Методика работы над м (2)

Сочинение – это один из видов работ по развитию речи учащегося,

предполагающих самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого требует от него тема сочинения, материал.

Сочинение – творческая работа. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил.

Готовясь к сочинению, школьники учатся:

  • понимать заданную тему или находить свою собственную, определять

её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех

этапах подготовки и оформления сочинения;

  • подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё

отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения

собственную позицию;

  • накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное –

то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать,

передавать свои знания, чувства, намерения;

  • располагать материал в нужной последовательности, составлять план и

придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае

необходимости изменять последовательность;

  • отбирать нужные слова и другие средства языка, строить

синтаксические конструкции и связной текст;

красную строку, поля и другие требования;

  • обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, исправлять свои

ошибки, совершенствовать написанное.

В работе по развитию речи учащихся особое внимание уделяю написанию сочинений. При обучении написанию сочинений использую

Санкт-Петербургскую методику по развитию речи.

Главная задача сочинения

Чтобы дети умели писать сочинения, надо их научить:

  1. Накапливать материал: наблюдать, делать выводы из своего опыта.

    2 стр., 524 слов

    Класс. по личному опыту и материалу текста. (Какие книги и как вы читаете)

    ... и с какой целью. 3. Какие примеры выбора разного способа чтения названы автором данного текста? Ответ: 1-й пример: инженер читает ... слишком важное для тебя дело – это чтение. Нельзя заниматься таким чтением на ходу, кое-как, наспех. Для этого ... для работы – с карандашом в руках, отрывается, обращаясь к справочникам и специальным жур­налам; 2-й пример: чтение ...

  2. Отбирать нужные слова, словосочетания, предложения.

  3. Располагать материал в нужной последовательности. Составлять план и писать по плану.

  4. Орфографически правильно записывать текст.

Уроки по развитию речи провожу один раз в неделю. В первом классе –

уроки-рассказывания. Во втором классе отрабатываю написание изложений.

И уже в третьем классе большое внимание уделяю написанию сочинений.

что произошло?

В описании описываются предметы, люди, животные, природа и т. п. Его можно распознать по вопросу какой? И представить лишь одной картинкой. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимосвязь.

почему? зачем?

Работа над сочинением проводится поэтапно.

Этапы работы над сочинением.

1. Сообщение темы, типа речи

Тема сочинения сообщается за одну или две недели до написания сочинения. Далее идёт накопление материала. В тетрадь-копилку записывают красивые фразы и предложения, подбирают эпиграф и т. д.

2. Создание первого варианта сочинения.

Т. е. этот вариант сочинения нуждается в корректировании. Урок корректирования проводится через неделю после написания первого варианта.

3. Проверка учителем и рецензирование без выставления оценки.

Учитель проверяет сочинение и делает пометки:

Z абзац красная строка

Z абзац не нужен

ПО неоправданный повтор

вода убрать слово

неправильное употребление слова

или предложения

пропуск слова

1, 2, 3…изменить порядок слов в

предложении

поменять местами слова

поменять местами слова

переставить абзац

— ошибка в слове (Подчёркиваю ошибку на

изученную орфограмму. Если

орфограмма не изучена, ошибку просто

исправляю.)

4. Урок редактирования

Проводится через неделю после создания первого варианта. Зачитываются лучшие сочинения и проводится структурный анализ. Обобщённо говорится об ошибках.

5. Ученики выполняют второй вариант (окончательный)

6. Проверка учителем сочинений и выставление оценок.

Школьники любят писать сочинения, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность и за то, что не бывает плохих оценок.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого написания. Очень важно, чтобы школьники имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Первый этап может выйти за рамки урока. Так накопление материала для сочинения осуществляется иногда за долго до письма.

На уроках предшествующих сочинению, подготавливается для него лексика, м. б., составлены фрагменты текста. Иногда заблаговременно составляется план.

Следовательно, урок, на котором пишется сочинение в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итогов работы, проведённой ранее.

Урок по развитию речи (3 кл.)

Тема : Сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям (второй урок)

Цель деятельности учителя:

  1. Учить создавать текст по заданному типу речи.

  2. Учить правильно строить простые предложения различных типов.

  3. Развивать умение отбирать слова и употреблять их в речи.

  4. Расширять словарный запас детей.

  5. Развивать наблюдательность, учить видеть вокруг себя красивое.

Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты., Личностные, Метапредметные: регулятивные, Предметные:

Ход урока:

  1. Определение темы, постановка учебной задачи.

— Сегодня мы пишем сочинение «Красавица весна» (Название сочинения написано на доске) Целую неделю вы самостоятельно готовились к сочинению. Записывали в тетрадь- копилку красивые предложения о весне. Подбирали отрывки из стихотворений. На этом уроке подведём итоги нашей работы и будем писать сочинение.

2. Вводная беседа.

  • Какое сейчас время года?
  • Назовите признаки весны (стало теплее, растаял снег, небо голубое,

солнце яркое, прилетают перелётные птицы, скоро зазеленеет травка,

распустятся листья на деревьях).

  • Какие чувства вызывает весна? (Радость, удивление, надежду на

лучшее, душа поёт, сердце радуется, хочется жить…)

  • Почему весной такие чувства?

3. Структурный анализ.

— Сформулируйте тему нашего сочинения

— Тема: Весна дарит новую жизнь природе.

— Что мы должны показать в своих сочинениях? Сформулируйте идею.

Идея: Прекрасная и удивительная пора.

Тип речи: описание.

План:

  1. Весна пришла.

  2. Признаки весны (описание)

  3. Чувства (твоё отношение к весне).

Эпиграф: (на доске)

Уж теплее солнце греет

Стали краше небеса…

Скоро всё зазеленеет –

Степи, рощи и леса.

Тему учитель заранее записывает на доске. Она закрыта. Заслушиваются все варианты ответов учеников.

Затем тема открывается и прочитывается вслух.

После ответов учеников учитель открывает идеи на доске. Читают.

Т. К. можно нарисовать одну картинку, можно поставить вопрос «какая»?

Коллективно составляется план сочинения. После коллективного обсуждения план открывается на доске.

  1. Чтение и обсуждение домашних заготовок.

    — Вы самостоятельно готовили вступление и заключение. В первой части сообщается о предмете описания: «Весна пришла»

    — У кого более удачно получилась первая часть? Почему она вам понравилась больше?

    — В заключительной части вы должны были написать своё отношение к весне Выразить чувства.

    — У кого третья часть больше? Почему?

    Зачитываются эпиграфы.

    Ученики читают свои работы,

    остальные слушают, сравнивают,

    делают выводы и записывают понравившиеся выражения.

  2. Подготовка к письму основной части.

  • Сейчас будем работать над основной частью. В ней мы должны показать удивительную красоту весны. Будем описывать весеннее солнце, небо, облака, воздух, ветер, деревья, птиц весной, людей.
  • Составим красивые предложения о весне. Можно использовать те предложения, которые вы приготовили дома.

На доске даны готовые слова, словососетания и предложения.

Весна: утро года, прекрасная, удивительная, множество звуков.

Небо: высокое, нежно-голубое, ярко-голубое, лёгкие белые облака, как

льдинки в весеннем разливе.

Солнце: играет своими лучами, светит ярко, лучи купаются в лужах,

лучи отражаются в лужах, яркое, радостное.

Воздух: весенний, влажный, тёплый, запах влажной земли.

Ветер: ласковый, весенний, ласковый ветерок.

Земля: чёрная, влажная, лёгкий пар струится. Земля водой умоится и

зашумят ручьи.

Деревья: набухли почки, нежные клейкие листочки, вспыхнут изумрудом

первых листочков. Скоро нарядит весна деревья в зелёные

сарафаны.

Птицы: шумные грачи, скачут воробьишки, обновляют свои гнёзда,

с радостным чириканьем, вестники весны, начинают строить

гнёзда.

Люди: всюду слышны голоса, весна на улицу позвала.

6. Письмо сочинений.

7. Самопроверка.

Работая в такой системе, к концу третьей четверти видны положительные результаты работы. Остаётся всего несколько тетрадей

с сочинениями, требующими редактирования. Как правило, это дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи учителя. Уменьшается количество орфографических ошибок. Дети внимательнее относятся к слову. Почти не встречается ошибок по построению предложений.