Л. Воронкова поднимает в своем тексте проблему совести.
Проблема, бесспорно, является актуальной, потому что в своей жизни совершает много бессовестных поступков. Вот и два друга совершили преступление:украли у доброй старой женщины банку варенья. Один пошел на это умышленно, а другой стал орудием в руках маленького преступника. Но когда Антон понимает, что он стал невольным соучастником воровства, то он почувствовал уколы совести. Л.Воронкова очень ярко показывает состояние мальчика, он как бы пытается оттереть чистым снегом не только свои руки, но и запятнанную душу. Именно она заставляет Антона сделать выбор: предать друга, рассказав о краже, или остаться вором, утаив правду.
Позиция автора четко не заявлена, но мы понимаем, что — внутренний судья человека, позволяющий оценивать свои поступки.
Я согласна с автором в том, что совесть — это нравственный выбор человека, перед человеком всегда стоит выбор, и именно совесть указывает правильное направление.
Действительно, проблема совести была актуальна всегда. Многие писатели и поэты обращались к ней, им важно показать читателям, насколько ужасно выглядят люди без совести. Вспоминается М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Как легко жилось людям без этой «надоедливой приживалки», а «бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов». Автор с сатирой говорит о жалком обществе, забывшем о высоких человеческих достоинствах.
Н.В., автор комедии «Ревизор», также обратился к проблеме совести. Всё произведение основано на грязных и бессовестных поступках чиновников: взяточничество, недобросовестное отношение к службе, произвол, беззаконие, подхалимство — все эти ужасные и самые низкие качества человека собраны воедино и представляют собой страшную картину бессовестного общества. Автор смеется «Не над кривым носом, а над кривою душою». Ведь совесть это в какой-то мере защитник души. Но у героев «Ревизора» не было этой «Защиты», поэтому души их искривились.
Выбор есть всегда. Делать всё честно, по совести или обманывать и жить в неправде — индивидуальное решение каждой отдельно взятой личности. Но только стоит всегда помнить: жизнь намного спокойнее и счастливее в гармонии с совестью.
Конспект русского языка: « -рассуждение на морально-этическую ...
... на уроке. Тема: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое нравственный выбор человека?» Тип урока: урок развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цель: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему ... когда-то ее спас. Поступили по совести, сделали свой нравственный выбор. Коммуникативные (выражает свои мысли в ...
Текст Л.Ф. Воронковой
(1)-Ты варенье любишь?
(2)-Какое?
(3)-Ну вишнёвое, например.
(4)Антон улыбнулся, не понимая, к чему речь.
(5)-Конечно, люблю.
(6)-А поел бы сейчас вареньица?
(7)-Конечно, поел бы. (8)А где оно у тебя?
(9)-Оно у меня пока что вон в той квартире, за окном.
(10)Видишь?
(11)-У тебя?.. (12)Да разве это у тебя? (13)Это же у чужих!
(14)-Пока что у чужих. (15)А вот, если ты войдёшь в квартиру и скажешь: (16)»Можно мне ну.. Анну Ивановну? «(17)Там старая такая тётка живёт, заговори ей зубы, а потом скажи: (18)»Ну, значит, я ошибся.. «(19)Вот и всё.(20)И уходи. (21)Понял?
(22)Антон кивнул головой. (23)Он всё так и сделал, как велел ему Клеткин. (24)Поговорил с доброй старой женщиной, которая открыла ему дверь. (25)А потом отправился за сарай, радуясь, что так хорошо сумел разыграть ее. (26)Яшка сидел на старых досках и открывал банку с темным вишневым вареньем. (27)Голубая тесемка валялась на почерневшем, подтаявшем сугробе.
(28)– Ой! – удивился Антон. (29)– Откуда? (30)Как?
(31)– А так, – спокойно ответил Клеткин, – садись и ешь. (32)Разговаривать после будешь.
(33)Они ели варенье прямо из банки через край. (34)Темные, налитые сладостью вишни таяли на языке. (35)Антону сначала казалось, что, если бы у них было хоть пять таких банок, он все варенье смог бы съесть один. (36)Он старался повыше запрокинуть банку, чтобы как можно больше попало в рот этой тягучей, густой вишневой сладости. (37)Варенье текло по подбородку, попадало за воротник, длинные медленные капли падали на рубашку, на распахнутое пальто. (38)В банке оставалось чуть поменьше половины, когда Яшка вдруг оттолкнул варенье:
(39) – Ешь сам. (40)Не хочу больше.
(41)Но и Антон, к своему удивлению, больше не хотел, чересчур сладко, приторно до отвращения. (42)Ни одной этой набухшей сладостью ягоды он больше не мог взять в рот.
(43)– Ешь, чего ты, – сказал Яшка. (44)– Сам же хотел варенья!
(45)– Отнеси лучше домой, – попросил Антон.
(46)То, что полчаса назад казалось ему необыкновенной, похожей на чудо удачей, сейчас было невыносимо тягостным и противным.
(47)– Ешь, ешь, – настаивал Клеткин. (48)– Куда это мне домой нести? (49)Думаешь, мать за ворованное похвалит?
(50)«Ворованное» !
(51)Антон вдруг прозрел. (52)Пока он разговаривал со старой женщиной, Яшка вытащил банку в форточку. (53)У Антона что-то задрожало внутри. (54)Он встал и начал мыть жестким, остеклившимся снегом липкие руки, оттирать пальто. (55)Брошенная тесемка от банки пронзительно голубела на сугробе.
(56) – Ты что это? – насторожился Клеткин и по-недоброму прищурил и без того узкие глаза. (57)– Может, пойдешь расскажешь? (58)Предателем хочешь быть?
(59) «Предателем»? (60)Антон всегда знал, что предатели – это самый подлый народ на земле, что предателей все презирают, что лучше умереть, чем стать предателем.
Яшка — верный товарищ (тихое утро казакова 7 класс)
... см. также:Другие сочинения по произведению Тихое утро, Казаков Характеристики главных героев произведения Тихое утро, Казаков Краткое содержание Тихое утро, Казаков Краткая биография Юрия Казакова Помогите!!срочно нужно сочинение на тему"Яшка ... Ю. П. Казакова «Тихое утро») Анализ текста. — Весёлое утро (раннее утро,»Когда проснулся Яшка») — Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? ...
(61)– Никакой я не предатель, – сказал Антон расстроенно, – только я не хочу… ворованное.
(62)Ему было тошно, вишнёвое варенье душило его тягучим отвращением. (63)А из глаз его всё не уходила, куда бы он ни глядел, тесёмка от банки, пронзительно голубеющая на тёмном дырчатом снегу.
(по Л.Ф. Воронковой)
Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.