Технологическая карта. Развитие речи. Обучающее по картине 2 класс «Школа России»

III. Самоопределение к деятельности

— Какое сейчас время года?

— Скажите, осень какая?

— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?

— Нравится ли вам золотая осень? Почему?

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

— Что вы представили, когда слушали стихи?

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

Осень.

Холодная, дождливая.

Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.

Ответы детей.

Ответы детей.

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).

— Прочитайте задание.

~ Что нам поможет написать сочинение об осени?

— Что такое репродукция?

Работа по картине «Золотая осень» — под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова.

  • Ваши впечатления от представленных картин?
  • Описывать нам предстоит картину И.

С. Остроухова. В чем ее своеобразие?

  • Какие краски здесь преобладают?

4. Рассказ о художнике.

Технологическая карта. Развитие речи. Обучающее по картине 2 класс

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.

Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина).

С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.

В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.

Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины «Золотая осень» (1886-1887),» Первая зелень» (1887-1888), «Сиверко» (1890), «Ранняя весна» (1891″.

Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.

Работа по картине.

— Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?

— По высоте, какие это деревья?

— Какого цвета листья?

— Какие ещё цвета выделяются на деревьях?

— У какого дерева оранжевые листья?

— Как склонились ветки?

— Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой

поднимаются побеги, которые начинают желтеть.

— Что такое побеги?

— Ребята, что мы видим слева?

— Что мы видим за тропинкой?

— Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни.

5. Собирание рабочих материалов.

— Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Осень

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,

праздничная

Лес

Сказочный, необычный, похож на сказку,

таинственный, загадочный, терем

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,

золотой водопад

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев,

неповторимый узор

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана

опавшими листьями

Сороки

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие

вертихвостки с черной головой

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты

светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и

уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна

сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи

пробиваются до самой травы

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:

1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…

2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…

3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?

— Объясните значение слова причудливые.

— Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, вы­слушайте его замечания.

— Запишите рассказ.

— Кто хочет прочитать свое сочинение?

Репродук­ция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника.

Необычные, чудные

Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку.

Ответы детей

Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы

Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя.

Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указы­вает на речевые ошибки и помогает их исправить.

выполнять действия по намеченному плану

работать с информацией, представленной в разных формах

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно)

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Работать самостоятельно