Конспект русского языка в 3 классе » Работа с картиной. Устное «

Конспект урока русского языка

в 3 классе

« У стное сочинение. Работа с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

подготовила

учитель начальных классов

Засецкая Светлана Александровна

г. Архангельск

2019

Урок русского языка в 3 классе

Тема: « У стное сочинение. Работа с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Цель урока

Задачи урока:

— обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;

— учить ориентироваться в учебнике;

— учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

метапредметные УУД:

регулятивные –

прогнозировать предстоящую работу (составлять план работы);

познавательные – работать с учебником;

коммуникативные –

предметные УУД:

Оборудование:

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Определение темы и цели урока

Открытие нового знания

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Сегодня на уроке развития речи мы с вами будем учиться общаться.

10 стр., 4771 слов

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. ...

... она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, ... и помни». Стала читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда ...

— Вспомните, что вы учились определять на прошлом уроке развития речи?

— Какие типы текстов вы знаете?

— У вас у каждого на партах лежат тексты, внимательно прочитайте текст 1 и определите тип текста.

Текст 1

Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е.

Какой это текст?

— Внимательно прочитайте текст 2 и определите тип текста.

Текст 2

Девочка – центр композиции, ее голова, лицо привлекают основное внимание художника. У нее мягкий овал лица, чистый лоб, обрамленный темными непокорными волосами, нежный румянец, ясные и искрящиеся глаза.

( СЛАЙД: картина В.Серова «Девочка с персиками»)

  • Назовите основные признаки текстов, по которым вы определили, что это текст описание?

— Эту картину написал Валентин Серов и был награжден за нее премией Московского общества любителей художеств. Эта картина попала в коллекцию П. Третьякова и сейчас она находится в Третьяковской галерее.

— Анишит Йокоповна спросила у ребят: «Знаете, как называется описание человека…(Учебник, 2 часть, с.46 вверху).

А вы знаете?

— Послушайте отрывок из стихотворения Г.Гладкова :

Если видишь, что с картины, Смотрит кто-нибудь из нас,, Или принц в плаще старинном,, Или в робе верхолаз,, Летчик, или балерина,, Или Колька, твой сосед,, Обязательно картина, Называется …… портрет

— Ребята, найдите в «Музейном Доме» «Портрет Мики Морозова» (учебник

Тема нашего урока: работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

  • Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной?

— Как вы думаете, если мы будем работать с данной картиной, то какой текст мы будем составлять? Почему?

— Кто может объяснить значение слова портрет?

(СЛАЙД: картина Серова «Портрет Мики Морозова»)

Внимательно рассмотрите картину. Расскажите, кого вы увидели на этой картине.

  • Как вы думаете, что это за имя – «Мика»?

— Подходит ли имя мальчику?

— Сколько, на ваш взгляд, ему лет? Как определили?

(СЛАЙД с

20 стр., 9708 слов

Жанр изобразительного искусства «портрет» как средства форирования ...

... изобразительного искусства, затрагивающие тему создания и изучения портрета, несут в себе определённую значимость для учащихся начальных классов. В портрете ... литературу по теме исследования. 2. Изучить историю портретного жанра в изобразительном искусстве. 3. Выполнить творческую работу в данном ... воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не ...

Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика?, В какое время суток художник писал Мику?

Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать?

— Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

— Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный?

  • Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица?

(Он кажется вам бойким и смышлёным или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный или он не знает, чем себя занять?)

  • Как вы думаете, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет?

Мика способен сосредоточено слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?

  • Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему?

— Ребята, давайте убедимся верны ли наши предположения, откроем учебник на с.48, прочитайте самостоятельно текст в рамке.

— Так кем же стал мальчик с картины?

Итак, о чем же нам может рассказать портрет?

— Ребята прочитайте текст в рамке в конце с.49

— Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет?

  • Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей?

— А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации.

  • Ребята, выполните просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.

Учитель поднимает обе руки ладонями вверх – дети встают. Учитель опускает руки – садятся.

Вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?

— Ребята, мы с вами подробно рассмотрели картину Валентина Серова «Портрет Мики Морозова».

— А теперь давайте попробуем самостоятельно рассказать об этой картине.

— При рассказе опирайтесь на вопросы, которые вы видите на экране.

Актуализируют знания

Мы знакомились с типами текстов, Текст-описание и текст-повествование.

Читают текст 1

14 стр., 6826 слов

Описание портрета захарка. по картине венецианова «захарка»

... показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво. Захарка, так зовут этого мальчика, по всей видимости, простой крестьянский мальчишка, который вынужден ... наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, ...

Определяют тип текста

Повествование, Описываются события в определенной последовательности

Читают текст 2

Определяют тип текста

Описание

Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека

Слушают стихотворение

Портрет

Открывают учебник 2 ч. на с. 46

Рассматривать картину Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Формулируют тему урока

Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Формулируют цель урока

Составить рассказ по

Описание

Объясняют значение слова «портрет»

Домашнее имя мальчика, Мальчик маленький, поэтому имя уменьшительно-ласкательное, домашнее имя

4 – 6 лет

Отвечают на вопросы учителя

По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее

Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это поможет быть и ранним утром, и перед сном

Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать

Судя по его позе и внешнему виду можно сказать, что Мика резвый мальчик

Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности; и т.д.

Высказывают свои предположения

Открывают учебник на с. 48

Читают текст в рамке

Мика – в будущем

Отвечают на вопросы учителя

Читают текс в рамке на с. 49

Отвечают на вопросы учителя

С помощью мимики, жестов, поз, цвета картины и т.д.

Выполняют указания учителя

Ученики рассказывают о картине по вопросам.

Итог урока

Рефлексия

— Давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

14 стр., 6961 слов

Предмет: Русский язык Класс: 4 Дата проведения: 20.01.17 «Чем ...

... 1901г. детский портрет «Мика Морозов» принадлежит к числу шедевров в творчестве В. А. Серова. Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Работа по теме урока. А ... мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность. Учитель. Прежде чем приступить к работе экспертных групп, вспомним этапы работы по картине. С чего начнем? 1. Рассматривание картины. Учитель. ...

— Достигли ли мы ее?

(СЛАЙД: Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал, что …

Мне было интересно …

У меня возникли трудности …)

— Благодарю вас за работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя

Подводят итоги урока.

Прием «Незаконченное предложение»