Изучение драматургического творчества А. Н. Островского в аспекте современных технологий обучения в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами. Условием прогресса становится готовность индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни общества и принятию нового как ценности.

Задавать новые направления общественного развития – главная цель образования. Именно образование, как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, является сегодня важнейшим фактором экономического и общественного развития. Его первоочередной задачей становится «развитие у человека способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство» (2).

Сегодня в учебном процессе академических лицеев и профессиональных колледжей четко обозначены контуры новой образовательной парадигмы, именуемой как: «личностно-ориентированная», «исследовательская», «проективная».

Актуальность.

В научно-методической литературе существует ряд работ, посвященных анализу пьесы «Гроза» А.Н.Островского . Однако, что касается методических пособий и разработок, рассматриваемых драматургическое творчество А.Н.Островского и его известной пьесы «Гроза» в аспекте новых педагогических технологий, то на сегодня их крайне мало. Достаточно назвать работы М.И.Громовой (14) Т.С.Зепаловой (15) и С.С.Магдиевой (21-23) и методические разработки учителей-экспериментаторов, представленных на страницах сборника научно-методических статей по проблеме «Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающихся в современных условиях» под редакцией профессора Узбекистана В.И.Андрияновой (37).

Несмотря на богатейшую литературу, посвященную Островскому, все же избранная автором тема курсовой работы является недостаточно изученной. Не была предметом специального научного рассмотрения и периодизация творчества драматурга, хотя исследователи затрагивали ее — в разной степени четкости, последовательности и глубины. В своем исследовании мы предлагаем периодизацию, разработанную на целостном осмыслении процесса эволюции драматургической деятельности, творческих принципов А.Н.Островского, способов эстетического отражения им жизненных явлений, в определенной степени влиявших на мироощущение создателя русского театрального репертуара.

Кроме того, мы учитывали и субъективный фактор, так как у каждого исследователя есть своя логика и методика, что делает получение объективно-истинного знания сегодня проблематичным.

6 стр., 2726 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, Появление Интернета и ...

Периодизация, как известно, возможна по разным основаниям.

Так, литературовед Л.М.Лотман (20), характеризуя особенности драматургии Островского, соотносит их с проблемой художественного метода и жанра. Основные периоды творчества драматурга Лотман выделяет в такой последовательности: «Реализм 40-х годов и формирование художественного стиля Островского»; «Первые опыты Островского в области народной драмы (пьесы так называемого «славянофильского» периода)»; «Народная драма 60-х годов. «Воспитанница», «Гроза», после чего анализируются пьесы, входящие, по мнению Л. М. Лотмана, в сатирический ряд («Доходное место». «В чужом пиру похмелье», «Тяжелые дни», трилогия о Бальзаминове).

Здесь уже нарушается хронологический принцип, поскольку «Доходное место» рассматривается после «Грозы». И, наконец, исследуются исторические пьесы, а завершает картину творческой эволюции Островского анализ драматургии 70-80-х годов (Исследование по проблеме «Борьба Островского за развитие социально-обличительной драматургии в 70-80-ые годы»).

По мнению другого ученого Г. П. Пирогова (36), «Бедной невестой» заканчивается первый этап, за которым следует «славянофильский» период, а затем исследователь плавно переходит к произведениям, характеризующимся отходом от славянофильских позиций, к «Грозе», к историческим пьесам и отдельно отмечает 70-80-е годы, когда, по его определению, Островский «обращается к изображению пореформенной действительности».

По-другому подошел к проблеме периодизации творчества драматурга литературовед Г. Н. Поспелов (37).

По его мнению, в первый период входят самые ранние произведения и комедия «Свои люди — сочтемся». Следующий этап охватывает деятельность Островского первой половины 1850-х годов, «после 1848 года», («Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»).

Затем исследователь к особому периоду относит творчество драматурга второй половины 50-х — начала 60-х годов (Исследование по проблеме «Островский и идейно-эстетическая борьба 1860-х годов»)», заканчивающийся «Мининым», и «период пореформенной реакции» («Грех да беда на кого не живет», «Тяжелые дни», «Шутники», «Пучина», исторические пьесы).

Завершающий этап охватывает творчество драматурга 1870-1880-х годов.

На иных началах предпринимается попытка разделить основные этапы творчества А.Н.Островского А. И. Ревякиным (38).

По словам ученого, «Бедная невеста» явилась произведением, завершившим первый этап творчества Островского».

Однако заметим, что исследуя драматургический путь А.Н.Островского, многие методисты (З.Я.Рез,, З.С.Смелкова., Т.Зепалова и др.) пренебрегают теми произведениями, содержание которых содержит в себе «зерно» сильной жизненной концепции писателя. Поэтому не менее важным аспектом при изучении драматургического творчества А.Н.Островского является и анализ его пьесы «Гроза».

3 стр., 1440 слов

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ ЗА 1877 ГОД.ГЛАВА ВТОРАЯ

... русского писателя, придворный (смотрящий) еврей современной России Чубайс, прекрасно понимающий их справедливость и не имеющий аргументов для их опровержения, сказал: «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в ... народе предвзятой, априорной, тупой, религиозной какой-нибудь ненависти к еврею. Я пятьдесят лет видел это. Мне даже случалось жить с народом, в массе народной, в ...

Объект исследования., Предмет исследования –, Цель исследования, Задачи исследования:

1) Изучить научно-методические аспекты драматических произведений.

2) Наметить структурные компоненты драматических произведений.

3) Наметить этапы изучения драматических произведений.

4) Определить задачи изучения биографии писателя.

5) Выделить учебные ситуации, связанные с изучением драматургического творчества А.Н.Островского.

6) Разработать фрагменты уроков по изучению пьесы «Гроза» с использование новых педагогических технологий («Обучение в сотрудничестве» и РКМЧП).

Структура курсовой работы:, Глава I Методические аспекты изучения художественного творчества писателя

1.1.Вступительные занятия по изучению творчества писателя

«Изучение литературного произведения следует начинать с вступительных занятий», — считают методисты ТГПУ имени Низами З.К.Кудашева и С.С.Магдиева (18-19).

эмоциональной и познавательной подготовки

Вступительные занятия могут включать в себя:

  • рассказ об определенных эпизодах из жизни писателя, имеющих прямое отношение к изучаемому про­изведению (например, значение Царскосельского лицея в формировании прогрессивного мировоззрения А.С.Пушкина);

  • указание на связь с предыдущим материалом (упоминание о ранее изученных произведениях того же писателя, об известных фактах его биографии);

  • исторический, историко-литературный и социально-бытовой комментарий, необходимый для понимания изучаемого (например, рассказ об Отечественной войне 1812 года в связи с чтением стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»);

Подготовка вступительных занятий один из важных моментов работы учителя, это творческий процесс, как и весь процесс преподавания литературы.

1.2.Методические требования к урокам изучения

художественного творчества писателя

Основные задачи изучения биографии писателя, Принципы отбора биографического материала:

  • для учащихся средних классов отбираются те факты жизни писателя, которые оказали решающее влияние на создание его программного произведения;

  • для учащихся старших классов используется документальный материал о писателе, изучение его биографии идет в хронологической последовательности.

Форма изучения биографии писателя

Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с биографией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя должен быть направлен к последующим урокам.

8 стр., 3626 слов

Медицина и словесность. Русские и зарубежные врачи-писатели. ...

... врачом. Рассказ наряду с несколькими другими входит в цикл «Записки юного врача». ** ... реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности – литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни ... и медицинского творчества Михаила Афанасьевича ... латынь. Несомненно, изучение языков развивает ...

Программа изучения литературы в лицеях предусматривает следующие виды биографического очерка: жизненный подвиг писателя; биография и творческий путь; очерк жизни и творчества; краткий очерк жизни творчества или краткий биографический очерк; знакомство с писателем в обзорной теме.

Биография — это не столько хронология жизни и творчества, сколько его духовная эволюция. Если у учителя словесности есть собственное мнение о писателе, свое личностное отношение к нему, то урок не станет механическим перечислением дат и фактов.

Если уроку-лекции по биографии писателя присущи цельность, — композиционная стройность, доказательность, а главное — новизна материала, современность акцентов и четкая концепция всего духовного — облика и творчества писателя, то он останется в памяти у учащихся.

Найти эту концепцию, увидеть неповторимость облика писателя — важнейшая задача при подготовке к уроку.

Методические требования к изучению биографии писателя:

  • Привлечение документального и художественно-документального материала: воспоминания современников, автобиографические произведения, дневники, письма писателя.

  • Построение беседы о писателе в виде живого, поэтического и драматизированного рассказа, включаю­щего в себя необычное, увлекательное начало, во многом определяющее эмоционально — смысловой настрой последующего изложения.

  • Четкая и последовательная характеристика эта­пов идейно-творческого пути писателя, его духовной эволюции от самых важных юношеских впечатлений и этически целенаправленных замыслов до зрелых свершений, в которых эти замыслы нашли свое воплощение.

  • «Крупные планы» постановка идеологических, нравственных, эти­ческих проблем, интересовавших писателя.

  • Использование в биографическом повествовании художественного текста, чтобы воссоздать живой голос писателя на разных этапах его жизни и деятельности.

  • Создание предварительного общего представления о творчестве писателя, посредством характеристики его творчества в драматизированном рассказе.

  • Использование изобразительной наглядности — демонстрация портрета писате­ля с обсуждением живописной или графической трак­товки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно-политического облика писателя.

  • Показ серии портретов, раскрывающих разные стороны лично­сти писателя.

  • Использование фотоальбомов, посвященных жизни и творче­ству писателя, изобразительно-документального материала об эпохе, бытовом и культурном окружении писателя.

  • Использование графической наглядности (хронологические и синхронистические таблицы; планы-таблицы по био­графии в сочетании с цитатным планом или планом-конспектом; таблицы-викторины типа «О чем говорят эти даты?»; карты, рассказывающие о поездках пи­сателя).

  • Использование слуховой наглядности — записи голоса писателя, его современников о нем, записи выступ­лений мастеров художественного чтения, писателей и поэтов из серии «Поэты читают свои стихи», музыкальные произведения, любимые писателем или близкие его произведениям, записи телепередачи, посвященные данному пи­сателю.

    3 стр., 1400 слов

    Памятка «Развитие речевого творчества. Использование методов ...

    ... сочинения сказок, предложенные Джанни Родари, можно применять, как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и в подгрупповой работе, работе в парах, или индивидуально. Развитие речевого творчества Использование ... чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни); ассоциация и сравнение; завершающая метафора; перевод таинственного определения в максимально привлекательную ...

  • Использование диапозитивов, учебных кинофильмов и кино­фрагментов; возможно также сочетание различных форм на­глядности с художественным рассказом педагога о ме­стах, связанных с жизнью писателя («заочная экскурсия по местам жизни писателя»).

  • Воссоздание творческого портрета изучаемого автора с помощью выразительного чтения фрагментов из художе­ственных произведений, использование писательских афоризмов и критических высказываний.

  • Доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, науч­но-популярных и научно-художественных книг; сочинения, изложения, самодеятельные творче­ские работы; конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе, литературные вечера, посвященные биографии писателя, и т. д.

1.3. Некоторые аспекты изучения драматургического творчества А.Н.Островского

В драматургии Островского вместилась вся Россия — ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.

Не с холодным любопытством, но с жалостью и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным и негодование против «темного царства» — вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас – читателей 21 века..

Говоря об эстетике быта и характера, мы исходим из того, что необходимо раскрыть эстетические свойства действительности, те стороны взаимоотношения человека с миром, отраженные Островским, которые доставляли ему как автору подлинное наслаждение — поступком, словом, жестом, непосредственной реакцией на происходящее, импульсивным чувством, многоликостью, многоголосием, динамизмом человеческого общества.

Понятие эстетика обозначает особенности эстетического восприятия Островским различных сторон жизни, а именно — эстетическое содержание смешного, комического, драматического, трагического, прекрасного, обыденного и безобразного. Иными словами, наслаждаясь всеми оттенками духовного и материального мира как единого целого, драматург, руководствуясь своими эстетическими ощущениями и идеалами, выразил в определенной мере эстетическое мировоззрение своего времени, тесным образом связанное с христианским учением.

Красота бытия, отраженная в драматической форме, проявляется в конкретных обстоятельствах и в конкретной обстановке. Сам быт, столь привлекавший автора, предстает в эстетической завершенности, явлен как художественное целое. В драматическом произведении, изначально сориентированном на сценическое прочтение, герои объединены пространством сцены, продуманным театральным реквизитом, замыслом автора и режиссера. Представление о красоте быта складывается из общей картины, в которую входит предметный мир, окружающий персонажей, включая еду и питье, одежду, грим, убранство сцены, мир внутренних переживаний, требующих от зрителя сопереживания, живого эмоционально-интеллектуального отклика в соответствии с его ценностными представлениями.

7 стр., 3367 слов

Почему произведения островского называют пьесами жизни?

... -analiz-pesy.html Сочинение на тему «Пьесы жизни» (Островского) Александр Николаевич Островский действительно является одним из самых ярких писателей русской литературы. ... не становится аморфным. Логика творчества А.Н. Островского. О пьесах Островского 40-х годов можно говорить как о комедиях характеров: источником драматического действия оказываются бытовые противоречия (в «Своих людях…» писатель ...

Эстетическое начало в воспроизведении мира конкретных деталей проявляется, по словам М. М. Бахтина, «во внешнем формальном сочетании пластически-живописного характера: в гармонии красок, линий, в симметрии и прочих несмысловых, чисто эстетических сочетаниях» (12:94).

Драматургические формы художественного выражения быта получили у Островского свое ценностное обоснование, поскольку эстетическая установка активно реализуется в самой жизни, в непосредственной реакции, в сфере чувств, в нравственных критериях.

Чтобы зрительно представленное внутреннее переживание обрело эстетический смысл, оно должно быть внешне выражено, стать пластически убедительным, доставив театральной публике и читателю духовное наслаждение. А это достигается только в том случае, когда даже неприглядные стороны человеческого бытия художественно выстроены и оформлены.

Считаем целесообразным рассмотреть творчество Островского в аспекте синтеза литературы и театра, литературы и фольклора, литературы и музыки.

Нередко драматурга воспринимали как бытописателя, вкладывая в это определение негативный смысл. Драматург, действительно, любил изображать быт, видел в нем тот мир, в котором есть своя прелесть, своя целесообразность, своя гармония, культура, наконец. К главным основаниям эстетики Островского относится ее развитие в русле подлинного человеколюбия, творческого отношения к жизни, усвоения культурного наследия прошлого. Таким образом, драматург органично вписывается в общемировоззренческую систему эстетических представлений, основных литературных, исторических, социальных концепций.

В последние годы в науке о литературе все чаще подчеркивается колоссальная роль писателя в русской культуре, к нам приходит осознание того, что он является для нас, пытающихся познать самих себя в условиях складывающихся рыночных отношений, тем источником, без которого это познание невозможно. Человек с обыденным сознанием оказывается не менее интересен, чем мятущийся интеллигент, постоянно задающий себе вопрос о смысле жизни. А быт как особый мир, созданный человеком, где ему наиболее удобно и легко, быт, создаваемый с учетом личных потребностей и возможностей, с учетом национальных традиций, теперь, когда разрушены связи между поколениями, когда произошла утрата многих важнейших ценностей бытия русского человека, воспринимается как необходимый элемент, воздействующий на память, на нравственность, на культуру. Мы заново, только в более трагичной форме, проходим то, через что прошли персонажи Островского, однако сам он верил в движение человека к духовной свободе, а значит, оно всегда будет актуально и необходимо современному читателю.

Глава II Методическая организация уроков литературы

2.1.Изучение драматургического творчества А.Н.Островского., Система уроков

Основные цели урока:

1.Ознакомить учащихся с особенностями драматургии А.Н.Островского на примере драмы «Гроза» с привлечением ряда других пьес и с учётом разнообразия мнений и концепций.

2. Усилить работу по формированию у учащихся навыков анализа литературного текста.

11 стр., 5455 слов

«Образ матери» по творчеству Сергея Есенина. Урок литературы ...

... Есенин раскрывает не только образ своей любимой матери, но и всех женщин в целом. Дети должны ценить матерей и навещать их, как делал это писатель. Образ матери в творчестве С. Есенина. ... Олимпиады. Образ памятника в русской литературе. Три памятника в русской литературе. «Образ учителя» - Благие намерения. Учитель. Корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. Некрасов о любимом учителе. Уроки ...

3. Развивать у учащихся навыки связного рассказа, участия в эвристической беседе, группового поиска, выразительного чтения и инсценировки.

4.Учить обучаемых умению обобщать и оценивать литературный материал, конспектировать опорные моменты, усматривать «вечные» вопросы в бытовом сюжете драматического произведения.

5. Воспитывать любовь к художественному слову, прививать литературный вкус, уважение к мастерству писателя, обращать внимание на функции художественных деталей и символов.

В соответствии с выбранными целями в систему уроков включены различные типы уроков, а также современные педагогические технологии.

На уроках нами предусмотрена разработка следующих тем:

Первый урок — вводный урок по теме «Личность А.Н.Островского. Основные особенности творчества драматурга».

Второй- изучение драмы «Гроза».

Третий урок — развития аналитических навыков на примере анализа эпизода и речевой характеристики героя,

Так обеспечивается разумный баланс устной, письменной, творческой, аналитической и диагностической, в том числе — тестовой работы, что содержит определённую новизну и отвечает современным требованиям к литературному образованию обучаемых.

Урок 1

ЛИЧНОСТЬ А. Н.ОСТРОВСКОГО. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ДРАМАТУРГА

Изучение творчества А.Н.Островского ставит перед учителем ряд острых и важных проблем, связанных с литературным образованием. У каждого учителя знакомство с творчеством этого писателя проходит по-своему. Мы предлагаем изучать тему “Драматургическое творчество А.Н.Островского” на примере его пьесы «Гроза» с использованием методов современных педагогических технологий: «Обучение в сотрудничестве» и технологии развития критического мышления.