I. Организационный момент, сообщение темы
Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности
II. Синтаксическая пятиминутка
Задание: предложение своего варианта записать, оформляя пунктуационно, предложение другого варианта прочитать, устно расставить знаки препинания.
1-й вариант: Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу .
2-й вариант: Вставая с первыми лучами, теперь она в поля спешит и, умиленными очами их озирая, говорит: «Простите, милые долины!» .
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции.
III. Проблемное задание. Работа с текстом.
- К концу урока мы должны суметь найти в нем все местоимения (их 16), определить их разряд.
Каждый, кто хоть раз включал телевизор в веселые перестроечные годы, знает профессора Чайникова. Любую свою новую лекцию он начинал радостно и приветливо: «Дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о том, о чем вы все давно желаете узнать».
Никто и никогда на телевидении не знает, чем сегодня будет заниматься профессор. Страна под его руководством смело изготовляет шифер, разбирает холодильники и производит чернила домашним способом.
(По Э. Успенскому.)
YI. Фронтальный опрос. Актуализация знаний
- Что называется местоимением?
- На какие вопросы они отвечают?
- Как они изменяются?
- Как вы думаете, для чего нужны местоимения?
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ...
... Коммуникативная культура - это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная В коммуникативную культуру входят: - - - культура речи. Эмоциональная культура – это Культура ...
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
V. Объяснение нового.
1. Беседа.
– Мы сегодня будем говорить о местоимении. Вспомните, что это за часть речи (можно посмотреть в § 55, упр. 646, пункт 1).
В предложениях из синтаксической пятиминутки найдите и подпишите местоимения. Их 4, сложность может вызвать местоимение любую , если это местоимение ученики не узнали, вернитесь к этому предложению в конце урока.
- Все сведения о местоимении мы соберем в таблицу, которая будет называться «Разряды и написание местоимений». Заполнять таблицу мы начнем вместе, а продолжите вы самостоятельно.
(обращаем внимание на то, что разницу между вопросительными и отрицательными местоимениями можно увидеть только из контекста)
2.Оформление таблицы.
Расчертить двойной лист тетради, вверху написать название таблицы (Разряды и написание местоимений) .
В первой колонке (≈ 3 см) будет информация о том, что надо знать о местоимении. В первой строке колонок будут написаны названия разрядов местоимений. Разделить лист, ширина колонки ≈ 3,5 см. (См. таблицу «Разряды и написание местоимений».)
- В первой строке без ошибок и без сокращений напишите названия разрядов.
- Первое, чему мы должны научиться сегодня, – узнавать местоимения.
Поэтому вторая строка так и будет называться – «местоимения». Ваша задача: листая с. .. (§§ …), записать все местоимения в колонки с названиями их разряда.
Если урок одиночный, то после выполнения этого задания вернуться к проблемному вопросу, выполнить первое задание, желательно самостоятельно.
– Следующая строка – «изменение». Задача – найти в текстах параграфов информацию о том, как изменяются местоимения разных разрядов, и кратко записать. Например, как изменяются указательные местоимения, показано в таблице. В случае затруднения можно обратиться к учителю.
Очередная строка – «правописание». Но не у всех разрядов местоимений эта строка будет заполнена. Написание многих местоимений не вызывает затруднений. Можно в виде подсказки на доске изобразить схемы, задача учащихся – определить, к каким местоимениям это относится.
Предпоследняя строка – «синтаксическая роль» – заполняется в виде символического обозначения члена предложения, которым может быть местоимение этого разряда, например: ему , я .
Последняя строка диктуется (или записывается на доске) учителем. Это номера контрольных упражнений, за которые будет поставлена отметка. Если не успели заполнить таблицу в классе – это домашнее задание.
Местоимения выделяются в особый класс слов заместителей
... Помогите написать сочинение! Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказываниязнаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложенииполучают свое значение отдельные слова, их ... двор, окружили, очем-то заспорили, и вдруг Медведь, главныйсилач класса, охватил Левку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные ... Местоимения создают нам речевое удобство, экономя наше ...
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
VI. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом. (cлайд 7).
Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их. Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.
В монастырской кел…е у..кой,
В ч…тырёх глухих сте…ах
О з…мле о древнерусской
Быль записывал м…нах.
Он п…сал з…мой и летом,
Оз…рённый тусклым светом.
Он п…сал из года в год
Про в…ликий наш наро… .
О нашестви…. Батыя
Нап…сал он в грозный час,
И сл…ва его пр…стые
Скво…ь века д…шли до нас.
- Найдите личные местоимения, употребленные в тексте.
- Какими особенностями они обладают?
- К кому можно обращаться, если мы употребляем местоимения 3-го лица?
2. Коллективная работа
Учитель диктует предложения, учащиеся должны определить, каким членом предложения является местоимение.
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало. Никто не знал ответа на вопрос. Такой зимы я не видел давно. Сколько раз тебе говорить, иди делай уроки!
3. Задание по вариантам: просклонять местоимения мы, себя (1в); себя, они (2в).
( слайд 8).
4. Написать изложение-миниатюру по лингвистическому тексту об употреблении местоимений ты и вы, дополнив его своими рассуждениями. ( слайд 9).
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
YI. Рефлексия.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какие задания выполняли?
- Какие качества помогли в выполнении заданий?
- Кто доволен своей работой на уроке?
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Формирование умений монологической речи
... языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации. Целью данной курсовой работы является определение научных основ ...
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог; личностное самоопределение
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
VII. Домашнее задание.