Пейзаж был создан в 1891-м году. Толчком к созданию картины послужила поездка в имение Покровское, расположенное неподалеку от Твери. Принадлежало Покровское дяде Лидии Мизиновой или Лике, как называли девушки близкие. Лика была близкой подругой сестры А. П. Чехова. Она сопровождала художника вместе с Софьей Петровной Кувшинниковой, художницей и постоянной спутницей Исаака. Основными занятиями Левитана и Софьи поиски уникального мотива, подходящей натуры. Приходилось преодолевать десятки километров, чтобы нарисовать этюд. Неподалеку от имения, в поселке Затишье, художник заметил омут, который располагался вблизи заброшенной мельницы, и он стал делать наброски карандашом. Не только Исаака Ильича заинтриговала и вдохновила запруда на реке Тьма. Оказывается А. С. Пушкин, будучи в гостях у баронессы Вульф, хозяйки Бернов, услышал историю об утопившейся дочери мельника, которая ждала ребенка от юноши, отправленного в рекруты. Эта история оставила глубокие впечатления у Пушкина, и он взялся за написание драмы «Русалочка», которая осталась незаконченной.
В тихом омуте… Значение поговорки
Какое самое распространённое выражение с описываемым словом? Часто можно услышать поговорку, что в тихом омуте черти водятся. Как ее следует понимать? Имеет ли она под собой какое-либо основание? Как оказалось, имеет. Известны случаи, связанные с омутами, которые тесно переплетались с появлением нечистой силы.
Какого же значение поговорки про то, что в тихом омуте водятся черти? Это относится к человеку. Имеется в виду личность, которая внешне кажется спокойной, уверенной в себе, и она не замечена ни в каких скверных делах. Но она может оказаться совсем не такой. То есть в самой большой тихоне могут скрываться дьявольские мысли.
Такое явление часто подмечали люди, вследствие чего и родилась такая поговорка. Ведь что такое омут? Это внешне спокойное, ничем не отличимое место, однако, чем оно тише и неприметнее, тем больше вероятность пропасть в нем.
Также известны случаи, когда спокойные внешне люди оказывались внутри комком из страсти. Такое встречается чаще, чем все думают. Народная мудрость не обманывает.
Не место красит человека, а человек место: значение выражения, актуальность
... радоваться, находя успокоение в труде. Если еще короче передавать смысл поговорки «Не место красит человека, а человек – место»: одному мужчине можно дать руководящую, хорошо оплачиваемую должность, и он завалит ... отношение к природе. Примеров таких может быть сколько угодно. Структура сочинения следующая: введение (значение); проблема (можно выбрать из тем, которые расположены выше); заключение ( ...
Особенности при создании
Левитан по натуре был очень впечатлительным и импульсивным. Всю жизнь художника преследовали омуты любовных романов и любовные треугольники, впрочем, как и Пушкина. Несколько лет назад «Русалка» играла в жизни пейзажиста особую роль. Савва Мамонтов в 1885-м году ставил в частном театре одноименную оперу Даргомыжского, в которой использовались стихи А. С. Пушкина. Левитана пригласили сделать к опере декорации. В это время живописец сильно бедствовал, и этот заработок был для него значительным. И вот, приехав в Затишье, Исаак Ильич воочию увидел место, где разыгралась драма и скрывалась тайна. Омут – место гибели дочки мельника – просто заворожило художника. А преданная Софья делала все возможное, чтобы великому художнику не пришлось заботиться об уюте и быте. После того, как Левитан набросал несколько этюдов, он понял, что все получится. Поэтому Исаак Ильич решил, что нужно сразу написать большой этюд с натуры, находясь непосредственно у омута. Каждое утро в течение недели Левитан на козлах, а Софья Петровна на заднем сиденье ехали на старую мельницу, а этюд везли, словно икону. Осенью Кувшинникова уезжает в Москву к мужу, а Левитан дописывает «У омута» в старинном доме в Покровском, где художнику выделили большой зал под мастерскую. По окончании холст был приобретен Третьяковым, но автор был не очень доволен своим полотном, и переписывал его. Что именно исправлялось неизвестно.
Значение слова омута
Алексей спас ее, вытащил на берег из омута, и потом долго еще спасал, вытаскивая из омута душевной тоски.
Кто-то нехорошо выругался, упомянул всуе дьявола, и сам неведомо как очутился в омуте — с той поры все затонские матерщинники, проходя мимо омута, напускали на свой лик ангельское благолепие и взамен бранных слов истово твердили: «Господи, спаси и помилуй мя, грешного!» Нашёл свой смертный час в омуте и некий священник, погрязший в мирских делах: употребив «зелёного змия» сверх всякой меры, тёмной ночью возвращался он от молодухи и кубарем скатился с высокого берега; поутру прихожане из большого и старинного селения Савкина Затона всем миром-собором вышли с сетями, баграми, шарили, шарили, да так и ушли ни с чем; одному только мальчонке удалось зацепить удильным крючком поповскую камилавку, и это было всё, что осталось от батюшки.
А Комар взял да и надел Матрешке на хвостик берестяную трубочку и сам изо всей силы потянул за кончик Матрешка со всех ног бросилась бежать и как почувствовала на хвосте трубочку, то и думала, что боль от нее, и как только добежала до реки против самого глубокого омута – бух в омут и вместе с Рыбкою.
Кружки робко ползут в сторону и тают, теряются перед глубиной омута… Омуты по-местному называют плесами.
К ненастью рыба идет лучше на крюк… В омуте она теперь сбивается на зимнюю лежанку, а мы ее из омута и будем добывать: вся наша будет.
В результате она бросалась в любовь, как в омут с головой, а где-то в общей сложности через год из этого омута выныривала и с удивлением обнаруживала, что храпящий рядом с нею такой красивый медведь не только не добрый, но еще и совсем не умный.
Но течет, растекается прохладными струями ветер от запада к востоку, ворошит пегие космы печных дымов, роняет их вдруг на тихую Гжать, что никогда никуда не спеша тянет серебристо-зеленые русалочьи волосы от плеса к омуту, от омута к перекату… Ухает филин в лесу, а лес-то – за крайним огородом, перебегает волк по краю прибитого утренником поля, бездумным коровьим глазом смотрит с опушки на мерцающий космос лось, – а их не видит никто – некому видеть: пахуч и убоен зверски картофельный самогон, а после целого дня копанья-тасканья той самой картошки – тем паче, спят все в деревне.Но я-то – я их вижу, так что аналогия с сусликом, который неотвратимо есть, не работает, – нет меня теперь в той деревне, да и когда все это впервые приключилось, тоже не было, – но вижу ведь?
Левитан «березовая роща» описание картины, анализ,
... -levitana-berezovaya-roshha.html Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 класс (описание) Березовая роща На картине изображена берёзовая ... -то величественным, манящим и недостижимым. Для Левитана же природа словно приближенный человек Талантливым написанием был поражен ... По роще хочется продвигаться все дальше и дальше. По мере продвижения ты замечаешь, что березки все очень разные. Вот березка ...
Жара загустевшим стеклом, недвижным стеклянным омутом стояла над киногруппой; ни облачка на поверхности омута, ни тучки.
От омута отходила в сторону большая заводь, которая от русла была отгорожена плотиной из травы и корней.
Но Люк, возвратившийся после долгого пребывания в Париже, спас его от долгов, извлек из омута разгула и дебоширства и приказал вернуться в Боуден, пока он не решит, как намерен жить дальше.
Описание картины
Пейзаж Левитана «У омута» — это довольно мрачное изображение, наполненное скрытым отчаянием. Работа выполнена тяжелыми мазками. Многие специалисты отметили, что художник специально отказался от присущей ему легкости. Атмосфера у омута получилась депрессивной и тягостной. Внимание привлекает пасмурное небо с гонимыми ветром рваными бесформенными облаками, которое как бы передает настроение возрастающего напряжения, а также депрессивное состояние мастера. Таинственность и мистичность подчеркивает раскидистый лес. Создается ощущение, что лесные массивы вплотную подступают к зрителю и готовы поглотить его, но преградой стал шаткий мостик. Кусты в виде шаров пробрались очень близко к переправе и неторопливо сходят к самой речке. В растительности, которая окружает омут, видятся чудовища и призраки. Символичным на картине является мостик, который разделил полотно надвое. Мост располагает в центре вертикально и сразу бросается в глаза.
Мостки выглядят какими-то ненадежными и скользкими, хотя свежие бревна в них смотрятся мощно. Если вглядываться в полотно, то вскоре станет заметно, что по обе стороны от моста картина совершенно разная. Внизу, с левой стороны, видно неспокойные воды, которые испещрены множеством маленьких волн и неровностей, появившихся от ветра или сильного течения. Здесь же, слева, находится деревянный мостик, обрывающийся у самого омута. Справа зритель наблюдает абсолютно другую картинку. Вода имеет зеркальную поверхность, она гладкая и ровная, словно натянутый барабан. Здесь же можно наблюдать плодородную почву, на которой сочная трава, доходящая до мостика. Тонкая деревянная дорога, состоящая всего лишь из трех бревнышек, резко меняет характер природы. Узкий мост символизирует тонкую грань между двумя мирами. Картина как бы подталкивает зрителя к выбору одного из путей: одного – солнечного и радостного, другого – волнующего и жестокого. Глубину пейзажа подчеркивает и непрерывная линия, которую составляют мостки, плотина и тропа. Она является стержнем композиции, и словно приглашает зрителя войти в чащу мрачного леса. Несмотря на то, что речка имеет небольшую ширину, преодолеть пространство оказывается сложно.
Ощущается тревога, страх, неуверенность и опасность, за счет как бы нависающей над «гиблым местом» тишины. Ощущение драматической неразрешенности сочетается с желанием броситься в «гибельное пространство». Мастер весьма сдержан в палитре, но не жалеет красок, чтобы донести гамму поверхности воды в лучах заходящего солнца. Картина пронизана особенным духом, роднившим ее с преданиями, легендами, сказками. Она создана таким образом, чтобы создать у зрителя впечатление, что омут застыл в ожидании следующих жертв. Водоем кажется ненасытным, его жадности нет предела. И даже вода в нем имеет красноватый оттенок, напоминающий кровь прошлых жертв. Содержание картины «У омута» не дает зрителю абсолютно никакой надежды на то, что исход будет счастливым. Само событие в картине отсутствует, но нечто зловещее и неуловимое напоминает, что здесь произошло что-то страшное. Хотя вполне возможно, что произойдет очень скоро.
Картина Исаака Левитана «У омута» в деталях
Вода. В изображении воды Левитан прибегает к приёму контраста: слева от мостков вода бурлит, а справа – застыла. Некоторые усматривают в этом противопоставление жизни с её кипением страстей и смерти, уподобленной мертвенной водной глади. Небо. Как и в картине «Над вечным покоем» и многих других работах Левитана, небо здесь задаёт основную эмоциональную тональность картины. Гонимые ветром облака, темные и рвано-бесформенные, дополнительно нагнетают тревожную атмосферу. Мостки из старых досок переходят в белёсые от старости брёвна плотины, которые, в свою очередь, продолжаются тропинкой, уводящей далеко в лес. Всё вместе задаёт композиционную вертикаль картины, которая ведёт взгляд зрителя, «затягивая» его в неизвестность темнеющего леса, подобно тому как русалки заманивают припозднившихся путников. Растительность, представленная чахлой вытоптанной травой на переднем плане, по мере движения глаза зрителя в глубь картины становится всё более угрожающей, густой и тёмной, а её «удвоение» в водах плотины усиливает впечатление «гиблого места».
Оценка публики
Мрачная работа мастера произвела разное впечатление на зрителей. Левитан уже был довольно известным художником не только среди коллег, а также и среди ценителей живописи. Но многие зрители были недовольны депрессивной работой пейзажиста. Вероятно, публику подтолкнуло недовольство И. Репина, которому полотно не понравилось, и он отозвался о нем холодно. Великий художник посчитал картину не законченной, что произвело определенное впечатление на публику. Одновременно нелестное высказывание Репина привлекло внимание публики к картине – люди приходили просто посмотреть на полотно, не понравившееся признанному авторитету в изобразительном искусстве. Хотя некоторые, к примеру, М. Нестеров, художник и друг Исаака Ильича, уверены, что полотно является автобиографичным, поскольку полностью отражает некогда пережитое состояние мастера, которое он воплотил в реальные формы драматического пейзажа. Идея произведения Левитана «У омута» — опасность, сложность, безнадежность жизненной ситуации.
Интересные факты о картине Левитана «У омута»
— В феврале 1892-го года картина экспонировалась на 20-й Передвижной выставке и сразу же была приобретена Павлом Третьяковым для его галереи. Однако спустя короткое время Третьяков вернул её художнику на доработку. По-видимому, речь шла о переписывании воды на переднем плане. В середине мая 1892-го Левитан сообщал Третьякову: «Не подумайте, что я забыл Вашу просьбу и мое собственное сознание исправить воду в моем «У омута». Я не решался переписывать его до той поры, пока не проверю этот мотив с натурою». После доработки «У омута» вернулась к Третьякову.
— Некоторые исследователи полагают, что к недовольству картиной Левитана Третьякова подтолкнула критика Ильи Репина, которому картина не понравилась. В письмах Третьякову Репин отмечал, что картина представляется ему не законченной: «для своего размера совсем не сделана», «общее недурно, и только».
— Если бы на эту историю и этот мотив набрёл Васнецов, он, вероятно, не преминул бы изобразить и самих русалок. Но Левитану был чужд мифопоэтический подход к природе, да и вводить фигуры в свои картины он не любил. Друг Левитана, художник Михаил Нестеров был уверен, что картина «У омута» автобиографична и «отражает нечто пережитое автором и воплощённое в реальные формы драматического ландшафта».
- Образ омута в культуре почти всегда является архетипическим: с ним связаны идеи несчастливой любви, страшного преступления, чего-то сокрытого от посторонних глаз или невыразимо опасного.
— «Тихую обитель» Левитана, которую он показывал на выставке годом раньше, считают образно-эмоциональным антиподом картины «У омута». В первой преобладает гармоничное и светлое мироощущение, во второй – тёмное, мистическое.
Эскизы и этюды[ | ]
В Государственной Третьяковской галерее находится одноимённый рисунок-эскиз этой картины (серый картон, графитный карандаш, 32 × 48 см, инв. 26519)[25].
Другой одноимённый эскиз находится в частном собрании (бумага, акварель, тушь, сепия, 16 × 27 см)[26].
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее есть одноимённый этюд для картины «У омута» (картон, масло, 25,3 × 33 см, инв. Ж-1062)[1][27].
До 1910 года он находился в собрании художника и коллекционера Н. В. Челищева, а затем — у московского коллекционера Г. М. Голковского, который передал его в дар Третьяковской галерее в 1985 году[1].
Ещё один одноимённый этюд находится в частном собрании (холст, масло, 59 × 90 см)[28].
По-видимому, это тот самый этюд, который находился в собрании Е. В. Ляпуновой и экспонировался на выставке 1960—1961 годов, посвящённой 100-летию художника[1].
У омута
(эскиз, 1891, картон, карандаш, ГТГ) |
У омута
(эскиз, 1891, бумага, акварель, тушь, сепия, частное собрание) |
У омута
(этюд, 1891, картон, масло, ГТГ) |
У омута
(этюд, 1891, холст, масло, частное собрание) |