Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников

Личный опыт, полученный в родительской семье, а позже и самостоятельное выполнение родительских ролей существенно влияют на качество жизни каждого человека. Удовлетворяя личную потребность в отцовских и материнских чувствах, контактах с детьми, их воспитании и воспроизведении себя в них, родители выполняют воспитательную функцию семьи. Значительным количеством исследований выявлено, что чем младше возраст родителей, тем ниже уровень воспитательного процесса, происходящего в данной семье. Поэтому выполнение родителями воспитательной функции в современных условиях требует поиска путей взаимодействия семьи и воспитательных учреждений общества. Одним из направлений такой работы является повышение педагогической культуры родителей.

Анализ философской, психологической, социально-педагогической л итературы свидетельствует о настойчивых поисках учеными условий и механизмов родительского воспитания и формирования навыков отцовства, подготовки молодежи к выполнению родительских функций. Исследованию проблем семейного воспитания посвятили свои работы И. Бестужев-Лада, К. Вовчик, И. Кон, В. Кравец, Г. Овчарова, В. Постовой, И. Трубавина и др.

Формирование педагогической культуры родителей изучали Т. Алексеенко, И. Гребенников, Т.Кравченко; формирование готовности к материнству — И. Братусь, В. Брутман, Н.Максимовская, С. Мещерякова, А. Нестерова, Г. Филиппова, А. Тиунова; феномен отцовства и выполнения роли отца изучали Ю. Борисенко, Н. Гусак, Ю. Евсеенкова; формированию осознанного родительства уделялось внимание в исследованиях А. Беспалько, Л. Буниной, Т. Веретенко, М. Ермилиной, В. Кравца, В. Кикинеджи, Г.Лактионовой, А. Песоцкой, Н. Шевченко. Содержание, формы, методы, условия и проблемы подготовки молодежи и молодой семьи к отцовству раскрываются в работах Т. Говорун, А. Капской, И. Кона, А. Лещенко. Сущность, формы и методы взаимодействия педагога с родителями определены в работах И.Трубавиной, А. Беспалько, Н. Сейко, И. Козубовский, Ф. Мустаевой и др. Пути развития взаимодействия семьи и школы отражен в исследованиях В. Бочаровой, Б. Вольфова, Л. Назаренко.

Организация педагогического просвещения семьи — одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Предполагается, что современный педагог должен обладать достаточным для такой деятельности уровнем профессионально-педагогической культуры, поскольку ее формирование целенаправленно осуществляется в колледже, вузе (А.Н.Ганичева, Е.Ю.Карасева, С.В Карпова, JT.H. Константинова, Т.В.Кротова, С.В.Куприянов, О.Е.Черствая и др.).

12 стр., 5504 слов

Формирование основ экологической культуры школьников во внеклассной работе

... «Формирования основ экологической культуры школьников во внеклассной работе». Цель курсовой работы — формирование компонентов экологической культуры ... и значимость взаимодействия человека с природой. В формировании экологической культуры этот ... формирование основ экологической культуры учеников. В целях решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: ·изучение педагогической ...

Однако, как свидетельствуют данные исследований (Т.В.Антонова, Т.Н. Доронова, В.П.Дуброва, А.Т. Кокоева, С.Н; Щербакова и др.), в том числе и нашего, современные педагоги дошкольных учреждений не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения психолого-педагогической культуры семьи. Они не всегда проникаются сознанием ценности и уникальности семьи как воспитательного института, часто убеждены, что могут успешно выполнять профессиональные функции автономно, без согласования своей деятельности с родителями воспитанников. Именно поэтому мы считаем тему «Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников» актуальной и своевременной.

Объект: повышение педагогической культуры родителей;

  • Предмет: анализ методов организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников;

Цель исследования: выделить особенности организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему повышения педагогической культуры родителей дошкольников в рамках ФГОС ДОО;

2. Установить основные подходы к определению понятия «педагогическая культура»;

3. Исследовать сформированность педагогической культуры у родителей дошкольников;

4. На основании исследования разработать модель повышения педагогической культуры родителей дошкольников.

Гипотеза состоит в том, что организация повышения педагогической культуры должна опираться на теоретические основы дошкольной педагогики и психологии и строиться на основании тесных и продуктивных взаимоотношений родителей воспитанников с педагогами дошкольного учреждения.

Методами исследования были определены: теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, наблюдение, беседа с родителями дошкольников, комплексная диагностика педагогической культуры родителей.

Структура исследования: исследование состоит из введения, в котором обозначен основной научный аппарат исследования, двух главе теоретической и практической соответственно, выводов по главам, заключения и списка использованных источников, а также глоссария.

Фрагмент работы для ознакомления

Но наиболее распространенными и эффективными стали интерактивные формы и методы работы с родителями. Одной из таких форм работы с семьями стали культурно-массовые развлекательные, конкурсные формы работы, где родители и дети вместе проводят свободное время. Это не только наиболее рациональная на данном этапе форма организации досуга семей, но и пропаганда лучших семейных традиций у народа, обычаев, обрядов, поиск семейных талантов, развитие познавательных интересов членов семьи, творческой инициативы, обмен опытом в семейном воспитании, укрепления взаимоотношений в семьи, возрождение семейно-бытовой культуры народа и тому подобное. Массово-развлекательные мероприятия, семейные праздники чаще всего проводятся по следующим формам: Неделя семьи, День матери, календарные, православные, религиозные праздники, обряды. Они отличаются как ежегодные областные конкурсы семей, конкурсы, вечера студенческих семей, праздники семей, конкурсы семейных эрудитов, к лучшему семейное подворье, выставки детских произведений, рисунков о семье, фестиваль семейных творческих коллективов, семейные спортивные праздники, семейные игры, фотовыставки, спортивные соревнования «Я и моя семья» и др.Помощь родителям в решении различных проблем семейного воспитания заключается также в предоставлении им помощи в решении сложных вопросов семейной педагогики: подготовка родителей к рождению ребенка, социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей разных возрастных групп с учетом индивидуально психологических особенностей каждого ребенка, подготовка ребенка к школе, применение различных форм и методов семейного воспитания, решения сложных проблем во взаимоотношениях родителей и детей. Мы считаем, что содержательно два из них (работа по стабилизации семейных отношений и помощь родителям в решении проблем семейного воспитания) можно определить как повышение педагогической культуры родителей. Второй может применяться педагогом и в заведениях.Краткие выводы по главе 1Формирование педагогической культуры родителей как относительно самостоятельный элемент педагогической культуры общества находит отражение в воспитательной практике семьи, в познании ее взрослыми членами и воспитательных целях, применяется для осуществления системы средств. Этот процесс носит ряд объективных и субъективных предпосылок достаточно сложного и противоречивого характера. Достаточно часто методы, формы и приемы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учебном заведении и семьи не совпадают. Большую значимость имеет просветительство родителей для повышения уровня их теоретических и практических знаний и умений по формированию культуры отцовства. Это способствует выработке единых требований семьи и детского сада. Таким образом, чтобы создать систему работы по формированию культуры отцовства должно быть обязательно тесное сотрудничество с родителями.Глава 2. Формы и содержание работы с родителями по повышению педагогической культуры2.1. Основные условия организации работы с родителями по повышению педагогической культурыДля того чтобы спланировать работу с родителями,надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Палитра наследия отечественных исследователей свидетельствует о низком уровне педагогической культуры родителей, противоречит активному росту семьи в процессе социализации и развития подрастающего поколения. Концептуальное значение в работе имеет положение о формировании осознанного отцовства и родительской компетентности (Т.Алексеенко, И.Братусь, Г.Лактионова), культуры семейных отношений и педагогической просвещения родителей (И.Дубинец), о педагогическом и психологическое воспитание детей в семье и пути совершенствование психолого-педагогической культуры родителей (И.Гребенников, П.Каптерев, П.Лесгафт, В.Титаренко, А.Харчев и др.)Важно изменить объект-субъектные отношения, то есть осознать самим и убедить семью, что они являются субъектами учебно-воспитательного процесса. А это значит, что все члены семьи должны перестать быть пассивными объектами утечки со стороны педагогов и начать непосредственно взаимодействовать с воспитателями и детьми на основе партнерства с правом инициативы, активного действия и самоконтроля [5, с. 131].Для воплощения выше сказанного детскими учебными заведениями составляется соответствующая система работы по формированию педагогической культуры родителей. Основными задачами системы работы дошкольного учебного заведения по формированию культуры отцовства являются:

15 стр., 7187 слов

«Здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной ...

... культуры здоровья и физической культуры профессиональная занятость и малоподвижный образ жизни родителей и детей. в соответствии Этот вывод послужил стимулом обращения теме создания в дошкольном образовательном учреждении музыкально-оздоровительной системы, изучения опыта работы ...

4 стр., 1908 слов

По курсу основы православной культуры : «Портрет христианской ...

... главе семьи . Апостольство семьи заключается в хранении православной веры. Домострой сохраняет благочестивые христианские традиции культуры жизни в семье. Православная семья живет на основах ... отношений молодых людей является знакомство с родителями. Выросшие дети на пороге взрослой жизни доверяют ... разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами ...

  • Поиск путей обновления и совершенствования системы просвещения семей;
  • Направление самостоятельной и самообразовательной деятельности семьи на решение проблемы формирования культуры родительства;
  • Совершенствование методических основ по проблеме педагогической культуры семей;

— Систематический анализ имеющихся трудностей во взаимодействии педагогического коллектива ДОУ и семьи.Трактуя мнению В. Сухомлинского, семья воспитывает в целом общий дух, культуру человеческих отношений. Без родительской мудрости не сформировать воспитательной силы семьи. Родительская мудрость становится духовным достоянием детей.Внеучебные заведения (дворцы, центры, станции, клубы, музыкальные и художественные школы, студии, кружки и др.)Педагогический коллектив (воспитатель, заведующий, методист, музыкальный руководитель, хореограф, медсестра, социальный педагог, психолог, инструктор по физкультуре)Следует отметить, что в системе работы детского сада по формированию культуры отцовства с семьями участвуют многие субъекты педагогического процесса (см. Рис. 1).Участники системы работы ДНЗСемья – родители, бабушки, дедушки и др.Рисунок 1. Участники системы работы ДОУ Важной составляющей образовательно-воспитательного процесса современного дошкольного учреждения является организация совместной работы с родителями, которая должна осуществляться следующим пунктам:

  • Ежедневное взаимодействие — обмен информацией между родителями и педагогами по развитию ребенка;
  • Участие родителей в мероприятиях детского сада;
  • Оформление фотовыставок, тематических стендов, информационных листков, папок-передвижек, анкетирование;
  • Проведение родительских конференций;
  • встречи с различными специалистами;
  • Консультации на родительских собраниях и т. Д .;
  • Работа клуба взаимопомощи;
  • школа родителей;
  • детские учреждения для родителей;
  • Создание родительской комнаты для встреч с мамами и папами;
  • оборудование уголка «Для любознательных детей и заботливых родителей»;
  • Выдача педагогической и психологической литературы.Педагогический процесс обязательно предусматривает взаимоотношения между воспитателями и родителями воспитанников, которые дополняют отношения между педагогическим коллективом и детьми, выливая на их характер и содержание (см.

Рис. 2).АДМИНИСТРАЦИЯ ДОУРодителиПедагогический коллективДЕТИПолучают помощь ДОУ через мероприятия:Индивидуальные, групповые, коллективные, учебно-воспитательныеОсуществляют мероприятия через:Воспитание, обучение, коррекцию, профилактику, диагностические методикиРисунок 2. Система работы ДОУ по формированию культуры отцовства Успех взаимодействия зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Во ФГОС ДОО отмечается, что семья и детский сад в хронологическом порядке связанные принципами преемственности. Они должны обеспечивать непосредственность обучения и воспитания детей.Система работы по проблеме формирования культуры отцовства в сотрудничестве дошкольного учебного заведения с семьей базируется на общедидактических принципах. В частности, общедидактические принципы: принцип воспитательного обучения, единства обучения с жизнью, теории с практикой; принципы осознанности, последовательности, систематичности обучения; принципы научности, наглядности, творческой активности, доступности обучения, прочности усвоения знаний, учет индивидуальных особенностей. Названные принципы взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимозависимы между собой и позволяют построить учебно-воспитательный процесс в виде определенной дидактической системы и достичь единой цели.Итак, показателями результативности системы работы дошкольного учебного заведения по формированию культуры отцовства у родителей можно считать наличие в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы между педагогическим коллективом и родителями, высокий уровень общей и педагогической культуры родителей и педагогов, их ориентированность на самосовершенствование и саморазвитие, создание условий для полноценного развития дошкольников.Направления повышения педагогической культуры родителейВсе вышесказанное позволяет выделить следующие направления повышения педагогической культуры родителей:1. Диагностический. Изучение социальных, психолого-педагогических условий семьи, ее воспитательных возможностей требует от социального педагога профессионального подхода к этому делу. При этом можно ориентироваться на следующую программу изучения семьи:1. Структура семьи — состав, соотношение поколений в семье, количество детей.2. Родители: возраст, образование, профессия.3. Материальное благосостояние семьи.4. Общественно-педагогическая направленность жизни семьи: отношение взрослых к своей профессии, личные моральные качества, отношение к воспитанию детей.5. Внутрисемейных отношений: стиль взаимоотношений между родителями, отношение родителей к детям, отношение детей к родителям, общая психологическая атмосфера в семье, выполнения домашних бытовых дел.6. Семейные традиции.7. Проведение свободного времени: как в семье взрослые и дети проводят выходные дни, их увлечения, есть общие, любимые для всех занятия.Проводя диагностику семьи, условий семейного воспитания, педагог должен исходить, прежде всего, из принципа разумной достаточности, а именно не следует расширять диагностику, если к этому нет необходимых показателей.Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения: первый (теоретический) — причины нарушения в поведении и развитии ребенка могут лежать или в особенностях отношений родителей к ребенку и стиля их воспитания, или в неправильном течении процессов отношений между детьми и родителями; второй (практический) — построение структуры диагностики, любой следующий диагностический шаг делается только если получен соответствующий результат на предыдущем.Целесообразно проводить диагностику, используя различные методы, в частности метод систематического наблюдения. Для повышения качества и результативности этого метода получены данные наблюдений желательно фиксировать в определенной последовательности:

2 стр., 697 слов

Влияние родителей на ребенка

... же могут начать всевозможные издевки, понимая, что за него некому постоять. Такие дети становятся замкнутыми и стеснительными. Также это провоцирует моральную слабость человека. ` Влияние родителей на ребенка ... личности ребенку необходима крепкая любящая семья, где каждый относится друг к другу уважительно и где все родные люди от мала до велика заботятся друг о друге. Сочинение ...

3 стр., 1192 слов

Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях

... адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Гипотеза исследования: предполагаю, что адаптация детей раннего ...

  • Когда проходило наблюдение;
  • Краткое описание фактов и явлений, наблюдаемых;
  • Краткая характеристика фактов и явлений;
  • Обобщенный вывод и обобщения;2.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Это предоставление родителям научных психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний о сущности воспитательного процесса, развитие и формирование личности ребенка на различных возрастных этапах, особенности семейного воспитания, влияние семьи и внутрисемейных отношений на воспитание детей. Просвещение родителей требует системного и индивидуального подхода, осуществляется через индивидуальные и коллективные формы работы с использованием активных методов работы.При организации просветительской работы с родителями следует учитывать:

  • Педагогическую целесообразность участия родителей в конкретном мероприятии;
  • Наличие позитивного отношения родителей к данному мероприятию;
  • Актуальность данного мероприятия для нормального функционирования семьи как воспитательного института, особой человеческого сообщества;
  • Согласованность во времени и содержании с другими мерами и делами.Планирование проводится в несколько этапов: на длительный срок, на уровне конкретного мероприятия и на уровне конкретной задачи.

Каждый из следующих этапов является конкретизацией предыдущего. По мере развертывания работы с родителями в него могут вноситься коррективы, дополнения, некоторые изменения, которые наиболее полно отражают потребности родителей и детей.3. Практически-преобразовательный. Это направление работы предусматривает формирование умений и навыков по воспитанию детей и осуществляется путем привлечения родителей к практике воспитания детей через участие в воспитательных мероприятиях вместе с детьми, в практикумах, обмене опытом семейного воспитания во время бесед за круглым столом, социально-педагогических тренингах и тому подобное.4. Обращение в казну народной педагогики по вопросам воспитания подрастающего поколения, изучение народно-педагогических взглядов на семью, семейное воспитание и их использования в современной практике воспитания детей.5. Консультирование. В профессиональной деятельности педагога используется социально-педагогическое консультирование. От психологического консультирования оно отличается по своей проблематике, технология же проведения, и теоретико-методические основы общие. Может проводиться в индивидуальной и коллективной форме. Процесс консультирования условно разделяют на 5 фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решения и фаза обратной связи. На основании изложенного мы решили использовать методику О. Л. Зверевой для оценки педагогической культуры родителей дошкольников. Результаты практического исследования приведены в Приложениях.2.2. Проектирование модели организации деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольниковПредложенная модель структурно охватывает четыре взаимосвязанных этапа: личностно коммуникативный, информационно-познавательный, рефлексивно-творческий и коррекционно-прогностический. Разработанная модель характеризуется целостностью, так как все этапы взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и направлены на конечный результат — достижение сформированности и перехода на более высокий и качественно отличный уровень педагогической культуры; наличие инвариантной (цель, методологические подходы, принципы) и вариантной (дифференциация задач, содержания, методов и приемов, средств, форм достижения цели с учетом различных субъектов образовательного процесса) составляющей.Первым этапом реализации модели определен личностью коммуникативный. Целью первого этапа было установление между воспитателем и родителями позывных межличностных отношений на основе активной коммуникации.На личностно коммуникативном этапе учитывались принципы позитивного отношения к личности и индивидуализации.Принцип позитивного отношения к личности проявляется в педагогическом такте, деликатности и доброжелательном общении с родителями ребенка, независимо от позиции воспитателя, его мировоззрения. Соблюдение этого принципа в отношении родителей было особенно актуальным в период приема малыша в группе сверстников. Большинство родителей, особенно молодых, во время первой встречи хотели узнать как можно больше об условиях пребывания ребенка в дошкольном учреждении, о личностных качествах воспитателя, который будет уделять внимание их ребенку. Именно поэтому первое общение с родителями строилось на принципах взаимоуважения и способствовало избежанию напряжения во взаимоотношениях и преодолению недоверия между личностями. Принцип индивидуализации предусматривал учета во взаимодействии интересов и пожеланий родителей при взаимодействии, уровня образованности и воспитательного опыта, особенностей каждой семьи (традиций, социального становления, условий воспитания ребенка и т.п.).На личностно коммуникативном этапе формирующего эксперимента использовались различные формы организации взаимодействия с родителями, но доминантной было определено индивидуальную форму, реализация которой проходила в беседах, предложении информационных буклетов, в индивидуальных консультациях, анкетировании, психолого-педагогическом обследовании ребенка, ознакомлении с сайтом ДОУ, посещении ребенка дома. Сопроводительными формами организации взаимодействия с родителями на личностно коммуникативном этапе были групповая (тематические консультации) и фронтальная (родительские собрания).Первый контакт воспитателя с родителями происходил во время беседы. Беседа является наиболее распространенной формой налаживания взаимодействия воспитателя с родителями. Она использовалась как самостоятельно, так и в комплексе с другими формами (беседа во время посещения семьи, проведения родительских собраний и консультаций).

67 стр., 33126 слов

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

... в ДОУ «Солнышко». Проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора в ДОУ. В работе ... воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком ...

Целью беседы было достижение общего видение развития, воспитания и организации жизнедеятельности ребенка. Договариваясь о времени беседы, воспитатель предлагал заранее подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответы. Ведущая роль в достижении взаимопонимания с родителями отводилась воспитателю, который подбирал тематику и планировал структуру беседы.Индивидуальное консультирование осуществлялось практическим психологом дошкольного учреждения с целью установления положительных взаимоотношений с родителями ребенка. Первая консультация происходила по инициативе специалиста при зачислении ребенка в детский сад. Дальнейшие консультации планировались по инициативе родителей. Во время проведения индивидуальных консультаций предполагалось не только обсуждение проблемы, но и предоставление практических рекомендаций по их решению. Анкетирование родителей использовалось с целью выяснения особенностей воспитания каждого ребенка в отдельной семье, определение существующих трудностей в воспитании малыша, выявление интереса у матери и отца к определенным аспектам развития и воспитания ребенка. Анкеты для родителей детей дошкольного возраста были составлены практическим психологом дошкольного учреждения совместно с воспитателем группы и методистом. Родителям предлагалось анкета, вопросы которой были простыми, сформулированы четко, конкретно и понятно.Личностно коммуникативный этап не ограничивался только специально запланированными формами организации взаимодействия с родителями. Повседневные непосредственные контакты с родителями ребенка также осуществлялись при утренних и вечерних встреч.Вторым этапом реализации модели формирования педагогической культуры родителей было определено информационно-познавательный. Информацию понимаем как воспроизведение запомненного материала, а познание как разделение, расчленение целого на качественно отличные части. Итак, целью второго этапа было формирование у родителей познавательного интереса к особенностям психо-физиологического развития собственного ребенка на основе предлагаемой информации. Приоритетной задачей определенного этапа было вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями по различным аспектам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.Назовем андрагогические основные принципы, которые были учтены при реализации информационно-познавательного этапа: принципы опоры на жизненный опыт и доступности. Принцип опоры на жизненный опыт предусматривает учет опыта взрослого в ходе усвоения им новой информации. Сущность принципа доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм обучения уровню образованности взрослого человека. На информационно-познавательном этапе в организации взаимодействия с родителями преобладала групповая форма, реализация которой происходила благодаря проведению лекториев и тематических консультаций с участием специалистов (психолог, дефектолог, детский психиатр и др.).

6 стр., 2808 слов

Работа по дошкольной педагогике: Этикет и воспитание речевой ...

... с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Цель контрольной работы – изучить формирование основ этикета и культуры поведения у детей в ДОУ. 1. Этикет как часть поведенческой культуры ... многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета. Например, Э. Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/pedagogicheskaya-kultura-roditeley/

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: — Топикал, 1994. – 608с.

2. Алексеенко Т. Ф. Социальная педагогика як научная дисциплина: опыт и перспективы развития // Социальная педагогика: теория и практика. – 2007. – № 3 – С. 4–9.

3. Алексеенко, Т. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы ризка / Т.Ф. Алексеенко // Социальная педагогика: теория ипрактика. – 2005. – № 1. – С. 56–60.

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики; разработать систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров с учетом Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; ...

4. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

5. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика.- 2010. — № 2

6. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — М.: Сфера, 2005.-240с.

8. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М.: 1998. — С. 26-30.

9. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

11. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.

12. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.

13. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

14. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. – 352с.

15. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.

16. Кротов В. Г. Компас для младенца. – М.: КСП, 1995. – 192 с.

17. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М.:АПНРСФСР, 1959.–Т. 6.

18. Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников 2009.- № 3.- С. 14-27.

19. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

20. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 19999. – 464 с.

21. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

22. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.

23. Никитина Л. А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990.

24. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М.: Новая школа, 1995.

25. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

26. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

27. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста:– М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

28. Петроченко Г. Г. «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике», Минск, 1984.

29. Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7

30. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

31. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. — №4.-с.98-114.

32. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

33. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.

34. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

35. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

36. Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку. – 2005-№3.-с. 3-21.

37. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.–М.:Просвещение, 1979.

38. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).

— Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

39. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 373.

40. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. С изменениями 2015 года;

41. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова.–М.:Политиздат,1980-444с.

42. Хабибуллина Р.Ш.«Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика, 2007, — №7, 70 с.