Элективный курсе» как жанр литературного произведения и вид творческой работы»

С.П. Залыгин. «Мой поэт» (глава из эссе об А.П. Чехове).

1

Особенности литературно- критического эссе

Коммуникативная и языковая деятельность в ходе выполнения заданий

Рассказ о любимом писателе (на основе речевой ситуации)

14. Анализ тем сочинений

Работа с таблицей 1

1

Признаки жанра эссе

Предположение и формулирование выводов

15. Анализ сочинений-эссе

Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведениях Бунина»

или «Устарел ли Горький?» Пример школьного сочинения-эссе «Гений и злодейство — две вещи несовместные «Вечный Достоевский»

1

Композиция сочинения- эссе и

традиционного сочинения

Рецензирование по вопросам и как дополнение комментария tHaHc сочинению

Написание комментария к сочинению

16. Анализ сочинения — эссе

План анализа. Пример эссе «Компьютерная болезнь»

1

Сочинение на

свободную тему, эссеистический стиль

Рецензирование на основе плана

Устная и письменная рецензия

17. Тематика

творческих заданий

Комментарий учителя

1 стр., 383 слов

Напиши эссе сочинение или философскую сказку

... это произведение имеет глубокий философский смысл и подтекст. ... на отношения между людьми, на яркую природу, которая окружает человека. Они думали только о собственных проблемах, которые полностью лишены глобального смысла. Как мне думается, философский ... смысл данного произведения заключается в том, что человек должен уделять меньше внимания проходящему, чему-то, что мало влияет на ...

1

Обсуждение

Творческая работа учащихся

МОУ Нижнебузулинская СОШ, Программа элективного курса для 10 класса, Автор: Пушкарева Н.С., Составлена на основе программы Н.Л. Карнаух «

с. Нижние — Бузули

2015г

Пояснительная записка элективного курса.

«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»

(17 час.)

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.

В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.

творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным

В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.

Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.

Эссе — жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира — научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 36 часов и предназначен в первую очередь для учащихся старших классов, обучающихся в гимназиях и лицеях. Он также может найти применение в классах гуманитарной направленности общеобразовательных школ.

2 стр., 640 слов

Эссе жанр википедия

... автора правильно определить свою аудиторию. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация. Процесс создания эссе в общем состоит из следующих этапов: ... определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. д.). Аргументация Аргументационное эссе, опираясь на логически выстроенные факты, стремится ...

цель

задачи:

  • актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;

  • осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;

  • развивается ассоциативное мышление старшеклассников;

  • формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;

  • формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

  • демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

этапы

  • знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;

  • узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

  • анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

разделы

таблица «Планирование работы…»,

Отбор

учебно-методическим комплектом,

Содержание элективного курса

  1. Введение. Теоретические сведения (1ч.)

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

  1. Работа с текстом (7ч.)

В. Набоков.

К. Победин.

Г. Гессе.

Различные формы жанра.

В. Набоков.

И. С. Шмелев.

Жанр письма и эссе в форме письма (например, письмо И. С. Тургенева к Полине Виардо и эссе Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице»).

Ф. Искандер.

Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.

17 стр., 8049 слов

Анализ данных работы предприятия

... положения. Статистикой также называют статистические данные представленные в отчетности предприятий, организаций, ... стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных ... где V - объем выпуска продукции. Для анализа использования ОФ применяется также показатель, обратный ... труда и вызывают изменение их формы или качественных параметров. Пассивная часть ...

Д. Симонова.

  1. Анализ сочинений-эссе (9ч.)

Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.

П. Вайль, А. Генис.

Анализ литературно-критического эссе (на примере главы из эссе С. П. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).

От этюда, зарисовки — к эссе (на примере текста В. П. Астафьева «Свеча над Енисеем»),

Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений — эссе: «Грамматика любви в произведениях Бунина» и «Устарел ли Горький?» Дарьи С.

Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь» Лейлы А.

Дополнение к комментариям к сочинению. «…Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) Дмитрия Б. или «Вечный Достоевский» Анны Ф.

Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У. Шекспир).

Примеры ученических эссе.

Анализ отрывка из научно-исследовательской работы.

Ожидаемые результаты.

  • знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;

  • определять «решающую идею» эссе;

  • анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

  • находить средства художественной выразительности, используемые автором;

  • видеть эстетическую функцию языка;

  • рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;

  • создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).

Виды творческой деятельности обучающихся:

  1. Написание сочинения в различных формах эссе.

  2. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.

  3. Эссе или сочинение в форме письма.

  4. Эссе или сочинение в жанре слова.

    6 стр., 2784 слов

    Композиция и колористическое средства в портретной живописи на ...

    ... одушевленный идеал. Глава 2. Творчество и анализ картины З.Е Серебряковой «За туалетом», (1909г.) 2.1 Портретная живопись начала XX века в работах З. Серебряковой: стилистика, композиция, цвет Не ... мире природа, искусство, обязанности матери и жены, сливаясь, обретали масштабность, становились источником творческого вдохновения. Черпая из него, Зинаида Евгеньевна передавала, творя, ту «радующую ее ...

  5. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.

  6. Развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов.

  7. Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.

  8. Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся.

  9. Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах по выбору учащихся).

    Определение жанра творческой работы.

Ресурсы программы:, Литература для обучающихся

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/yaponskie-danyi-kak-drevnyaya-forma/

Александров

Алексеева

Антонова

Калганова

Карнаух

Карнаух

Карнаух

Карнаух

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И.Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.

Литература для учителя

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/yaponskie-danyi-kak-drevnyaya-forma/

Карнаух

Котельникова

Мещеряков

Озеров

Романичева

Никитина

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И.Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.

Черноземов

7 стр., 3095 слов

Эпштейн, Михаил Наумович

... контуры новой синкретической религии, возникающей на основе массового атеизма советской эпохи. Работа "Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной ... библиотека М. Эпштейна (на русском) http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html Виртуальная библиотека М. Эпштейна (на английском) http://www.emory.edu/INTELNET/virt_libr.html Список новых публикаций М. Эпштейна, в том числе ...

Эп штейн

Эпштейн

Эпштейн