Кант писал: «Две человеческих деятельности можно считать самыми трудными: искусство воспитывать и искусство управлять». [2, с. 343] Конечно, воспитывать хотелось бы хорошо. А для этого важно создавать на уроке интеллектуальную, творческую атмосферу, которая способствовала бы хорошему настроению, а, следовательно, повышению эффективности работы учителя, его творчества, профессионализма, состояния гармонии души и любви к тому, что ты делаешь, а значит, учитель может сам способствовать созданию нужной атмосферы, изменить программу и адаптировать ее к местным условиям школы. Но не следует упускать из виду того, что задачи и содержание трудового обучения все же находятся в зависимости от требований производства к подготовке подрастающего поколения, научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс привёл, с одной стороны, к изобилию информации, а с другой — к потере устойчивости профессиональных знаний.
Поэтому жизнь в эпоху научно-технического прогресса коренным образом изменилась и становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. [5]
Под творчеством можно понимать деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное или личное значение. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально
Для написания курсовой работы мною была выбрана тема учебной программы вариативной части «Ниточный дизайн», так как считаю, что данная техника является актуальной на сегодняшний день, и способствует раскрытию творческого потенциала детей различного возраста. А как оговаривалось выше, развитие творческой активной личности в настоящее время является одной из важнейших задач образования.
Творческая работа
... творческих способностей молодого человека. Руководящая роль здесь принадлежит педагогу, который направляет развитие познавательной деятельности и предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа ...
«Ниточный дизайн» является одним из древнейших видов ремесла пришедшее к нам из Англии, в процессе обучения учащиеся знакомятся с техникой рисования нитью. Данная тема дает реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного искусства, своими руками выполняют материальные объекты, имеющие определённую значимость и ценность в их глазах. Это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников, которое осуществляется через знакомство с произведениями и традициями ремесел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение художественных выставок и работ одноклассников
На занятиях по этой теме дети получат навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся будут вооружаться специальными знаниями, у них расширится круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети станут работать просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.
Считаю, что содержание темы ориентировано на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся и это будет подготавливать детей к профессиональному самоопределению.
Основной целью данного курсовой работы является составление методической разработки вариативной части учебной программы раздела «Ниточный дизайн».
Для решения поставленной цели необходимо исследовать следующие задачи:
- Изучить и проанализировать необходимую литературу;
- Проанализировать значение и место темы в программе трудового обучения;
- Провести методический анализ темы;
- Выполнить подбор объектов труда в соответствии с психологическими и физическими способностями учащихся, в соответствии с целями обучения и воспитания;
- Рассмотреть и обосновать применение форм и методов организации работы по теме «Ниточный дизайн»;
- Разработать урок трудового обучения.
1. Место темы в программе трудового обучения, ее значение для подготовки школьников к трудовой деятельности
трудовой обучение тематический школьник
Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие из завтрашних специалистов, знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются в основном на свою эрудицию, память, затрудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к такого рода общению, к творческому анализу. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, проявляется подлинно творческая активность учащихся. Главная ориентация на усвоение знаний учащимися, перегрузка содержанием и жесткие требования учебных программ, а также ограниченность учебного времени приводят к тому, что наблюдается снижение активности и творчества учащихся.
» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...
... уроках литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения; – в разработке конспектов и фрагментов уроков по литературному чтению в аспекте личностно ориентированного обучения нашей . Опытно-педагогическая работа осуществлялась на базе МБОУ Шадринская ООШ, в ней принимали участие учащиеся ...
Развитие творческой активности и творческих способностей учащихся будет происходить при постановке и решении самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли, проявляется поисковый азарт и, как следствие, творческая активность. Важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу обучения играет уровень сложности задач. Слишком легкие или тяжёлые задачи могут одинаково негативно сказаться на заинтересованности учащихся. Так как непосильные задачи не вызывают положительных эмоций в их решении, учащиеся не видят возможного конечного результата и желание работать над поставленной задачей может иссякнуть и подорвать веру в свои силы. Слишком легкая задача не вызывает заинтересованности в её решении. [5]
В курсовой работе предлагается выполнить методическую разработку по теме «Ниточный дизайн». Выявить воспитательное значение темы в учебном процессе.
Техника изонить это одна из ступеней в развитии творческих способностей учащихся. Основная цель изучения темы изонить в учебном процессе — пробудить детей к творчеству в доступной для них форме, выявить и развивать их способности к плоскостному моделированию.
Практические задания в данной технике предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Затем задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А далее они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения, учатся совмещать различные виды творчества, к изонити додавить бисероплетение, и т.д. [1,]
При изучении данной темы учащиеся соприкасаются с эстетической стороной умственного труда. Они учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи (один рисунок можно выполнить различными приемами прошивания, добавить элементы бисероплетения и т.д.), как по правильности, рациональности, так и по «красоте» — простоте, изяществу, лаконизму. Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.
Учитывая все особенности этого вида творчества, а это прежде простота в изготовлении поделок и финансовая доступность, предлагаю эту тему изучать в 5 классах, в начале или середине учебного года. Возможно, оптимальными сроками я бы определила вторую четверть. Думаю, 5-6 часов будет вполне достаточно, что бы дети ознакомились с этим видом творчества теоретически и практически.
класс — это новый этап в жизни детей. Они переходят из «младшей» группы учащихся в «среднюю» группу. На этом этапе преподавателю труда необходимо выяснить, с какими знаниями, практическими умениями и навыками дети пришли к ним. Так как уровень подготовки может быть различен, то педагог может использовать вариативную часть программы для более глубокого ознакомления с практическими возможностями и способностями детей. Я считаю, что изучение техники изонить в вариативной части 5 класса себя полностью оправдывает. Так как эта техника достаточна, проста по выполнению и подбору используемого материала, то педагог может использовать данную тему уже вначале учебного года. Кроме того, в процессе работы по теме педагог имеет возможность выявить, с какими умениями и навыками работы с иглой девочки пришли к нему, с какой скоростью они выполняют ручные работы, насколько качественно и аккуратно дети обращаются с рабочими инструментами (игла, линейка, ножницы), развито абстрактное мышление и способности к плоскостному моделированию. После выяснения основных вопросов, можно планировать работу, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Используя технику изонить, можно быстро добиться хороших результатов с детьми любого возраста.
«Теоретические основы развития творческих способностей младших ...
... технику работы с тканью на уроках технологии ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ 1.1 Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника требуют ...
2. Календарно-тематический план изучения темы программы раздела «Ниточный дизайн»
Как известно в подготовке к занятиям центральное место занимает планирование учебного процесса. Благодаря планированию становится возможным предусмотреть все действия учителя и учащихся на занятиях в мастерских в соответствии с целями и задачами трудового обучения, его принципами и другими требованиями, предъявляемыми к работе с учащимися. Одним из этапов планирования является составление календарно-тематического плана.
Таблица 2.1. Календарно-тематический план раздела «Ниточный дизайн»
Тема урокаЦелиСведенияМежпредметные связиДидактические средстваТеоретическиеПрактическая работа1. Вводное занятиеОбразовательные — углубление и расширение знаний об истории и развитии техники изонить, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Воспитательные — привитие интереса к творчеству иных народов, воспитание эстетического отношения к действительности, привитие основ культуры труда. Развивающие — развитие образного мышления, внимания, фантазии, эстетического и художественного вкуса.Ознакомление с историей возникновения техники изонить, формирование понятий необходимые для работы с изонитью — термины и определения, дать сведения об инструментах и материалах для выполнения работ.Выполнение просмотра книг, журналов, натуральных образцов в технике изонить. Выполнение анализа увиденных работ, сделать выводы по знакомству с образцами изонити.История, ИЗО, музыка, литература.Журналы, книги с изображениями картин в технике изонить; натуральные образцы — закладки, фото рамки, панно и т.д.; инструменты и материалы.2. Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема прошивания угла.Образовательные — формирование умений и навыков по выполнению приема прошивания угла, освоение техники изонить. Воспитательные — воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие — развитие глазомера моторных навыков, образного мышления, внимания, формирование эстетического и художественного вкуса.Формирование умений по выполнению приема прошивания угла, умения по выполнению самоконтроля.Выполнение образца по прошиванию угла.Математика, черчение, русский язык, музыка, графика.Алгоритм выполнения прошивании угла, виды панно с использованием данного приема, плакат с различными видами углов и способами их заполнения.
Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья
... одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного ... (19). Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и ... самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, ... не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их ...
3. Методический анализ темы
Содержание темы имеет значение при планировании учебной деятельности на уроках труда. Неверно выбранное или плохо продуманное содержание может вызвать ряд проблемных моментов в обучении, и не привести к ожидаемым результатам.
Трудовое обучение, как и тема программы «Ниточный дизайн», имеет своими целями дать учащимся знания, умения и навыки необходимые для полной реализации и становления творческой активной личности. Цели нравственно-эстетического воспитания — это раскрытие и развитие творческих способностей учащихся, формирование нравственно-эстетической, социально компетентной личности;
- содержание трудового обучения должно соответствовать поставленным целям.
В век ускорения научно — технического прогресса объём необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль, значительно уменьшается количество учебных часов по предмету «Обслуживающий труд». Таким образом, утрачивается триединая цель учебно-воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие. Основное внимание уделяется обучению и развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Но воспитание — это «питание» человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне её. На уроках труда дети должны приобщаться к культурному наследию, воспитываться нравственные и эстетические качества личности через художественное искусство, декоративно-прикладное творчество. [3]
На уроках труда ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей — т.е. общего развития ребёнка.
Содержание темы «Ниточный дизайн» полностью соответствует учебно-воспитательным, развивающим целям данного предмета. При изучении данной темы у учащихся формируются понятия о творчестве других народов, формируются умения использовать отдельные знания и умения в самостоятельном творческом процессе, воспитывается эстетический вкус, бережное отношение к материалу и уважительное отношение к физическому труду, развиваются умения работать с наглядными пособиями. Но основные цели, которые необходимо достичь в этой теме — побудить учащихся к творчеству в доступной для них форме, обучение основным приемам работы в изонити, и развитие способностей к плоскостному моделированию.
Техника изонить предполагает минимум информации и максимум творческих идей и действий для детей. Учащиеся имеют возможность свободно реализовывать свои замыслы.
В настоящей курсовой работе, рассматриваемый раздел вариативной части программы «Ниточный дизайн» я предлагаю разложить на 5 часов ученического времени. Я считаю, что этого достаточно, чтобы ознакомить учащихся с историей возникновения и возможностями данной техники, изучить или повторить (если ранее встречались) с детьми основные приемы работы и ознакомиться с приемами моделирования и воплощения детских идей в реальность.
Развитие технологической культуры учащихся
... преобразовательной деятельности учащихся на уроках технологии в контексте раздела «Технология обработки конструкционных материалов», 7 класс. Объект: процесс обучения технологии учащихся 7 классов. Предмет: методы активизации учебно-преобразовательной деятельности учащихся при обучении технологии. В работе необходимо ...
При изучении темы «Ниточный дизайн» необходимо выявить основные моменты, которые подлежат усвоению и развитию — это три трудовых приёма:
- заполнение угла;
- окружности;
- моделирование окружности, заполнение спирали, дуги.
[4, с. 7]
На данных приемах держится вся изонить. Далее используется сочетание углов и окружностей, моделирование этих элементов и конечный этап — составление, причудливых изображений.
Несмотря на все положительные моменты и простоту изонити, учащиеся, тем не менее, могут столкнуться с несколькими типичными ошибками в работе при изучении всей темы, которые приведены в карточке — дефектов:
- На первом месте в технологическом процессе изготовления любых объектов труда, а также и в технике изонить, стоит операция разметки. И часто уже на этом этапе возникают некоторые ошибки. Это ошибки в нанесении разметки на элементы, которые подлежат вышивке: несоответствие количества точек на противоположных сторонах угла, деление окружности на не четное количество частей, не одинаковое расстояние между точками, расстояние между отверстиями 2 и более см;
- При работе с бумагой и нитками не следует забывать, что при чрезмерном натяжении нити отверстия в бумаге могут прорываться или мягкий картон может волнообразно изгибаться;
- Если нить оставлять слишком свободной, то они будут не ровно ложиться в переплетении, будут болтаться.
Не качественное выполнение приемов может привести к искажению переплетения: с изнаночной стороны должны быть короткие стежки между соседними проколами, а с лицевой стороны — длинные.
При не внимательности, может путаться нить, и будут образовываться лишние узелки с изнаночной стороны.
Возможно нарушение пропорций, композиции и некачественного расположением всего изображения на листе бумаги (картона).
Чтобы предупредить возникновение ошибок, учащимся следует показывать качественно выполненные работы, то есть, то к чему следует стремиться. А при объяснении и показе основных приемов работы указать способы самоконтроля, которые могут помочь учащимся избежать возникновения ошибок. При объяснении можно пользоваться карточками — контроля. Самоконтроль это важнейший элемент, который должны освоить и усвоить учащиеся. Можно сказать, что самоконтроль — это сознательность, с которой дети должны подходить к выполнению задания. А без развития сознательности не возможно осуществления и других целей воспитания, таких как уважительное отношение к труду, бережное использование материала.
Как уже говорилось, техника изонить не перегружена теоретическим материалом и в ней нет особой технической терминологии, подлежащей обязательному усвоению. При изучении темы можно лишь выделить несколько определений, в которых учащимся все же следует ориентироваться. Это следующие понятия и определения. [7, с. 5]
ИЗОНИТЬ — способ натяжения в определенном порядке ниток на твердой основе (картон, «бархатная» бумага).
КОМПОЗИЦИЯ — взаимное расположение фигур на выбранном формате.
ПРОПОРЦИЯ — соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.
ТРАФАРЕТ — лист картона, в котором проколоты дырочки для много кратного воспроизведения изображения.
ШАБЛОН — образец из картона, обводя который можно многократно повторять фигуры.
Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...
... 6 классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном месте. ... состояло из папы Редиса и Мамы репы. Семейства уживались с трудом по соседству. Было много споров и разногласий. И надо же было ... чтобы узнать, куда спешит кролик. Сказка о Розе и Турнепсе В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из ...
ПАННО — картина или рельеф, украшающие какой-нибудь участок стены, потолка.
4. Выбор объектов труда и их обоснование
Определение практических умений и навыков, подлежащих усвоению
Техника выполнения стежков в изонити достаточно, проста и доступна детям с раннего возраста. Положительным моментом является и то, что результат, как правило, виден уже на первом занятии, что очень важно для детей всех возрастов. И, как известно, изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Для детей средней и старшей групп эта техника особенно будет интересна, так как она является огромным простором не только для действий, но для фантазии и творчества, к чему в этом возрасте они начинают наиболее стремиться.
В технике изонить практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Затем задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А далее они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения.
Плоскостное моделирование и составление сложных композиций это наивысшая ступень в данной технике, то к чему необходимо стремиться. Так как только на этой ступени начинают раскрываться творческий потенциал и возможности школьников. Развивается абстрактное мышление и умение концентрироваться.
Конечно, можно сразу пробовать, воспроизводить по шаблону сложные изображения, но это будет лишь копирование, и особой пользы для развития каких либо способностей не принесет. Но и в этом случае тоже будет виден положительный результат: развивается более четкая координация рук, совершенствуется навыки владения иглой, развивается глазомер, воспитывается усидчивость, аккуратность. В любом случае масса положительных достоинств.
Последовательное освоение техники изонити, предполагает освоение приёмов:
- прошивание угла;
- Важное значение имеет продуманный подбор объектов труда, так как от этого зависит достижение поставленных целей в воспитании и обучении.
При выборе объектов труда необходимо учитывать возрастные и физические способности детей, что позволит удерживать и развивать их интерес в творческой активной направленности к трудовой деятельности.
В технике изонить художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены как для себя и своего дома, так могут быть использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В технике изонить можно делать закладки, обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, фото рамки. В качестве материала для основы могут выступать не только бархатная бумага, это могут быть не нужные СD диски. И не следует забывать про изящные картины с обвиванием нитями гвоздей вбитых в доску, но это творчество для старшеклассников.
Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...
... самостоятельной работы учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок ...
В настоящее время финансовые возможности родителей некоторых учащихся ограничены. Поэтому учителю в рамках вариативной части программы для трудового обучения важно развивать постоянно возрастающий интерес к народно-прикладному искусству, используя нетрадиционные (остатки тканей, соломка и т.д.) или дешевые (нитки, бумага, картон) для обработки материалы. Все это формирует у детей здоровое отношение к сохранению окружающей среды и экономному использованию материалов.
Поэтому, учитывая все выше перечисленные преимущества и достоинства «ниткографии» можно сказать, что эта тема достойна рассмотрения её в учебном процессе.
В ходе изучения всей темы «Ниточный дизайн», это в общем 5 часов, девочкам предлагается выполнить отработку основных приемов изонити в виде простых композиций на закладках для книг, открытках. Эти работы выполняются на первых четырех уроках. Последнее итоговое занятие по всей теме — творческая работа по выполнению панно.
Так как данный вид техники предлагается рассматривать в 5 классе можно предположить, что школьники могли не встречаться с изонитью раньше. И это предполагает, что ознакомление стоит начинать с самых основ: знакомство с приемами прошивания угла, окружности, спирали, далее формируются умения компоновать и преобразовывать эти геометрические фигуры, и только потом следует приступать к плоскостному моделированию.
Научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.
В данной курсовой работе рассматривается урок по ознакомлению учащихся с приемом прошивания угла. На данном уроке дети на практике прорабатывают умения и навыки по заполнению угла. Здесь они отрабатывают следующие элементы:
- нанесение разметки — учащиеся совершенствуют навыки работы с линейкой и карандашом, развивают глазомер;
- нанесение проколов по точкам — у девочек совершенствуются умения работы с иглой;
- прошивание угла в технике изонить — формируются умения по прошиванию угла.
Технологический процесс выполнения угла приведен в инструкционной карте «Алгоритм прошивания угла».
В процессе данного урока школьницам предлагается выполнить задание по прошиванию угла, желательно в различных вариантах (прямой, тупой, острый, с прошиванием боковых сторон и без прошивания, с равным делением сторон и различным делением, для закрепления освоенных умений и полученных знаний. Дети выполняют один угол обязательно для закрепления полученных знаний и умений, остальные углы, на выбор исходя из своего понимания и возможностей. Учащимся, которые успешно справились с заданием можно предложить выполнить компоновку данного элемента в геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник), задание выполняется на более высокую оценку.
Чтобы выполнение упражнений было более эффективным необходимо учитывать следующие моменты:
Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Равноличностное общение во время деятельности, основанное на взаимном уважении.
Сведение к минимуму механического воспроизведения материала.
Для домашнего задания девочкам предлагается небольшая творческая работа по умению составить простую композицию с отработанным приемом «прошивание угла». Это могут быть небольшие закладки для книг, открытки, панно. Данная работа полностью соответствует их уровню подготовки и физическим возможностям, дополнительно способствует развитию новых способностей, самостоятельности. Для тех, кто не может справиться с заданием, предлагаются трафареты с готовыми изображениями.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА Х ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
... классификацию художественных материалов, используемых на уроках изобразительного искусства. 3. Описать основные приемы работы различными художественными материалами (графическими и живописными), с которыми знакомятся учащиеся на уроках изобразительного искусства в начальной школе. 4. Составить конспект урока изобразительного искусства для 1 класса по ознакомлению учащихся ...
5. Формы и методы организации работы по теме
В процессе трудового обучения применяются разнообразные методы и формы обучения. Выбор их, прежде всего, зависит от характера учебного материала и учебных задач. [9]
Использование определенных форм и методов, во время изучения темы «Ниточный дизайн», обусловлено особенностями уроков труда в целом. То есть уроки труда имеют больше практическую направленность, а не теоретическую. И поэтому основные методы, которые следует использовать при изучении этой темы это демонстрация трудовых приемов и натуральных объектов труда, направленная на формирование умений и навыков у учащихся. При этом демонстрация трудовых действий органически сочетается с объяснением или рассказом. Также к главным методам следует отнести упражнения по выполнению заданий и методы творческой работы.
Чтобы достичь поставленных целей на уроке необходимо умелое сочетание различных методов, которые уместно применить на определенных этапах урока.
При изложении нового материала используются такие методы обучения, как объяснение, беседа и рассказ, демонстрация трудовых приемов. И здесь многое зависит от целесообразного сочетания этих методов. Так беседа в большей мере активизирует учащихся, чем объяснение или рассказ. Поэтому педагогу следует ориентироваться в ситуации, и в случаях, когда в процессе изложения нового материала можно опереться на некоторые знания и умения учащихся, то демонстрацию трудовых приемов следует сочетать с беседой.
В практической части урока логичнее использовать методы упражнений, самостоятельной работы учащихся, проблемные и эвристические методы, педагогу не следует забывать о методах контроля. Использование методов на этом этапе урока зависит в большей степени от способностей учащихся. Если в классе есть явное деление детей на «сильных» и «слабых», то применять методы следует исходя из индивидуального подхода к способностям детей. С более слабыми учащимися следует использовать методы по выполнению простых упражнений, механического повторения и закрепления приемов труда, с более сильными можно использовать проблемные ситуации, самостоятельную работу.
Для заключительной части урока характерно применение таких методов обучения, как беседа, объяснение, анализ и демонстрация ученических работ, проверка и закрепление знаний, умений и навыков.
Изучение данной темы «Ниточный дизайн» предполагает знакомство учащихся с новыми знаниями и умениями в работе с этой техникой, выполнением практической и творческой работы. Основными целями изучения этой темы являются — формирование понятий и знаний о творчестве других народов, обучение основным приемам работы в изонити. Побудить учащихся к творчеству в доступной для них форме, формирование умения использовать знания в самостоятельном творческом процессе, развитие способностей к плоскостному моделированию, воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к материалу и уважительного отношения к физическому труду.
Так как при изучении всей темы предполагается использование различных видов деятельности учащихся (усвоение новых знаний, повторение, творческая, самостоятельная деятельность) и соответственно различных форм работы с ними на уроках, достижения поставленных целей, то и используемые методы будут зависеть от всех перечисленных факторов.
Первые три занятия по изучению темы «Ниточный дизайн» ознакомительные. Во время этих занятий учащиеся осваивают новые знания, приемы работы в ниточном дизайне. Их практическая деятельность в основном носит механическо-дублирующий характер действий. Поэтому на этих уроках целесообразно применять методы обучения: объяснение с показом наглядных пособий, натуральных образцов, беседу, демонстрацию трудовых приемов. Использование этих методов будет способствовать реализации таких целей как — формирование понятий и знаний о творчестве других народов, обучение основным приемам работы в изонити. Для повышения заинтересованности и активизации внимания учащихся, также можно использовать методы показа презентаций, диафильмов. Не следует забывать об индивидуальном подходе к способностям и возможностям учащихся на практической части урока, и во время выполнения упражнений можно использовать проблемные методы. Использование проблемных методов будет направлено на выполнение целей урока — активизации учащихся к творчеству в доступной для них форме, развитие способностей самостоятельно решать задачи.
Занятия, которые предполагают творческую и самостоятельную работу (два последних урока), требуют использование иных дидактических методов и приемов. Применение на таких уроках объяснительно-иллюстративных методов не дают ожидаемых результатов, так как не отвечают задачам и целям этих уроков. На уроках по моделированию и выполнению творческих работ можно применять беседу, проблемный метод, метод самостоятельной работы и контроль, метод проектов. В метод проектов входит не только самостоятельная работа над поставленной задачей, но и защита своей работы, ее презентация.
Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы учащихся. В настоящее время на уроках труда установились три основные формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При планировании учебного процесса, необходимо решить, когда и как целесообразно применять ту или иную форму организации занятий. И зависит это от вида и сложности изделия, подготовленности учащихся, их индивидуальных способностей, задач обучения и воспитания, которые необходимо достигнуть на отдельном уроке и при изучении темы в целом.
Интерес учащихся значительно снижается, если практическое задание не имеет согласованности с их знаниями, умениями и физическими возможностями. Как уже оговаривалось ранее, техника изонить проста и доступна детям любого возраста. Для того чтобы дети средней и старшей группы не утратили интереса к работе с этой техникой, необходимо использовать работу с усложняющими элементами, и больше опираться на творческую, самостоятельную работу. Соответственно на этапах такой работы с детьми лучше использовать индивидуальную или групповую (2 человека не более) формы работы. На организационных и заключительных этапах уроков логичнее использовать фронтальную организацию работы.
В процессе изучения темы «Ниточный дизайн» учащиеся совершенствуют координацию движений и мелкую моторику рук. И поэтому особое внимание следует уделять организации ручных рабочих мест.
Кабинет должен быть рационально разделен на зоны предполагающие различный труд: ручной и механизированный (машинный.).
Зона ручного труда предполагает на наличие одного большого или двух рабочих столов, площадь которых рассчитана на одновременное обучение одной группы учащихся — 12-15 человек. Поверхность столов должна быть гладкой, без искривления и зазубрин. Стулья должны быть с регулируемой высотой сиденья.
Организация ручных рабочих мест учащихся должна быть выполнена в соответствии гигиеническими, эксплуатационными и эстетическими требованиями, и способствовать эффективности занятий. Для учащихся под организацией личного рабочего места понимаются следующие требования:
- все необходимое для работы должно находиться под рукой, так чтобы сразу можно было найти нужный предмет, материал;
- инструменты, которые используют чаще — кладут ближе, которые используются реже — дальше;
- инструменты размещают так, чтобы их было удобно брать соответствующей рукой. Для правшей шкатулка с инструментами личного пользования располагается справа, для левшей слева.
Легкие предметы следует класть выше тяжелых.
При выполнении ручных работ учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности:
- Работница должна находиться в рабочей одежде, волосы убраны под косынку. На ногах обязательно должна быть сменная обувь: тапочки на прорезиненной подошве, с фиксированной пяткой.
- Рабочее место должно содержаться в чистоте, производственный мусор сбрасывается в урну.
- Все инструменты личного пользования должны находиться в шкатулке.
- Ручные иглы и булавки должны находиться в подушечке.
- В одежду иглы вкалывать нельзя.
- Ножницы передавать закрытыми, кольцами вперед.
- По окончании работы убрать рабочее место.
Соблюдение учащимися требований организации рабочего места и техники безопасность способствует воспитанию организованности, культуры труда, бережного отношения к инструменту и другим материальным ценностям.
Научная организация труда на рабочем месте основывается на правильном режиме труда и отдыха, обеспечивающем поддержание высокой работоспособности и здоровья учащегося. На работоспособность оказывают влияния такие факторы как: режим дня, освещение, температура воздуха, шумовые эффекты, цветовое оформление кабинета, рациональное расположение рабочих мест, и т.д.
Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособность учащихся, необходимо уделить должное внимание воздушной среде кабинета, то есть чистота воздуха, температура, влажность, имеют значение для создания здоровых условий труда. Учебные кабинеты, мастерские следует систематически проветривать, так как выполнение даже таких простых работ как работа с бумагой и нитками (изонить) имеет место запылённость воздуха. Температурой воздуха — зимой 16-18С0, летом не более 20 С 0. Такая температура наиболее благоприятна для работы.
Освещение не только имеет важное гигиеническое значение, и оказывает серьезное влияние на производительность труда. Так как техника изонить предполагает в основном ручную мелкую работу, то при не хватке освещения учащиеся будут быстро уставать (зрение) и терять интерес к выполнению заданий. Поэтому освещение должно быть равномерным и соответствовать установленным нормам (ГОСТ 3825-17).
[8, с..173]
Полы должны быть теплыми, удобными для уборки, стены иметь гладкую поверхность, окрашены в светлые тона, а потолки в белый цвет (повышает освещенность помещения).
Цвет для окраски стен, инвентаря следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики.
Цветовое оформление учебных кабинетов является важнейшим элементом эстетики интерьера. Цвета обладают свойствами: белый цвет отражает — 75% лучей, светло-кремовый — 70%, светло-желтый — 45%, серый — 35%, темно коричневый 15%. Это следует учитывать при окраске кабинетов. На органы зрения и нервную систему человека отрицательное, возбуждающее действие оказывает ярко красный цвет, угнетающе на физическую деятельность оказывают фиолетовые и пурпурные цвета, благоприятное влияние оказывают — зеленый, голубовато-зеленый, светло оранжевый, желтый цвета. [8, с. 173]
В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.
6. План — конспект урока по теме «Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема заполнения угла»
Урок является основной формой организации учебной работы в школе.
Важная особенность урока труда заключается в том, что он посвящен производительному труду учащихся.
Содержание темы «Ниточный дизайн» имеет наибольшую воспитательную и развивающую ценность для учащихся. Так как основой темы «Ниточный дизайн» является производительный труд, а, как известно любой труд в себе несет воспитательный и развивающий потенциал.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Уже с первых уроков учащиеся имеют возможность выполнять небольшие и главное законченные работы. Например, на разработанном уроке дети кроме выполнения основного приема «прошивание угла» могут самостоятельно составить и выполнить простую композицию из предложенного приема. Это может быть рыбка или птичка на открытке, разноцветно вышитый элемент: звезда, квадрат или треугольник на закладке для книг. Все зависит от возможностей ребенка. Ограниченные рамки урока, возможно, не позволят всем учащимся окончить свои работы. Но многие из них уже уйдут с идеями, которые смогут закончить дома. То есть уже с самого начала дети могут творить и это повышает их заинтересованность и уверенность в своих силах.
Считаю, что разработанный урок позволяет достигнуть поставленных целей. Так как урок не перегружен теоретическими сведениями — это позволит учащимся в полном объеме усвоить учебный материал и начать применять его практически. В следствии разнообразная деятельность учащихся на уроке предполагает использование различных методов обучения и таким образом достигается реализация поставленных цели урока.
Тема «Ниточный дизайн», как и каждый урок этой темы в отдельности, отвечает профориентационной направленности. Так эта тема закладывает понятия и представления у детей о творческих профессиях, таких как художник-оформитель, дизайнер, модельер и т.д.
План — конспект урока:
Тема урока: «Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема заполнения угла».
Тип урока: Урок по формированию умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные — формирование умений и навыков по выполнению приема прошивания угла, освоение техники изонить. Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные — воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, бережного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
МТО:
. Инструменты личного пользования: игла, игольница, линейка, карандаш, ножницы, цветные нитки (мулине, ирис, х/б), клей ПВА, скотч.
2. Наглядные пособия: алгоритм выполнения приема прошивания угла, готовый образец «заполнения угла», панно, выполненные с использованием приема заполнения угла, карточки-контроля, карточки-задания, карточка — дефектов, плакат «Виды углов и способы их заполнения», инструкция по технике безопасности.
Ход урока
1. Организационный момент (1 -2 мин.):
1.1. Приветствие
.2. Определение отсутствующих.
.3. Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
2. Вводный инструктаж (15 — 20 мин.):
2.1. Сообщение темы и цели урока.
.2. Актуализация знаний учащихся по теме урока:
Вопросы:
Давайте вспомним, что такое техника «Изонить»? Изонить — изображение нитью — так называется этот вид деятельности. Нитяная графика, или изонить, — это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне.
Какие необходимы инструменты для выполнения приемов в технике «Изонить»? — Ножницы, игла, линейка, циркуль, шило.
2.3. Формирование умений и навыков по теме урока:
— Сегодня на уроке мы будем осваивать один из главных приемов работы в технике изонить — «заполнение угла». А после вы сможете выполнить самостоятельно панно с применением данного приема.
.3.1. Продемонстрировать образцы, выполненные в технике изонить.
На доске мы видим образцы панно (ПРИЛОЖЕНИЕ И, К).
Нам встретилось новое интересное слово: панно. Что же оно означает?
В толковом словаре русского языка Ожегова говориться: слово панно — французского происхождения, означает: [8]
. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными скульптурными изображениями.
. Картина или рельеф, украшающие какой-нибудь участок стены, потолка.
Обращаем внимание на правописание — удвоенную букву «Н».
Итак, посмотрите, какие красивые панно-картины на доске. Давайте вместе внимательно рассмотрим образцы.
Обратите внимание, из каких геометрических фигур состоит узор? Правильно из угла.
А какие виды углов вы мне можете назвать? Прямой, острый, тупой.
Обратите внимание, что панно выполнены только с применением приема прошивания угла, то есть, комбинируя угол в геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.), сочетая различные виды углов, используя разницу длин сторон, мы можем с вами получить удивительные узоры.
А сейчас давайте рассмотрим заполнение простого угла с прошиванием боковых сторон и без прошивания боковых сторон.
2.4. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения приема заполнения угла.
1. Подготовка картона требуемого размера, формы и цвета.
. Вычерчивание угла с равными сторонами на изнаночной стороне картона.
. Нанесение точек. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно. Стороны угла можно чертить разной длины, но и здесь мы должны быть внимательны и делить обе стороны угла на равное количество отрезков. И расстояние между точками на каждой из сторон в отдельности должно быть одинаковым.
. Нумерация точек. Для того чтобы легче сориентироваться, куда направлять иглу на первом этапе работы точки пронумеруем. При дальнейшей работе с этим приемом точки можно не нумеровать. Итак: Вершина угла — точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла — точка 2, затем 3 и т.д. На верхней стороне угла крайняя точка — точка 1, потом 2, 3, 4 и т.д.
. Прокалывание точек.
. Подбор цвета ниток. Необходимо цвет ниток выбирать контрастного цвета, чтобы рисунок лучше выделялся на основе.
. Вышивание по точкам. С изнаночной стороны игла вводится в точку 1 на верхней стороне угла, нить протягивается до упора. Затем определяем отверстие на нижней стороне угла, это точка 1 (вершина) и игла опускается в эту точку. На лицевой стороне угла получился длинный стежок между точками 1-1. Далее по изнаночной стороне делается короткий стежок между точками 1-2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне делаем длинный стежок между точками 2-2 на разных сторонах угла. Далее на изнаночной стороне короткий стежок между точками 2-3 на верхней стороне угла и т.д. [4, с. 10]
. Оформление изнаночной стороны (заклеивание белой бумагой.)
Сейчас вы самостоятельно выполните этот прием, кто справится с заданием, предлагаю попробовать выполнить угол с разной длиной сторон или составьте простую композицию из углов, имеющих общую сторону: квадрат, четырех конечная звезда и т.д. Работа будет оцениваться более высокой оценкой.
Но перед началом работы давайте рассмотрим, с какими дефектами вы можете встретиться, и познакомимся с приёмами самоконтроля.
.4.1. Объяснить правила самоконтроля, рассмотреть причины возникновения дефектов.
Перед прокалыванием отверстий убедитесь, что на обеих сторонах угла одинаковое количество точек, например по 5, потому что если количество будет разное, то переплетение не получится должным образом, и останутся лишние дырочки в картоне.
Визуально проверьте расстояние между отверстиями оно должно быть одинаковым. Иначе переплетение получится не равномерным, с разным расстоянием между нитями.
При выполнении задания будьте внимательны и контролируйте качество натяжения нити. Натяжение должно быть равномерным. Оно не должно быть очень сильным, чтобы не прорвались отверстия в картоне, и чтобы картон не изгибался под натяжением нити. И не должно быть очень слабым, чтобы нить не провисала.
Будьте внимательны следите, чтобы нить на изнанке не путалась и не образовывала узелки. Следите за переплетением: на изнаночной стороне располагаются только короткие стежки между соседними точками строго по сторонам угла; а на лицевой стороне длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла.
Если что-то не будет получаться, не забывайте про карточки — контроля и карточки дефектов, которые стоят у вас на столах.
.4.2. Рассмотреть вопросы ТБ.
Прежде чем приступать к любой работе мы должны вспомнить правила техники безопасности. С какими инструментами мы сегодня будем работать? С иглой, ножницами. Давайте вместе перечислим элементы ТБ.
.5. Обобщение и систематизация знаний учащихся по материалу вводного инструктажа.
Итак, правила ТБ мы повторили, теперь можно приступать к практической части нашего урока.
Напомните мне, пожалуйста, с чего мы начинаем работу? Что мы делаем потом?
Правильно сначала выполняем прошивание простого угла, затем кто справляется, выполняет несколько его вариантов, или кто уверен в своих силах, попробуйте составить простую композицию из угла: квадрат, звезду, треугольник.
Не забывайте про наглядный материал на доске: алгоритм выполнения прошивания угла, плакат «Виды углов», если что-то забыли, подходите и вспоминайте.
3. Текущий инструктаж (15 — 18 мин.):
3.1. Учащихся выполняют упражнение.
.2. Проверить организацию рабочего места.
.3. Контролировать правильность и качество выполнения трудовых приемов.
.4. Проверять соблюдение ТБ.
.5. При необходимости провести индивидуальный инструктаж.
4. Заключительный инструктаж (7 — 10 мин.).
4.1. Закрепление новых знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми общими понятиями и сейчас освоили новый приём выполнения техники изонить. Давайте проверим, насколько вам был понятен материал. Проведём мини-тест. Я читаю вопрос и затем перечисляю варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ и показать карточку с буквой правильного ответа (детям раздаются карточки с буквами).
.1. Подведение итогов урока.
Итак, наш урок подходит к концу видно, что учебный материал вам понятен, теперь давайте посмотрим, у кого что получилось.
.2. Анализ и демонстрация успешных работ.
А теперь у меня к вам вопрос: чему мы научились на сегодняшнем уроке? Какие фигуры мы можем с вами вышивать при помощи угла?
.3. Объявить оценки за урок.
.4. Домашнее задание.
Дома придумать и выполнить небольшое панно, открытку или закладку для книг, с применением приема заполнения угла.
.5. Уборка рабочих мест.
Урок окончен. До свидания.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-izonit/
1. Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей. — Мн.: Полымя, 1995. — 128 с.: ил.
. Жемчужины мысли. / Сост. А.А. Жадан — Мн: Беларусь, 1987. — 432 с. с 343
. Коротов В.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие/В.М. Коротов — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 372 с. с. 38
. Леонова О.В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. — СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2005. — 128 с.
. Лукина, Л.В. На жизнь смотрим творчески /Л.В Лукина // Проблемы воспитания. — 1998 г. — №12. с. 162
. Макиенко Н.В. Методика профессионального обучения: Учебное пособие/ Н.В. Макиенко — Мн.: Вышэйшая школа, 1998. — 412 с.
. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 208 с.
. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996 — 92 с.
. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие/Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов и др.; Под ред. Д.А. Тхоржевского. — М.: Просвещение, 1987. — 447 с.