Научно-познавательная литература

Курсовая работа

Формирование познавательного интереса актуальная проблема развития личности всовременном обществе. Это связано стем, что дидактика ипрактика обучения теперь всё больше ибольше обращаются кличности обучающегося. Многогранность проблемы формирования познавательного интереса умладших школьников вынуждает снова иснова возвращаться кисследованию разных ееаспектов инахождению путей еёрешения.

Детская научно-познавательная и энциклопедическая литература может быть полезна в этом отношении. Однако ее потенциал педагогами не всегда используется. Некоторые причины этого явления. Во-первых, книга уже давно не является единственным источником информации о мире, растет число детей, не желающих читать. Их литературный опыт ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии — вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Во-вторых, младший школьный возраст — это возраст подражания. И от того, как общаются с книгой окружающие ребенка взрослые, зависит, станет ли он в дальнейшем обращаться за знаниями к литературе. Что читать детям-школьникам решают родители и педагоги. Их выбор определяется книжным рынком. На прилавках изобилие: небольшие брошюры, увесистые, разукрашенные, как драгоценные ларцы, подарочные книги-фолианты, книжки-малышки и игрушки, раскраски. Ассортимент научно-познавательной и энциклопедической литературы необыкновенно широк, способен удовлетворить любые вкусы, рассчитан на разные возрастные группы читателей, уровни их развития и финансовые возможности родителей.

В-третьих, не учитывается сензитивность возраста, для которого характерно интенсивное развитие познавательного интереса ко всему окружающему, в том числе к книге как источнику знаний о мире. К 7 годам у детей накапливается значительное количество информации, которая служит своеобразной «материальной базой» для развития познавательных процессов. Ребенку все интересно, его все манит, но он не в состоянии правильно и глубоко осознать происходящее, переработать поток информации. Возникает противоречие между познавательными потребностями ребенка и возможностями осмысления поступающей информации.

14 стр., 6619 слов

По самообразованию «Развитие познавательных интересов старших ...

... познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, ...

Этойпроблемойзанималисьтакие ученые как Ананьев Б.Г., Божович Л.Н., Выготский Л.С., Щукина Г.И., Гордон Л. А., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Морозова Н. Г., Петровский А.В и другие.

Наукой доказано необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.

Предметом исследования в дипломной работе является процесс развития умений анализа научно-познавательного рассказа у учащихся начальных классов.

Объектом исследования возможности различных приёмов анализа научно-познавательной литературы при обучении учащихся 3 класса.

Целью дипломной работы является теоретически обосновать и проверить на практике эффективность предложенного содержания работы по формированию умений анализа научно-познавательного рассказа у учащихся 3 класса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить анализ как метод изучения литературы, и определить жанр рассказа в детском чтении;

2) определить опыт педагогов по изучению научно-познавательной литературы в начальной школе;

3) исследовать методику работы над научно-познавательным рассказом;

4) провести опытную работу по теме исследования.

Гипотеза исследования:формирование аналитических умений третьеклассников при изучении научно-познавательных рассказов будет эффективным,если в процессе обучения использовать различные приёмы работы.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа научно-познавательной

литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskaya-nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-doshkolnikov/

1.1. Анализ как метод изучения литературы. Жанр рассказа в детском чтении

Научное литературоведение имеет законное право на существование, оно обладает своей специфической мерой точности и научности и — как и вся наука — удовлетворяет задачам познания окружающего мира.

Существенной частью научного познания являетсяанализ —научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ — необходимая ступень любого научного постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого [11, С. 117].

15 стр., 7145 слов

Контрольная работа: Анализ рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

... первого упоминания: когда Яков хочет побить Ротшильда, Ротшильд обижается, «свирепо» глядит на Якова, ... данного монографического исследования является лексический анализ текста. Мы находим, что собственно ... (в том числе и в «Скрипке…») неоднократно употребляются ряды неоднородных определений, и ... и упущенные возможности, ущербность жизни и работы, отсутствие настоящего Дела, потеря родного человека ...

Для полноценного научного постижения художественного произведения анализ безусловно необходим, но недостаточен. Хотя аналитическая работа составляет большую по объему часть в деятельности литературоведа (почему термин «анализ» иногда применяется как синоним научного изучения произведения вообще), она все же не дает необходимого научного уровня. «Анализ является лишь необходимым условием достижения более высокой цели — научного синтеза. И эта цель достигается тем успешнее, чем глубже, подробнее, дифференцированное анализ»

Анализ важнейший метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью. Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая богаче, чем сумма составляющих систему элементов. Конечная цель научного рассмотрения литературно-художественного произведения познание именно этой эстетической целостности. Только такое познание адекватно самой природе искусства, которое и по своей структуре, и по способу воздействия на читателя является целостным организмом. Таким образом, анализ в научном рассмотрении произведения предстает хотя и важным, но все же вспомогательным этапом работы, он подготавливает синтетическое, целостное осмысление художественного произведения [9, С. 94].

Синтетическое, нерасчлененное впечатление от произведения существует в нашем сознании изначально, представляя из себя донаучный этап освоения художественной реальности. Работа любого ученого-литературоведа начинается с того, что он воспринимает произведение просто как читатель (правда, читатель грамотный, квалифицированный).

В результате непосредственного воздействия эстетической реальности на воспринимающее сознание формируется первое впечатление от произведения, первое, синкретическое, еще не расчлененное представление о содержании произведения и его художественном своеобразии. На этом этапе восприятие во многом эмоционально, стихийно, в значительной мере подсознательно. Такое восприятие естественно и органично для области эстетического. Но не менее естественное явление представляет собой и последующий этап освоения художественной реальности (который уже встречается не всегда, а лишь у читателя искушенного, квалифицированного, развитого) стремление разобраться в своих впечатлениях, подвергнуть их рационально-понятийной обработке. По выражению Г. Товстоногова, после восприятия непосредственной целостности художественного произведения в сознании читателя происходит «обмен чувств на мысли», и этот период эстетической рецепции является переходным от «живого созерцания к абстрактному мышлению», он подготавливает собственно научное осмысление эстетического целого. Это осмысление и проходит первоначально в форме анализа, призванного в идеале обогатить наши представления о смысловых и художественных особенностях произведения, не утратив при этом живого эмоционального контакта с ним.

11 стр., 5395 слов

Переводческий анализ контекстов художественных произведений, ...

... анализ и оценку художественных переводов с точки зрения нормативности перевода, и проанализировать, адекватны ли требования Норы Галь ... образную систему художественного произведения и уникальную черту ... художественных текстов, практической части, которая посвящена анализу переводов художественных текстов, заключения и списка литературы. Глава 1. Нормативность перевода. Художественный перевод и ...

Важнейшей функцией научного анализа является также проверка, корректировка, а иногда изменение первоначальных, целостных и донаучных представлений о произведении. В этом процессе огромную роль играет неоднократное внимательное перечитывание текста, что дает возможность не только углубить первоначальное осмысление произведения, но и проверить его правильность. Первичное читательское восприятие субъективно, и в силу этого после первого прочтения нельзя быть до конца уверенным в том, что произведение понято правильно и тем более достаточно полно при перечитывании всегда открывается нечто новое, а иногда и неожиданное, заставляющее менять первоначальное суждение. Перечитывание не частный, а принципиальный прием литературоведческого анализа, о чем хорошо сказал В.Ф. Асмус в статье с примечательным заглавием «Чтение как труд и творчество»: «Длительность чтения во времени и «мгновенность» каждого отдельного кадра восприятия необычайно повышают требования к творческому труду читателя. До тех пор, пока не прочитана последняя страница или строка произведения, в читателе не прекращается сложная работа, обусловленная необходимостью воспринимать вещь во времени.

До прочтения последней страницы не прекращается также работа соотнесения каждой отдельной детали произведения с его целым <…>. Поэтому, не рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что, строго говоря, подлинным первым прочтением произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к целому. Только в этом случае целое уже известно из предшествующего первого чтения или слушания. По той же причине наиболее творческий читатель всегда склонен перечитывать выдающееся художественное произведение. Ему кажется, что он еще не прочитал его ни разу».

С другой стороны, не зря говорят, что первое впечатление самое сильное, поэтому одна из задач научного постижения художественного произведения это по мере возможности максимально сохранить остроту и свежесть первого контакта с эстетическим объектом.

Научный анализ проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе анализа первоначальное представление о смысле и художественном своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими доказательствами, превращается из гипотезы в научную концепцию. Анализ дает возможность в конце работы над произведением вновь придти к синтезу, но уже на новом, качественно более высоком витке спирали. Целостность освоения произведения на этом заключительном этапе уже не та, что при первоначальном восприятии: она базируется на доказательствах и претендует на статус научной истины [7, С. 55].

6 стр., 2511 слов

Пропозициональный анализ художественного текста как основа его интерпретации

... анализа художественного текста была положена в основу проведенного нами филологического исследования по составлению базы данных для словаря мотивов художественного произведения. В качестве материала был выбран рассказ ... опыт изучения мотивики художественной литературы [см.: Силантьев, 2004]. Однако существует противоречие между аксиомой, что текст является комплексным лингвистическим знаком ...

В процессе анализа, с одной стороны, происходит выделение существенных для данного произведения свойств и качеств, идет процесс своеобразного научного обобщения. Мы получаем представление о ведущих эстетических принципах построения данной художественной системы, которые и создают собственно ее целостность, органичность. При этом, используя прием сопоставления (один из важнейших, принципиальных приемов анализа), сравнивая данное художественное произведение с другими, мы все лучше понимаем его эстетическую уникальность, неповторимое своеобразие. С другой стороны, в процессе анализа наблюдается повышенное внимание к тем «мелочам» текста, которые могут ускользать при первом чтении. Расширяя и углубляя наше представление о смысловой и эстетической сторонах произведения, анализ в этом случае одновременно работает и на идею единства художественного мира, поскольку выясняется, что все «мелочи» и частности пронизаны идеей целого, подчиняются единым художественным принципам.

Синтетическое рассмотрение произведения призвано еще более тесно увязать в нашем представлении элементы формы и содержания; можно сказать, что объектом синтетического рассмотрения является не форма и содержание сами по себе, но феномен содержательной формы. Для того, чтобы анализ эмоционально-смысловой стороны произведения был убедительным, необходимо обращаться к доказательствам, получаемым при анализе формальных элементов, и наоборот постижение художественной формы в ее целостности и единстве невозможно без понимания содержательной нагрузки, которую она несет. Однако здесь следует учитывать и относительную самостоятельность формы и содержания, почему само синтетическое рассмотрение произведения может иметь двоякую направленность: либо на раскрытие преимущественно эмоционально-смысловой стороны, либо на освоение эстетического своеобразия. В соответствии с этим можно разграничить два направления целостного анализа: преимущественное внимание к содержанию дает нам в конечном результате интерпретацию,преимущественное внимание к форме образует представление о целостностистиля.

Существует два способа анализа [10, С. 58].

1) Комплексный метод исследования литературы — это исследование литературных объектов с применением, наряду с литературоведческими методами, методов иных наук: лингвистики, кибернетики, психологии, семиотики и т. п., включая даже науки естественные, хотя это задача гораздо более трудная, чем использование в литературоведческих целях аналитических приёмов и теоретических основ наук о человеке.

2) Системный метод исследования литературы.

Греческое слово «система» означало «целостность, составленная из частей», т. е. из элементов, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом.

Системный подход к изучению литературы часто отвергается либо из-за того, что реализация его в полном объеме трудноосуществима, особенно когда объектом его считается литература в целом либо этап или направление развития литературы.

6 стр., 2929 слов

Куприн рассказ сказка анализ произведения. «Полесская сказка» А

... повести А.И. Куприна «Олеся» Проблема нравственного выбора в повести В. Кондратьева Сашка Проблема нравственного выбора человека на войне (по повести «Сотников») Равнодушие и отзывчивость в произведении А.И.Куприна « ... зазрения совести. Таким образом автор в произведении «Олеся» показал разных людей с разными особенностями характера, которые существуют не только в рассказах, но и в жизни. Главные ...

Жанры научной литературы исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой. Научный стиль речи реализуется в крупных и малых жанрах научной литературы. К первым относятся монография (индивидуальная и коллективная), диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие; ко вторым статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др. Малые жанры научной литературы выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рецензии, хроники, рефераты помещаются в журналах и сборниках.

Все книги и произведения, которые составляют эту часть круга детского чтения, принято представлять в виде двух неразрывно связанных с формированием юного читателя частей: часть первая литература научно-художественная; часть вторая литература собственно познавательная, или научно-популярная [10, С. 271].

Рассказ жанр малой прозы, отличающийся небольшим объемом и единством художественных событий. В рассказе обычно одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией и мало действующих лиц. Итак, ответ на вопрос, что такое рассказ, довольно прост: это произведение в прозе объемом меньше, чем повесть и роман.

Отвечая на вопрос, что такое рассказ, необходимо обратиться к истории возникновения этого жанра. Рассказ обнаруживает свои истоки в басне, сказке и анекдоте. Хотя и значительно от них отличается. С анекдотом жанр разнит возможность не только комического сюжета, но и сентиментального с трагическим. В басне, в отличие от рассказа, всегда присутствуют аллегорические образы и назидательные элементы. А сказка невозможна без элемента волшебства, который нетипичен для новеллы.

Характерной чертой рассказа является внимание к деталям. Из-за краткости повествования любой предмет, которому автор уделил особое внимание, становится ключевым для понимания смысла произведения. Подчас даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, казалось бы, незначительная деталь.

Рассказ— один из самых популярных жанров детской литературы.Рассказ— это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче).

Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. [22, С. 53].

Всё это облегчает восприятие литературного произведения маленькими читателями. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни героя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих ли невелико: обычно это главный герой — ребёнок — и его друзья или родители. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени. [22, С. 54].

12 стр., 5693 слов

По литературе «Традиции святочного рассказа в произведении ...

... фантастических происшествий. Вероятно, жанр святочного рассказа появился в творчестве Н. Полевого под влиянием святочных рассказов американского писателя Вашингтона Ирвинга, произведения которого он активно переводил на русский язык. Следует отметить, что ...

В детском рассказе больше всего автора интересует психология ребёнка. Поэтому даже в юмористических по определению рассказах особое внимание уделено поступкам, мыслям и переживаниям маленького героя, и за комичной ситуацией просматривается особое восприятие мира и взрослых людей подрастающим человеком. Для создания образа героя автор использует всевозможные художественные приёмы. В рассказе появляются портретные описания, но главным способом характеристики становятся диалоги, в которых раскрывается неповторимый внутренний мир маленького человека.

Стилистические средства, используемые в рассказе, определяются его тематикой: например, рассказ о войне, безусловно, больше насыщен событиями, чем рассказ о природе — в последнем преобладают описания. Но в целом можно отметить несколько специфичных черт детского рассказа: лаконичность, прозрачность композиции, преобладание повествовательного начала, внимание к личности главного героя, живой разговорный язык.

Научно-познавательный рассказ это популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком [27, С. 61].

Научно-познавательный рассказ несет в себе не столько эстетическую, художественную составляющую, сколько обучающую функцию, но, вместе с тем, он является неким среднеарифметическим звеном межу учебным текстом и художественным произведением, где в занимательной форме даются знания о мире и упорядочиваются эти знания. Такой рассказ способствует развитию логического мышления, помогает увидеть и осознать связи между предметами и событиями. Такой рассказ наполнен не только теоретическими сведениями, а и опытами и экспериментами, стимулируя тем самым активное познание действительности. Также, здесь наблюдается воспитание образа мысли, человек учится ставить задачи и решать их.

1.2. Опыт педагогов по изучению научно-познавательной

литературы в начальной школе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskaya-nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-doshkolnikov/

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения.

Исследователи подсчитали, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. И происходит это не потому, что ребенок получил ответы на все вопросы, а потому, что привык их не получать. Если взрослые не могут или не хотят объяснить школьникам то, что их интересует, детская любознательность пропадает. У ребенка формируется пассивная позиция, а в будущем — отказ от решения сложных как учебных, так и жизненных задач.

Поэтому, педагогам необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.

3 стр., 1472 слов

Научно-исследовательская работа : «Влияние музыки на человека»

... на вопросы ученики Гимназии, а так же наши родственники. Всего в опросе приняло участие 38 человек (Слайд 12) 100 % учащихся отметили, что любят слушать музыку. ... Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний. ( ... аккордеон – активизирует работу брюшной полости. Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, ...

Считаю, что научно-познавательная литература в большей степени этому способствует. Попробуем разобраться в формулировке этого понятия.

Научно познавательная литература — специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя.

Кривоноженкова А.С. обозначила такую классификацию научно-познавательной литературы, определив, что учебные тексты делятся на [19, С. 75]:

1) учебные тексты, созданные лицами, ответственными за реализацию образовательного процесса (учебники, учебные пособия и др.);

2) учебные тексты, созданные участниками образовательного процесса в индивидуальном порядке на компилятивной основе (рефераты, конспекты лекций и др.);

3) учебные тексты, создаваемые обучающимися при дозированной педагогической поддержке;

4) учебные тексты, созданные с диагностическими целями (контрольно-измерительные материалы, тестовые задания);

5) тексты, обретающие статус учебных при определенной обработке (адаптированные авторские художественные тексты, подвергнутые дидактической обработке для изучения иностранного языка и др.);

6) тексты, изначально имеющие внеучебную направленность, но используемые в образовательном процессе.

Учебный текст может выполнять различные функции передача социокультурного опыта, формирование определенных мировоззренческих установок, реализовывать упражняющую и закрепляющую функцию, контроль или самоконтроль за результатами познавательной деятельности, оценку учебных достижений, порождение смыслов и др.

Понятие «учебная книга» является более узким и фиксирует специально сконструированный учебный текст, адекватно графически (письменно) оформленный в соответствии с авторской педагогической концепцией. При этом учебная книга (в соответствии с замыслом педагога) может быть составлена из текстов, созданных учащимися.

На уроках литературного чтения в начальной школе учителя чаще всего используют следующие приемы работы с научно-познавательными книгами:

— Постановка вопросов к тексту.

Целесообразно начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов и ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Золотой луг»:

1) какие цветы росли на лугу?

2) какого цвета луг был утром, а какого вечером?

3) почему луг менял свой цвет?

4) зачем одуванчик закрывает на ночь свои лепестки?

7 стр., 3110 слов

Научный текст в жанре реферата

... менеджменте, анализу которого посвящен данный текст. В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется ... рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы. Одним из важнейших жанров научного стиля является научная ... а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания делятся ...

Первый вопрос самый легкий ответ на него очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. Третий вопрос еще сложнее надо не просто воспроизвести содержание, а понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Самый трудный четвертый вопрос, поскольку ответа на него в тексте нет. Чтобы найти ответ, надо размышлять, использовать дополнительные сведения [16, С. 58].

Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Предложим потренироваться в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения.

Конечно, одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, хвалить за удачно поставленный вопрос, систематически включать задания на постановку вопросов в учебную деятельность по всем предметам.

— Составление плана текста.

Прием составления плана познавательного текста преследует цель структурирования информации, поэтому принцип деления текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Текст делится на логически законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями возможно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором наличие познавательной информации.

— Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Прием «Инсерт». Данный приём требует от ученика умения не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Последовательность действий по составлении кластера проста и логична:

— посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

— вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

— по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

— Литературные игры.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskaya-nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-doshkolnikov/

Н. М. Дружинина предложила интересные игровые приемы работы, стимулирующие самостоятельное чтение детских познавательных книг.

«Познавательный бой» дети составляют дома познавательные вопросы по материалам прочитанных книг. «Бой» устраивается на уроке между командами. Важно не только ответить на вопрос, но и сказать, из какой книги были получены эти знания [13, С. 117].

« Слушай лучше» учитель читает познавательное произведение, дав детям установку на выделение и запоминание познавательного материала. После чтения команды делятся своими наблюдениями.

«Анкета» заполнение анкеты на животное героя познавательного произведения: для чего надо знать место его распространения, кто его враги, с кем он живет в мире, чем питается, как приспосабливается к окружающим условиям и т.д.

«У кого спросим?» учитель задает вопрос, а школьники решают, у кого из авторов научно-познавательных книг можно об этом узнать. Этот игровой прием можно совместить с книжной выставкой, тогда ответ может быть получен прямо на уроке.

Названные приемы актуализируют читательский кругозор ребенка, позволяют детям делиться читательскими впечатлениями и знаниями, полученными из познавательных книг. Играя, дети учатся формулировать познавательные вопросы, что развивает их любознательность, пытливость, интерес к взаимосвязям, причинам и следствиям явлений.

Говоря об активизации восприятия детей, нельзя обойти стороной стимулирование отзывов читателей. Отзыв это не рецензия, это живой непосредственный, выраженный в слове отклик на прочитанное произведение со своей интонацией, своим впечатлениями, размышлениями, тесно увязанными с жизненным и читательским опытом самого автора отзыва. Но если отзыв это спонтанное читательское впечатление от книги, то обсуждение преимущественно управляемый метод активизации восприятия. В центре его постановка проблем, наиболее значимых для читателей этой книги. Задача обсуждения в рамках «силовых линий», заданных автором и повернутых к реальным проблемам сегодняшней жизни, разбудить мысль читателей, заставить их спорить, выдвигать свои гипотезы, аргументировать. Вместе с тем обсуждение познавательной книги это своего рода тренинг, развивающий умение оперировать текстом, искать в нём точки опоры для своих суждений, вычитывать в тексте «больше, чем написано». Обсуждение побуждает читателей погружаться вглубь произведения и сквозь её призму размышлять о жизни и о себе.

Один из модифицированных вариантов отзыва составление аннотированного списка книг. Обучающиеся подбирают книги согласно заданию учителя (например, по тематике, автору и т.д.) и составляют список книг, указывая не только автора и название книги, но и давая аннотацию — краткую характеристику книги, основные вопросы, которые в ней освещены. Такой список носит информативно-рекомендательный характер.

Это лишь часть методов, используемых при изучении научно-познавательной литературы. Однако какими бы ни были находки, составным элементом их непременно будет диалог, простой естественный разговор с ребенком, который предшествует чтению или следует за ним. Необходимыми условиями спешного диалога считается умение преподавателя говорить и слушать, встать на точку зрения ребенка и с его позиции посмотреть на произведение и мир. О каком бы произведении ни шел разговор, педагог и ребенок говорят о том, что их обоих как читающих личностей волнует, что будит их мысль, что вызывает радость от чтения. Преподаватель делится с детьми своим опытом восприятия художественного произведения и заражает этим читателей. Он не просто передает свою мысль детям, но возбуждает в них их собственные мысли.

Глава 2. Опытная работа по формированию умений анализировать научно-познавательные рассказы у учащихся 3 класса

2.1. Диагностика умения анализировать познавательный рассказ у учащихся 3 класса

В эксперименте участвовали ученики 3 «А» класса школы № 33 г. Оренбурга.

Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов

Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной ихудожественной литературой; владеть элементарными способами получения иобработки информации; работать группами.

Цели:

— продолжить знакомство с научно познавательными и художественными текстами;

— развитие умения различать типы текстов, обрабатывать и систематизировать информацию.

Задачи:

— расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научно-познавательных и художественных текстах;

— развивать умения видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать;

— развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, учить читать вдумчиво;

— развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать0, воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы;

— воспитывать любовь, бережное отношение к природе, её обитателям, доброту.

Ход эксперимента.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети:В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети:В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети:Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети:В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети:В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель:Назовите произведения, которые мы читали о животных.

( К. Паустовский «Барсучий нос» вписать

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы заняли свои места по группам «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»

II. Создание проблемной ситуации.

Мыпознакомились с вами с рядом художественных и научно-познавательных произведений,накопили большой материал

Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.( таблицы раздать)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

— Как вы думаете, какова же будет цель нашего проекта?

Цель:учиться обрабатывать и систематизировать информацию

— Каковы же выдвинем задачи?

Задача: создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного

IV. Подготовка к созданию проекта.

— Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)

1.Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.

2.Выявить самые важные различия в этих текстах

3.Внести эти различия в таблицу

4.Проверить эту таблицу на других произведениях

— Наметим разделы проекта (таблицы)с целью удобства систематизации информации

(Проводится в виде «мозгового штурма».)

(Дети предлагают: цель,тема,главный герой, образ героя,основная мысль текста, отношениеавтора к героям,отношение авторак событиям.моё отношение к героям,средства выражения основной мысли)

Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие) — распределяют карточки в ячейки. (открывается доска)

(Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)

В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:

Таблица 1 — Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Тема текстаОсновная мысль текстаСредства выражения основной мыслиОтношение автора к героям и событиямМоё отношение к героям и событиямНаучно-познавательный текстХудожественный текст

V. Основной этап создания проекта.

— Начнем исследование(работают «Исследователи»)

— Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.

«Исследователи» выбирают тексты и заполняют таблицу

Пример. Тексты К. Паустовского «Барсучий нос» , «Барсук»

Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста К. Паустовского «Барсучий нос» (о барсуках) и энциклопедический текст «Барсук», то таблица после анализа может выглядеть так:работа с учебником.

Таблица 2 — Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Тема текстаОсновная мысль текстаСредства выражения основной мыслиОтношение автора к героям и событиямМоё отношение к героям и событиямНаучно-познавательный текстТекст о бобрахАвтор рассказывает о том, как выглядят барсукиТочные факты, научные слова, термины (живёт в норе, длинные когти, волосяной покров приглажен)Не понятноИнтересно было узнать о бобрахХудожественный текстТекст о бобрахАвтор рассказывает о барсуках, как о любознательных животныхВыразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка).Хорошо понятно (относится с сочувствием)Понравился барсук

VI. Работа «Аналитика»

— Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?

«Аналитик»:

— Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т. е. слишком много.

— Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.

«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.

VII. Этап испытания проекта

В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.

— такая таблица у нас получилась

Таблица 3 — Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Основная мысль текстаСредства выражения основной мыслиОтношение автора к героям и событиямНаучно-познавательный текстАвтор рассказывает о том, как выглядят барсуки, как живутТочные факты, научные слова, терминыНе понятноХудожественный текстАвтор рассказывает о барсуках как о любопытных животныхВыразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка).Хорошо понятно (относится с сочувствием)

Работа «Испытателей»они должны выбрать текст

— Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:

1.Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, зачитать его.

2.Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.

3.Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.

Вывод ::В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства (выразительные слова, сравнения. диалоги).

а в научно-познавательных текстах используются научные слова (волосяной покров).

4.Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.

Аналитики(Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»

В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».

В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)

В результате таблица приобретает вид:

Таблица 4 — Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Основная цель автора

(Зачем автор создал текст?)Средства выражения основной мыслиОтношение автора к героям и событиямНаучно-познавательный текстДать знанияТочные факты, научные слова, терминыНе понятноХудожественный текстВызвать чувствоВыразительные слова: эпитеты, метафоры, сравненияХорошо понятно

VIII. Итоги эксперимента.

— Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале эксперимента?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

— Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

2.2. Содержание работы по формированию умения анализировать научно-познавательные рассказы у учащихся 3 класса

В современной методической литературе немало работ [2] и др., посвящённых исследованию детской познавательной литературы и её изучению в начальной школе. Известный методист М.П. Воюшина в качестве примеров называет способы работы с познавательной книгой: выделение известной и новой информации, постановка познавательных вопросов к тексту, определение темы и основной мысли текста, составление плана текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры.

Продемонстрируем, как можно реализовать некоторые из них на уроке литературного чтения.

Выделение известной и новой информации. Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте. Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.).

Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, т.к. это умение необходимо при обработке любой информации. Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию. Для наглядной демонстрации детям двух видов информации можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.

Обучение детей постановке вопросов к тексту лучше всего начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж»:

  1. как охотник встретился с ежом?
  2. как вёл себя ёж в лесу, а как — дома у охотника?
  3. с какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?
  4. зачем ёж строил себе гнездо?

Ответ на первый вопрос очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. При ответе на третий вопрос нужно понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Чтобы найти ответ на последний вопрос, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Дети тренируются в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения. Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку вопросов в учебной деятельности по другим предметам.

Определение темы и основной мысли текста.Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Кто чем поёт?» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н.Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, — но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное — сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное — описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы.

— Вы прочитали рассказ Н.Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа — перелет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н.Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н.Надеждиной? А что из рассказа В.Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?

Составление плана текста

Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случает направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации. Покажем на примере сказки Н.И. Сладкова «Суд над декабрём».

План рассказа Н. Сладкова «Суд над декабрём»

Развитие событий

  1. Надоел Декабрь птицам и зверям
  2. Ворон судит Декабрь за длинную ночь
  3. Филин против
  4. Ворон судит Декабрь за скуку
  5. Налим против
  6. Ворон судит Декабрь за рыхлые снега и голод
  7. Тетерев и Глухарь недовольны
  8. Что делать с Декабрём — оставлять или выгонять?
  9. Месяц из года не выкинешь

Постановили: тянись Декабрь, да не затягивайся!

Познавательная информация

1. Декабрь — тяжелое время, но не для всех:

— зверям и птицам трудно добывать пищу ночью, но «Филину длинная ночь сытнее»;

— скучно в лесу и в реке в декабре, а «Налим к свадьбе готовится»;

— холодно в рыхлом снегу, но «Тетереву и Глухарю скрытно, тепло, мягко».

2. В природе всё закономерно

3. Законы природы нарушать нельзя

Как видно из приведённых примеров, работу с научно-познавательными текстами на уроке можно построить, используя различные способы работы. Все они способствуют формированию системы читательских и речевых умений младших школьников. Работа с текстами познавательной литературы развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.

Рассмотрим несколько фрагментов уроков по анализу познавательных рассказов.

1) Тема: «Научно-познавательные и художественные рассказы Л.Н. Толстого».

Цель урока: систематизировать изученные произведения Л.Н. Толстого, продолжить изучение его произведений, узнать что значит, научно-познавательный и художественный рассказы.

Задачи урока.

  1. Образовательная: повторение и обобщение знаний о биографии писателя, изучение научно-познавательного и художественного рассказов, совершенствование разных приёмов чтения.
  2. Воспитательная: формировать систему взглядов на мир животных, потребность пользоваться рациональными приёмами учебной работы.
  3. Развивающая: развитие мышления, способности делать выводы, обобщать и систематизировать знания, умение пересказывать, самостоятельности работы и работы в группах.

Приветствие. Начинаем урок чтения. Ребята, скажите с творчеством какого писателя, мы с вами познакомились на прошлом уроке? Как вы знаете, мы только начали изучать произведения Л.Н, значит каковацельурока?

Отвечают на поставленные вопросы и формулируют цель: продолжить знакомство с произведениями Л.Н. Толстого.

Проверка выполнения д/з.

А теперь взаимопроверка выполненных заданий в тетради. Обменяйтесь, пожалуйста. Скажите, были ли какие-нибудь трудности в проверке?

Подготовка к основному этапу.

Я вам сейчас загадаю загадки и мы выясним кто же будет героями следующих произведений. Что значит пара? Герои произведения?

1.Эта птица всем известна

Гадким он утёнком был.

Да и сказка интересна.

Жаль, что я её забыл.

Что за птица?

Что за сказка?

2.Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

А вы знаете что-нибудь об этих животных?

У лебедей хороший слух, память, на теле лебедя 23.000 перьев, никогда не нападают на людей.

Отгадывают загадки и отвечают на поставленные вопросы. Пара это 2. Герои о ком будет говориться в произведении. Ответы: лебеди, зайцы. Сказка «О гадком утенке», Г.Х.Андерсен

Изучение нового учебного материала.

Итак, мы с вами выяснили, о ком будут произведения. Вы готовы трудиться? Откройте учебник на с. 134. Самостоятельное чтение произведения. Прочитайте произведение и определите его жанр. Сначала читаем шёпотом, а теперь про себя и губами шевелить нельзя.

Вопросы после чтения: Произведение какого жанра вы прочитали? А может быть это сказка? Докажите. Что значит уморились? В месячном свете? Скажите, о чём этот рассказ? Какие чувства у вас возникли при слушании? На с. 136 под восклицательным знаком прочитайте, как называется такой рассказ. Кто прочитает вслух?

Вывешиваю на доску термин «Художественный».

Виды деятельности: чтение шёпотом и про себя.

Отвечают на поставленные вопросы, читают новый материал.

Продолжение изучения нового материала.

Работа в рабочих тетрадях. Работаем в парах. Откройте тетради на с. 80, выполните задание № 2. Проверяем, что же вы подчеркнули?

У вас здорово получилось работать в паре. Итак, давайте ещё раз вспомним, как называется такой рассказ? Признаки художественного рассказа.

Работа в парах. Проверка. Должны были подчеркнуть слова: летели, другой.

Составление плана рассказа

Работа с рассказом «Зайцы».Обобщение и систематизация.

Ребята, сейчас я проверю вашу память. А о ком ещё мы с вами должны были поговорить?

Итак, мы переходим с вами к изучению рассказа «Зайцы». Учебник с. 136. Я вам буду читать, а вы послушайте. Обратите внимание, на то, что в этом рассказе вам потребуется поработать со словарём. Кто узнал, что такое «озимь» ? Гумны? Показ на доске.

Чтение вслух.

Работа в минигруппе.Вы сейчас будете работать в минигруппах. Нужно найти соответствие. Определить виды зайцев и чем они питаются. Проверка.

Итак, что вы узнали нового? На с. 138 прочитайте как называется такой текст? Кто прочитает вслух? По каким признакам можно определить научно-популярный рассказ? Вывешиваю на доску термин «Научно-популярный».

Слушание.

Работа со словарём.

Озимь —

1) Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

2) Всходы таких злаков.

Гумны места, где молотят сжатый хлеб.

Работа в минигруппах.

Проверка.

Полевые озимями.

Гуменники зёрнами.

Лесные корой деревьев.

Ответ: научно-популярный.

Контроль и самопроверка знаний.

Работа с таблицей.А теперь сравните 2 рассказа, с которыми мы познакомились.

Проверка.

Работа в минигруппах с таблицей.

Проверка выполненной работы.

Подведение итогов занятия.

Итак, ребята, давайте вспомним цель нашего урока? Мы ее добились? С какими произведениями познакомились? Наклейте «Травку знаний». Что понравилось на уроке? Что было трудным? Выставление отметок.

Отвечают на заданные вопросы. Наклеивают «Травку знаний» на стенд. Определяют, достиг ли урок цели, оценивают результат своей учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Учитель:Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети:В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети:В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети:Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети:В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети:В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель:Назовите произведения, которые мы изучили, разделив их на художественные произведения и научно-познавательные тексты.

Дети:Научно-познавательные: М.М. Пришвин “Моя Родина”

Художественные произведения:И.С. Соколов-Микитов” “Листопадничек”

В.И. Белов “Малька провинилась”

В.В. Бианки “Мышонок Пик”

Б.С. Житков “Про обезьянку”

Заключение

Итак, научно-познавательная литература — явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности. Тем не менее, такая литература занимает значительное место в круге детского чтения и сосуществует в нём на равных правах с художественными произведениями. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература.

Она действительно решает, прежде всего, образовательную задачу, примыкая к учебной литературе, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Однако у научно-познавательной литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Такая литература прежде всего развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности. Безусловно, научно-познавательная литература не обращена к чувствам ребёнка, однако и она выполняет педагогическую функцию, а именно воспитывает образ мысли, учит читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.

В зависимости от конкретных целей, которые ставит перед собой то или иное научно-познавательное издание, их можно разделить на научно-популярные и справочно-энциклопедические.

Целью дипломной работы являлось рассмотрение умений анализа научно-познавательного рассказа на примере учащихся 3 класса.

В первой главе нашего исследования мы описали Теоретические аспекты анализа научно-познавательной литературы

Анализ важнейший метод научного постижения литературного произведения.

Научный анализ проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе анализа первоначальное представление о смысле и художественном своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими доказательствами, превращается из гипотезы в научную концепцию.

Системный подход к изучению литературы часто отвергается либо из-за того, что реализация его в полном объеме трудноосуществима, особенно когда объектом его считается литература в целом либо этап или направление развития литературы.

Рассказ жанр малой прозы, отличающийся небольшим объемом и единством художественных событий. В рассказе обычно одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией и мало действующих лиц.

Научно-познавательный рассказ несет в себе не столько эстетическую, художественную составляющую, сколько обучающую функцию, но, вместе с тем, он является неким среднеарифметическим звеном межу учебным текстом и художественным произведением, где в занимательной форме даются знания о мире и упорядочиваются эти знания.

Педагогам необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.

Считаю, что научно-познавательная литература в большей степени этому способствует.

В второй главе нашего исследования мы провели работу по формированию умений анализировать научно-познавательные рассказы у учащихся 3 класса

В современной методической литературе немало работ и др., посвящённых исследованию детской познавательной литературы и её изучению в начальной школе. В качестве примеров имеются способы работы с познавательной книгой: выделение известной и новой информации, постановка познавательных вопросов к тексту, определение темы и основной мысли текста, составление плана текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры.

При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskaya-nauchno-poznavatelnaya-literatura-dlya-doshkolnikov/

  1. Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1-4.
  2. Бабанский Ю.К., Журавлев В.Н., Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
  3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 381 c.
  4. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников// Начальная школа плюс до и после. 2010. — №3. — с. 20-25.
  5. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Л.Литвин, Н.Т. Бритаева. — М.: Педагогика, 2010. — 400 с.
  6. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. // Люберцы : Юрайт, 2016 . — 197 c.
  7. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения Под ред. Д.К. Гилева. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2007. — 142 с.
  8. Ворсина Н.Н. Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников//Начальная школа. 2014. — №6
  9. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. — М.: ПО России, 2012. — 288 c.
  10. Воюшина, М.П., Как развивать диалогическое мышление на уроках литературного чтения / М.П. Воюшина // Школьные технологии : журнал . — 2016 .- №1 .- С. 57-62.
  11. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. — М.: Ленанд, 2014. — 320 c.
  12. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением. / Сост. Е.С. Галанжина. М.: Планета, 2011. 272 с.
  13. Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе : диссертация … доктора педагогических наук : — Ленинград, 1982. — 384 с
  14. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно- деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2011.
  15. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно воспитательной деятельности./ К.П. Зайцева // Начальная школа. 2011, №4. С. 78 83.
  16. Захарова С. А. Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).

    М.: Буки-Веди, 2014. С. 77-78.

  17. Казеева, О.С., Формирование и развитие интереса к чтению у современных школьников / О.С. Казеева // Педагогика — 2016 .- №3 .- С. 60-62.
  18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М., 2014.
  19. Кривоноженкова А.С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5.
  20. Лазарева Л.И. Формирование универсальных учебных действий// Начальная школа. -2014. — №6. с. 76-78.
  21. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. 2004. — № 3.
  22. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 176 с.
  23. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса умладших школьников // Начальная школа. —2011. —8. —С.74-75.
  24. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 209211.
  25. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 47 с.
  26. Неусыпова Н.М. Научно-популярная справочная литература для младших школьников // Начальная школа. — 2006. — № 2. — С. 60-62.
  27. Патрикеева И.Д. ФГОС НОО. Осваиваем деятельностный поход: Книга для учителя / М.: Мнемозина, 2013. 80 с.
  28. Позднякова Е.П. Развитие метапознавательных навыков младших школьников//Начальная школа плюс до и после. 2010. — № 02, с. 79 82.
  29. СавенковAM.Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. — Самара, 2006.
  30. Слонь О.В. Особенности работы с познавательными текстами на уроках литературного чтения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.
  31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2008. — 172 с.
  32. Урман Ф.И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Школа. 2003. — № 3.
  33. Чагина Е. О., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса у учащихся в процессе преподавания литературного чтения в начальных классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 222224.
  34. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2008. — 203 с.
  35. Юсупова, А.Э., Технология ценностно-смыслового общения на примере урока литературного чтения / А.Э. Юсупова // Начальная школа : журнал . — 2016 .- №5 .- С. 20-22.