МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ, Факультет педагогики и методики дошкольного образования, Контрольная работа по дисциплине
«Теория и методика развития детского изобразительного творчества дошкольников»
Тема: «Ознакомление дошкольников со скульптурой»
Москва
2010
Определение и виды скульптуры
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo — высекать, вырезать) — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин).
Средствами художественной выразительности скульптуры являются пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости, взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные.
Скульптура по своему назначению подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура – это полнообъемное изображение, которое может быть обозреваемо со всех сторон. Рельеф – это неполна объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф — фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф — изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.
Монументальная скульптура создается для конкретного архитектурно-
Станковая скульптура не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; рассчитана на восприятие с близкого расстояния, предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.
Декоративная скульптура объединяет многообразные средства пластического украшения городов, зданий и сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально-декоративную скульптуру (оформление архитектурных построек, садово-парковая скульптура, пластические детали оград, фонтанов), городскую скульптуру (декоративные статуи, группы, рельефы, орнаментальные композиции),мелкую пластику (украшение общественного и частного быта).
Скульптуру «Футболисты» Иосифа Чайкова скопируют с помощью лазера
... Третьяковская галерея, скульптура, изобразительное искусство, исследования, Новости культуры, Иосиф Чайков Сюжет и особенности его трактовки[править | править код] Причина успеха «Футболистов» — их ... что из этого вышло, присылайте на адрес Как исследовали знаменитую скульптуру «Футболисты» Чайкова? Третьяковская галерея завершила важнейший этап комплекса исследований знакового произведения ...
Особенности восприятия скульптуры детьми
Придавая большое значение скульптуре в становлении нравственно-эстетического
Существуют различия между восприятием скульптуры у младших и старших
Однако и у тех и других отсутствуют в речи слова «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памятник», «сувенир».
У детей старшего дошкольного возраста характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу. Такие эмоциональные проявления можно отнести к зарождающемуся чувству «наслаждения красотой» созданному скульптурой образа.
Особенности ознакомления детей со скульптурой
В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и их необходимо научить понимать специфику «языка» скульптуры. И начинать знакомство следует со скульптуры малой формы, с декоративной народной игрушки. Данный вид скульптуры знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано: на занятиях, на выставке в группе, в музее.
Маруся в рассказе “дети подземелья” короленко: образ и характеристика, ...
... в числе первых на доске почета Вася в рассказе Дети подземелья Короленко образ и характеристика Главный герой в рассказе В.Г.Короленко “Дети ... хорошей стороны. Сочинение Образ Васи Этот образ автор создал тонко и многогранно, в ходе ... Валеку и Марусе он дал яблок, которые нарвал в саду. Для ... В нем видели много положительных черт другие персонажи из произведения, не смотря на то, что о нем говорят. В ...
Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помогают детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Воспитатели в доступной форме может разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.
Также во время занятий дети могут зрительно и тактильно обследовать
С целью знакомства детей со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Дети сначала под руководством воспитателя организованно рассматривают выставку, а затем самостоятельно рассматривают то, что им особенно понравилось. Систематически рассматривая скульптуру с детьми, воспитатель обогатит их восприятие. Для таких выставок детскому дошкольному учреждению необходимо иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц.
Большое значение в ознакомлении со скульптурой имеет посещение музеев, где дошкольники могут непосредственно увидеть произведения искусства.
Итак, обучение детей способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
... дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний ...
Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.