Память в работе процедурной медсестры

Представить себе эмоциональную жизнь пациента может медсестра, обладающая развитой способностью к переживанию и сопереживанию, т.е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии — понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я — с вами»),

«Оценка эмпатии оказалась тесно связанной с такими характеристиками хорошего врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, опытность, сила, искренность и др.» Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т.е. от эмпатической связи с медицинским работником.

2. Мышление. Воображение.

Профессиональный опыт процедурной медсестры связан с необходимостью овладения знаниями на уровне оперативной памяти. Другими словами, то, что надо знать процедурной медсестре, надо знать точно, не сходя с места, сейчас и в любой требуемый момент. Далее можно говорить об уровне и структуре сформированности профессионального мышления как части опыта. Чем выше уровень такого мышления, тем лучше. Речь идет о способности понимать, аналитически и эффективно (быстро и точно) рассуждать, уметь принимать рациональные решения, опирающиеся на знания, имеющие наибольшую вероятность лечебного успеха. Обычная же лечебная практика полна готовыми схемами лечения, к которым довольно легко и незаметно редуцируется ленивое и ограниченное мышление.

3. Эмоциональные процессы.

Ответственный характер деятельности процедурной медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях .

В соответствии с целями и задачами контрольной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности процедурных сестёр, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

4 стр., 1620 слов

Эмоциональная культура аудитории

... способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим. В данной работе мы рассмотрим эмоциональную культуру аудитории. Раскрытие понятия эмоциональной культуры, ее компоненты Эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми ...

4. Механизмы психологической защиты.

Под синдромом эмоционального выгорания в контрольной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность процедурной медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность процедурной медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

5. Психология общения. Психология групп.

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они демонстрируют поведение, направленное на его корректировку. Работники ожидают вознаграждения пропорционально тем усилиям, которые затрачивают. Если две медсестры претендуют на должность главной медсестры клиники, очевидно, что более опытная и квалифицированная имеет больше оснований на это повышение. И если так и произойдет, и группа, и другая претендентка на должность воспримут это как статусное равновесие. В случае же, если предпочтение будет отдано менее достойному кандидату, основываясь на каком-либо внегрупповом критерии (например, чьей-то протекции), такая ситуация приведет к статусному дисбалансу в группе и неизбежно скажется на ее эффективности.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, нередко возникают конфликтные ситуации. Эго происходит, например, когда индивиды перемещаются в группы с другими статусными критериями или же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

24 стр., 11540 слов

Педагогическая интуиция и импровизация в педагогической деятельности

... база исследования как самого явления педагогической импровизации, так и ее влияние на процесс формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности [35, 3]. В настоящее ... пять вариантов педагогической импровизации на уроке в зависимости от ее источника: 1.импровизация, вызванная косвенно. Важную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость; 2.импровизация ...

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера­тивную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Помимо этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Проблема развития памяти является очень важной для человека. Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу.

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР НА ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гипотеза исследования: личностные особенности медицинских сестёр могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания памяти в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1.Провести аналитический обзор литературы.

2.Разработать программу исследования.

3.Провести исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

4.Провести обработку и анализ результатов исследования.

Предмет исследования: личностные особенности медицинских сестер обусловливающие формирование синдрома эмоционального выгорания у них в процессе выполнения профессиональной деятельности.

3 стр., 1138 слов

Комплексный экономический исследование хозяйственной деятельности

... - разработка стратегии развития банка и банковских продуктов. Введение ФСА в бизнесе потребовало применение прикладных исследований, особенно на этапе проведения творческого этапа при решении задач, выявленных при анализе бизнес - систем. ...

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.

Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования

Исследование на базе МУЗГКБ-2. В исследование принимали участие медицинские сёстры процедурных отделений МУЗГКБ-2 в количестве 45 человек. Их социально-демографические характеристики представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики испытуемых

Социально-демографические

характеристики

Сформировавшееся

эмоциональное

выгорание памяти

Формирующееся

эмоциональное

выгорание памяти

Отсутствие эмоционального

Выгорания памяти

Количество

человек

В

%

Количество

человек

В %

Количество

человек

В %

Воз-раст

от 22 до 30 лет

9

60

9

60

8

53

от 30 до 37 лет

6

40

6

40

7

47

Стаж

работы

от 1 до 3 лет

3

20

3

20

6

40

от 3 до 10 лет

9

60

8

53

6

40

от 10 лет и более

3

20

4

27

3

20

Должность

Постовая медсестра

10

67

8

53

5

33

Перевязочная

медсестра

3

20

4

27

4

27

Операционная

медсестра

2

13

3

20

6

40

Образование

Среднее

специальное

14

93

13

87

12

80

Неоконченное

высшее

1

7

2

13

3

20

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.

На втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания памяти и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.

На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние испытуемых.

На четвёртом этапе исследования были выявлены личностные черты испытуемых.

На пятом этапе исследования был определён доминирующий тип темперамента испытуемых.

В исследовании использовались следующие методы:

1.Анкетирование – с его помощью была получена социально-демографическая информация об испытуемых.

2.Методика «Диагностика эмоционального выгорания памяти» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания памяти, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) [41,395].

18 стр., 8613 слов

Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной ...

... музыкальном уголке. Методы исследования 1. Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально обогащенной среды 1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ... Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. [11; 77] Г.А. Урунтаева считает, что музыка переносит нас из ...

3.Методика цветовых выборов М. Люшера – с её помощью диагностировалось психоэмоциональное состояние испытуемых [32,216].

4.16PF – опросник Р. Б. Кеттелла (предназначенный для людей от 16 лет и старше) – с его помощью определялись такие личностные факторы как общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость, конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску, стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень самоконтроля, социальная напряжённость.

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: экстраверсия – интроверсия (Q1), тревожность (Q2), уравновешенность (Q3), независимость (Q4) [20, 17].

5.Методика «Оценка темперамента» А. Белова – с её помощью определялся доминирующий тип темперамента испытуемых [41,44].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания памяти к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Эмоциональное выгорание памяти представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность процедурной медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

Последствия эмоционального выгорания памяти могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14,447].

В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/znachenie-pamyati-i-vnimaniya-dlya-meditsinskogo-rabotnika/

1. Берлов В.В. Психологический словарь. – Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. – 288 с.

2 стр., 920 слов

Методологическая культура как основа научно-исследовательской ...

... о логике и структуре познавательной деятельности) [7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21]. Развитость методологической рефлексии в начале исследовательского пути способна уберечь начинающего исследователя от эмоционального выгорания, возникающего, ...

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин – М., изд. центр «Академия», 1999. – 320 с.

3. Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. – М., изд-во «ПИОР», 2000. – 400 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. – М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – 688 с.

5. Общая психология. Учебное пособие для пед.институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского – М., изд-во «Просвещение», 1970. – 432 с.