Разделы:
Образовательные цели:, Оборудование урока:
Ход урока
(Презентацию можно получить у автора статьи.)
1. Подготовка к восприятию учебного материала.
Мы все очень разные, но мы учимся вместе, поэтому я предлагаю вам помочь мне сочинить урок. Тему нашего урока вы определите из речевой разминки и поймете, что ваше творческое домашнее задание было неслучайно.
2. Речевая разминка.
Балерина вышла:
Юбочка пышна,
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки. (Интернет, без автора.)
Учитель. Догадались, какой предмет “спрятался” в загадке? (Астра.)
Какие слова, выражения помогают “отыскать” его?
Прочтите ещё раз загадку вслух и выделите эти слова голосом (2–3 ученика выразительно читают загадку).
Как вы понимаете выражение “небесной прописки”? (1 учащийся определяет лексическое значение слова “астра”.)
Словарь С.И. Ожегова:
Астра – от греч. звезда. Осеннее садовое травянистое растение с цветками различной окраски, без запаха.
3. Работа по теме., Под музыку Э.Артемьева “Цветы” фотографии с изображение астр.
Учитель. Спасибо вам за помощь. Я рада, что дома вы хорошо потрудились и нашли лексическое толкование слова “астра”. Благодаря выполнению домашнего творческого задания вы легко поможете мне продолжить урок.
Ведь именно цветок астры и будет в центре нашего внимания. Мы будем описывать этот цветок и создадим сочинение – миниатюру на основе своих наблюдений. – (Вспомним! Сочинение-миниатюра – это…)
Вам сегодня предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы ,как художники, должны суметь увидеть в простом цветке что-то удивительное, необычное. А это непросто, так как вам понадобится и фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто, поэтому будем учиться. Без помощников нам не обойтись. Я предлагаю вам обратиться за помощью к нашей землячке, художнице Н. А. Криван. Отправимся на заочную экскурсию в галерею города Наро-Фоминска. (Фильм – интервью с художницей, 5 мин.. Из фильма узнаем биографию, основную тематику картин – цветы(любимые – астры), остановимся на 4 картинах с астрами).
Правило поведения на уроке
... тем, кто посещает дополнительные занятия (факультативы, кружки и др.) или занимается общественной работой. Правила поведения детей в школе: как вести себя на уроке Основные проблемы учителей со школьниками возникают именно на уроках. ...
4. Работа по картине Н. А. Криван “Астры”.
Учитель:
Мне хочется обратить ваше внимание на одну картину Н. А. Криван. Давайте посмотрим на это полотно глазами художника и оформим свои наблюдения в виде таблицы.
Итак, астры. Посмотрите, ведь нет ни одного одинакового цветка.
(На цвет.)
Какие цветовые решения использует художница?
Орфографическая работа у доски:
заполнение 1 колонки таблицы, которую можно обозначить “Цвет” или “Цветовые слова”.
(1 ученик, другие предлагают слова для записи);
- также заполняем 2 колонку таблицы и обозначаем её “ Форма”.
Учитель:
Итак, как настоящие художники мы смогли увидеть всю красоту цветка астры.
- Детально ли художница выписывает астру? (Нет.)
Вы правы, Н. А. Криван стремится передать нам своё впечатление от всех цветов, от всего букета.
Я снова прошу вашей помощи. В творческом домашнем задании вам нужно было подобрать стихотворные строчки об этих цветах .
- Обратите внимание, как описывают астру поэты? Что подмечают?
Орфографическая работа у доски:
Заполнение 3 колонки таблицы “ Впечатления.” (1 ученик.)
- И вновь звучит музыка Э.Артемьева “Цветы”.
Как вы думаете, помогла ли музыка нам лучше увидеть цветок астры?
(Умиротворение, буйство цвета, грусть уходящей осени.)
Пришло время вновь встретиться с художницей и услышать, что она скажет о своих астрах (фильм-интервью 2, 3 мин.)
(Лексическое значение этих слов.)
Послушайте, как интересно: с одной стороны исключительный цветок астры, а с другой – тоска.
астры – это последняя улыбка осени.
Я думаю , мы можем сказать тоже самое об астрах этой художницы.
5. Написание сочинения – миниатюры.
На основе собранных материалов создаём миниатюру об этих удивительных цветах. У каждого будут свои астры. Возможно, кто-то напишет несколько стихотворных
Название своей работе придумайте сами.
(Работать можно под музыку 5–7 мин.)
6. Чтение работ учащимися (5 мин.)
- лучшие сочинения
7. Подведение итогов:
Благодаря вашей помощи у нас получился очень плодотворный урок. А последние дни осени наполнились цветочной улыбкой астр.
Примечание