Урок русского языка «Краски осени»с презентацией презентация по русскому языку (4 класс)

Тема: КРАСКИ ОСЕНИ.

Каликова Л.В.4в МАОУ СОШ №18 г.Сыктывкар

Обучающее сочинение на основе личных наблюдений

Цель: формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы, совершенствовать умение подбирать образные слова и выражения; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и навыки; воспитывать внимательное отношение к красоте окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация чувственного опыта учащихся.

1. Создание эмоционального настроения урока.

Чтение отрывков из литературных произведений.

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клёны.

В пурпуре осинки,

Только дуб – зелёный.

(Е. Трутнева)

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осину

В красном сарафане.

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой.

(Е. Трутнева)

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала, как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников.

2. Работа в парах.

— Прочитайте друг другу рассказ «Золотой дождь» (задание 1)

Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышко – багряными и золотистыми. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

4 стр., 1763 слов

А.Майков»Осень»,С.Есенин » Закружилась листва золотая», Ф.Васильев ...

... премия от Общества поощрения художеств в 1872 г. Крымские горы. Осень В Крыму. После дождя 1872г Болото в лесу. Осень 1873 Наиболее значительные произведения Васильева: “Приближение грозы”, “Полдень ... русской природе, к обширным полям, к влажным лесам, к чистым краскам среднерусской осени. В письме Крамскому Васильев писал: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! ...

(По Н. Сладкову)

— Почему осень называют золотой?

— Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?

— Почему рассказ так назван?

3. Послушайте рассказ.

Свет осени

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становиться осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние листья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

(По Н. Надеждиной)

— Почему осина названа королевой осеннего леса?

4. Работа с толковым словарём.

— Объясните значение слов багряный, набекрень, пурпур, зарделись с помощью толкового словаря.

Учащиеся работают с толковым словарём и объясняют значение слов.

Багряный – красный густо тёмного оттенка.

Набекрень – о головном уборе: с наклоном набок, сдвинувшись к уху.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

Зарделись – стали румяными, покраснели.

— Составьте словосочетания с этими словами.

5. Беседа с опорой на знания учащихся.

— О чём говориться в этих рассказах? ( О приходе осени, об осенних красках. )

— Какие слова использовали авторы для описания удивительных картин осенней природы?

— Какие чувства вызывает у вас приход осени? Почему?

III. Сообщение темы и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени, какие чувства и переживания вызывает у нас красота осенней природы, как она изображена в художественных произведениях и в живописи, буди учиться составлять и записывать свои высказывания на тему «Краски осени».

IV. Работа над составлением высказываний

1. Работа с иллюстрациями с изображением осенних пейзажей.

— Рассмотрите внимательно иллюстрации. Что на них изображено?

— Какие краски использованы в изображении деревьев, неба?

— Какая осень изображена (ранняя или поздняя)? Докажите.

— Почему раннюю осень называют золотой?

— Какой чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?

2. Работа со «Словарём настроений» (задание 2)

Прочитайте «Словарь настроений». Подумайте, какие чувства и настроение вызывает у вас прогулка по осенним улицам, по осеннему лесу, парку. Допишите.

Чувства

Настроение

Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение.

Весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тре-вожное, тягостное, грустное.

3. Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления собственного высказывания.

— Подумайте и подберите слова, которые вы будите использовать при составлении высказывания.

— Что вы будите описывать? ( День, землю, деревья, небо, своё настроение. )

— Можно использовать слова, сравнения, образные выражения из прослушанных произведений. Прочитайте их в тетради. Допишите свои.

Учащиеся самостоятельно описывают опорные слова и называют их.

День: светлый, пасмурный, разгорелся, дремал, уснул.

Земля: нарядная; укрыта разноцветным ковром из листьев; уставшая.

Небо: ясное, пасмурное, яркое, тёмное, тяжёлое, спокойное.

Деревья: пожелтел орешник; зарделись клёны; осинки в пурпуре; осинки дрожат; берёзки надели золотые платья; густая листва дуба, как медь; листья клёна разрумянились; рябина в красных бусах.

Осень: разводила краски; по листве водила кистью; сыпала золотым дождём.

Листья: ярко-жёлтые, малиновые, пурпурные, багряные.

Моё настроение: см. «Словарь настроений».

4. Составление устного сочинения на тему «Осенний день».

— Прочитайте план сочинения «Осенний день».

План

1. Какой сегодня день?

2. Какое небо над головой?

3. Как выглядят деревья?

4. Какие изменения ты наблюдаешь в осенней природе?

5. Какое настроение у тебя сегодня?

-Составь устное высказывание на основе плана

Физкультминутка

5. Самостоятельная работа в тетради.

а) Составление плана сочинения на тему «Краски осени».

— Составьте план сочинения на тему «Краски осени», напишите опорные слова к нему.

— О чём вы будите писать?

— С чего начнёте свой рассказ?

— О чём пойдёт речь дальше?

— Как вы закончите повествование?

б) Составление устного высказывания на основе плана и опорных слов.

— Составьте устное высказывание.

в) Запись текста сочинения.

— Запишите текст.

г) Самопроверка.

— Проверьте текст, исправьте ошибки. Зачитайте свои работы.

V. Итог урока.

Беседа.

— Чему было посвящено наше сочинение?

— Какое настроение вызывают у вас картины осенней природы? Почему?

— Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому мгновению – ведь из этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.

— Будьте наблюдательны.

VI. Домашнее задание.

Нарисовать осенний пейзаж или сделать аппликацию из осенних листьев (поделку из природного материала).