Азбука как жанр детской литературы

Курсовая работа

Введение. Место и роль азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы

Жанр — род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.) [16].

Жанр — категория историческая. Определенная художественная форма характеризуется вызываемыми ею чувствами и мыслями. М.Л.Гаспаров, блестяще описавший множество литературных жанров и форм (с античности до наших дней), предложил емкую формулу жанра: «Исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования» [3].

Понятие жанра не ограничивается рамками художественной литературы: любой текст, как и любое речевое произведение, относится к тому или иному жанру. Главным содержательным признаком жанра является определенный набор конвенций, касающихся отношений между автором и адресатом данного текста (речевого произведения).

Так, жанр доклада предполагает, что говорящий рассказывает то, что придумал лично он, но при этом аудитория компетентна в данной научной области, содержание доклада выносится на суд аудитории. Жанр лекции предполагает, что докладчик излагает выбранную тему, используя факты и идеи (в том числе не им открытые и уже известные научному сообществу); читающий лекцию обращает свою речь к людям, менее компетентным в данной области, чем он сам. Речевые жанры (произнесение поздравительной речи, тоста, рассказывание анекдота, принесение присяги или обращение к нации и др.) также различаются, в первую очередь, теми конвенциональными отношениями между автором и адресатом, которые традиция связывает с каждым из этих жанров [9].

Детская литература – это самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли.

Разнообразны функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, воспитательная, гедонистическая (наслаждения), эстетическая, познавательная (обучающая).

Жанровые и педагогические доминанты в детской литературе определяются сочетанием дидактики и эстетики, гармоничное соотношение педагогического и художественного компонентов в детских произведениях имеет огромную важность.

«Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В.Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).

6 стр., 2916 слов

Жанры в искусстве, их связь с содержанием художественного произведения

... в средневековой, ни в ренессансной литературе не существовало систематического, исчерпывающего, претендующего на "всеобщность" свода жанровых норм. Он появился только в XVII в. Французский поэт Н. Буало-Депрео в Поэтическом искусстве (1674) разграничил жанры ...

И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита взрослых от детей»(!)» [20].

При этом излишняя дидактика идет не на пользу художественности: в лучших произведениях для детей мораль, как в народных сказках, открыто не высказывается.

Не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В прежние времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, тогда даже дошкольников заставляли заучивать наизусть «идеологически правильные» стихи и читать малохудожественные рассказы о Ленине. Потому огромна роль взрослого, проводника ребенка в постижение мировой и отечественной литературы.

Впечатления детства – самые крепкие, самые важные. Потому не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь. Важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.

Огромна роль иллюстраций в детской книге. Даже взрослый читатель начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления. Для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединяется с ее содержанием (трудно представить «Приключения Буратино» А. Толстого или «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова без иллюстраций Л. Владимирского).

Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.

Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологические особенности восприятия детской литературы. Это идентификация – отождествление себя с литературным героем.

Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, стремясь к чуду, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, ребенок обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.

Жанровым формам в литературе для детей присуще многообразие, представлен большой спектр от малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Все они характеризуются исторической изменчивостью.

Важнейшие группы художественных жанров детской литературы:

1) прозаическая и стихотворная литературная сказка (стилизация,

11 стр., 5167 слов

Влияние художественной литературы на личность ребенка

... который считал, что детская литература — это сплав искусства, педагогики и детской психологии, что главная ее функция — воспитательная. Создавая книги для детей детские писатели должны ... на развитие детской литературы. 2. Основная часть. Художественно-эстетическое развитие ребенка В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы является формирование у детей эстетического ...

пародия);

2) исторические жанры (“пересказы” мировой истории для детей и

юношества;

3) автобиографические жанры;

4) жанры русской реалистической прозы о детях (рассказ, повесть,

роман);

5) жанры приключенческой литературы для детей (путешествие в приключенческом жанре и др.);

6) фантастика (“жанровый синтез”);

7) жанр “нонсенса” в поэзии и прозе (“Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла в переводах Н.М.Демуровой, Б. Заходера, сказки К. Чуковского, обэриуты);

8) поэтические жанры (“сюжетная” поэзия, баллада, поэма; песня);

9) трансформации зарубежной литературы (“Приключения Пиноккио” К. Коллоди и “Золотой ключик” А. Толстого);

10) юмористика для детей (пародия, анекдот);

11) периодика (журналы для детей).

Научное и художественное знание — важнейшие информационные составляющие, поэтому учебники являются накопителями и передатчиками базовых знаний человека.

Учебник — особый жанр научной и педагогической литературы. В систем