Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока
Тип урока:
- научить писать сочинение – описание по фотографии;
— сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей;
- воспитывать любовь к слову.
- обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Формируемые ключевые компетентности, Оборудование, Личностные:, Регулятивные, Познавательные:, Коммуникативные:
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
|
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) |
||||||||||||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
|
2.Ознакомление со структурой текста типа описания предмета. Строение текста типа описания предмета. Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета. В описании предмета говорится о признаках предмета . Сообщение о признаках является «новым» , основной информацией. В «данном» же сам предмет или его части. В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки , создающие его образ . В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлеченным значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. Это и прилагательные с конкретным значением, и существительные, и глаголы, и наречия. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении. |
Получают раздаточный материал, работают вместе с учителем. |
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 3.Изучение репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»; работа по вопросам к упр.50, стр. 22: -Что изображено на фотографии? ( Перекрученные ветром сухие стволы сосен ).
-Какова тема и основная мысль фотографии? Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (с.320) ( тема текста – сухие стволы сосен, основная мысль – о величии природы, ее неповторимости ) Все в природе прекрасно и не только в момент цветения, но есть красота и в сухих стволах сосен, искореженных, торчащих вверх. — Как вы будете выражать основную мысль: прямо сформулируете или проведете ее с помощью соответствующего отбора деталей? — Какие детали отберете для этого?(Работа с эпитетами)
|
Изучают фотографию, работают по вопросам. Отвечают на вопросы. Подбирают эпитеты. |
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Отгадайте кто это? Бурый, мохнатый, косолапый. ( Медведь ) Зелёный, сладкий, сахарный. ( Арбуз ) Спелое, круглое, сочное. ( Яблоко ) Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса) Вкусная, сочная, синяя. (Слива) Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок) Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.) Для хорошей работы головного мозга ( Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз ) |
Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя прилагательное» и изображают предмет |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
||||||||||||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: выполнения заданий |
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 4. Работа со словарем: ничего живого, все искорежено, корни торчат вверх 5. Составление плана сочинения – описания. Вступление. Основная часть. Заключение. 6.Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины. Озаглавьте текст. (Работа с черновиком. ) 7.Чтение вслух и анализ написанных сочинений. |
Учащиеся выполняют задания. При проверке оценивают себя. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
||||||||||||
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель: |
Рефлексия — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: Повторить ЗСП – 5, 7, 10 |
Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? |
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |