Конспект русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка к сочинению-описанию «Золотая осень»

«Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка к сочинению-описанию «Золотая осень»»

Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка к сочинению-описанию «Осень»

Цели:

  • опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания;
  • работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану;
  • развивать монологическую речь;
  • развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка);
  • приучать к работе со словарями;
  • воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.

Оборудование урока:

Ход урока.

Эпиграф

  • Начать урок хочется словами К. Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать »
  • Ребята, как вы понимаете эти слова? (писать нужно так, чтобы читающий увидел, услышал и почувствовал все то, что в этот момент видел, слышал и чувствовал автор)

Сегодня вы сами попробуете стать писателями.

I . Сообщение целей урока. Введение в тему.

  • Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата ), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.
  • Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди.

Звучит фрагмент «Осень».

(Ребята высказываются.)

II. Работа с текстами.

мы будем описывать осень

Учитель: У каждого человека своя осень. Одни любят осень со спокойным тихим дождем, туманами по утрам. Другие – золотую, когда разноцветные листья переливаются в лучах яркого солнца. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека, ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

5 стр., 2348 слов

Урок русского языка 3 класс. -описание

... Предмет, класс, учебник Русский язык. 3 класс. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение,2013. Тема урока Развитие речи. Сочинение-описание. Дидактическая цель Составить сочинение-описание, используя сравнения и эпитеты. Тип урока Комбинированный Задачи урока Образовательные -потреблять имена прилагательные в речи; ...

(А.С. Пушкин «Осень»,

ексты стихотворений русских поэтов будут для нас образцами при подготовке к сочинению.

  • Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)

(Читают 2 ученика.)

А) А.С. Пушкин «Осень»

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Октябрь уж наступил

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

  • Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Б) Иван Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Учитель . Какое настроение вызывает у поэта осень?

  • Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
  • Какие слова помогают описать так ярко, образно осенний лес поэту?
  • Какие краски увидел поэт, описывая лес?
  • С чем сравнивает лес И. Бунин?

Работа с синонимами

– Приведите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный, лазурный. Многие писатели и поэты восхищались красотой осенней природы, и мне бы хотелось познакомить вас с высказываниями мастеров слова об осени:

  • «Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках». (Паустовский)

  • «Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». (Кедрин)

  • «Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче обычного». (Тургенев)

(Работа с выразительными средствами речи, которые используют писатели.)

Учитель . Я люблю осень за то, что это очень красивое время года. И эта красота одновременно яркая и спокойная. Если бы я была художником, я бы рисовала только осень: и осенний лес, который просто сияет на солнце, и осеннюю аллею в центре нашего села…

В) Поэты и писатели описали это чудное время года словами, а мы описывали осень на уроках изобразительного искусства с помощью красок. На фоне музыки выставляются репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень».

2 стр., 603 слов

«Любовь — трудная душевная работа» — тексты и рассуждения

... важной опорой жизни и в контактов с окружающими людьми. Концепция Платона Текст сочинения на тему «Любовь душевная работа» следует продолжить концепцией Платона. Она очень широко распространена в популярной культуре. ...

  • Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?
  • Что чувствуете, глядя на картины?
  • С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
  • Почему осень называют золотой?

Работа с синонимами 1

Не только поэты, художники описывали осеннюю пору. Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из муз. произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас не на уроке, а в осеннем лесу.

  • Какие образы, картины возникли у вас?
  • Какие чувства преобладают осенью?
  • Какое настроение создается красками осени?
  • Какие звуки можно услышать осенью? (Шорох листьев, звук дождя, ветра)

Звучание музыки напомнило нам шелест падающих листьев!

III. 1.Введение нового понятия.

  • Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Осень»?
  • Как быть, если нужно взять целое предложение из поэтического текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ .

ЦИТАТА* — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)

ЦИТИРОВАТЬ

  • Способов цитирования несколько. Один из них — оформление цитаты как предложения с прямой речью.

(Формулируется правило.)

В сочинении обязательно используйте одну цитату из стихотворения.

2. Осознание и осмысление рабочего материала, А) Работа с текстом

1) Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянились как спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе. (Г. Скребицкий)

  • Докажите, что перед нами текст.
  • Как можно озаглавить текст? Какова тема?
  • Как вы думаете, с кем сравнивает писатель осень?
  • Какую картину вы представили, когда слушали текст?
  • Как писатель дает нам почувствовать, что осень творит с природой чудеса?
  • Как вы думаете, каково отношение писателя к рисуемой им картине?
  • Все ли деревья осенью одеваются в разноцветный наряд?
  • Итак, мы определили содержание будущего сочинения.

Вам остаётся его написать.

Б) Составьте и запишите предложения, используя слова.

Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени.

В) Работа со словосочетаниями.

Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев, легкое шуршание по ногами, кружась, опускаются.

IV. Работа над составлением плана.

22 стр., 10790 слов

Методы и приёмы работы на х, способствующие развитию навыка выразительного ...

... и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением». Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного ...

  • Как же мы будем описывать осень? (Обсуждается план.)

1. Начало осени.

2. В осеннем лесу:

  • а) что видится;
  • б) что слышится.

3. Мои мысли и чувства об осени.

V. VI. Итоги урока.

Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А. Вивальди., Рефлексия

  • Что нового вы открыли для себя ?
  • Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило ?

(Высказывания ребят.)

  • Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Золотая осень»!

7. Домашнее задание

– Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание осенней природы, опираясь на иллюстрации, которые подготовили, личные наблюдения и воспоминания, на тот материал, с которым работали на уроке. В своих сочинениях вы должны описать осеннюю природу, ваши чувства, настроения.

Закончить наш урок хотелось бы строками стихотворения О.Варниковой

Воздух свежий и прозрачный,

Пролетает желтый лист,

Нет жары, и запах смачный

Трав осенних… Ветра свист.

Осень, радуя прохладой,

Влажной поступью идет,

После жарких дней усладой

Капля влаги упадет.

Журавлиный клин по небу

Устремился в даль, на юг,

Нам свою даруя негу,

В деревеньке сделав крюк.

Осень, бережно снимая

Разноцветный сарафан,

Пред зимой совсем нагая

Дивный свой представит стан.

Сочинения учащихся

Есть много красивых времён года, но больше всего я люблю осень.

Мне нравится, как опадают листья. Они мне кажутся золотыми. Александр Сергеевич Пушкин назвал осень золотой . Я люблю, когда листья осыпаются, они похожи на золотой дождь.

Золотая пора

И вновь утро… Собираюсь и выхожу из дома. Как приятно идти по осенней аллее!

Под ногами тихо шуршат листья. Желтые, багровые, коричневые… Набираю целую охапку и вдыхаю этот неповторимый запах осени. Чувствую, как мое тело наполняется силой, которую дарит мне природа.

Мне хочется вот так идти и идти, неслышно ступая по чудному осеннему ковру!

Ах, осень золотая!

Люблю твои деньки.

Когда несмело зажигаешь

Ты разноцветные огни.

Шуршат листочки под ногами.

А в небе — песни журавлей.

Осенний дождь спускается листами

И жить нам снова веселей.