Устное описание животных по собственным наблюдениям в художественном стиле

углубить знания учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать и бережливое отношение к природе.

Оборудование:

Хорошо видит только сердце:

главнейшего глазам не видно.

А. де Сент-Экзюпери

Ход урока.

I. Этап ориентации.

1. Метод предвидения «Кто это?».

Косматый врач

Живя рядом с человеком, этот «врач» положительно влияет на его здоровье. Владелец животных меньше болеет. Исследования подтверждают, что общение с четвероногим другом особенно полезно людям с заболеваниями сердца, нервной системы. В некоторых странах появились клиники, где этих животных специально держат для того, чтобы они радовали больных своим присутствием.

2. Репродуктивная беседа.

  • Кто же это животное?
  • Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
  • Назвать известные вам стили и типы речи.
  • Что характерно для каждого из типов речи?
  • Над каким типом речи будем работать?
  • Что называется описанием? Зачем мы им пользуемся?

II. Этап определения цели.

1. Учредительная беседа.

  • Ваша задача — описать животных. Это значит передать их признаки, передать то, что воспринимает зрением, слухом, прикосновеньем.

Защита эпиграфа. Как вы понимаете слова эпиграфа? (Ученики высказывают мысли).

Так, зрением воспринимаем внешний вид животных, а сердцем — его верность, преданность и безграничную любовь.

Итак, описывая животных, вы должны обратить внимание на их рост или размер, масть или окраску, форму туловища, глаз, ушей, хвоста, шерсть. Нужно и упомянуть о характерных особенностях характеров животных, но увлекаться рассказом не следует, так как произойдет подмена описания животных рассказом о их жизни.

  • Как вы думаете, нужно ли умение описывать предметы, животных?
  • Чему стремитесь научиться на этом уроке?

2. Умственный штурм.

1) Указать признаки научного стиля? (В научном стиле характеристика животных должна быть полной, без использования художественных средств. Употребляются слова с прямым значением).

2) Выделить важнейшие признаки художественного описания. (В художественном стиле образно передается отношение автора к изображаемому. В них используются эпитеты, сравнения).

4 стр., 1700 слов

Урок развития речи. Описание интерьера

... Описание помещения (интерьера) (слайд № 6). 4. Повторение. Давайте вспомним основные признаки текста – описания. (Описание – это изображение людей, животных, ... описание книжной полки. Сделайте вывод, какие части речи могут быть использованы в описании помещения? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия) 10. Собирание материалов к сочинению. ... или цветом. Так появились стиль и интерьер (слайд № ...

3) Подобрать синоним к слову собака. (Пес)

4) Какими местоимениями их можно заменить. (Он (м.р.), реже она (ж. р.).)

5) Подобрать синонимы к названию молодых животных (щенок).

III. Этап проектирования.

1. Опережающая задача (групповое).

  • Готовясь к сегодняшнему уроку, вы самостоятельно разделились на отдельные группы и получили задачу.

Представители 1 группы: подобрать и прочитать произведения художественной литературы, в которых рассказывается о собаках. Сделать выставку книжечек.

Ученики 2 группы: принести фотографии, рисунки своих любимцев.

Представители 3 группы: сделать выставку игрушечных собак. Подготовить стихи, загадки об этих животных.

2. Игра «Микрофон».

  • Какая цель вашей выставки? (Представитель каждой группы четко и конкретно дает ответ).

  • Как учат относиться к животным ?
  • Почему на ваших рисунках, фотографиях собаки изображены веселыми?

3. Индивидуальная опережающая задача.

  • На протяжении некоторого времени вы наблюдали за своими собаками или своих друзей. То интересное, что заметили, записывали в тетради.
  • Поделитесь своими наблюдениями.

4. Работа с карточками (Двое учеников работают возле доски).

Карточка № 1

Подобрать и записать яркие эпитеты к слову собака. (Умная, добродушная, кроткая, смелая, бесстрашная, дружелюбная, грациозная, выносливая).

Карточка № 2

Отредактировать представленные словосочетания.

На протяжении недели, настаивать, длительное время, один на один, следующий, встречать понимание, в заключение скажу. (На протяжении недели, настаивать, продолжительное время, один на один, следующий, объясниться, в завершение).

5. Языковой поединок «Минутку думай и отвечай».

1) Мама с дочкой наблюдали за тем, как весело игрались собаки. Они были в увлечении от этой игры.

2) Андрей поднялся с мягкого кресла. На него сразу же залез Рекс.

3) Непрошеный гость проник в дом. Вдруг послышался собачий лай. Он быстро выпрыгнул через окно.

6. Игра «Моя мысль лучшая». Работа в парах.

Из непривлекательного описания животных создать такое, чтобы все были в увлечении от услышанного. Несколько образованных словосочетаний ввести в предложение описательного характера.

Туловище короткое. Ноги кривые. Рост низкий. Шерсть жесткая. Хвост кургузый. Зубы мелкие. Глаза пустые. (Ученики обмениваются своими мнениями, зачитывают собственные варианты описания).

7. Задача «Реклама». Создание монологов и диалогов.

  1. 8. Реклама-Монолог.

Придумайте и запишите такую рекламу о щенках, чтобы появилось немало желающих их приобрести.

37 стр., 18368 слов

Дипломная работа хохломская роспись

... работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) ... природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели ... работа по ознакомлению с народным искусством, по мнению ученых-искусствоведов, начинается с дошкольного возраста младшей группы, ...

9. Реклама-Диалог.

Создайте диалог и разыграйте сценку между оптимистом (человеком, который в увлечении от собак) и пессимистом (человеком, который всем недоволен).

Учитель делает итог выполненной работы.

IV. Этап организации выполнения плана деятельности.

— Хочу вам напомнить, что должно быть основным типом речи. Произведение должно раскрывать тему и подчиняться основной мысли. Вы должны придерживаться характерных особенностей художественного стиля. Используйте многозначные слова, синонимы, антонимы, употребляйте слова в переносном смысле. В произведении должно быть передано ваше отношение к животным: радость, увлечение, любопытство, любовь.

1. Работа над произведением-описанием. Коллективное составление ориентировочного плана

1) Где живет животное, его порода, кличка?

2) Какое оно?

  • размер («известное» — «новое»);
  • масть животных;
  • шерсть;
  • форма туловища;
  • глаза, нос, уши, хвост;
  • особенности характеров.

3) Чем привлекает меня это животное?

4) Определить, что является «известным» и «новым» в предложении?

Мордочка В у собачки смешнаяН : маленькийН носикВ и, как жемчужинкиН , темныеН глазкиВ .

2. Словарная копилка. В таблице записаны слова. Ориентируясь на нее, ученики выполняют взаимопроверку.

Одноцветный, черный, белоснежный, черный, шелковистый, мягкий, задорный, беспомощный, смирный, быстроногий, сильный, обозленный, прекрасный, доброжелательный, безжалостный, ловкий, чистокровный, ранимый, внимательный, сочувственный.