Сочинение относится к методам обучения

Контрольная работа

Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Потребность обучения возникла с возникновением общества и постоянно совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно определить как передачу опыта, который включает в себя, прежде всего знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний в практической деятельности. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающие поколения и способами добывания новых знаний. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к самому процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. В самом общем плане эти способы деятельности и рассматриваются как методы процесса обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Современной педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно классифицировать по отдельным критериям. Причем вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

Что же касается выбора того или иного метода в процессе обучения -то выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики. На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства.

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... школьников на уроках литературного чтения; – провести опытно-экспериментальную работу. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что урок в личностно ориентированном обучении в начальной школе способствует развитию личности младшего школьника при условии: проведения обязательных ...

Целью данной работы является изучение понятия и сущности метода обучения, рассмотрение отдельных видов методов обучения и анализ условий эффективного выбора и применения тех или иных методов обучения.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

— дать понятие метода обучения;

изучить основные классификации методов обучения;

рассмотреть вопросы, касающиеся выбора конкретных методов обучения в той или иной ситуации.

1.Понятие и сущность методов обучения

Метод означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями).

Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности.

Если процесс обучения носит в основном характер включения учащихся в непосредственную практическую деятельность (процесс обучения, как таковой, и носил характер подражательной деятельности на первых этапах своего возникновения), то методы обучения можно определить как способы включения учащихся в практическую деятельность с целью формирования у них соответствующих умений и навыков.

При догматическом обучении, когда формируются знания о явлениях без раскрытия их сути, когда такие знания не играют особой роли в предстоящей практической деятельности, методы обучения можно рассматривать как способы передачи знаний учителем учащимся в готовом виде. Общество не может позволить, чтобы подрастающее поколение каждый раз повторяли путь в познании, пройденный всеми предыдущими поколениями. И поэтому всегда какая-то часть накопленной информации, накопленных знаний будет передаваться в готовом виде.

28 стр., 13835 слов

Организация исследовательской деятельности учащихся на х литературы ...

... примере повести И. С. Тургенева "Ася"). Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие ... эксперимент, методы статистической обработки результатов. Глава I . Исследовательская деятельность учащихся 1.1 Понятие метода. Различные подходы к классификации методов обучения литературе Метод обучения, по мнению ...

Для того, чтобы использовать знания в практической деятельности, в каких-то совершенно новых условиях, подрастающие поколения какую-то часть накопленной обществом информации должны усваивать осознанно, понимать суть изучаемых явлений. В этом случае педагог использует различные средства доказательности, он не просто передает знания в готовом виде, а стремится, чтобы учащиеся понимали их суть. Поэтому методы обучения можно рассматривать и как способы совместной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных учебных целей.

На определенном этапе развития общества, при более быстром изменении характера общественного производства (в процессе обучения изучалась одна технология, а в процессе трудовой деятельность внедряются новые, ранее не изучаемые) возникала необходимость формировать у учащихся в процессе обучения навыки и умения самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Это привело к новому пониманию сущности методов обучения, которые стали трактоваться как способы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Прием — это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Прием — это более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода.

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы; при проблемном обучении — это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

2. Классификация методов обучения

В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет. В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний. Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание. В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... значимость Проектная и исследовательская деятельность очень важна на уроках русского языка, поскольку стимулирует учащихся к учебной деятельности, вызывает у них интерес к предмету, к родному языку, развивает творчество и интеллект. Е.П. Ильин - автор системы проективного обучения, ...

Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения — содержание и логическая структура учебного материала — принципы и средства обучения — преподаватель — обучающийся — методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.).

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

. По характеру поисковой деятельности.

. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

. По логической структуре содержания учебного материала.

Классификация методов обучения

Основные методыПодгруппы методовОтдельные методы Целевая функциональность группы методовИсточниковые1.Словесные 2. Наглядные 3. Практические1.Лекция, рассказ беседа и др. 2. Демонстрация кино, видео, слайдов и др. 3. 3.Упражнения, опыт, работа с книгой, анализ, описание образ- цов и т.д.Учитывают формы обучения, рассчитанные на приобретение знаний, умений, навыковПоисковые1.Репродуктивные 2. Продуктивные1. Информационные, рецептивные, репродуктивные 2.Проблемные, частично-поисковыеУчитывают вид поисковой деятельности обучающегосяИзучения логической структуры учебного материала1.Изучение ста- тики объекта 2. Изучение динамики объекта 1.Описание ста- Т тики элементов, описание и анализ структуры элементов 2 2. Методы системного анализаУчитывают логическую структуру содержания учебного материалаЛогические 1.Индуктивный 2. Дедуктивный Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др. Учитывают логику познания и психологического усвоения

В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

Рассмотрим подробнее некоторые их этих групп методов, например иточниковые. Это наиболее традиционные группы методов сложившиеся в практической деятельности.

Итак, к группе иточниковых методов относятся:

44 стр., 21840 слов

Развитие технологической культуры учащихся

... – проанализировать процесс преобразовательной деятельности учащихся на уроках технологии в контексте раздела «Технология обработки конструкционных материалов», 7 класс. Объект: процесс обучения технологии учащихся 7 классов. Предмет: методы активизации учебно-преобразовательной деятельности учащихся при обучении технологии. В работе необходимо решить ...

словесные;

наглядные;

практические методы.

Словесные методы

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) — это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.

Рассмотрим более подробно особенности методов этой группы:

Объяснение

Рассказ. Традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако сложность такого подхода к этому методу заключается в том, что разным учащимся порой трудно воспринимать одинаковую информационную нагрузку при коллективных формах обучения, у них и возникают затруднения в плане прочности запоминания, глубины мыслительной деятельности. Чтобы избежать этого, учителя пытаются менять по ходу урока виды деятельности учащихся (слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т. п.), однако это не всегда эффективно.

Лекция. Это тоже один из методов устного изложения, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Этот метод используется в старших классах. Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать учащимся готовую информацию (часто с элементами проблемного изложения).

Беседа. Одним из важнейших методов устного изложения является метод беседы. Она так же, как и предыдущие методы, может использоваться по-разному. Например, объясняя какой-то учебный материал, учитель постоянно ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Однако это не всегда в полной мере способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с элементами проблемного обучения), которые вооружают учащихся способами научного поиска. Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.).

Особую роль в этой группе методов (словесных) имеет метод работы с учебником или книгой. В процессе обучения нельзя, да и невозможно добиться от учащихся, чтобы они запоминали всю получаемую информацию. Они должны запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения учащиеся должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе.

30 стр., 14668 слов

Методические аспекты проблемы использования исторических документов ...

... учащихся в процессе обучения истории, вошли в 2009 г. в первый том научно-методического сборника «Исследовательский подход в образовании: от теории к практике». Вопросы использования исторических ... работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе ... использовании рабочих книг по обществоведению, при этом основное место в преподавании занимал лабораторный метод. В середине 1930-х гг. данная методика ...

Наглядные методы.

Рассмотрим некоторые из них.

Наблюдение

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Демонстрация, иллюстрации,

Практические методы.

Наряду с упражнениями используются лабораторные работы . Они чаще всего применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.

Практические занятия (практикумы)

3. Выбор методов обучения

Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие:

. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;

цели и задачи содержания проводимого урока;

материально-технические возможности учебного заведения ( оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);

объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.

. Уровень сформированности мотивации учения:

степень развитости познавательной активности и интереса к учению;

уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

-особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.

15 стр., 7105 слов

» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

... необходимостью развития у младших школьников познавательной активности, творческих способностей в учебно- образовательном процессе. - необходимостью применения эффективных методов для успешной реализации полученных знаний на практике. Проблема исследования - эффективное применение метода проекта на уроках младшими школьниками. ...

. Тип урока и его структура:

учет специфики построение предшествующих уроков;

наполняемость класса учащимися.

. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.

Правильный выбор того или иного метода обучения является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения. Эффективный выбор того или иного метода обучения — это такое сочетание и соотношение методов обучения на уроке, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время.

Так какие же методы являются наиболее эффективными?

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников.

Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Неоспорима также роль практических методов обучения особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.

метод обучение словесный наглядный

Заключение

Таким образом, изучив сущность методов обучения, рассмотрев основные классификации методов и вопросы, связанные с выбором наиболее эффективного метода обучения можно сделать следующие выводы:

. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.

5 стр., 2318 слов

Использование методов проектного обучения в подготовке специалистов ...

... профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии. [21]. Подготовка преподавателя к занятиям по групповой форме обучения предусматривает следующие этапы [17]:1) правильно выбранный интерактивный метод ...

. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а)словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

. Выбор метода, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей.

Кроме того, в не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики учебного предмета, от возрастных особенностей учащихся, от уровня их развития. При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности мышления у учащихся разного возраста. Выбор метода зависит также от материальной базы учебного заведения, от географических и демографических особенностей местности, где находится учебное заведение, от особенностей жизненного опыта учащихся.

. Каждый из методов обучения имеет преимущественную ориентацию на определенный круг задач и в меньшей степени предназначен для решения других задач. В связи с этим и возникает проблема оценки возможностей каждого из методов обучения и выбора их оптимальный сочетаний.

Выбор сочетания методов обучения является наиболее сложным элементом оптимизации процесса обучения. Недостаточная разработанность этой процедуры ведет к тому, что порой в ущерб оптимальному сочетанию методов применяется подход по принципу всех методов понемногу, всех поровну, или отдается предпочтение только современным методам обучения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/otnositsya-k-metodam-obucheniya/

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2006. — 456с.

. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебник. — М.: НОРМА, 2005. — 355с.

. Коджаспирова Г.А. Педагогика. Учебник. — М.: Гардарики, 2009. — 527с.

. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

34 стр., 16659 слов

Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной ...

... "Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной практике обучения и ... особенности школ, использующих методику Л.Н. Толстого в своей практике, показано использование идей Л.Н. Толстого ... долгой жизни Л.Н. Толстой посвящает себя педагогики. Писать Лев ... Толстого. 6. Продемонстрировать использование идей Л.Н. Толстого в современной практике обучения и воспитания младших школьников. Методы ...

. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. — М.: Просвещение. Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1996 — 432с.

. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Издательский цент «Академия», 2002. — 576с.

. Буславева М.А. Использование на уроках метода наглядности // Интернет — журнал «Педагогика и воспитание», 2009. № 5.

. Рачинский Г.П. К вопросу о классификации методов обучения// Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. 1998. № 6.