«Здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

Дипломная работа

Воспитать здоровое подрастающее поколение граждан России – одна из первоочередных задач государства, от решения которой во многом зависит его будущее.

О важности принятии мер в Российской Федерации, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях озвучивается в примерном проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на 2012-2017гг.

В основных законодательных правовых актах и нормативных документах правительства Российской Федерации, и Министерства образования и науки РФ и здравоохранения и соцразвития декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его фукциональных возможностей, уровнем физического и психического развития. (19)

Реализация важных задач в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников активизирует образовательные организации на поиск мер, направленных не только на сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников, нацеливает на создание условий благоприятного здоровьесберегающего пространства, и поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, современных методов и приемов, адекватные возрасту дошкольников.

Актуальность обращения к теме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена двумя основными факторами: уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, и неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья дошкольников, причинами которого являются не только неблагоприятная экологическая, и сложная социальная обстановка, но и некомпетентность взрослых в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры профессиональная занятость и малоподвижный образ жизни родителей и детей.

в соответствии

Этот вывод послужил стимулом обращения теме создания в дошкольном образовательном учреждении музыкально-оздоровительной системы, изучения опыта работы дошкольных учреждений по созданию структуры и содержания музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями; к формам организации музыкально-оздоровительных мероприятий; технологиям музыкально-валеологического воспитания в условиях детского сада.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что ... чтобы адаптироваться в усложняющемся мире, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. Это требует от него высокой ...

В настоящее время проблема разработки программ музыкального развития и воспитания для детей дошкольного возраста, имеющих здоровьесберегающую направленность, остается весьма актуальной.

Анализ примерных программ «Истоки» Л.А.Парамоновой, Т.И.Алиевой, А.Н. Давидчук, «Развитие» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова, «Детство» В.И.Логиновой, ТИ. Бабаева, Н.А. Ноткина, «Детский сад 2100» (проект) под руководством Д.И. Фельдштейна; «Здравствуй!» М.Л. Лазарева показал, что, несмотря на несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению педагогической работы они не в полной мере охватывают оздоровительную направленность музыкальной деятельности ребенка.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы создания педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, и послужили стимулом для обращения к совершенствованию музыкально-оздоровительной системы: на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» г. Очёр. Разработать, и апробировать структуру и содержание музыкально-оздоровительной работы, соединяющую традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями; с применением здоровьесберегающих технологий в условиях музыкального воспитания детского сада.

Теоретической основой данной работы, в области художественно-эстетического развития, являются концептуальные положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников Н.А. Ветлугиной, о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей М.Б. Теплова, фонопедический метод развития голоса врача-фонопеда В.В. Емельянова, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, «Музыкально-рациональная терапия» педагога-музыканта В.И. Петрушина, речевые игры и упражнения Т. Боровик и Т. Тютюнниковой. (17)

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы: «Здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».

Объектом исследования: система музыкально-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: применение здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной работы.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, которые бы способствовали формированию и развитию музыкальных способностей, для укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи исследования

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования

Расскрыть значение здоровьесберегающих технологий, применимых в системе музыкально-оздоровительной работы.

Создать модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду с применением наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, алгоритм музыкального занятия, имеющего здоровьесберегающую направленность,

20 стр., 9861 слов

Курсовая работа развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

... курсовой работы – «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста рассмотреть методы диагностики уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Сформулировать рекомендации по практическому применению материалов работы.

Гипотеза – если применить здоровьесберегающие образовательные технологии в организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, то эффективность музыкально-оздоровительной работы возрастет.

В качестве методов исследования были использованы:

обобщение

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан алгоритм здоровьесберегающего занятия в системе музыкально-оздоровительной работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с приоритетным осуществлением художественно-эстетической направленности г. Очер; проанализирована возможность применения занятия в образовательной деятельности детского сада, подготовлены рекомендации по применению предложенной модели в практике ДОУ

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с приоритетным осуществлением художественно-эстетическое направление г. Очер, Пермского края.

Выпускная работы состоит из введения, где отражена актуальность работы, сформулирована цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие технологии, их роль в музыкально-оздоровительной деятельности. Во второй главе описывается организация музыкальной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий, показана эффективность их применения.

Глава I .Анализ психолого – педагогической литературы

Понятие «здоровье», здоровьесберегающие технологии в образовании

Проблемой здоровья человека в разное время занимались философы, врачи, психологи, педагоги. Великий философ А. Шопенгауэр, древнегреческий математик, философ и врач Пифагор, английский философ Д. Локк.

К проблеме психологии здоровья обращался В.М. Бехтерев, который доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.(13)

Основоположниками развивающей педагогики оздоровления стали учёные А.А. Ухтомский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ю.Ф. Змановский.

Необходимость воспитания и развития мотивации здоровьесбережения обучающихся в своих исследованиях рассматривали педагоги-валеологи как Н.М. Амосова, Г.А. Апанасенко, Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, О.А. Сиротина, Л.Г. Татарниковой, А.Г. Щедриной.

Подходы к обеспечению здоровьесбережения раскрыты такими учёными, как В.А. Ананьев, В.И. Бондин, В.К. Бальсевич, B.C. Быков, В.А. Вишневский, В.И. Дубровский, Н.А. Фомин.

К исследованиям в области воздействия музыкального искусства на человека обращались такие ученые как С.П. Боткин, Ф. Маман, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.В. Хелзинг, которые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психические состояния, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Немало фактов в истории, свидетельствуют об успешном использовании терапевтических возможностях музыкального искусства. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов.(1)

7 стр., 3307 слов

«Культура здоровья» материал по физкультуре

... физического развития; получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольников является культура здоровья, под ...

Здоровье–этосостояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.Здоровье—этоглавная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностейчеловека.

Понятие «группа здоровья» больше статистическое, чем врачебное, позволяющее оценить состояние здоровы любого пациента по совокупности данных. В настоящее время дети по группам здоровья распределяются на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденной приказом Минздрава России от 30.12.2003 г. № 621.(18) Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т.д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города. Комплексная оценка состояния здоровья школьников дается на момент обследования и достигается с использованием как минимум четырех критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Т.о., представленный анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, анализ факторов, влияющих на формирование здоровья, позволяет сформулировать основные направления работы по снижению заболеваемости детей:

  • совершенствование законодательной и нормативной базы обеспечения охраны здоровья и медицинской помощи детям;
  • внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

4 стр., 1932 слов

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Подготовка к ...

... ему не нравится обидное прозвище «Дефектив». Сформулируем свою позицию по проблеме. Слайд №7. Варианты формулировок. 4.Актуализация знаний о структуре рассуждения. Тип речи в нашем сочинении? (Рассуждение). Основное положение, краткое ...

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

По организации подходов к охране здоровья здоровьесберегающие технологии классифицируются:

1 группа – медико-профилактические, включают комплекс мер по соблюдению и выполнению гигиенических правил СанПин.

организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания

организация профилактических мероприятий в детском саду;

  • организация контроля требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии, направлены на физическое развитие обучающихся

развитие физических качеств

закаливание,

дыхательная гимнастика,

массаж и самомассаж,

профилактика заболеваний

3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии — технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей -технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

1.2. Понятие система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

Музыка занимает особое, уникальное место в развитии и воспитании дошкольника. Это объясняется и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и спецификой этого вида искусства. Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, а так же на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни .

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

14 стр., 6955 слов

Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-компьютерных ...

... успешной реализации воспитательных задач. музыкальная компьютерная технология способность Проблемой данного исследования является развитие музыкальных способностей детей с помощью средств музыкально-компьютерных технологий. Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования: 1. Развитие музыкальных способностей 1.1 Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема ...

Н. Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Известный психолог и педагог А.И. Буренина в авторской программе по музыкально-ритмическому воспитанию «Ритмическая мозаика» раскрывает технологию в которой лежит музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3-9 лет, которое является музыкально-ритмическим психотренингом как для детей так и взрослых, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности.

Нормативно-правовая база требует внедрения этих здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Казалось бы, зачем музыкальному руководителю применять их в своей музыкальной практике?

Конечно стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие.

У 10 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления.

5 % детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Радует то, что снизился процент заболеваний органов дыхания с 37% до 8.

Во-вторых, сегодня можно констатировать сужение понятия «здоровье». Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В-третьих, все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка — это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.

И, наконец, в-четвёртых, здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников, хотя музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Основными направлениями музыкально-оздоровительной работы являются:

Использование здоровьесберегающих технологий на НОД по музыкальному развитию, совместной деятельности, в разнообразных организованных формах

Создания условий для сохранения психического здоровья ребенка

Использование музыки в режиме детского сада

Взаимодействие с родителями

Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, обеспечение эмоционального благополучия и формирование культуры здоровья дошкольников.

Подробно систему музыкально-оздоровительной работы в условиях современного дошкольного образовательного учреждения описывает О.Н. Арсеневская, раскрывая виды здоровьесберегающих технологий, интерактивные формы взаимодействия детского сада и родителей по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.(13)

4 стр., 1663 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка [23, с.67]. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В ... к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей ...

Основной деятельностью является музыкальная, которая помогает более эффективно проводить оздоровительную и познавательную работу в ДОО. Используемые формы работы: музыкальные занятия (НОД), познавательные и игровые мероприятия, развлекательные досуги, интегрированные занятия, дни здоровья и т.д.

1.3. Здоровьесберегающие технологий в системе музыкально-оздоровительной работы

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Дыхательная гимнастика. Голос звучит беспрепятственно, объёмно и ровно только при физиологически правильном дыхании. Задачи, поставленные нами для профилактики заболеваний органов дыхания:

повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям

развивать дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию и кровообращение в лёгких

отработать механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

В своей практике я использую кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А.Стрельниковой. Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Перекаты», «Шаги».

Кинезиологические упражнения также укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений.

Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.

Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной мускулатуры и здоровья в целом

Пальчиковые кинезиологические игры — система кинезиологических пальчиковых упражнений, сопровождаемая пением.

Сопровождается поступенным пением мелодии вверх и вниз. Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.

— упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям).

В отличие от малышей, для которых используются упражнения только с симметричными движениями и сопровождаемые пением звуков только октавы, старшим дошкольникам предлагаю одновременные разнотипные движения рук, сопровождаемые пением интервалов.

В отличие от содружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции, за счёт чего расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка, развивается координация движений, основные признаки музыкальности : эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

Музыкально-ритмические движения, ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Эта система работы над музыкально-ритмическими движениями основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

Вообще, музыкально-ритмические движения как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т.д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

Таким образом, хотя профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и должна быть комплексной в ДОУ, музыкально ритмические движения в этом комплексе по нашему мнению занимают далеко не последнее место, благодаря музыке.

Кинезиологические, валеологические распевки.

Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат в начале музыкальной НОД.

Игровой массаж. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

Речевые игры- стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика, включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда. В результате этой совместной работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Психогимнастика.Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 мин. педагогом-психологом, в музыкальной НОД по мере необходимости.

Арттерапия – это лечение искусством. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, помогает решать следующие задачи:

  • снизить эмоциональную тревожность;
  • повысить самооценку;
  • развить коммуникативные навыки;

способствовать закреплению положительных поведенческих реакций

Вокалотерапия — система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств

Звук «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.

Звук « И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

Звук « У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,

Звук « М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Используются такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания.

Музыкотерапия — метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в системе музыкально-оздоровительной работы в организации музыкальной деятельности выступает как необходимое условие полноценного развития детей. Педагоги, а также музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи интеллектуального, эмоционального, личностного и физического развития ребенка, активно включая в педагогический процесс эффективные технологии здоровьесбережения.

Таким образом, мы делаем вывод: научно обосновано, что музыка – это одно из средств физического, личностного, духовного развития детей. Основными составляющими музыки, оказывающими влияние на организм человека являются: мелодия, ритм, гармония и тембр. Они имеют влияние на все важные функции человека (нервную систему, дыхание, кровообращение), тело и эмоциональные состояния. Педагоги, а также музыкальные руководители, комплексно решая задачи интеллектуального, эмоционального, личностного и физического развития ребенка, могут соединять в педагогическом процессе традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями в системе, реализуя разные формы и технологии здоровьесбережения.

II . Практическая часть.

2.1. Анализ организации системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ в условиях применения здоровьесберегающих технологий

МБДОУ детский сад «Солнышко» реализует в своей деятельности комплексную программу развития и воспитания «Детский сад 2100». Музыкальное развитие осуществляется по разделу «Синтез искусств», а также дополняя раздел «Музыкальное воспитание» М.Б.Зацепиной (из «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой., Т.С. Комаровой.

Деятельность педагогического коллектива МБДОУ детский сад «Солнышко» опирается на следующие ведущих принципах:

  • Принцип научности — подкрепление мероприятий оздоровительной направленности, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов — непрерывность процесса оздоровления, тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО;
  • Принцип активного обучения — процесс обучения строится с использованием активных форм и методов обучения, развивающих у детей самостоятельность, инициативу и творчество (навыки сотрудничества, игровые технологии и т.д.);
  • Принцип связи теории с практикой – формирует у детей умение применить полученные знания по сохранению и укреплению здоровья на практике.

Реализация перечисленных выше принципов требует оптимизации системы музыкально-оздоровительной работы.

В детском саду созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО.

Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в музыкальную деятельность по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному развитию и оздоровлению детей, формулируем следующие задачи:

Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:

  • развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений (посредством применения метода кинезиологии)
  • развитие познавательных процессов и личностных новообразований
  • обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности взрослых и детей.

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:

  • развитие сенсорных и моторных функций.
  • профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы

Содействовать просвещению родителей и педагогов

Построение деятельности на основе принципов здоровьесберегающих технологий помогут в решении основных направлений образовательной программы, условий и средств развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

В системе музыкально-оздоровительной работы на НОД по музыкальному развитию используются разнообразные здоровьесберегающие технологии. Среди которых, валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игроритмические упражнения, игровой массаж, музыкотерапия, ритмопластика, речевые игры и упражнения.

2.2. Разработкамодели организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду с применением наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий

Для решения задач по созданию этой системы нами разработана здоровьесберегающая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду с применением наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, в которой выделены следующие компоненты:

Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы

Организация музыкальной здоровьесберегающей среды

Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности

Совместная работа педагогов ДОУ

Просвещение педагогов и родителей.

Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты мониторинга анализа физического здоровья воспитанников, диагностики развития музыкальности, оценка эмоционального состояния детей в музыкально-образовательной среде.

Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников включает и проведение оценки состояния здоровья детей и подростков по методике комплексной оценки состояния детей и подростков (по С.М. Громбаху) (приложение 8)

В музыкальной практике используется мониторинг, разработанный на основе диагностики уровня музыкальных способностей старших дошкольниов (Г.В. Воробьева, Л.А. Мишарина) (приложение 3), диагностики уровня исполнительской культуры детей 5-7 лет (Т.С.Комарова, О.А.Соломенникова), представлена в приложении 5. Характеристика уровня музыкальных знаний у детей 5-7 лет представлена в приложении 6.

Диагностика развития музыкальности детей

Диагностика проводится 2 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и в соответствии с этими данными, планировать всю дальнейшую работу.

Оценка эмоционального состояния детей проводится с учётом возрастных психологических особенностей детей (таблица 1, таблица 2) по методике исследования эмоционального состояния дошкольников (Э.Т. Дорофеева), методом выявления изменения чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. (Приложение 4).

С целью определить самооценку ребенка, включающую различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей применяется методика определения самооценки здоровья (М.А.Панфилова).

(приложение 7)

По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное — резерв возможностей.

Положительная динамика результатов диагностики детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.

Использование здоровьесберегающих технологий отражается перспективном и календарном планировании, отображается специальными символами.

Разработали показатели эффективности проводимых музыкально-оздоровительных занятий:

Основной критерий оценки проводимых музыкально-оздоровительных занятий – динамика уровня заболеваемости каждого ребенка за год.

2. Результаты и достижения дошкольника сравниваются только с его собственными, а не с результатами других детей. Отслеживаются:

  • музыкальные способности (память, слух, ритм);
  • основы исполнительской культуры;
  • уровень физического здоровья по болезни (раньше пропущенных дней по болезни;
  • изменение группы здоровья);
  • развитие оценки эмоционального состояния (заполняется психологом);
  • самооценка своего здоровья.

3. Полученные знания и сформированные умения используются в повседневной жизни.

Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.

Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Их единство в образовательной деятельности свидетельствует об эффективной организации среды и взаимодействия её субъектов.

Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

Вторым условием является соответствие гигиеническим требованиям к помещениям и оборудованию, организации процесса обучении: правила освещение, длительность занятий, правила уборки и проветривания помещений и т.д. (14)

В ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.(14)

Образовательная макросреда ДОУ, где собственно и осуществляется музыкально-оздоровительная работа, представляет собой

Помещения

образовательный процессы

Участники

Музыкальный зал

— утренняя гимнастика

— музыкальная НОД

-вокальный кружок

-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность

— индивидуальная деятельность

— дети

-музыкальный руководитель

— воспитатели

— психолог,

учитель-логопед

родители

Групповые помещения

— самостоятельная деятельность детей в музыкальных мини-центрах

гимнастика после сна

— дети, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Физкультурный зал, тренажёрный зал

— утренняя гимнастика

— физкультурная НОД с музыкальным сопровождением

— музыкально-спортивные праздники и развлечения

— ЛФК с детьми старшего дошкольного возраста с музыкальным сопровождением

— дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель

Музыкальная гостиная

— постановки сказок, музыкально-литературных композиций, кукольных спектаклей

— индивидуальная и подгрупповая музыкальная НОД

— досуги и развлечения

— дети, воспитатели

-музыкальный руководитель

— родители

Территория детского сада

— Музыкальные праздники и развлечения

— Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

— дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Кабинет педагога-психолога

Психогимнастика, арттерапия, куклотерапия, сказкотерапия

— дети, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Во всех возрастных группах нами используется полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); «запасник ценных вещей», уголок ряжения, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По моим рекомендациям, воспитатели чётко следят за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Для успешной реализации поставленных задач, мы включили систему разработанных упражнений в различные виды деятельности и формы работы. Это – музыкальная и физкультурная НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки. В нашем ДОУ как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей активно используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, песочная терапия. Обсудив данную технологию с педагогическим коллективом, мы оформили в каждой группе уголки для проведения арттерапии, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т.д.

Пока ещё небольшой опыт педагогического коллектива по использованию арт-терапевтических технологий показывает, что эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды ориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением

здоровьесберегающих технологий

Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)

Раздел

Ход деятельности (вид технологии0

Вводная часть – музыкально-ритмические упражнения.

Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации), музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений)

3 мин

Приветствие.

Песни–распевки с самомассажем (валеологические, кинезиологические)

2 мин

Слушание музыкальных произведений

Слушание музыки с элементами музыкотерапии, релаксации, дыхательной гимнастики, «эффект Моцарта» ритмопластики, сказкотерапии

4 мин.

Пение музыкальных произведений, песенное творчество

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, вокалотерапия (разучивание и пение), пальчиковые игры, дикционные упражнения, физвокализ (по методу А.И. Попова), фонопедических метода развития голоса (по методу В.В. Емельянова)

7мин.

Музыкально-дидактические игры

Использование ИКТ, дидактических пособий, моделирование

2мин.

Танцы, танцевальное творчество

Музыкально-ритмические движения, логоритмика, терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика

5-7 мин.

Игровое творчество

Игровое творчество, творческое музицирование, музыкальные игры

4 мин.

Заключительная часть (рефлексия)

Психогимнастика, улыбкотерапия, элементы музыкотерапии

2 мин

Взаимодействие и просветительская работа с родителями

Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей (приложение № 10) мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

— Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах». В ДОУ введены традиции проведения совместных интерактивных музыкально-спортивных праздников и развлечений с родителями оздоровительной направленности: «День военно-воздушных шариков» (23 февраля), «Посиделки с мамами к 8 Марта», «Широкая Масленица», и спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», мастерские «Парная гимнастика».

  • Анкетирование;
  • Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
  • Индивидуальные консультации
  • Наглядная информация в уголках родителей на тему работы
  • Консультации о целебной силе музыки в организационных папках (приложение №9)
  • Выставки литературы (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
  • Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Ждём результата

Совместная работа педагогов ДОУ

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.

Вообще, в ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и медицинских работников, родителей МБДОУ детский сад «Солнышко» общими усилиями направленная на сохранение и формирование здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития, опирается на основные принципы: научности, целостности, комплексности педагогических процессов, активного обучения, принцип связи теории с практикой оптимизирует систему музыкально-оздоровительной работы. Необходимый эффект будет достигнут при условии соблюдения всех компонентов здоровьесберегающей модели:

Мониторинга физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживания социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы

Организации музыкальной здоровьесберегающей среды

Использования здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности

Совместной работы педагогов ДОУ

Просвещения педагогов и родителей.

Заключение

Проведенное исследование и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема использования здоровьесберегающих технологий в системе музыкально-оздоровительной работы ДОУ остается актуальной на сегодняшний день.

Поставленная цель исследования: выявить наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, которые бы способствовали формированию и развитию музыкальных способностей, для укрепления здоровья детей дошкольного возраста выполнена.

Проанализировав литературу по поставленной проблеме исследования

Раскрыли значение здоровьесберегающих технологий, применимых в системе музыкально-оздоровительной работы. Выявили наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии. Создали модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду с применением наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, и алгоритм музыкального занятия, имеющего здоровьесберегающую направленность.

Гипотеза о том, что если применить здоровьесберегающие образовательные технологии в организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, то эффективность музыкально-оздоровительной работы возрастет подтвержается.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

способствует формированию потребности в двигательной активности,

способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий в организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, повышает результативность музыкально-оздоровительной работы.

Этот факт может подтвердить и анализ состояния здоровья детей МБДОУ детского сада «Солнышко» за последние 2 года, который подтверждает эффективность проведения оздоровительной работы педагогического коллектива. Нужно отметить, что количество детей с I и IV группой здоровья стабильное (8,5%), со II группой – увеличилось с 78% до 81%, с III группой – снизилось с 20% до17%. Уменьшился % часто болеющих детей с 30% до 21%, уменьшилось число детей имеющих хронические заболевания с 27% до 17 %