Урок русского языка «Роль имен существительных в предложении, в речи». Обучающее -миниатюра «Вид из окна»

Разделы:

Оборудование:

Цели: формировать орфографическую зоркость, развивать мысль учащегося, учить рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствовать развитию мышления, развивать словарный запас, творческое образное мышление, восприятие и воображение, коммуникативные умения, анализировать увиденное, будить чувства и эмоции, осуществлять практическое пользование языком, отрабатывать основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за владение русским языком.

СЛАЙД № 1. Осеннее небо. Озеро

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

  • Поднимите руки, кому нравится читать красивые стихи? А фантастические повести?
  • Кто создает художественные произведения? (Писатели, поэты)
  • Что нужно поэту, писателю, чтобы написать стихотворение, прозу? (Воображение, желание, вдохновение, наблюдательность, внимание, средства художественной выразительности)
  • Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.

СЛАЙД № 1. Сочинение-миниатюра. Вид из окна

Напишем сочинение-миниатюру “Вид из окна”.

  • Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений)
  • Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Подойдите к окну. Смотрите…

(Дети становятся у окна, наблюдают вид из окна на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года”)

2. Актуализация знаний.

  • Напишите на черновике то, что увидели.

(Дети пишут в течение 1/2 минуты)

  • Прочитайте.
  • Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных)

(Открываю свои слова с пропущенными орфограммами, записанные на доске)

Заблудилась, гонит, подкралась,

не уходит, стережет владения о се нь поздняя, упрямая, рыжая

стоит п о года ненастная моросит, идет, накрапывает дождь мелкий, сплошной

повисло, опустилось

ползут обла ка серые, седые

прижались

качаются де ревь я голые

улетают , машут птицы черные, крикливые, суетливые

6 стр., 2726 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, ... он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ...

наступил, грядет

проснулось, улыбнулось, пришло

блестит озеро блестящее, гладкое, рябое

дует, воет, несется

пробивается, прячется, улыбается

спешат, идут

стоит, дышит

лёг, опустился, накрыл

ждёт горо д сонный, уставший

  • Объясните правописание орфограмм

(Вставляю буквы, дети по цепочке объясняют, называют проверочные слова)

3. Роль имен существительных в предложении, в речи.

СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном

  • Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.

Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам).

В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).

— Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)

4. Признаки текста-описания. Учебная задача.

  • Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре? (Связаны друг с другом)

СЛАЙД № 3. Сочинение “Вид из окна”

Тип текста

  • Выберите тип сочинения (повествование, описание, рассуждение).

  • Почему? (Будем описывать увиденное)

Тема текста

  • Какая тема текста? (Ответ детей: Природа за окном)

Учебная задача

  • Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответ детей: использовать средства художественной выразительности)

5. Включите воображение!

  • Послушайте стихотворение И.А. Бунина. Обратите внимание на образные выражения поэта.

СЛАЙД № 4. 1-я строфа. Бунин. Кедр (Наизусть 3 человека)

Из окна.

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом –

Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:

СЛАЙД № 5. 2-я строфа. Бунин. Сережки березы

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно-яркая трава,

На берёзах – серые серёжки

И ветвей плакучих кружева,

СЛАЙД № 6. 3-я строфа. Бунин. Клён

А на клёнах – дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней – долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

СЛАЙД № 7. Бунин. Облака – горы

“В глубоком океане небосклона как снеговые горы облака” (И.Бунин)

СЛАЙД № 8. “И мглой волнистою…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 9. “И туман и непогоды…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 10. “Под низким небом…” (Д.Самойлов)

СЛАЙД № 11. “Улетели…” (Е.Благинина)

СЛАЙД № 12. “Снег имеет вкус и запах, первый снег…” (Яков Аким)

СЛАЙД № 13. Первый снег в городе

СЛАЙД № 14. С.Есенин. Рябина

“Костёр рябины красной” (С.Есенин)

Какие яркие метафоры, сравнения можно придумать для сочинения, создавая образ предзимья

9 стр., 4222 слов

По картине А.М. Герасимова “После дождя”

... после дождя, поднести ладони к влажным веткам сирени, роняющим капли на пол. Мое впечатление от картины А. Герасимова «После дождя» , Вариант 1 Автор картины ... Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса) , Вариант 1 После дождя Глядя на картину Герасимова «После дождя», ... В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого ... ликование. Вариант 3 Гроза прошла, и ветка белых роз В ...

СЛАЙД № 15. Картина. Ветка с каплями дождя

  • Картина = Ветка с каплями дождя = Бриллиант
  • Картина = Ветка с каплями дождя = Алмазные слёзы
  • Картина = Ветка с каплями дождя = Хрустальная капель

СЛАЙД № 16. Картина. Паутина

  • Картина = Стеклянные бусы
  • Картина = Жемчужная россыпь

СЛАЙД № 17. Картина = Голые ветви деревьев

  • Картина = Голые ветви деревьев = Паутина ветвей
  • Картина = Голые ветви деревьев = Кружево ветвей
  • Картина = Голые ветви деревьев = Сплетение рук

6. “…словам просторно”.

СЛАЙД № 18. Метафоры. Сравнения. Эпитеты

Зима — Зимушка, Снежная Королева, хозяйка, волшебница

Природа — художник

Ветер — разбойник, ветрило, ветродуй

Облака — странники, путешественники, пуховые подушки

Небо — одеяло, рогожа, океан, ситец

Озеро — зеркало, расплавленное стекло, серебро

7. Лингвистический эксперимент.

  • Для существительных, записанных на доске, придумайте синонимические ряды. Сначала – эпитеты (прилагательные), такие, которые наиболее точно подходят к сегодняшнему виду из окна. Затем – глаголы.

(По цепочке учащиеся называют, я записываю на доске 1-2 наиболее подходящих слова)

8. Самостоятельная работа детей.

9. Презентация работ.

10. Редактирование текстов.

11. Итог урока.

А) Попс-формула (выслушать две точки зрения на проблему)

П “позиция” — Я считаю, что…

О “обоснование” — “…потому, что…”

П “пример” — “например, …”

С “следстие” — “…, потому, …”

  • Нужно ли учащимся развивать свою речь?

Б) Палитра умений. Самооценка.

— Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, закрасьте палитру зеленым цветом, если старались, но не все получилось – желтым, если не получилось ничего – красным. (Палитра на доске. Учащиеся приклеивают на палитру разноцветные кружочки)

СЛАЙД № 19

12. Вывод.

13. Домашняя работа

  • Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.
  • Спасибо всем!