Урок русского языка в 4 классе
Сочинение по наблюдениям
«Осень – золотая волшебница»
Учитель нач. классов: Береза О.В.
Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница».
Цели:
- Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
- Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.
- Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.
- Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.
Оборудование урока:
- выставка рисунков,
- памятки для проверки сочинения,
- орфографические словари Д. Ушакова,
- вазы с веточками, цветами (стоят перед каждым учащимся на парте),
- стихи советских поэтов.
Предварительная подготовка к уроку:
- экскурсия в осенний лес;
- поездка в Болдино;
- беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа.
Ход урока.
I Вводная беседа.
- Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу? ( Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).
- О чем это говорит?
(Что скоро будет зима).
- А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?
(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).
Урок русского языка «Краски осени»с презентацией презентация ...
... Итог урока. Беседа. - Чему было посвящено наше сочинение? - ... осень называют золотой? - Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы? - Почему рассказ так назван? 3. Послушайте рассказ. Свет осени Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, ... описания удивительных картин осенней природы? - Какие чувства вызывает у вас приход осени? Почему? III. Сообщение темы и задач урока. ...
- Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!
- Какие?
(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).
II. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
- Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?
(Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в природе осенью)
- Почему важно было наблюдать?
(Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)
- А кроме наблюдений, где мы еще встречались с осенью?
(Ездили в Болдино, ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)
III. Чтение стихотворений (отрывки).
1. Ходит осень по дорожке,
Прочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где – то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросит
Под ногами коврик новый,
Желто – розовый – кленовый. (В. Авдиенко)
- О чем говорится в этом стихотворении?
(Что осень – унылая, но очаровательная пора)
2. Лес, точно терем расписной…
(до слов…Лес пахнет дубом и сосной…) И. Бунин
- Что вы представили себе, слушая это стихотворение?
(Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)
- А с чем сравнивает поэт лес?
- А что значит «терем расписной»?
IV. Лексическая подготовка.
- В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?
- За березой.
- Что вы можете сказать про березу?
(с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)
- За кленом.
(листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)
- За ивой наблюдали.
(листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)
Конспект русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка ...
... ребят.) Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Золотая осень»! 7. Домашнее задание – Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание ... неслышно ступая по чудному осеннему ковру! Ах, осень золотая! Люблю твои деньки. Когда несмело зажигаешь Ты разноцветные огни. Шуршат листочки под ногами. А в небе - песни ...
- Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?
(Они падают)
- А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?
(листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)
- Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.
- Ребята, а что вы можете сказать о земле?
(укрыта золотым ковром и т.д.)
- А про воздух, что вы можете сказать?
(он бодрящий, холодный и т.д.)
- А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?
(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)
Вывод: Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.
(картины художников) Левитан, Поленов.
Великолепную красоту мы с вами видели, когда ездили в Болдино. Вспомните нашу поездку.
Еще ребята, вы сами были художниками и писали свои картины. Посмотрите, какие они чудесные у вас получились!
(картины детей на доске).
V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.
- Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.
- Из скольких частей она будет состоять?
(из трех)
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Структура сочинения:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение
- О чем будем писать во вступлении?
(О том, что наступила осень)
Сочинения за что я люблю осень. за что я люблю осень За что я люблю осень
... воздух города. Гозбенко Егор 9. Я люблю осень за её красоту, за особенноечувство. За букеты из листьев и ихшуршание под ногами. За то, что многофруктов и овощей. Ещё мне понравилосьсобирать грибы, особенно грузди и ... чтобы получился гербарий. Это памятьо прекрасной осени! Печенкин Егор Сочинения для 2 класса «Осень – любимая пора» 1. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Мы копали ...
- Какая осень?
(Волшебница, золотая, красавица, очаровательная, печальная и т.д.)
(Слова – помощники записаны на доске).
- О чем мы должны написать в основной части?
(описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)
- Когда мы будем описывать осеннюю природу, что нам для этого будет нужно?
(немного фантазии)
- Дайте название основной части сочинения?
(осенняя фантазия, осенние зарисовки, осенняя сказка и т.д.)
- О чем мы будем рассказывать в основной части?
(как опадают листья с деревьев, кустарников; как осень без красот и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле и т.д.)
- Какие листья вы видели осенью?
(багряные, золотистые, лиловые, пурпурные, красные, бурые и т.д.)
(слова записаны на доске).
- Осенью можно бесконечно любоваться и восхищаться красотой деревьев. Но почему же некоторые считают, что осень унылая пора?
(идут дожди, нельзя гулять во время дождя, мало греет солнышко)
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
- Как вы закончите сочинение?
- Как осень влияет на ваше настроение?
План
I. Наступила красавица осень.
II. Осенняя фантазия.
- Деревья осенью.
- Осенний ковер.
III. За что я люблю осень.
- Наступила красавица осень.
- Осенняя фантазия.
- деревья осенью
- осенний ковер
- За что я люблю осень.
VI. В своем сочинении вы должны отразить испытываемые чувства, рассказать об этом так, чтобы читающий все увидел своими глазами, прочувствовал ваше отношение, понял ваше настроение, представил себе красоту увядающей растительности. Чтобы сочинение получилось хорошее, необходимо добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.
Описание “Как красива осенняя береза”. Осенние деревья описание. ...
... под голубой лазурью осеннего неба, наряжает всю землю потрясающими оттенками, насыщая церемонию прощания до весны неповторимым красочным убранством. Недаром именно осень ... где растет береза, другим растениям выжить крайне сложно. Взрослое дерево обычно имеет кору белого, беловато-желтого, ... жизни береза растет очень медленно. Но когда отмирает основной корень и разрастается периферийная часть, дерево ...
VII. Написание сочинения.
- С чего начнем сочинение?
(с эпиграфа)
(Эпиграф выбирают из книг советских поэтов).
Зачитать 2 – 3 эпиграфа.
VIII. Проверка написанного (по памятке).
Памятка 1
- Соответствует ли содержание текста теме?
- Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
- Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
- Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
- Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
- Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построено предложение?
- Интересно и понятно ли все изложение слушателям?
Памятка 2
- Проверь, не пропустил ли ты буквы?
- Правильно ли написал безударные гласные?
- Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
Не уверен – спроси учителя!
Памятка у каждого учащегося на парте.
Зачитать 2 – 3 сочинения.
IX. Итог урока.
(Свои сочинения учащиеся вывешивают на доску в виде листочков, веточек и т.д.)
- Каждый из вас, ребята, увидел прелесть осени по – своему, поэтому и сочинения получились разные.
Молодцы! Спасибо за работу на уроке!
Об осени очень много написано стихов, рассказов, песен и т.д. Вы можете обратиться в библиотеку и взять книги про осень.
(Обращение к выставке книг про осень).