По мировой художественной культуре «Технологии преподавания предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура»»

Курсовая работа

На пути создания и развития нашей республики особое место, роль и значение принадлежит образованию. Современная система образования в общеобразовательной школе строится на необходимости постоянного обновления, вследствие быстрого темпа роста информации, получаемой человеком. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан.

Коренное изменение подходов к системе образования и социокультурной политике в целом, которую переживает современный мир, акцентирует внимание на развитии человека, его личностных качеств. Человек — вечный создатель духовных и материальных благ, носитель цивилизации, ее политического и образовательного развития.

Духовной зрелости человек может достичь только наследуя культурно-художественные ценности, а повышение культуры каждого отдельного члена общества приводит к обогащению культуры человечества. Учитывая, что художественная культура общества и художественная культура личности функционируют во взаимосвязи, формирование последней невозможно без овладения культурными ценностями, глубокого познания возрастных художественных традиций своего народа, наследниками которого ученики станут в будущем. В связи с этим идет разработка Государственного образовательного стандарта, примерных программ по курсу «Мировая художественная культура» (10-11 классы), который должен стать своеобразной художественно-мировоззренческой кульминацией школьного художественного образования. Цель такого образования заключается в личностном художественно-эстетическом развитии учащихся, формировании у них мировоззренческих ориентаций, полихудожественных и поликультурных компетенций, воспитании потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании [21, с.19]. Поэтому преподавание предмета «Мировая художественная культура» требует интегральных подходов к выбору и использованию педагогических технологий обучения.

Природа и общество вычленила педагогов в когорту людей, наделенных творческим поиском знаний, призванных ответственно переносить эти знания новым поколениям общества, гражданам страны. Именно педагог является ключевой фигурой, носителем общечеловеческих ценностей, создателем творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящего в нашем обществе, ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, повышения уровня его общей педагогической деятельности и профессиональной культуры. Главная суть этих изменений заключается в осмыслении и изучении культуротворческого опыта, в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, в выявлении причин и проблем обучения, способов их преодоления, в прогнозировании результатов, которые возникают и последствий принимаемых решений, в коррекции осуществления педагогического процесса, в установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в понимании отдельных педагогических функций, начиная от типичных педагогических технологий до инновационных, творческих, личностно ориентированных, которые превратили суперпозицию педагога и субординационную позицию воспитанника в личностно равноправные позиции. Процессы такого типа способствуют формированию профессиональной культуры педагога, «запуску» внутренних механизмов развития личности путем внедрения новых педагогических технологий. Умелое и активное использование этих технологий, готовность учителя к творческому поиску вместе с учениками, умение создать атмосферу продуктивного познания способствуют эффективному усвоению материала последними и увеличивают интерес к учебе.

27 стр., 13133 слов

» Современные педагогические технологии в профессиональном ...

... взаимообусловленнось их развития способствовало появлению новых технологий, нового инструментария, новых систем по обработке информации. Это способствовало комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. Стандартизация образования. Эта тенденция развития системы профессионального образования связана с ...

Социально-экономические изменения в обществе, реформирование образования на гуманистических и демократических принципах, переход на личностно ориентированное обучение и воспитание в различных системах образования требуют внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, поэтому сейчас как никогда раньше возрастает актуальность использования таких технологий, которые активно внедряются учителями и которые помогают достичь желаемых результатов.

Наиболее требует таких технологий — интегрированные предметы «Искусство» и «Мировая художественная культура». Принцип вариативности в преподавании искусства и мировой художественной культуры обусловливает избирательность и гибкость использования учебной информации, внедрение широкого арсенала художественно-педагогических технологий [14, с. 89]. Как никогда ранее, необходимо новое поликультурное образование и образование, которое эффективно выполняло бы функцию личностного художественно-эстетического развития обучающихся, способствовало формированию у них мировоззренческих ориентаций, компетенций в сфере художественной культуры, воспитанию потребности в творческой самореализации и духовном самосовершенствовании в процессе овладения ценностями культурного наследия всего мира. В связи с этим оказывается целесообразным изучение проблемы личностно ориентированного обучения и интерактивной организации учебного процесса.

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... на личностно ориентированное обучение; Практическая значимость нашего исследования заключается: – в разработке заданий, рекомендуемых для использования на уроках литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения; – в разработке конспектов и фрагментов уроков по литературному чтению в аспекте личностно ориентированного обучения нашей . Опытно-педагогическая работа ...

Но на сегодняшний день подготовка будущих учителей художественных дисциплин и вооружение их новейшими образовательными технологиями для проведения занятий находятся в состоянии концептуального переосмысления. Учителя должны иметь не только глубокие знания и умения, но и такие качества личности, как гибкость, мобильность, критическое мышление, готовность к инновационной деятельности [21,с.4].

Пособие под общей редакцией А.Н. Пехоты «Образовательные технологии» знакомит нас с современными подходами к организации педагогического процесса. Автор дает краткую характеристику образовательных технологий, раскрывает дидактические возможности и особенности их организации, рассматривает национальный и зарубежный опыт использования технологий в образовательном процессе. Пособие ориентировано не только на теоретическую подготовку будущего учителя, но и на развитие творческого потенциала личности школьного педагога, формирование теоретической и практической готовности реализации технологического подхода в образовании.

Интерактивное обучение как специфическую образовательную технологию в общедидактическом аспекте основательно исследовали А. Пометун и Л. Пироженко. К сожалению, у них не освещен практический опыт проведения занятий по художественной культуры с использованием интерактивных технологий. Очевидно, такая ситуация вызвана тем, что теоретические и методические основы современных образовательных технологий находятся еще на стадии разработки, осмысления, первичной практической апробации.

В научной статье Забары Л.И. и Якиной Л.Н. «Инновационные технологии в методике преподавания МХК как условие развития художественного обобщения у старшеклассников» представлена методика развития художественного обобщения у старшеклассников с позиций интегративного преподавания МХК, возможности сочетания инновационных технологий в изучении мировой художественной культуры как специфической сферы духовной жизни общества. Авторы подробно раскрывают методику данной технологии на примерах различных интерактивных методов и приемов.

Учебно-методическое пособие «Технологии интегрированного преподавания предметов «Искусство» и « Мировая художественная культура » в общеобразовательной школе» Просиной О.В. раскрывает практические аспекты использования педагогических технологий в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Знакомит педагогов с сущностью понятия педагогическая технология, видами технологий, методами и приемами, алгоритмом использования некоторых из них, приводит примеры практических занятий по внедрению интерактивных методов, методов личностно ориентированного обучения.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования современных педагогических технологий обучения (А. Пехота, Г. Селевко, И. Зязюн, Г.М. и А.Ю. Коджаспировы, В.В. Гузеев, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко) свидетельствует, что среди разнообразия педагогических (образовательных) технологий отдельно выделяют личностно ориентированные педагогические технологии и интерактивные технологии обучения. Каждая педагогическая технология отличается устойчивостью, системностью, способностью воспроизводиться, эффективностью и стабильностью конечных результатов.

6 стр., 2579 слов

Изучение драматургического творчества А. Н. Островского в аспекте ...

... уроков по изучению пьесы «Гроза» с использование новых педагогических технологий («Обучение в сотрудничестве» и РКМЧП). Структура курсовой работы:, Глава I Методические аспекты изучения художественного творчества ... (37). Несмотря на богатейшую литературу, посвященную Островскому, все же избранная автором тема курсовой работы является недостаточно изученной. Не была предметом специального ...

Целью данной работы является изучение сущности личностно ориентированных и интерактивных технологий и возможности их использования в школьной практике для проведения занятий по искусству и мировой художественной культуре.

Для реализации цели данной работы предусмотрено выполнить следующие задачи:

  • проанализировать научную литературу по вопросам личностно ориентированных и интерактивных педагогических технологий и практике их использования в образовательном процессе в ходе преподавания курса «Мировая художественная культура» и «Искусство»;
  • определить типологию личностно ориентированных и интерактивных педагогических технологий и эффективность каждой из них;
  • проанализировать особенности организации и проведения занятий с применением инновационных технологий;
  • провести урок по мировой художественной культуры с использованием интерактивных методов и методов личностно ориентированного обучения, убедиться на практике в действенности и эффективности заданных технологий;

— подтвердить рабочую гипотезу: качество и эффективность обучения на уроках мировой художественной культуры зависит от степени использования инновационных технологий.

Глава 1. Теоретические основы использования педагогических технологий в образовательном процессе

Понятие «технология» раньше относилось к сфере промышленного производства и обозначало систему взаимосвязанных способов обработки различных материалов и приемов изготовления того или иного вида продукции.

В кратком словаре иностранных слов дано определение: «Технология (греч. techne мастерство + logos учение) — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». В еще более узком производственном контексте это понятие раскрыто в энциклопедическом словаре: «Технология — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

совокупность

1.1. Характеристика современных и традиционных педагогических технологий

В педагогической литературе встречаются несколько определений понятия «педагогическая технология». Г.М. и А.Ю. Коджаспировы дают следующее определение: «Новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности».

Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс. Представим, например, что в производстве какого-либо конкретного продукта питания, допустим, определенного сорта сыра или йогурта применяются отдельные технологические приемы. Вряд ли тогда производитель получит данный сорт, чтобы его получить, необходимо тщательнейшим образом соблюсти всю технологическую цепочку (сырье, последовательность действий, время каждого этапа и т.п.).

5 стр., 2336 слов

Проблема педагогического общения. Совершенствование личности ...

... взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Общение в педагогической деятельности ...

С другой стороны, даже полное соблюдение всей технологической цепочки не всегда приводит к желаемому результату. Подобные несоответствия наблюдаются и в школьной практике, когда речь идет о применении педагогических технологий. Учитель применяет отдельные элементы той или иной технологии, а ожидаемого результата не наблюдается. В то же время, на практике часто бывает и противоположное явление. Казалось бы, учитель полностью строит свою педагогическую деятельность в соответствии с той или иной педагогической технологией, а такового по-прежнему не наблюдается.

Обратимся к рассуждениям В.В. Гузеева. По его замечанию, педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, направленное на повышение эффективности образовательного процесса, на гарантированное достижение запланированных результатов обучения. Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» не различаются. Тем не менее, как отмечает В.В. Гузеев, под названием «педагогическая технология» в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания.

Для воспроизведения той или иной образовательной технологии очень важно располагать ее максимально полным описанием, которое предполагает раскрытие всех основных её характеристик, что делает возможным её воспроизведение.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре:

1. Название технологии отражает главную решаемую проблему, основные качества, принципиальную идею, суть применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации образовательного процесса или характерную ситуацию. Название технологии часто даётся по одному, самому яркому её признаку.

2. Целевые ориентации технологии — стержень или лейтмотив, удерживающий стройность технологии и придающий ей лицо. Это ориентация на определённую сферу развития человека. Отображаются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится модель развития ученика по ступеням.

3. Концептуальная основа педагогической технологии — краткое описание руководящих идей, принципов технологии, трактовка её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, опыт, применяемые методы.

4. Содержание образовательного процесса в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указываются объем и характер содержания обучающих, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

5. Процессуальная характеристика (методические особенности — раскрытие методов и форм организации образовательного процесса, структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям, задачам и контингенту обучаемых.

6. Учебно-методическое обеспечение — учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий во взаимосвязи с содержанием и применяемыми методами. При работе по определенной технологии используют технологические схемы и карты.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ... красоты человека; 6) психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 7) проблемам экологии. Необходимо привить ...

Технологическая схема условное изображение (описание) алгоритма процесса, представление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графическое, символьное) логических связей между ними.

Технологическая карта описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

Чтобы работать по конкретной технологии, необходимо четко представлять себе процессуально-деятельностный компонент этой технологии, оснащенность учебного процесса, возраст обучающихся, специфику предмета.

Однако владение инновационными технологиями обучения не всегда приносит учителю профессиональный успех. Учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии — дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую — педагогическое мастерство учителя.

Характеристики различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических» весьма размыты — в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения. Кстати, весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педагогических технологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), а несколько иной контекст — новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно — деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

16 стр., 7592 слов

Обучение сочинению учащихся 5-6 классов: риторический подход

... мыслить нешаблонно. На уроках обучения сочинению в 5-6 классах целесообразно использовать следующие упражнения, ... ряд методов, например: повторение учащимися высказанной учителем установки-задания, - ... и близких. Опишите человека, который, по вашему мнению, «соответствует» своему ... в порфире, а завтра в могиле. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. 6. Работа с топосом «Условие» При написании сочинения ...

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение и проблемное обучение;
  • разноуровневое (дифференцированное) обучение;
  • коллективную систему обучения;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (интерактивное);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

По уровню применения технологии бывают:

  • общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

  • частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета).

  • локальные или модульные.

По организационным формам технологии бывают:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические;
  • клубные;
  • индивидуальные, групповые, коллективные;
  • дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

  • традиционные ( лекция, с использованием ТСО, обучение по книге);
  • дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);
  • программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

  • авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
  • сотрудничества ( это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

Учитель и ученик, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, дают оценки);

  • свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
  • личностно-ориентированные ( в центр образовательного процесса — личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условия для развития);
  • гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности, на помощь ей);
  • массовые (традиционные) технологии;
  • технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
  • технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, компенсации).

    26 стр., 12513 слов

    Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

    ... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: ...

По ориентации на личностные структуры технологии подразделяются на:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания технологии бывают:

  • обучающие и воспитательные;
  • светские и религиозные;
  • общеобразовательные и профессиональные;
  • гуманистические;
  • технократические;
  • моно- и политехнологии; проникающие.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой работе подходят для реализации в обучении искусству и мировой художественной культуры. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Глава 2. Технологии преподавания предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура»

Изменение содержания образования, изменение подхода к образовательному педагогическому процессу влечет за собой изменения педагогических технологий. Педагогическая технология предполагает гибкое управление учебной деятельностью, а не жестокое авторитарное управление. Педагогическая технология — это способ организации образовательного процесса, направленный на оптимальное достижение воспитательных и дидактических целей, системное планирование и управление решением педагогических проблем [15, с.102].

Основная цель внедрения в образование эффективных педагогических технологий заключается в снижении трудоемкости педагогических деятельности, повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.

Сегодня в процессе преподавания эффективно используются следующие технологии:

  • Предметно-ориентированные технологии, направленные на усвоение знаний, умений, навыков (традиционная организация обучения);
  • Технологии, построенные на усовершенствовании содержания учебного материала (модульные, авторские программы);
  • Технологии интенсификации учебной деятельности (игровые, коммуникативные технологии, проблемное обучение с опорой на ролевые игры);
  • Технологии основаны на эффективном управлении учебным процессом (индивидуальное обучение, программное обучение, коллективные средства обучения, компьютерные (новые информационные технологии);
  • Контрольно-оценочные технологии (планирование результатов обучения, тестовый контроль, рейтинговые системы оценки знаний учащихся, мониторинга результативности образовательного процесса);
  • Личностно-ориентированные технологии, предполагающие индивидуальный подход к каждому, демократический стиль управления, гуманистическую направленность обучения, педагогические сотрудничества, коллективной мыслительной деятельности;
  • Интерактивные технологии, суть которых заключается в том, что учебный процесс в условиях постоянной, активного взаимодействия всех учащихся;
  • учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии (адаптационные тренинги, тренинги толерантности и т.д.);
  • Квалиметрические технологии (отслеживание, оценка деятельности);
  • Политехнологии (комбинированные), интегрирующие элементы различных монотехнологий на основе любой целевой установки (проблемно-модульное обучение, интегрированное, дистанционное обучение).

    12 стр., 5823 слов

    Организация творческой деятельности учащихся на х

    ... области "Технология" для развития творческих способностей учащихся предлагается использовать систему проектов. Творчество и проектно-конструкторская деятельность всегда были тесно связаны между собой. Действительно, все, что Нас окружает, является результатом творческой деятельности людей, ...

Рассмотрим среди существующих технологий те, которые целесообразно использовать в процессе преподавания предмета «Мировая художественная культура», а именно личностно ориентированные, интерактивные, информационные.

2.1. Личностно ориентированные педагогические технологии как ориентир формирования ключевых компетентностей обучающихся

Личностно ориентированное педагогическое образование — это важный психолого-педагогический принцип, основу которого составляет совокупность исходных теоретических положений о личности и практических методических средств, способствующих ее целостному пониманию, изучению и гармоничному развитию. К личностно ориентированным технологиям разные авторы относят сегодня различные технологии, общепринятая классификация пока отсутствует. Личностно ориентированные технологии: создание проблемной ситуации, ситуации успеха, работа над учебным проектом, суггестивная технология и другие, направленные на развитие природных индивидуальных способностей учащихся, на развитие их эмоциональной сферы.

Суть проблемного обучения заключается в том, чтобы активизировать познавательные интересы учащихся и организовать их самостоятельную познавательно-творческую работу. Для этого учитель в процессе проблемного изложения учебного материала создает проблемную ситуацию: выдвигает гипотезу, применяет приемы «разрушение», «мозгового штурма», задает вопрос или задачу и организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемы. Технология создания проблемных ситуаций хорошо описана в педагогической литературе.

Технология проектирования предусматривает решение учеником или группой учащихся какой-либо проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей творчества и искусства. Проектная технология предусматривает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, средств.

Ситуация успеха — это субъективное психическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения исполнителя. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех.

Среди педагогических технологий личностно ориентированного обучения наибольший интерес вызывает суггестивная технология, основой которой является психическая саморегуляция. Предполагается, что обучение по суггестивной технологии осуществляется в условиях психологического комфорта.

Таким образом, назначение личностно ориентированных технологий заключается в том, чтобы поддерживать и развивать природные качества и индивидуальные способности учащихся, помогать им в творческой самореализации и духовном самосовершенствовании.

2.2.Технология проблемного обучения – шаг к развитию личности старшеклассника

В числе первых технологий, затрагивающих субъектный опыт учащихся надо рассматривать технологию эвристического (проблемного) обучения.

Технология проблемного обучения распространялась в 20-30-е годы ХХ века в отечественной и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Разработанные им концептуальные положения выглядят так:

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний — есть спонтанный, неуправляемый процесс.
  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются:

  • Проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивление и любознательности).

  • Активность ребенка (знания должны усваиваться «с аппетитом»).

  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Большинство положений концепции Дж.Дьюи не потеряли своей актуальности и сегодня. В них проступают идеи современного личностно ориентированного подхода, который предусматривает собственно добывание знаний учениками (первый принцип по Дьюи).

Второй принцип указывает на субъективность присвоения знаний. Третий принцип — учет интересов и наклонностей ребенка, его ценностных ориентаций, получения удовольствия и позитивное усиление.

По своей сути, проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, находящихся в поисках и решениях сложных вопросов и творческих заданий, которые требуют актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явлений, закономерности и законы. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, своеобразие, красоту и другие качества познания.

Технологии проблемного обучения предусматривают следующие 4 основные этапы деятельности учителя:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Задача нового направления решения;
  • Организация поиска решения;
  • Рефлексия.

В педагогической литературе выделяют такие методические приемы создания проблемной ситуации:

  • Выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Создание учителем противоречий;
  • Мотивация для разрешения противоречий;
  • Организация противоречий в практической деятельности учащихся;
  • Рассмотрение какой-либо задачи с разных позиций;
  • Побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставления фактов;
  • Постановка конкретных вопросов, которые способствуют обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;
  • Выдвижение исследовательской задачи;
  • Выдвижение проблемной ситуации;
  • Создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее решения.

Как видим, данная технология ориентирует учащихся на развитие умственных способностей и на самостоятельность не только познания, но и на развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости, его творческих способностей. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется «внутренняя модель мира» — при этом процессы обучения и учения взаимно согласуются с механизмом познания, особенностью мыслительных и поведенческих стратегий ребенка [12, с.187].

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличаются от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет большую свободу выбора ребенку в процессе обучения. В ее рамки не ученик подстраивается под стиль учителя, а учитель, обладая более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает свое обучение ребенка.

Итак, технологии проблемного обучения могут создать максимально благоприятные условия для развития и саморазвития личности ученика, выявление и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. Базовой ориентацией педагога в контексте данной технологии является проблемная ситуация на уроке, умение найти ей решение. Проблемное обучение предусматривает развитие критического мышления учащихся, что требует диалогической ситуации, свободной, творческой личности.

2.3. Метод проектов как один из современных методов обучения.

Из всего многообразия педагогических технологий особого внимания заслуживают те, которые могут достаточно органично и легко быть интегрированы с традиционным обучением, которое сегодня существует в наших образовательных учреждениях. Развитие образования должно идти эволюционным путем и каждое нововведение должно быть тщательно подготовлено, что предполагает, прежде всего, его осознание и освоение учителями.

Метод проектов является одной из педагогических технологий, которая отражает реализацию личностно ориентированного подхода в образовании и способствует формированию умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [14, с 81].

Данная технология направлена на активизацию деятельности учащихся в соответствии с их интересами в получении определенных знаний и ощутимого теоретического или практического результата. Поэтому при реализации метода проектов необходимо использовать собственную заинтересованность учащихся в знаниях и показывать, где полученные знания можно применить в реальной жизни.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность использовать полученные знания на практике, генерирует при этом новые идеи. Эта технология широко используется при изучении учащимися мировой художественной культуры.

При планировании работы над проектом главной задачей является изучение средств отбора методов анализа информации, установление критериев оценки результатов, сбор и анализ информации, формулирование выводов. В процессе проектирования учащимся дается возможность обсудить способы получения информации, которую надо использовать в данном случае, с каких источников и как надо получить и обработать эту информацию.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая реализуется как в индивидуальной, так и в парной, групповой деятельности, всегда предполагает решение проблемы: с одной стороны — использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний, умение использовать знания из различных областей науки, техники, искусства. Результаты проектов должны быть материальными, то есть в соответствии оформленными — видеофильм, альбом, бортжурнал, компьютерная газета, альманах, подборка художественных произведений, мультимедийная презентация и другое.

Проектная работа очень перспективная, поскольку в ней каждый из участников не теряет своего статуса активной действующей личности, пытается занять в группе позицию, соответствующую его возможностям: знаниям, умениям, способностям, мышлению, интересам и т. Это сказывается на общем формировании индивидуального стиля ребенка. Работая над проектом, учащиеся общаются, сотрудничают и помогают друг другу в процессе обучения, развивают социальные, умственные и коммуникативные навыки. Этот вид деятельности способствует осуществлению индивидуального подхода в классах с разным уровнем подготовки при изучении и усвоения нового материала. Выполнение проекта предполагает связь с реальной жизнью, необычность формы и самостоятельность изготовления, создания материалов, по сути является разными формами отчетности.

При использовании проектного метода все участники образовательного процесса решают целый ряд разноуровневых дидактических, творческих и развивающих задач. Это способствует развитию познавательных навыков учащихся, формированию умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать свои способности.

Таким образом, основными требованиями к использованию метода проектов можно назвать:

  • наличие значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний, исследовательского поиска;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Этапы работы над проектом

I этап. Выбор направления и формирования названия проекта: обобщенное название проблемы, определение круга вопросов; выделение общего направления или приоритетных (отдельных) направлений, оформленных в подпроекты. Определяют направление и формируют название проекта все члены коллектива — и педагоги, и ученики.

II этап. Разделы проекта.

1. Актуальность, необходимость, значимость выбранного направления.

2. Цель и задачи проекта.

а) долгосрочные: создание чего-то нового (по структуре, подходами, концепцией учебно-воспитательного процесса); новые технологии, методики;

  • возможна разработка исследования по проекту;
  • определение ожидаемых результатов;
  • планирование «продукта» в результате выполнения программы (пособия, сценария, технологии, плана, новой программы, сценария);
  • б) краткосрочные — определение конкретной цели, задач на определенный период.

3. Определение этапов реализации проекта:

  • а) указываются сроки начала и окончания проекта;
  • б) окончания проекта определяется этапностью его реализации;
  • в) указываются временные интервалы каждого этапа.

4. Механизм реализации проекта. Объяснение: «Как? Каким образом? С помощью каких средств будет реализован проект?» Планы апробации конкретных дел, акций, мероприятий в соответствии с определенными этапами.

5. Обязанности и ответственность участников реализации проекта:

а) кто отвечает за проект?

б) кто и за что отвечает внутри проекта?

в) кто помогает в реализации проекта?

6. Ожидаемые результаты: какие конкретные результаты ожидаете получить на каждом этапе и после завершения проекта?

7. Оценка и самооценка проекта.

8. Бюджет, ресурсное обеспечение (примерный бюджет, учитывая все виды затрат, необходимых для успешной реализации проекта).

III этап. Презентация. Она может быть представлена:

  • в виде постера (плаката), на котором авторы в оригинальной форме подают подборки материалов;
  • в форме дневника, буклета, мини-учебника;
  • как устная презентация, сочетается с оформлением постера;
  • мультимедийная презентация.

IV этап. Этот этап охватывает дискуссии, обсуждения результатов проекта после его защиты, советы и комментарии учителя, групповой анализ работы и самоконтроль участников.

Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень обнаружения личной ответственности отдельными его участниками. Практика использования проектов показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. Во время работы в группе наиболее ответственные задачи поручаются тем ученикам, которые имеют наиболее развито чувство ответственности.

Учитывая различные подходы к классификации проектов в педагогической литературе, предлагаем различать их по целому ряду параметров:

  • составу участников проектной деятельности: индивидуальные, коллективные (парные, групповые);
  • характером партнерских взаимодействий между участниками проектной деятельности: кооперативные, соревновательные, конкурсные;
  • уровнем реализации межпредметных связей: монопредметные, межпредметные, надпредметные;
  • характером координации проекта: непосредственный (жесткий или гибкий), скрытый;
  • продолжительностью: короткие, средней продолжительности, длительные;
  • целью и характером проектной деятельности: информационные, ознакомительные, художественные, творческие, исследовательские, игровые, практические.

Рассмотрим некоторые из этих проектов подробнее.

Исследовательские проекты требуют хорошо обдуманной структуры, определенной цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числе экспериментальных методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация ее актуальности, определение предмета и объекта, задач и методов, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы и начертание путей ее решения. Например, «В чем секрет популярности группы «Битлз»?, «Загадка египетских фараонов».

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняясь конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Ученики заранее договариваются о запланированных результаты и форму их представления — рукописный журнал, коллективный коллаж, видеофильм, вечер, праздник и т. И тогда нужны сценарий фильма, программа праздника, макет журнала, альбома, газеты.

Игровые проекты — участники берут на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности. Имитируются их социальные и деловые отношения, которые осложняются вымышленными участниками, ситуациями. Степень творчества учащихся очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является игра. Например, создание кукольного театра.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем. Например, «Жизнь и творчество художников эпохи Возрождения», «Разнообразие стилей и направлений Нового времени», «Загадка одного шедевра» и другие.

Практико-ориентированные проекты — результат деятельности участников четко определены с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации, дизайнерский проект, эскиз, проект школьного сада).

Особенно важны хорошая организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику. Например, выставки детского творчества.

Учебно-телекоммуникационные проекты — это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель исследования определенной проблемы, согласованные методы, способы деятельности и направлена ​​на достижение общего результата деятельности.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно зависело от свойств компьютерных телекоммуникаций. Телекоммуникационные проекты педагогически оправданы в тех случаях, когда в ходе их выполнения предусмотрено многочисленные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и другими явлениями, которые требуют сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусмотрено сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, которое произошло или имеет место состояться в разных местностях; предложено совместной разработке определенной темы, то практическая работа (зарисовки архитектурных сооружений, изготовление костюмов, масок и т.д.), или творческая (создание журнала, газеты, веб-страницы, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, культурных мероприятий, народных праздников и т.п.); предусмотрено провести увлекательную приключенческую общую компьютерную игру, художественные викторины, шоу-программы.

На практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

Проектное обучение не только побуждает к разумно мотивированного целесообразной деятельности, в соответствии с возрастными, учебными и творческими интересами школьников, но и существенно трансформирует роль педагога в руководстве ею. Учитель при таком подходе обязательно превращается в консультанта, советника, координатора, который убеждает в собственной правоте силой опыта, мудрости, аргумента, но не приказа, помогает ученикам в поиске источников, необходимых им в работе над проектом, сам является источником информации, поддерживает непрерывный движение учащихся в работе над проектом.

Правила успешной работы учащихся в проектной деятельности

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получить удовольствие от общения и от того, что вместе выполняют проектную работу.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, которые работают над проектом.

В результате внедрения проектных технологий повышается мотивация художественно-познавательной деятельности, обогащается эмоциональная сфера (эффект эмпатии, «проживание» чувств другого); происходит интеграция художественных знаний, усиливается их прикладная направленность, обогащается опыт общения, сотрудничества, взаимопомощи (эффект социализации), развивается полифоничность «видение» неоднозначных художественных явлений.

Таким образом, использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе поощряет и усиливает стремление к обучению со стороны учеников, так как оно: использует множество дидактических подходов; имеет высокую мотивацию, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, а не строить учебную деятельность по шаблону.

2.4. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения старшеклассников

В современном обществе большое внимание уделяется новым информационным технологиям. Мультимедиa-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Процесс информатизации нашего общества предполагает внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни. Мультимедиа технологии находят свое применение в образовательном процессе в виде электронных учебников, учебно-методических комплексов, которые за последнее время приобрели неслыханную популярность и стали все больше применяться в учебном процессе наряду с традиционными печатными учебниками. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств: бурное развитие науки, техники и культуры приводит к быстрому устареванию информации.

Мультимедиа-технологии интегрируют в себе мощные информационные ресурсы. Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. В последние годы, во многих странах мира происходит процесс формирования открытого информационного общества, в котором информация становится важнейшим показателем развития и благосостояния общества.

Поэтому в последнее время вопросы развития и использования новых информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий становятся не просто техническими, но и технологическими вопросами.

Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные — это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль студента, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения.

В ходе подобного обучения развиваются способности обучаемых воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность в потреблении информации.

Важным условием реализации и внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс является наличие специально оборудованных кабинетов с мультимедийным проектором, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.).

Таким образом, использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.

При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс. Кроме того, несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения:

  • возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
  • активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности.

— интерактивное взаимодействие. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя.

  • гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.

Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия и др.), ученик становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что развивает самостоятельность и творчество в его учебной деятельности.

В курсе МХК комплексно изучается мировая художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, прикладное искусство, архитектура, музыка, кино, театр, а также народные традиции. Предмет «Мировая художественная культура», прежде всего, требует наглядности. Применение компьютерных технологий на уроках мировой художественной культуры повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

  • как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков.
  • как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
  • для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках МХК достаточно много. Это, прежде:

  • Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.
  • Электронные библиотеки по курсу истории искусства.
  • Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу, подготовка к экзамену).

Очень эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами).

Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)

Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности.

Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа. Например, при изучении эпохи модернизма, учащиеся самостоятельно готовят презентации на разные темы. Это предусматривает групповой вид работы. Одна из групп готовит презентацию по основным памятникам эпохи модернизма, другая – по самым выдающимся деятелям искусства того времени, третья изучает философию и основные понятия данной эпохи. На уроке учащиеся обмениваются информацией, задают вопросы и дополняют друг друга. В данном виде работы учитель является координатором и консультантом.

Одной из форм организации урока мировой художественной культуры с применением средств мультимедиа может служить урок-путешествие. Например, на тему: «Ансамбль московского Кремля – символ национального единения». Учащиеся совместно с учителем составляют интерактивный маршрут по основным памятникам московского Кремля. Основным инструментом может служить интерактивная доска. На доску учащиеся наносят объекты и готовят информацию по ним. Такой вид работы удобен школьникам из разных городов, которые по каким-то причинам не могут воочию увидеть данные памятники.

Информатизация является объективным и закономерным процессом, распространяющимся и на систему образования. Средства новых информационных технологий являются материальной основой развития системы обучения. В связи с бурным развитием микроэлектроники появляется все больше и больше средств новых информационных технологий. Число средств и систем, которые применяются или могут быть применены в системе образования более сотни. Они обладают уникальными характеристиками, которые обеспечивают дидактические возможности для системы образования:

  • хранения, воспроизведения в диалоговом режиме текстовой, графической, аудио/видео информации;
  • передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи, при различных схемах связи («каждый с каждым», «один со всеми» и др.), в реальном и продолженном времени (off-line и on-line);
  • использования программных продуктов учебного назначения в учебном процессе на рабочем месте и передача их на расстояние;
  • дистанционный доступ к удаленным базам данных и вычислительным ресурсам.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.

2.5. Внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс

Интерактивное обучение — это совокупность педагогических технологий, которые составляют педагогическую систему, основанную на совместной деятельности, осуществляемой средствами коммуникации и имеющей проблемно-поисковую природу [5,с.3].

Сегодня в образовании ощутимый приоритет общечеловеческих ценностей. Формирование личности и ее становление происходит в процессе обучения, когда соблюдаются определенные условия: создание позитивного настроения для обучения; ощущение равного среди равных; обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общих целей; осознание личностью ценности коллективно сделанных умозаключений; формирование внутренней мотивации к обучению и побуждение учащихся к саморазвитию и самонаблюдения. Ученики должны уметь осмысливать полученную информацию, трактовать ее, применять в конкретных условиях; одновременно думать, понимать суть вещей, уметь выразить мнение. Именно этому способствуют интерактивные технологии.

«Интерактивный» (от англ. «Inter» — взаимный и «act» — действовать) — способен к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение — специфическая форма организации познавательной деятельности, имеет предполагаемую цель — создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность [21, с.25].

Интерактивная деятельность основывается на активной коммуникации участников образовательного процесса, предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основе анализа учебной ситуации и исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Поэтому во время такого обучения учащиеся учатся демократически общаться друг с другом, критически и творчески мыслить, принимать обоснованные решения. При этом к работе привлекаются все участники процесса, которые работают в группах в благоустроенном классе по подготовленным заранее учителем материалом, с соблюдением процедуры и регламента, в атмосфере доверия.

Главная черта интерактивного обучения — использование собственного опыта учащимися при решении проблемных вопросов. Им предоставляется максимальная свобода умственной деятельности при построении логических цепей. Использование современных инновационных технологий, в частности технологии интерактивного обучения, в значительной степени повышает эффективность учебного процесса, способствует высокому интеллектуальному развитию учащихся, обеспечивает овладение навыками саморазвития личности, возможностью думать, творить.

Особенностью интерактивного обучения является подготовка школьников к жизни и общественной активности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве. Это требует активизации учебных возможностей учащихся. В условиях интерактивного обучения все дети в классе получают возможность говорить, высказываться: они подумать, обменяться идеями с партнером, а затем озвучить свои мысли перед классом. Такая работа способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения совместной выработки решения.

Интерактивное обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать естественное стремление человека к общению, способствует достижению учащимися более высоких результатов усвоения знаний и формирования умений.

Преимущество интерактивного обучения в том, что ученики усваивают все уровни познания (знания, понимание, применение, оценка), в классах увеличивается количество учеников, которые сознательно усваивают учебный материал. Ученики занимают активную позицию в усвоении знаний, растет их интерес в получении знаний. Интерактивное обучение делят на 4 группы: парное; фронтальное; обучение в игре; обучение в дискуссии.

Интерактивные методы обучения имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать в реальной учебной деятельности. Во-первых, активное взаимодействие участников образовательного процесса. Во-вторых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация — формирование нового опыта — его осознание через применение — рефлексия. В-третьих, интерактивные методы характеризует работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. В-четвертых, интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, при которых проявляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной реализации личности учащихся.

Технологии коллективно-группового обучения

1. Мозговой штурм.

2. Микрофон.

3. Мозаика.

Технологии кооперативного обучения

1. Карусель.

2. Диалог.

3. Работа в парах.

Технология обработки дискуссионных вопросов

1. Метод «Пресс».

2. Дискуссия.

Интерактивные технологии обучения на уроках художественной культуры способствуют эффективному развитию в каждой личности художественно-творческих способностей, развития критического мышления, системы общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения, как на уроках, так и в жизни; развития способности ценить произведения искусства и умение пользоваться ими; формированию навыков общения и сотрудничества с другими членами группы, взаимопонимания и взаимоуважения к каждому индивидуума, воспитанию толерантности, сострадания, доброжелательности, чувства солидарности и равенства, формированию умения делать свободный и независимый выбор, основанный на собственных суждениях и анализе действительности, понимании норм и правил поведения.

В условиях интерактивного обучения обеспечивается формирование у его участников прежде всего таких интеллектуальных умений, как анализ, сравнение, выделение главного, а также критическое мышление и способность принимать ответственные решения. В результате организации учебной деятельности с применением интерактивных технологий у учащихся развиваются и усложняются психические процессы, память, внимание, воображение и т.д., выявляются такие мыслительные операции как анализ и синтез, абстракция и обобщение, формируются воля и характер т.п. При использовании различных видов творческой деятельности на уроках у учащихся развиваются художественные способности и проявляется интерес к предмету и культуры вообще. Большое количество разнообразных и доступных ученикам видов работ, включенных в содержание знаний, где применяются интерактивные технологии, дает пищу для ума, развивает воображение, наблюдательность, расширяет кругозор, знакомит с важными художественными достижениями человечества, влияет на формирование устойчивых познавательных интересов, а в будущем — и на выбор рода занятий, профессии, связанных с искусством.

Заключение

Среди предлагаемого сегодня большого количества инновационных технологий многие учителя выделяют преимущества работы в режиме личностно ориентированного обучения и интерактива, которые наиболее полно обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка, всесторонне реализуют его природный потенциал, воспитывают личность, способную к cамообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания для творческого решения проблем, критически мыслить, стремится реализовать себя. Кроме того, личностно ориентированные и интерактивные педагогические технологии обучения развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают решение воспитательных задач, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование таких технологий в процессе урока снимает нервную нагрузку учащихся, позволяет изменять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия, развивают творческий потенциал каждого ученика.

По моему мнению, в условиях такого обучения ученик может учиться делать сознательный выбор среди широкого спектра альтернатив и брать на себя ответственность принимать самостоятельные решения, по решению задач и упражнений. Важно, что каждый может это делать сознательно и грамотно. В результате применения инновационных педагогических технологий создаются благоприятные возможности для эстетического и духовного развития личности, а также эффективного процесса социализации.

Следует отметить, что активные формы обучения позволяют резко увеличить процесс усвоения материала, поскольку влияет и не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю. Результаты этих исследований можно отразить в схеме, получившей название «Пирамида обучения».

Лекция — 5% усвоения

Чтение — 10% усвоения

Видео-, аудио- материалы — 20% усвоения

Демонстрация — 30% усвоения

Дискуссионные группы — 50% усвоения

Практика через действие — 75% усвоения

Обучение других, применение полученных знаний сразу же — 90% усвоения. С пирамиды видно, что наименьших результатов можно достичь в условиях пассивного обучения (лекция — 5%, чтение — 10%), а наибольших — интерактивного (дискуссионные группы — 50%, практика через действие — 75%, обучение других или немедленное применение — 90% ), поэтому можно сформировать кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю я приобретаю знаний и навыков.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Гораздо важнее научить, чем просто рассказать.

Решение этих актуальных проблем возможно только на основе внедрения новейших педагогических технологий, которые бы давали возможность для развития творческих способностей личности. Такими новыми педагогическими технологиями и является личностно ориентированные, интерактивные и информационные педагогические технологии.

Внедрение таких технологий требует от учителя понимания сути данной модели обучения, умение тщательно планировать свою работу, значительного количества времени, особенно на начальных этапах. Следует постепенно вводить элементы инновационных педагогических технологий на отдельных уроках, начиная с самых простых — работа в малых группах, парах, тройках, «мозговой штурм», «микрофон» и другие.

Эффект от использования активных приемов и методов личностно ориентированного обучения максимальным будет только тогда, когда сам учитель глубоко осознает суть и необходимость такой работы, при этом учтет возрастные особенности и уровень развития учащихся класса.

Демократизация обучения, является потребностью общества, она невозможна без осовременивания урока — урока, который проводится для учеников и ради учеников. Мастерство учителя сегодня заключается в творческом подходе к конструированию уроков, в постоянном стремлении повысить эффективность учебно-познавательной деятельности путем новейших организационных форм.

Данная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы внедрения инноваций в систему управления образовательным процессом. Она убеждает в необходимости дальнейших научно-конструктивных исследований и разработок моделей и технологий управления процессом обучения, исследований функциональных взаимодействий руководителей учебного учреждения с участниками инновационных процессов, усиление информатизации управления образованием.

Также необходимо отметить немаловажный факт, что новые методы преподавания в современной школе требуют от педагога высокого уровня компетенции в его профессиональной области. Учитель должен идти в ногу со временем и не отставать в развитии, иначе, его уроки станут менее полезными и интересными для школьников.

В заключении хотелось бы отметить важность мировой художественной культуры как дисциплины в современной общеобразовательной школе. МХК можно обвинять в излишней междисциплинарности, но именно это свойство и обеспечивает систематизацию знаний и широту кругозора, в отличие, например, от математики. МХК позволяет составить наиболее полную картину мира и обосновать мировоззренческую позицию современного школьника.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-mirovoy-hudojestvennoy-kulture/

4. Іванішена С. Форми та методи інтерактивного навчання. // Початкова школа. —2006. — №3. – с. 12-15.

5. Інтерактивне навчання: [Добірка статей] // Початкова школа. — 2006. — №44. — с.1-23;

6. Комар О. Інтерактивні технології — технології співпраці. // Початкова школа. — 2005. — №2;

2006. — № 5. — с. 57-60;

международной научно-практической Интернет-конференции

«Преподаватель высшей школы в XXI веке». / Ростов-на-Дону, 2007. – 59с.

подготовке учащихся./ Компьютерные учебные программы, №11/ М.: -52с.

12. Нові педагогічні технології в контексті сучасних концепцій змісту освіти: Зб. статей за матеріалами Всеукр. наук.-метод. конф., Луганськ, 17-18 березня 1998 р. / Луганський держ. педагогічний ін-т ім. Т.Г.Шевченка / О.І. Пометун (ред.).

– Луганськ, 1998. – 337с.

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования / Под. ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

14. Пєхота О.М., Кіктенко А.З., Любарська О.М., Нор К.Ф., Олексюк О. Є. Освітні технології: Навч.- метод. посіб. / О.Пєхота (ред.).

– К., А.С.К., 2001. – 255с.

в школе. М.: ВЛАДОС, 2005

технологій // Початкова школа. – 2004. – № 10. – С. 8-10.

19. Пометун О. Кооперативне навчання учнів на уроці історії // Історія в школах України. – 2004. №5. – С.55-60.

20. Пометун О.І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібник / О. Пометун (заг.ред.).

– К., А.С.К., 2006. – 192с.

21. Просіна О.В. Технології інтегрованого викладання предметів «Мистецтво» та «Художня культура» в загальноосвітній школі. Навч.-метод. посіб. – Луганськ: СПД Рєзніков В.С., 2007. – 200с.

образование, 2002 -255 с.

художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореферат. М.

2001.

  • М.: Педагогика, 1986.

44