Анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина

Тема консультации:, Тип консультации:

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, алгоритмический.

Формы организации учебной деятельности:, Оборудование:, Ход консультации.

I. Постановка целей консультации.

Просмотр фрагмента фильма «Белый Бим Черное ухо» — экранизации повести Гавриила Троепольского (главный герой о совести).

Вопросы:

(о совести).

  • Над чем автор заставил нас задуматься? Какие проблемы поднял? (Что такое совесть? Когда человеку бывает совестно? Когда один человек дает другому взятку, кому из них должно быть совестно? Нужна ли совесть человеку? И др.).

(важная, актуальная, нравственная, вечная).

— Что означает слово совесть? Заслушать ответы учащихся и зачитать определение слова «совесть» по словарю.

  • Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Толковый словарь Ожегова).
  • Внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. (Большой энциклопедический словарь).
  • Подберите слова-синонимы и близкие по значению выражения к слову совесть (нравственная ответственность, стыд, убеждённость, честность).

  • Составьте словосочетания со словом совесть ( без зазрения совести, вступать в компромисс с совестью, лежать на совести, по совести, поступать против совести, по чистой совести, угрызения совести).

Сегодня в центре нашей дискуссии будет тема совести. Совесть как духовное качество человека, необходимое для жизни в обществе.

И работать мы будем по тексту – сказке Салтыкова -Щедрина «Пропала совесть».

Тема консультации «Комплексный анализ текста»., Алгоритм выполнения комплексного анализа текста:

  1. Докажите, что перед вами текст.

  2. К какому типу относится текст?

  3. К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

  4. Какова композиция текста?

  5. Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.

  6. Сформулируйте проблему текста.

  7. Прокомментируйте авторскую позицию.

    14 стр., 6799 слов

    Роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому ...

    ... постмодернизма, его роль в культуре и перспективы развития. Предмет исследования: роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому постмодернизму. Объект исследовании: русский постмодернизм. Цель исследования: выявить особенности ...

Формулировка целей консультации

  • Закреплять и обобщать ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ГВЭ.
  • Развивать умение слушать, дискутировать, задавать вопросы, формулировать свою точку зрения, навыки грамотной и культурной речи.
  • Воспитывать устойчивый интерес к саморазвитию; формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
  • Определить для себя темы, которые необходимо повторить (проблема, основная мысль текста, комментарий проблемы, орфографические, пунктуационные правила и т.д.).

II. Целеполагание. Повторение теоретических сведений по теме консультации. Использование данных знаний и умений на государственном выпускном экзамене.

Формулировка экзаменационного задания:

в объеме от 70 слов.

Напишите сочинение по прослушанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему.

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

  1. Тип текста, стиль речи, микротемы текста
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста иприменил один или несколько приёмов сжатия текста – 2б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения — 2б.
3. Идея, проблема текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем прослушанного текста,позицию автора (рассказчика) текста по прокомментированной проблеме,выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его (привёл не менее одного аргумента) – 3б.
4. Грамотность Соблюдение орфографических норм.Соблюдение пунктуационных норм.Соблюдение грамматических норм.Соблюдение речевых норм.Фактическая точность письменной речи – 10б.

III. Работа с текстом.

1. Перед вами текст сказки С-Щедрина «Пропала совесть» в сокращенном варианте, который мы сегодня будем анализировать. Творчество писателя мы закончили изучать на уроках литературы. С проблематикой сказок также знакомы.

2. Чтение текста.

3. Анализ текста по алгоритму (дидактический материал с алгоритмом у учащихся на столах).

Сначала учащиеся самостоятельно работают в группах:

1 группа – задания 1-3.

2 группа – задания 4-5.

3 группа – задания 6-7

Ответы обсуждаются в группе. Готовится защита выступления.

Во время анализа текста учащиеся делают записи и смогут дополнить ответ, отметить недочеты, оценить ответ с точки зрения полноты и грамотности формулировки.

Примерные ответы.

Текст — произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста: 1) авторство 2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3)тематическое и идейное единство. 4)грамматическая связь между предложениями. 5)абзацное членение – выделение микротем. 6)композиционная стройность, завершенность.

Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.

Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста.

  • Текст относится к повествовательному типу.
  • Сказка повествует о событиях.
  • Сама сказка – эпический жанр, передающий последовательную смену событий.

К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

В тексте используется художественный стиль:

Во первых, это художественное произведение, авторская сказка.

Во-вторых, образная, эмоциональная речь, богатая лексика воздействуют на воображение и чувства читателя.

В-третьих, используются языковые средства, тропы.

метафора, олицетворение

Совесть,как негодная ветошь (сравнение ).

говорящие фамилии — фамилии, которые характеризует людей

  • Надоедливая приживалка, возбужденное воображение, несчастный пропоец, сердце чистое ( эпитеты ).

  • Маленькое дитя — большой человек ( антонимы ).

  1. Какова композиция текста ?

  • Композиция любого текста состоит из трех частей:

вступления, основной части, заключения. Композиция текста повествовательного типа состоит из завязки, развития действия, развязки.

  • К завязке я бы отнес 1 абзац.

Совесть пропала вдруг… всякий швырял ее, как негодную ветошь.

  • Развитие действия включает …абзацев.

Совесть переходит от человека к человеку, и каждый пытается от неё избавиться, так как не хочет жить по совести, честно. Совесть просит схоронить её в чистом сердце ребёнка.

  • Последний абзац можно считать развязкой.

Совесть начинает расти в маленьком ребенке, который станет большим человеком с большой совестью, И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия.

  1. Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.

Тема «Совесть пропала» отражена в заглавии.

Микротемы.

Завязка.

Развитие действия., Развязка.

Формулировка микротем текста – это план (назывной, вопросный, тезисный ) или сжатое изложение текста.

  1. Сформулируйте проблему текста.

Используйте клише:

Автор размышляет над проблемой…, Автор текста затрагивает проблему…, В центре внимания автора проблема…, Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…, Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Почему некоторым людям совесть не нужна?

  • Как совесть может изменить жизнь?
  • Влияет ли совесть на поступки людей?

Прокомментируйте авторскую позицию.

Комментарий

Используйте клише для комментария проблемы:

  1. Автор отмечает, описывает, подчёркивает, считает, цитирует, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает…

  2. Автор останавливается на…

  3. Автор приводит пример того, как…

  4. Автор отмечает важность…

  5. Автор приходит к выводу…

  6. Автор по-настоящему встревожен тем, что…

Автор по-настоящему встревожен тем, что совесть, оказывается, никому не нужна. Те, к кому она попала, стремятся от нее избавиться.

Он отмечает роль совести в жизни человека и приводит примеры того, как люди начинают себя вести по совести… (привести примеры из текста).

Салтыков-Щедрин отмечает важность присутствия у человека совести и надеется, что совесть не может исчезнуть совсем. Есть люди, в частности маленькие дети, кому совесть нужна. В них совесть будет расти, и жизнь изменится к лучшему.

Авторская позиция

Используйте клише для определения авторской позиции:

  1. Автор считает, что…

  2. Решение проблемы автор видит в том, что…

  3. По мнению автора,…

По мнению автора, там, где совесть, нет места неправде, коварству и насилию.

IV. Беседа по проблеме.

Вопросы:

— Какие произведения, затрагивающие проблему совести, вы знаете? (Произведения о ВОВ: В.Быков, повести «Сотников», «Обелиск», Б.Васильев, повесть «А зори здесь тихие», Ю.Бондарев, роман «Горячий снег» и др.

Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»,, А.Н.Островский, драма «Гроза»,, И.А.Гончаров, роман «Обломов»,, М.Е.Салтыков-Щедрин, сказки.

  • Заранее подготовленный ученик зачитывает афоризмы писателей о совести.

Антон Павлович Чехов., Петр Первый, Бернард Шоу., Александр Сергеевич Пушкин

Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ ).

Самое главное украшение — чистая совесть.

Денис Иванович Фонвизин

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Овидий (древнеримский поэт ).

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Константин Кушнер

Угрызения совести не каждому по зубам.

Пословицы и поговорки о совести.

  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
  • Добрая совесть злому ненавистна.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Есть слезы — есть и совесть.
  • Что того и совестить, у кого нет совести.
  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Угрызение совести сильнее кнута.
  • От людей спрячешься, от совести нет.

V. Лексический, орфографический и синтаксический анализ текста.

1. Лексическая работа. Подберите синонимы к словам писатель, сказка.

  • Автор, прозаик, русский писатель, классик, Салтыков-Щедрин, он.
  • Произведение, текст.

2. Из предложений 1-2 абзацев выпишите слова с разными видами орфограмм, графически их выделите.

Мгновенн о, воз бужденн ому (воображению), ни чего, лег че, (поспешили) воспользовать ся, негодную ветошь , не счаст ный, рас каяние, на рас свете.

орфограммы в корне, окончании).

В каком случае вы можете обратиться к орфографическому словарю?

3. Объясните знаки препинания в предложениях 1 абзаца.

Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами , так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!».

Первая запятая, Вторая запятая

Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». ,

Начались грабежи и разбои, люди остервенились. и , .

4. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: « Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем !». –

И тогда совесть попросила о том, чтобы её схоронили в сердце дитя.

Прямая речь, Косвенная речь

5. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть .

Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы»., Без совести люди стали жить легче и свободнее

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им… 28 слов

Один пропоец подобрал совесть. И ему стало совестно за прошлые поступки.

VI. Рефлексия.

  • Считаете ли вы, что занятие было полезным? Да – нет .
  • Оцените свои знания и умения по теме «Комплексный анализ текст» по пятибалльной шкале 5-4-3.

Смешное и трагическое в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»:

Смешное и трагическое в сказке м е <a href=салтыкова щедрина пропала совесть 1" width="640" height="auto">

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/smeshnoe_i_tragicheskoe_v_skazke_m_e_saltykova_shhedrina_propala_sovest/11-1-0-957

Проблема воспитания. По М.Е. Салтыкову-Щедрину

Проблема воспитания по м е салтыкову щедрину 1

Сочинение по тексту:

Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сказок ставит проблему воспитания. Он считает, что достойный человек должен быть совестливым. Когда же следует формировать в человеке доброту и милосердие?

Великий сатирик в иносказательной форме рассказывает об исчезновении совести в душах людей. Мир испортился, он сделался населённым бессовестными, циничными сребролюбцами.

Наконец, совесть сама попросила своего «хозяина» — бедного мещанина — поместить её в сердце младенца, чтобы он рос и чтобы совесть возрастала в нём. «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…», — делает заключение автор.

Главная мысль сатирика состоит в том, что формировать добрую душу в человеке нужно с младых ногтей; в противном случае совесть может не укорениться в его сердце.

Великий сатирик, конечно, прав, полагая, что именно детское сердце способно воспринять добро и укрепиться в нём. Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Строгий отец Петруши Гринёва, отправляя сына служить в Оренбургскую губернию, наставлял его «хранить честь». С детства он вложил в душу сына совесть и чувство долга. Во время пугачёвского бунта Пётр Гринёв проявил себя как человек, имеющий достоинство и свято исполняющий свой долг перед отечеством.

Он отказался служить Пугачёву и не преступил клятвы, данной императрице.

И хотя герой отступает от принципов, в которых его воспитывали, и предаётся ложным идеям о сверхчеловеке, совесть не оставляет его и после совершенного преступления.

Она толкает его в дом Мармеладовых, где он отдаёт последние деньги малолетним детям, а впоследствии исповедуется Соне, помогающей ему признаться в преступлении, покаяться и начать новую жизнь.

Итак, совесть, если она с детства заложена в человеческую душу, поможет ему подняться даже после чудовищного падения и стать полноценной нравственной личностью.

Текст М.Е. Салтыкова-Щедрина:

(1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (3)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее.

(4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякие душевные сомнения как рукой сняло: ничто не смущало людей, ничто не заставляло их задуматься.

(6)И настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

(7)А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (8)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя. (9)Всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие. (10)И Бог знает, как долго пролежала бы таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропойца. (11)И вдруг он почувствовал, что его пронзила словно электрическая струя. (12)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа.

(13)И кажется бедному пьянице вся его жизнь сплошным безобразным преступлением. (14)Но, увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения.

(15)— Батюшки! (16)Не могу! (17)Несносно! (18)Надо как-нибудь сбыть её, а то с ней пропадёшь, как собака! — думает жалкий пьяница и ищет, кому бы подбросить свою находку…

(19)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый Прохорыч. (20)Сначала он заглянул потихонечку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в одно мгновение растворил дверь, вбежал, и прежде, нежели Прохорыч успел опомниться, ужасная находка уже лежала у него в руке…

(21)Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами, потом вдруг весь вспотел. (22)— А ведь скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть.

(23)— Жена! Арина Ивановна! — вскричал он вне себя от испуга.

(24)Прибежала Арина Ивановна, но как только увидала, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: «Караул! Батюшки! Грабят!» (25)Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи…

(26)Следующий день, как нарочно, был базарный. (27)Служебным долгом квартального надзирателя Ловца было наблюдение за порядком. (28)Он, стало быть, и отправился на базар исполнять свой долг. (29)Этому-то мздоимцу ловко подкинула Арина Ивановна совесть в карман его пальто.

(30)Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. (31)Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. (32)Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли всё, что попадалось по дороге. (33)Словом сказать, был лихоимец и взяточник порядочный.

(34)И вдруг этого самого человека начало коробить. (35)Подошёл к одному возу, хочет запустить лапу — лапа не поднимается. (36)Подошёл к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! — руки опускаются! (37)Увидел нищего мужика на дороге, дал ему подаяние.

(38)— Это за что же, Фофан Фофаныч?

(39)— А за мою прежнюю обиду, друг! Прости меня, Христа ради! (40)— Ну, Бог тебя простит!

(41)Таким образом обошёл он весь базар и раздал все деньги, какие у него были. (42)Так и вернулся Ловец домой без добычи. (43)А жена ему: «Куда кульки девал?» (44)Он ей в ответ: «Перед лицом моей совести свидетельствую…»

(45)«Ну, так и обедай со своей совестью, а у меня для тебя нет обеда!» — решила Ловчиха. (46)Вскоре поняла она, что Ловцу её круто пришлось. (47)Раздела она его, уложила в постель и напоила горяченьким. (48)Призадумалась.

(49)Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: «А посмотрю-ка я у него в пальто, может, найдутся в карманах какие-нибудь грошики?» (50)Обшарила она один карман, другой — нашла какую-то грязную, замасленную бумажку.

(51)Как развернула эту бумажку — так и ахнула!

(52)И стала придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть…

(53)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (54)Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях да без пристанища. (55)Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, бедному мещанину:

(56)— За что вы меня тираните? (57)За что помыкаете мной?

(58)— Что же с тобой делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил в свою очередь мещанин. (59)— А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое дитя, раствори ты предо мной его чистое сердце и схорони меня в нём! (60)Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается! (61)По этому её слову так всё и сделалось. (62)Отыскал мещанин дитя, растворил его чистое сердце и схоронил в нём совесть.

(63)Растёт дитя, а вместе с ним растёт и совесть. (64)И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. (65)И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

(По М.Е. Салтыкову-Щедрину)

План Вступление. Что такое совесть? Чтение и обсуждение рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

План вступление что такое совесть чтение и обсуждение рассказа м е салтыкова щедрина пропала совесть  1

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Беседа

«Совесть – мерило нравственности»

Цели:

План

(1 часть)

Вступление

Сегодня на нашем классном часе мы поговорим об одном человеческом чувстве, но о каком я не буду пока говорить. Попробуйте догадаться сами…

Итак, что называют нравственным чутьем или чувством в человеке, внутренним сознанием добра или зла, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим от лжи и зла, внутренним моральным контролем?

Что же это? Да, это – совесть ! Ее великие люди называют законом законов, высшим судом, тем, от чего невозможно скрыться. И сегодня мы поговорим об этом удивительном чувстве, которое сопровождает нас всегда, какой бы поступок мы не совершали. И недаром мы часто говорим о нечисто или чистой совести, то есть, ели мы совершаем хороший поступок, совесть у нас чиста, и наоборот.

Но взгляните с другой стороны – в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, а согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

Прослушивание и обсуждение 1 части рассказа, М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

У писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Давайте прослушаем и обсудим его его.

«Пропала совесть.

По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догонялиu, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие стали чувствовать себя даже бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее было подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…

Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживала так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.»

Высказывания учеников.

Но ведь мы могли бы спокойно обманывать, не мучаясь, например, пропускать уроки, придумывая что-либо со спокойной совестью, не испытывая неудобств и опасений, что правда выйдет наружу….

————————

Но ведь удобнее? Да!

Так зачем нам нужна эта приживалка совесть?…

В запальчивости можно сказать грубое слово, обидеть человека, а потом раскаиваться. А ведь можно было бы, вести себя как хочешь и не оглядываться на прошлое. Зачем нам нужны эти неудобства? Нужны ли? Зачем?….

А ведь можно причинить боль не со зла, а по недоразумению, по оплошности – за что же в этом случае терзаться?!….

Бывают люди, которые постоянно казнят себя за поступки, в которых, по существу ничего плохого и не было, винят себя за то, в чем не виноваты – зачем?! Не будь совести, жилось бы им намного увереннее…

Решение проблемных ситуаций

а как бы вы поступили в следующих ситуациях?

  1. У вас есть два близких друга. Один из них рассказал вам о другом, что тот совершил нечестный поступок. Как поступит ваша совесть, позволит рассказать другому об услышанном или не позволит огласить тайну вашего друга?

  2. Вы едете в автобусе, а рядом стоит бабушка или беременная женщина. Позволяет ли вам совесть продолжать сидеть?

  3. А если в той же ситуации вы стоите рядом с молодым человеком. Позволит вам ваша совесть стоять спокойно рядом?

  4. Кто-то в твоем присутствии поступил нечестно, несправедливо и твоя совесть не позволит остаться равнодушным – и в результате ты можешь попасть в неприятную ситуацию.

  5. Вспомните и расскажите, были ли у вас в жизни ситуации, когда совесть помогала или, наоборот, мешала вам.

Дискуссия по 2 части рассказа

Я предлагаю прослушать рассказ Салтыкова-Щедрина, который мы читали в начале нашей беседы до конца. Что же случилось с «потерянной» совестью?

«…Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть по белому свету. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только того и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

Наконец, наскучило ей и самой, что негде ей, бедной голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях без пристанища.

— За что вы меня тираните? – жаловалась бедная совесть, — за что вы мной, словно отымалкой какой помыкаете?

— Что же я с тобой буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна? – спросил в свою очередь мещанинишка.

А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем. Авось он меня неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.

По этому ее слову так все и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

А что случилось, по-вашему, дальше?

Высказывания учеников

Вот как заканчивается этот рассказ у Салтыкова-Щедрина:

Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»

Обсуждение тезисов в группах

(см приложение)

Заключение., Портрет совестливого человека

Итак, совесть нужна? Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать… (нечестно, несправедливо .)

  2. Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

  4. Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  5. Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние ).

  7. Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).

  8. Она побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).

  9. Отвращает его от… ( дурных поступков и действий ).

Подведение итогов, выводы

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов.

Так будем же стремиться к этому образу совестливого человека!

И в заключение нашей беседы я хотела бы спросить: какие выводы вы сделали из всего сказанного нами?

«И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама!»

приложение

  1. Учебник

    Задание на дом. Прочитать краткую биографическую справку о М.Е.Салтыкова-Щедрина: и его сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга».

  2. Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sovremenna-li-sovest-po-skazkam-saltyikova-schedrina/

    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

  3. Документ

    Первая часть этой книги представляет собой публи­цистическую работу, от начала до конца построенную на диалоге с читателем. Толчком для этого диалога по­служили идущие в обществе оздоровительные процессы 80-х годов.

  4. Урок

    заместитель по учебной части Стаж работы: 0 лет Категория: высшая Проблема: «Опорные схемы в изучении русского языка» Ерофеева Людмила Михайловна, Заслуженный учитель Чувашской Республики Стаж работы: 35 лет Категория: высшая Проблема:

  5. Рассказ

    «Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Основная проблематика <a href=сказок м е салтыкова щедрина 1" width="640" height="auto">

Книга Салтыкова-Щедрина «Сказки» включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Самый общий смысл в проблематике «Сказок» заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др.

Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой — разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.

В художественном зеркале «Сказок» представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».

Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

В сказке «Орел-меценат» писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить «золотой век» просвещения.

В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.

Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трёзор»), кулака («Соседи»), то — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.

Умение сатирика обнажать «хищные интересы» крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика. Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: «В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились». Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик.

В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».

Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.

Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте «орлов», он говорит, что «орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют».

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения «пестрых людей», разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью.

В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и «все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» Он не заводил ни семьи, ни друзей. «Он жил и дрожал — только и всего».

Щедрин в сказке «Самоотверженный заяц» иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой — над слепой покорностью их жертв.

В сказке «Карась-идеалист» речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина.

В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную.

Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.

Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Баран Непомнящий», «Христова ночь», «Приключение с Крамольниковым».

В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в «негодную тряпицу», добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.

Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях («Христова ночь», «Рождественская сказка», «Путем-дорогою»).

В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения — в этом состоит основной идейный смысл «Сказок» Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/saltykov-shchedrin/skazki/7255-osnovnaya-problematika-skazok-m-e-saltykova-shchedrina

Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Основная проблематика сказок м е салтыкова щедрина 2

Категория: Салтыков-Щедрин М.Е.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Книга Салтыкова-Щедрина «Сказки» включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества. Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в.

, воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок. Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Самый общий смысл в проблематике «Сказок» заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Бедный волк» и др.

В художественном зеркале «Сказок» представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».

В сказке «Медведь на воеводстве» издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: «орлы для просвещения вредны». Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества — дворянство и буржуазию.

Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика («Дикий помещик»), генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), купца («Верный Трёзор»), кулака («Соседи»), то — и это чаще — в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.

Умение сатирика обнажать «хищные интересы» крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика.

Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: «В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились». Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик.

Волк обещал помиловать зайца («Самоотверженный заяц»), другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный заяц»), орел простил мышь («Орел-меценат»), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь («Деревенский пожар») — об этом пишут с восхищением другие… Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв.

Разоблачая ложь о великодушии и красоте «орлов», он говорит, что «орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют».

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения «пестрых людей», разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и «все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» Он не заводил ни семьи, ни друзей. «Он жил и дрожал — только и всего». Щедрин в сказке «Самоотверженный заяц» иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой — над слепой покорностью их жертв.

В сказке «Карась-идеалист» речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров. Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Праздный разговор», «Коняга», «Кисель» и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную. Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных. Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак», «Баран Непомнящий», «Христова ночь», «Приключение с Крамольниковым». В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в «негодную тряпицу», добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению. Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях («Христова ночь», «Рождественская сказка», «Путем-дорогою»).

В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения — в этом состоит основной идейный смысл «Сказок» Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера.

Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского л

Я хожу в школу, посещаю дополнительные занятия по английскому языку, помогаю родителям дома. Я стараюсь успевать все и делать это по возможности лучше, чтобы не стыдно было сказать, что это я сделал, поэтому часто я утомляюсь.

Владимир Набоков, наверное, самый крупный русскоязычный писатель 20 века. Это автор, чей путь в искусстве отличался изысканной, причудливой извилистостью. Причудлив и извилист и художественный стиль Набокова.

Этот писатель – мастер, с небывалой легкостью играющий стилями, формами и направлениями. Набоков погружает читателя в свой мир, немного абсурдный, немного нелепый, немного страшный, но всегда очень интересный.

Он доставляет читателю не только эстетическое, но и интеллектуальное удовольс

Мне очень понравился рассказ А. И. Куприна «Белый Пудель», там был пёс, которого звали Арто. Арто с Серёжей и дедушкой Лодыжкином ходили по Крыму и зарабатывали деньги. Арто был беленького окраса. Подстригли его как льва, потому что ему очень так шло.

У Арто был очень дружелюбный характер. Арто был спокоен, не лаял и был верным другом. Как- то раз эта группа артистов зашла на дачу под названием «Дружба». Там жила барыня, а у неё был сын, которому очень захотелось эту собаку.

Барыня предлагала ку

Я давно, еще когда была маленькой, читала «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Меня поразило, что автор, взрослый человек, боится стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр.

И поэтому он «купил ящик с красками и карандаши». Автор понимает Маленького принца, переживает о нем, когда думает о баобабах. И сразу становится ясно, что в нем еще много осталось от того маленького мальчика, которого не поняли взрослые.

Понемногу он осознает, как печальна и однообразна жизн

Человеческое общество изменяется вместе с ходом истории. Под шорох календарных страниц происходят смены политического и социального строя, научные и технические революции, непрерывно развивается общество и человек.

Однако существуют в мире вечные ценности, которые остаются важными и актуальными независимо от исторической эпохи, одной из них по праву считается любовь.

Это таинственное, подчас необъяснимое чувство, возникающее между двумя людьми, пытались описать многие известные литераторы, но мн

-. солоденька мамалига…, не здат­на ні на який гріх. А значить, і ні на яку святість». Марія, дівчина «… років 26… Постать гнучка, ходить легко, але немов недбало. Манера балакати насмішкувата…»,— головна героїня п’єси.

Вона дивує, а подеку

А. Н. ОстровскийБесприданницаДействие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре.

Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огу

Павло Михайлович Губенко (більше відомий як Остап Вишня) зумів втілити у своїх мудрих, дотепних, кмітливих, щирих і безпосередніх ге­роях риси характеру українського народу, передати його ментальність.

Й ущипливий дотеп, коли йдеть­ся про безгосподарність, лінощі, безвідповідальність, неуцтво. Цикл тво

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}

Источник:

Ссылка на основную публикацию

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче­тается с трагическим.

Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка».

Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб­нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер­венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении.

«Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе­тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть.

Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь…

» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

знакомому генералу. Автор сочувствует совести, которая долго «шаталась» по белому

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет… Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут… все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо­ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала… — это трагедия и для человека, и для общества!