Сочинение на тему пушкин лицеист любимое послание поэта
Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание. Послание – это очень древний жанр; еще в творчестве таких античных поэтов, как Гораций и Овидий мы встречаем подобные произведения. В России XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, послания были популярны в среде поэтов-сентименталистов и романтиков – Жуковского, Батюшкова, Ломоносова, а также в творчестве Фонвизина и Сумарокова. Далеко не последнее место занимали послания у Пушкина. Адресаты его произведения весьма разнообразны, но условно их можно подразделить на обозначенных и подразумеваемых. Например, ода “Вольность 2 – это риторическое обращение к царям, т.е. адресат условен. В стихотворении “К Чаадаеву” можно выделить сразу несколько: собственно, Чаадаев (что и обозначено в названии), а также вообще все, кто придерживается схожего мнения по поводу крепостного права.
Адресатов может быть и несколько, но, несмотря на их огромное разнообразие (от древнего императора до чернильницы), в творчестве Пушкина преобладают дружеские и любовные. Сочинять дружеские послания Пушкин начал еще в Лицее. Друзья, которые появились у него в его стенах, были рядом с ним всю его жизнь. Уже в 1817 г. в стихотворении “В альбом Пущину” мы можем услышать известную пушкинскую тему о “священном союзе” друзей: …но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен. Пред грозными временем, пред грозными судьбами, О, милый, вечен он! Этот же мотив слышится в стихотворении “19 октября”, написанном в период ссылки в Михайловское. Оно написано как воспоминания об учебе, о друзьях и проказах, поэт сожалеет, что не может попасть на годовщину открытия Лицея, но не падает духом. “Куда бы… ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело”, они останутся близки друг другу; воспоминания о тех днях развевают ссылочную тоску поэта: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… К дружеской лирике стоит отнести и послания Пушкина к декабристам, среди которых, как известно, у поэта было много друзей. Для него дружба – это еще и взаимопомощь, поддержка. И поэтому он считает своим долго отправить находящимся в ссылке декабристам послание “Во глубине сибирских руд…”, оно выражало уверенность в том, что их выступление 14 декабря не было напрасным и что освобождение близится: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.
А.С. Пушкин – великий поэт России
... стихотворения, сказки, отрывки из поэм, повестей, пьес, отобрав из огромного пушкинского наследия то, что доступно и важно для детей среднего возраста. Творчество величайшего русского национального поэта А. С. Пушкина ... совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность. Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей современности; оно раскрывается в ...
Вместе с этим стихотворением в Сибирь на каторгу было переслано также послание “И.И. Пущину”, где поэт пытается воспоминаниями о “лицейских ясных днях” поднять дух томящегося там друга. Разительно отличается от посланий декабристам произведения, имеющие ярко выраженный романтический характер. В стихотворении “Гречанка” поэт рисует портрет Байрона – излюбленного героя романтиков. Своеобразно и стихотворение “К морю” – оно написано еще в стиле романтизма, но заключает в себе тонкую идею прощания с морем – типично романтическим символом. То есть, с этого стихотворения начинается период в творчестве поэта, который можно назвать реалистическим. Послания Пушкина претерпевали изменения на протяжении его жизни. Если в ранней лирике можно было довольно уверенно увидеть того, кому адресовано произведение, то в 2030-х гг. стихотворения теряют конкретного адресата. Он абстрактен, представляет собой некое обобщение, и произведения приобретают философскую окраску. Так, в стихотворении “Поэту” Пушкин обращается к поэтам вообще, здесь мы видим его отношение к поэту и поэзии в целом. Как уже говорилось, второй тип посланий Пушкина – это его любовная лирика. Эти послания играют очень важную роль в творчестве поэта, поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами. И они претерпели ту же эволюцию, что и дружеская лирика. В раннем творчестве можно увидеть множество стихотворений, обращенных к конкретному лицу (например, “Ек.Ушаковой”, “Кн. З.Н.Волконской”), и здесь выражается обычно восхищение мимолетным увлечением, эти послания по большей части адресованы к просто знакомым симпатичным автору женщинам. В зрелой лирике женский образ подвержен более глубокой оценке, прочувствован. Женщина для поэта – богиня, мадонна, “чистейшей прелести чистейший образец”. Она почти святая, чуть ли не божество (как заклинание твердит поэт: “Душа моя полна тобою, тобой, одной тобой…”).
Она – “гений чистой красоты” (“Я вас любил”).
Поэт предается философским размышлениям на тему любви, рассуждая на основании своего опыта: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! В заключении стоит сказать о стихотворении, которое не относится ни к дружеским, ни к любовным посланиям. “Я памятник себе воздвиг…” – звучит как подведение итога всей жизни и творчества поэта. Здесь тоже присутствуют элементы послания, автор обращается к музе, говоря об истинных ценностях поэтического искусства. Жанр послания является одним из центральных в творчестве Пушкина, что можно понять из того, что их тематика (дружба, любовь, поэзия) – это то, что являлось для поэта высшими человеческими ценностями.
А. С. Пушкин и «Поэзия мысли»
... в пушкинской дидактике оказывается по-настоящему серьезной и глубокой: речь идет не о "мудрости Пушкина", ... дидактической поэзии означала бы не что иное, как измену поэзии самой себе. Теоретики классицизма ... но о диалектическом развитии конкретных интересных и часто парадоксальных идей. Глубина исторической мысли "Вельможи" отмечалась Д. Д. Благим и Г. А. Гуковским; в послании "К Овидию" поэт ...
Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»
Поэт в России — больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет.Е. А. Евтушенко.
Каждому поэту свойственны размышления о назначении своего творчества. Художник слова, по-видимому, так или иначе осознает себя причастным к происходящему. А. С. Пушкину присуща необъятная сила творческого воображения и дарования, позволившая ему ощутить свое бытие во времени историческом и пространство Вселенной. Но ощущение себя личностью такого масштаба напрямую связано с нравственными принципами этой личности.
Пушкин утвердил в русской литературе великую миссию поэта-пророка, провозвестника правды и справедливости. Его поэзия, словно сказочный талисман, спасала от бед, но для поэта талисманом являлась сама поэзия, в ней он обретал душевные силы, видел в ней жизненную силу:
Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой.
В стихотворении «Андрей Шенье» сомнения поэта в правильности избранного пути опровергаются страстной убежденностью:
Гордись и радуйся, поэт: Ты не поник главой послушной Перед позором наших лет..
Здесь звучит любимая пушкинская идея — смысл жизни в поэзии, восславившей свободу. Именно так определил поэт цель своего творчества.
«К другу стихотворцу»
(1814) Пушкин размышляет о тяжком труде поэта. Кредо художника сформулируется поэтом в дружеском послании
«К Чаадаеву»
(1818):
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Необходимо о
(1822), где Александр Сергеевич негодует, вспоминая о прошлом, и восклицает:
Ужели к тем годам мы снова обратимся, Когда никто не смел Отечество назвать И в рабстве ползали и люди и печать?
Через два года в
«Разговоре книгопродавца с поэтом»
(1824) на вопрос, что изберет поэт,
«оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду»
, Пушкин ответит утвердительно — поэт выбирает свободу.
«гражданином и поэтом»
, А. С. Пушкин стремился сохранить традиции декабристов. Нетрудно заметить, что поэт использует устойчивые слова-сигналы, которые соединялись в сознании читателей с определенным кругом явлений и идей. Устойчивыми в этой системе были метафоры, связанные с такими понятиями, как «мятеж», «восстание». Сюда можно отнести сигналы-символы, основанные на образах бури, града, молнии, грома, моря, отважных пловцов. Образ тучи воспринимался как сигнал катастрофы, гонений, бед.
В произведениях тех лет воплощается идеал свободного, независимого поэта-гражданина, мужественного и смелого обличителя зла, пророчески возвещающего истину.
Новой в пушкинской лирике стала символика, основанная на переосмыслении библейских образов и мотивов. Раньше, в поэзии двадцатых годов, библейская символика использовалась с оттенком иронии, носила характер пародийный, фривольный. После разгрома восстания декабристов Пушкин использует библейские образы, истолковывая их по-новому, в духе высокой гражданской поэзии.
Перечитаем стихотворения «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
Мой любимый писатель поэт пушкин
... — таки, отдают больше предпочтения сказкам. Мое сочинение о творчестве Александра Сергеевича – моего любимого поэта И что вы думаете, дорогие мои читатели?! сочинения Любовь – неизменный спутник поэзии Пушкина. Любовная лирика является неотъемлемой частью его ...
— Каждое из них имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта, враждебного низким интересам, погоне за «минутной славой». Перед нами человек гонимый, одинокий среди враждебной среды, окруженный ненавистью, подвергающийся преследованию, травле, но остающийся твердым и непоколебимым.
«Пророк».
Звучит оно как декларация верности гражданскому призванию поэта. Пушкинский пророк говорит библейским языком, создавая атмосферу высокой торжественности. Преображение пророка совершается последовательно. Пушкинский пророк, как и в Библии, — провидец и прорицатель. Как и в Библии, он обличитель общественного зла, носитель и защитник правды, он сочетает пафос гражданской непримиримости с сознанием высокого поэтического долга. Полон муки и боли процесс превращения томящегося духовной жаждой человека в пророка. Пушкин передал нарастающий драматизм этого процесса. Прикосновение шестикрылого серафима дало человеку вещее, орлиное зрение и слух, способный воспринимать все шумы и звоны земли и неба. В «отверстую» грудь его был вложен «пылающий» уголь. «Как труп» лежал в пустыне новообращенный пророк, к которому «воззвал» голос Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей
Так совершилось превращение человека в пророка-поэта, способного воплощать в своем творчестве высокие цели, быть глашатаем правды, поборником справедливости. Но какого духовного и физического напряжения потребовало оно!
Путь поэта-пророка ответствен, опасен, суров и труден, но ему предназначена великая миссия, он полон веры. Лаконично и образно описан сам процесс рождения нового слова, показан этот миг преобразования, когда поэт получает новое оружие — слово.
В стихотворении «Поэт»
продолжается развитие того же мотива «божественного глагола». Художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, он очищается от забот «суетного» света в священном служении своему высокому делу. Произведение «Поэт и толпа» рисует трагедию, повторяющуюся в разные эпохи. Толпа чувствует, что поэзия тревожит ее, но «какая польза нам от ней?». Толпа считает, что ее право учить поэта:
Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.
Но поэт не желает договариваться с чернью. Примечательно, что Пушкин не весь народ называет чернью, разделяя понятия «народ» и «толпа». Сонет
«Поэту»
- о подвиге, мужестве перед лицом толпы, которая «бранит» поэта, «плюет на алтарь», где горит священный огонь поэзии. Самое тяжелое для художника — понимание его творчества. В стихотворении
«Эхо»
(1831) эта тема находит свое отражение: