III. Самоопределение к деятельности
— Какое сейчас время года?
— Скажите, осень какая?
— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?
— Нравится ли вам золотая осень? Почему?
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи?
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
Осень.
Холодная, дождливая.
Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.
Ответы детей.
Ответы детей.
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).
— Прочитайте задание.
~ Что нам поможет написать сочинение об осени?
— Что такое репродукция?
Работа по картине «Золотая осень» — под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова.
- Ваши впечатления от представленных картин?
- Описывать нам предстоит картину И.
С. Остроухова. В чем ее своеобразие?
- Какие краски здесь преобладают?
4. Рассказ о художнике.
Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.
Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина).
С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.
В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.
Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины «Золотая осень» (1886-1887),» Первая зелень» (1887-1888), «Сиверко» (1890), «Ранняя весна» (1891″.
Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.
Работа по картине.
— Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?
— По высоте, какие это деревья?
— Какого цвета листья?
— Какие ещё цвета выделяются на деревьях?
— У какого дерева оранжевые листья?
— Как склонились ветки?
— Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой
поднимаются побеги, которые начинают желтеть.
— Что такое побеги?
— Ребята, что мы видим слева?
— Что мы видим за тропинкой?
— Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни.
5. Собирание рабочих материалов.
— Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.
Что изображено |
Рабочие материалы |
Осень |
Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная |
Лес |
Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем |
Старые клены |
Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад |
Молодые клены |
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле |
Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор |
Тропинка |
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями |
Сороки |
Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой |
Сплетенные деревья |
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо |
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:
1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…
2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…
3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?
— Объясните значение слова причудливые.
— Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, выслушайте его замечания.
— Запишите рассказ.
— Кто хочет прочитать свое сочинение?
Репродукция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника.
Необычные, чудные
Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку.
Ответы детей
Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы
Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя.
Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указывает на речевые ошибки и помогает их исправить.
выполнять действия по намеченному плану
работать с информацией, представленной в разных формах
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно)
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Работать самостоятельно