углубить знания учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать и бережливое отношение к природе.
Оборудование:
Хорошо видит только сердце:
главнейшего глазам не видно.
А. де Сент-Экзюпери
Ход урока.
I. Этап ориентации.
1. Метод предвидения «Кто это?».
Косматый врач
Живя рядом с человеком, этот «врач» положительно влияет на его здоровье. Владелец животных меньше болеет. Исследования подтверждают, что общение с четвероногим другом особенно полезно людям с заболеваниями сердца, нервной системы. В некоторых странах появились клиники, где этих животных специально держат для того, чтобы они радовали больных своим присутствием.
2. Репродуктивная беседа.
- Кто же это животное?
- Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
- Назвать известные вам стили и типы речи.
- Что характерно для каждого из типов речи?
- Над каким типом речи будем работать?
- Что называется описанием? Зачем мы им пользуемся?
II. Этап определения цели.
1. Учредительная беседа.
- Ваша задача — описать животных. Это значит передать их признаки, передать то, что воспринимает зрением, слухом, прикосновеньем.
Защита эпиграфа. Как вы понимаете слова эпиграфа? (Ученики высказывают мысли).
Так, зрением воспринимаем внешний вид животных, а сердцем — его верность, преданность и безграничную любовь.
Итак, описывая животных, вы должны обратить внимание на их рост или размер, масть или окраску, форму туловища, глаз, ушей, хвоста, шерсть. Нужно и упомянуть о характерных особенностях характеров животных, но увлекаться рассказом не следует, так как произойдет подмена описания животных рассказом о их жизни.
- Как вы думаете, нужно ли умение описывать предметы, животных?
- Чему стремитесь научиться на этом уроке?
2. Умственный штурм.
1) Указать признаки научного стиля? (В научном стиле характеристика животных должна быть полной, без использования художественных средств. Употребляются слова с прямым значением).
2) Выделить важнейшие признаки художественного описания. (В художественном стиле образно передается отношение автора к изображаемому. В них используются эпитеты, сравнения).
Урок развития речи. Описание интерьера
... Описание помещения (интерьера) (слайд № 6). 4. Повторение. Давайте вспомним основные признаки текста – описания. (Описание – это изображение людей, животных, ... описание книжной полки. Сделайте вывод, какие части речи могут быть использованы в описании помещения? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия) 10. Собирание материалов к сочинению. ... или цветом. Так появились стиль и интерьер (слайд № ...
3) Подобрать синоним к слову собака. (Пес)
4) Какими местоимениями их можно заменить. (Он (м.р.), реже она (ж. р.).)
5) Подобрать синонимы к названию молодых животных (щенок).
III. Этап проектирования.
1. Опережающая задача (групповое).
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы самостоятельно разделились на отдельные группы и получили задачу.
Представители 1 группы: подобрать и прочитать произведения художественной литературы, в которых рассказывается о собаках. Сделать выставку книжечек.
Ученики 2 группы: принести фотографии, рисунки своих любимцев.
Представители 3 группы: сделать выставку игрушечных собак. Подготовить стихи, загадки об этих животных.
2. Игра «Микрофон».
- Какая цель вашей выставки? (Представитель каждой группы четко и конкретно дает ответ).
- Как учат относиться к животным ?
- Почему на ваших рисунках, фотографиях собаки изображены веселыми?
3. Индивидуальная опережающая задача.
- На протяжении некоторого времени вы наблюдали за своими собаками или своих друзей. То интересное, что заметили, записывали в тетради.
- Поделитесь своими наблюдениями.
4. Работа с карточками (Двое учеников работают возле доски).
Карточка № 1
Подобрать и записать яркие эпитеты к слову собака. (Умная, добродушная, кроткая, смелая, бесстрашная, дружелюбная, грациозная, выносливая).
Карточка № 2
Отредактировать представленные словосочетания.
На протяжении недели, настаивать, длительное время, один на один, следующий, встречать понимание, в заключение скажу. (На протяжении недели, настаивать, продолжительное время, один на один, следующий, объясниться, в завершение).
5. Языковой поединок «Минутку думай и отвечай».
1) Мама с дочкой наблюдали за тем, как весело игрались собаки. Они были в увлечении от этой игры.
2) Андрей поднялся с мягкого кресла. На него сразу же залез Рекс.
3) Непрошеный гость проник в дом. Вдруг послышался собачий лай. Он быстро выпрыгнул через окно.
6. Игра «Моя мысль лучшая». Работа в парах.
Из непривлекательного описания животных создать такое, чтобы все были в увлечении от услышанного. Несколько образованных словосочетаний ввести в предложение описательного характера.
Туловище короткое. Ноги кривые. Рост низкий. Шерсть жесткая. Хвост кургузый. Зубы мелкие. Глаза пустые. (Ученики обмениваются своими мнениями, зачитывают собственные варианты описания).
7. Задача «Реклама». Создание монологов и диалогов.
- 8. Реклама-Монолог.
Придумайте и запишите такую рекламу о щенках, чтобы появилось немало желающих их приобрести.
Дипломная работа хохломская роспись
... работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) ... природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели ... работа по ознакомлению с народным искусством, по мнению ученых-искусствоведов, начинается с дошкольного возраста младшей группы, ...
9. Реклама-Диалог.
Создайте диалог и разыграйте сценку между оптимистом (человеком, который в увлечении от собак) и пессимистом (человеком, который всем недоволен).
Учитель делает итог выполненной работы.
IV. Этап организации выполнения плана деятельности.
— Хочу вам напомнить, что должно быть основным типом речи. Произведение должно раскрывать тему и подчиняться основной мысли. Вы должны придерживаться характерных особенностей художественного стиля. Используйте многозначные слова, синонимы, антонимы, употребляйте слова в переносном смысле. В произведении должно быть передано ваше отношение к животным: радость, увлечение, любопытство, любовь.
1. Работа над произведением-описанием. Коллективное составление ориентировочного плана
1) Где живет животное, его порода, кличка?
2) Какое оно?
- размер («известное» — «новое»);
- масть животных;
- шерсть;
- форма туловища;
- глаза, нос, уши, хвост;
- особенности характеров.
3) Чем привлекает меня это животное?
4) Определить, что является «известным» и «новым» в предложении?
Мордочка В у собачки смешнаяН : маленькийН носикВ и, как жемчужинкиН , темныеН глазкиВ .
2. Словарная копилка. В таблице записаны слова. Ориентируясь на нее, ученики выполняют взаимопроверку.
Одноцветный, черный, белоснежный, черный, шелковистый, мягкий, задорный, беспомощный, смирный, быстроногий, сильный, обозленный, прекрасный, доброжелательный, безжалостный, ловкий, чистокровный, ранимый, внимательный, сочувственный.