Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой. Творчество Анны Ахматовой – кратко

Лирической героиней стихотворения «Анне Ахматовой» является сам автор. Характерной чертой героини ранней лирики Цветаевой является неустанное объяснение в любви всему миру, жизни.

Образ Анны Ахматовой в данном произведении несколько идеализирован. Марина Ивановна описала свою современницу безупречной, без единой помехи. Скорее всего, она опиралась на, к тому времени, уже имеющиеся портреты Ахматовой, переводя их на поэтический язык.

Читая первые строки, описывающие внешность адресата, в нашем сознании появляется царственный облик Анны Андреевны.

«Вас передашь одной Ломаной черной линией.»

«Чёрная линия» — это личное, цветаевское, виденье Ахматовой, такой же лаконичной, спокойной, достаточно чёткой. Чёрным цветом Цветаева передаёт некую трагичность в образе адресата. «Ломаность» определяет характер Анны Андреевны, перепады настроения в её лирике.

«Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.»

Этими строками Цветаева говорит, что, любого из читателей поэзии Ахматовой, она (Ахматова) способна увлечь, что объясняется разносторонностью её личностных качеств: сила и ранимость, повелительность и беззащитность.

«Безоружный стих» читатель должен истолковать как стрелу Амура, которая попадает точно в сердце и вызывает светлое чувство – любовь. В пятом четверостишие автор, можно сказать, приводит доказательство этого. Она сама (Цветаева), прочитав ахматовские строки, прониклась любовью к Анне Андреевне.

Композиция

Стихотворение «Анне Ахматовой» состоит из 5 строф. Композиционно его можно поделить на 4 части.

Первые две строфы – это описание адресата, её характеристика как внешняя («Узкий, нерусский стан — Над фолиантами.»), так и внутренняя («Холод — в весельи, зной — В Вашем унынии.»).

Третья строфа посвящена рассуждению автора о жизни Анны Андреевны:

«Вся Ваша жизнь — озноб, И завершится — чем она?»

Четвёртое четверостишье – это описание творчества Ахматовой, его характеристика:

«Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.»

Пятая строфа – это обращение к Анне Ахматовой, признание в любви.

Стилистически построение данного стихотворения Цветаевой похоже на Ахматовское, то есть присутствует иллюстрация быта, чёткое описание некоторых деталей, а также немного торжественная концовка и уточнение времени происходящего.

9 стр., 4451 слов

Ахматова, Анна Андреевна

... Первое довольно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л., 1976. Под редакцией академика ... напряжёнными. 1958 — вышел сборник «Стихотворения» 1962 — Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе. 1964 — в Италии ... поэзии, как в СССР, так и в эмиграции. 1. Биография Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного ...

История создания

Стихотворение «Анне Ахматовой» написано 11 февраля 1915 года. Но первое знакомство Цветаевой с творчеством её современницы произошло на три года раньше.

Данное произведение можно назвать неким прологом, исходной точкой, которая послужила началом целого цикла стихов «Ахматовой», вышедших полтора года спустя. Поездка Марины Ивановны в Петербург поспособствовала возникновению стихотворения и всего цикла. Долгожданной встречи двух поэтов-женщин не произошло, но, по словам самой Цветаевой, она выступала с чтением своих стихов так, будто в комнате присутствовала только Ахматова. По сути, они были соперницами, но каждая из них признавала талант оппонентки, при этом не отрицая и своей мощи. Однако Цветаева всегда была более восторженна и говорила об Ахматовой с нескрываемым обожанием, тогда как Анна была холодна к Марине и скептически относилась и к ее раннему творчеству, и к ее славе. Их встреча произошла лишь однажды. Публицист Лидия Чуковская, также лично знакомая с Ахматовой, вспоминала:

«О самой встрече Ахматова сказала только: «Она приехала и сидела семь часов». Так говорят о незваном и неинтересном госте».

Они были абсолютно противоположны друг другу как по характеру, так и в творчестве. По набору природных качеств Анна Андреевна – это тихая вода, тогда как Марина Ивановна – это пылающий огонь. Как ни странно, но фавориты среди поэтов у них были общие: Пушкин, Блок, Мандельштам, Пастернак. Одной из главных тем в творчестве обоих поэтов была тема любви, которую они видели абсолютно по-разному. Также их общей характеристикой является то, что обе они, в полной мере, раскрыли дух того времени, той эпохи, на поколение которой выпала тяжёлая ноша революций и войн.

Темы, проблемы, настроение

Явления, события, предмет, на которые автор хочет обратить внимание читателя, которые он описывает в своём произведении и является главной темой произведения «Анне Ахматовой». В данном случае таким «событием» является Анна Андреевна Ахматова, её талант, её творчество.

Этой теме посвящено ни одно стихотворение, а целый цикл, что может являться неопровержимым доказательством того, что поэт Ахматова для поэта Цветаевой значила очень многое.

В творчестве Марины Цветаевой очень много стихотворений-посвящений, что является ещё одной особенностью автора. В таких стихотворениях она описывала своё, сугубо личное восприятие современников, она пыталась показать читателям то, что видит в них она, и что, возможно, недосмотрел, недочувствовал читатель.

Настроение стихотворения «Анне Ахматовой» привычными эпитетами описать сложно. Правильнее будет сказать, что стихотворение имеет свою атмосферу. Едва уловимая, завораживающая, туманная атмосфера с вкраплениями царственности и величественности. Такой и была Анна Ахматова для Цветаевой, такой она нам её и представила.

referat5vip.ru

Тема стихотворения.

Более новые статьи:

  • Анализ стихотворения Ахматовой «Ты выдумал меня» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сад» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» — .
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет» — .

Основная идея

Анна Ахматова в данном стихотворении получилась совершенная. Ведь для Цветаевой она была кумиром, Марина Ивановна так и воспринимала Ахматову, не замечая других черт характера. Смысл стихотворения «Анне Ахматовой» заключается в передаче личных и сокровенных впечатлений о поэтессе, которая много значила для автора.

16 стр., 7524 слов

Сравнение творчества ахматовой и цветаевой

... «рас» в этом стихотворении имеет особое значение. Именно умелое использование ее помогает поэтессе передать чувство разлуки, разъединенности. Ахматова и Цветаева — самобытные поэтессы и очень разные, ... созвучностью с ее именем Анна. И Ахматова, и Цветаева немало обогатили русскую поэзию. Ахматова продолжала и развивала традиции русской психологической прозы, являясь в этом смысле прямым наследником ...

Главная мысль стихотворения «Анне Ахматовой» — желание показать читателю Ахматову, как она есть, как её чувствует Цветаева, показать внутреннего гения Анны Андреевны.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Анне Ахматовой» – послание. Это жанр, который помогает автору выразить свои чувства, отношения к адресату, высказать мнение по поводу определённого исторического события.

Марина Цветаева не принадлежала ни к одному из литературных течений того времени, она не была членом политических партий, но она имела свою, особенную, чёткую гражданскую позицию, которая не противоречила её нравственным ценностям. Особенностью её произведений можно назвать невероятную распахнутость, откровенность, искренность. Её стихи и просты, и сложны одновременно.

«Она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту» (Илья Эренбург)

Размер стихотворения «Анне Ахматовой» — двустопный дактиль, рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с рифмой дактилической.

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Творчество»

Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А.Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение. На мой взгляд, это стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о самом начале создания нового поэтического произведения. Поэт ещё не знает, что выйдет из-под его пера:

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

А в конце стихотворения мы видим, как поэт находит слова и рифму, чтобы выразить свои мысли. Вдохновение пришло к писателю, и из-под его руки уже выходит законченное произведение:

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,-

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

2 стр., 615 слов

Мой взгляд на творчество Джека Лондона

... не способна на ложь и предательство. Другое направление в творчестве Джека Лондона — социальный роман и, в частности, роман «Мартин ... таки, как мне кажется, в представлении большинства читателей Джек Лондон навсегда останется неутомимым романтиком, повествующим о торжестве человеческого ... сил природы. Это, на мой взгляд, вовсе не свидетельствует о том, что Джек Лондон — крайний индивидуалист. Просто в ...

Можно заметить, что лексика на протяжении всего стихотворения меняется. В первой половине произведения Цветаева словами старается всячески подчеркнуть шум, суету окружающего мира: «бой часов», «раскат стихающего грома», «и жалобы и стоны», «бездна шёпотов и звонов». Однако во второй половине стихотворения всё стихает, поэтому и лексика разительно меняется. Теперь становится «непоправимо тихо», тихо до такой степени, что даже слышно, как «в лесу растёт трава», как «по земле идёт с котомкой лихо». Всё это далеко не случайно. Таким способом поэтесса как бы делит своё стихотворение на две части, в которых противопоставляет друг другу два абсолютно разных «образных мира». Первый мир – это мир обычный, реальный, который окружает поэтессу, а второй – это внутренний мир Ахматовой, её духовное состояние в момент творчества. В этом случае, на мой взгляд, роль композиционного рубежа выполняет строчка: «Встаёт один всё победивший звук», – то есть к поэту приходит основная мысль, вокруг которой он будет строить своё стихотворение.

Однако это произведение А.Ахматовой можно рассмотреть и с другой позиции. Мне кажется, что здесь также прослеживается связь с такими пушкинскими стихотворениями, как «Пророк», «Эхо», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…» и «Осень». В таком случае стихотворение Ахматовой делится на две другие части, на два других «образных мира». Первая часть заканчивается строчкой «Как по земле идёт с котомкой лихо…». Здесь поэтесса рисует окружающий её мир звуков: это «бой часов», «раскат стихающего грома», различные голоса, «жалобы и стоны», «шёпоты и звоны», поэт даже слышит, «как в лесу растёт трава» (это явный намёк на строки Пушкина из его стихотворения «Пророк»: «И внял я неба содроганье,/ И горний ангелов полёт,/ И гад морских подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье»).

Вторая же часть рисует мир творчества, стихию слова. Здесь и лексика меняется, остаются только слова, имеющие непосредственное отношение к творческой работе поэта: это сами слова, «лёгкие рифмы» и строчки, которые «ложатся в белоснежную тетрадь».

В таком ракурсе и строчка «…Но в этой бездне шёпотов и звонов / Встаёт один всё победивший звук» принимает более глубокое значение. Здесь слышен намёк на строку Пушкина (также из стихотворения «Пророк») «И бога глас ко мне воззвал», то есть можно сказать, что и Ахматова, и Пушкин выражали одну и ту же мысль: поэт творит по воле Бога. Именно Бог даёт поэту вдохновение и водит его рукой по бумаге. В этом, на мой взгляд, и заключается художественная идея стихотворения А.Ахматовой.

Само стихотворение близко, на мой взгляд, символизму и романтизму. Символизму – так как все образы в стихотворении многозначны; нельзя точно сказать, что значили для Ахматовой «неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны», «какой-то тайный круг». А к романтизму это стихотворение можно отнести потому, что в нём воссоздаётся атмосфера чего-то чудесного, таинственного и фантастического. Ахматова специально выбирает эти литературные направления, потому что именно они позволяют ей наиболее глубоко выразить свои мысли и быть при этом понятой читателями.

У В.Брюсова есть одноимённое стихотворение. В нём, как и в ахматовском, описывается состояние поэта в момент поэтического вдохновения, в момент творчества. Однако нужно заметить, что у стихотворений есть довольно существенные различия. Хоть они и относятся к одной литературной эпохе, ахматовские стихи более понятны, на мой взгляд, для читателя. Она пишет всё достаточно ясно, не вдаваясь сильно в настоящий символизм. Брюсов же наоборот запечатлевает всё в символах (не зря его называли «отцом русского символизма»), не выражая свои мысли прямо, а лишь намекая на них и рассчитывая, что читатель сможет домыслить всё сам.

7 стр., 3332 слов

Анализ стихотворений Ахматовой

... окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе, скорее даже – отповеди, тем, кто пытался переманить её в свой ... под названием «Седьмая книга». В этом цикле нам о многом говорит стихотворение «Мужество». Ответом Ахматовой на ужасы Большого террора, стал «Реквием», создававшийся с 1935 по 1940 ...

И, конечно же, существуют стихотворения, родственные произведению А.Ахматовой «Творчество» по сюжету и тематике. На мой взгляд, к ним относятся стихотворения А.С.Пушкина – «Пророк», «Эхо», «Осень», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы…», Н.Гумилёва – «Творчество», А.Блока – цикл «Ямбы», С.Есенина – «Мы теперь уходим понемногу…» и В.Маяковского – «Во весь голос».

«Творчество» Анна Ахматова

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.