.

Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»

Отправь заявку, Вариант №7. ОБЗ ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Известный учёный-психолог Л. С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<�…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии — научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и , а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

И хотя

Даже если

Затем чтобы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено

в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

-а; м.

1)

Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2)

То, что даёт ., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3)

Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4)

, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники .

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

укрепИт

загнУтый

заселенА

понялА

крАны

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт

к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые катера

скоро выздоровеет

трое братьев

все директора гимназий

у новых туфлей

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А ) неправильное употребление имени числительного

Б) ошибка в построении

предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы.

Трое спортсменок выступили очень удачно.

Группа популяций , населяющих определённую территорию, образует сообщество.

Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян.

Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям

Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..говор, пр..долгий

от..гнуть, з..месить

по..стегнул, о..бил

пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

Ответ: ___________________________.

10. И .

рол..вой

фасол..вый

преодол..вая

дешёв..нький