Биография Лермонтова: хронологическая таблица, духовное наследие, переводы

  • Контрольная работа Лермонтов в русской литературе 230 руб.
  • Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    С самого юного возраста Лермонтов демонстрировал задатки своего поэтического таланта. Будучи болезненным ребёнком, развлечение будущий писатель находил не в обыкновенных детских играх и забавах, а в своём воображении. В неоконченное автобиографической повести Лермонтов писал: «Он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». Очень рано духовно развившись, поэт встретился со своим первым разочарованием: никто из окружающих не мог понять его душевных стремлений. Потому в ребёнке начали развиваться недовольство окружающим миром и вместе с тем сочувствие к тем, кто был так же, как он, одинок и несчастен.

    Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.

    Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа. Лермонтов часто обращался к теме природы и одиночества. В произведениях автора прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:

    1. Этап становления поэта (1828 — 1836 гг.);
    2. Зрелость.

    Границей между двумя этими периодами стала гибель А.С. Пушкина, которой Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта», прославившее его на всю страну.

    Даты издания произведений , Для удобства он приведен в виде таблицы:

    Год публикования Название произведения
    1835 г. «Хаджи-Абрек»
    1837 г. «Бородино»
    1839 г. «Дума»
    1840 г. «Узник»
    1840 г. «Тамань»
    1840 г. «Валерик»
    1840 г. «Ангел»
    1841 г. «Последнее новоселье»
    1841 г. «Спор»
    1842 г. «Сказка для детей»

    Это лишь основная часть произведений Лермонтова. В действительности их очень много, что и не перечесть.

    Ранние годы творчества

    Лермонтов рано пристрастился к чтению. Он занимался самообразованием под руководством учителей, знал английский, немецкий и французский достаточно хорошо, чтобы читать книги в оригинале, и прекрасно разбирался в европейской литературе.

    Впервые к стихосложению М.Ю. Лермонтов обратился в возрасте четырнадцати лет. В это время в его семье разворачивался крупный конфликт между отцом поэта и его бабушкой, камнем преткновения для которых стал талант ребёнка. Отец хотел, чтобы Лермонтов развивал свои способности, всячески в этом поддерживая сына. Бабушка же этого энтузиазма не разделяла.

    Первые стихотворения Лермонтова уже несут на себе характерный для всего творчества поэта отпечаток отчаяния и одиночества. Юношеский максимализм и мотив героической борьбы переплетались друг с другом в первых поэтических опытах Лермонтова, создавая базу для дальнейшего творчества.

    Замечание 2

    Наброски «Демона» и «Думы», опубликованных много позже, были созданы на раннем этапе творчества Лермонтова.

    Угнетённое состояние русского общества, ставшего свидетелем поражения движения декабристов, сильно влияло на настроения поэта и на его стихи.

    Первый период творчества Лермонтова называют «лирическим». В это время поэт увлёкся произведениями известного английского писателя-романтика Байрона, который был источником вдохновения в том числе для А.С. Пушкина. Под влиянием произведений Байрона в творчестве Лермонтова появляются романтические мотивы и романтические герои, мечущиеся в поисках лучшего мира, независимые, свободные и вечно борющиеся с самими собой.

    Определение 1

    Романтический герой — исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

    На протяжении всего своего творчества Лермонтов придерживался романтизма, смешанного с реализмом на более поздних стадиях.

    Определение 2

    Романтизм — литературное направление, для которого было характерно противопоставление реальности некоему идеальному миру и изображение героя, оторванного от общества и борющегося с ним и с самим собой.

    Ярко в творчестве поэта проявлялся мотив борьбы, связанный с романтическими идеями и образами. Этот мотив можно встретить в стихотворениях «Узник» и «Парус».

    Публикации после смерти , Если подробно, то в этот список входят:

    • «Измаил-Бей» — публикация в журнале «Отечественные записки» в 1845 году;
    • «Тамара» — произведение издано в том же издании;
    • «Смерть поэта» и многое другое.

    До 1892 года право собственности на сочинения М. Л. принадлежало И. И. Глазунову, который был книготорговцем. Когда это право истекло, одновременно вышел ряд изданий по рукописям поэта. В этот же период вышло огромное количество дешёвых изданий с произведениями Лермонтова.

    а его произведения живут, почитаются и будут вечными

    показывает подробную информацию более кратко и в понятном виде

    Тема Родины и одиночества

    В своих произведениях автор затрагивал и тему Родины. Но в своих стихах он противопоставляет понятия отечества и государства. Лермонтов говорит, что политическое устройство и его схемы управления уже давно прогнили. Он утверждает о России, что это страна рабов и господ. Но всё же Родину в своих стихотворениях он любил. Поэт восхищался пейзажами, самобытностью и необузданной природой. Это можно почувствовать в стихотворении «Русская мелодия».

    Одиночество — одна из наиболее важных тем в творчестве Лермонтова. Хотя читателю заметно, что для автора это вполне естественно. Он в душе всегда себя чувствовал чужим, поэтому лирический герой всё время находится в поисках покоя для души, старается сбежать от общества. Тема одиночества отлично раскрыта в произведениях «Узник» и «Пленный рыцарь».

    Переезд в Петербург и военная карьера

    Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два «страшных года», где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича — «Уланша», «Петергофский праздник», «Гошпиталь», написанных в 1834 году).

    Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года).

    В это же время на свет появляется его поэма «Хаджи Арбек», Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму «Маскарад» в первой редакции, работает над произведениями «Боярин Орша», «Сашка», начинает писать свой роман «Княгиня Лиговская».

    Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения «Смерть поэта»), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением «Княгиня Лиговская» (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

    Творческий путь

    Творческий путь М. Ю. Лермонтова обычно разделяют на 2 этапа. А чертой между ними является 1837 год.

    Ранний Лермонтов брал пример с таких литературных деятелей:

    1. Байрон.
    2. Пушкин.
    3. Шиллер.

    На этом этапе произведения поэта обращены к самому себе. Лирический герой постоянно противопоставляется внешнему враждебному миру. Это для Лермонтова стало лейтмотивом — образом, который проходил через все стихотворения и сочинения.

    Лермонтовский герой всегда был выше всех событий и явлений жизни. Чем сильнее напирал на него мир, тем бескомпромиссное писал поэт.

    Таблица основных тем творчества Лермонтова:

    Тема Пример стихотворения
    Отрицание действительности «Жалобы турка», «Умирающий гладиатор»
    Одиночество «Узник», «Выхожу один я на дорогу»
    Родина «Бородино», «Новгород», «Родина»
    Судьба молодого поколения «Монолог»
    Природа «Кавказ», «Утёс», «Дары Терека»
    Любовь и дружба «Сонет», «Нет, не тебя так пылко я люблю»

    В большом количестве аллегорических образов читателю переданы мысли Михаила Юрьевича об одиночестве. В тематике лирики Лермонтова явно видна тоска по родной и понимающей душе.

    Литературное творчество , Краткая литературная хронологическая таблица Лермонтова:

    Дата Событие
    1834 Работа, оставшаяся незавершенной, над социально-психологическим романом «Княгиня Лиговская», завершена поэма «Боярин Орша»
    1837 Опубликован стих «На смерть поэта». В итоге — слава от демократического дворянства и царская опала
    1837 Написана поэма «Бородино», слава поэта возросла многократно
    1838 Опубликованы «Поэт», «Дума», «Казачья колыбельная песня»
    1839 Представлен окончательный вариант поэмы «Демон», затем «Мцыри» и «Не верь себе»
    1840 Опубликованы «Благодарность» и посвящение музе «М. А. Щербатовой», «Молитва»
    1838 — 1840 Период создания романа «Герой нашего времени». В эти же годы в журнале «Отечественные записки» публикуются отдельные части романа в виде самостоятельных повестей
    Октябрь 1840 Опубликован единственный прижизненный том стихов Лермонтова
    1841 Написаны «Морская царевна», «Спор», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Родина»

    Он верен романтизму

    Поэт не бунтарь, противопоставляющий себя императору или толпе, он просто выражает свое отношение к происходящему. И делает это в своих стихах: «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта». В произведении «Как часто, пестрою толпою окружен», написанном в 1840 г. после новогоднего карнавала, описана истинная, по мнению автора, личина императора и его двора, скрывающихся под различными масками.

    Ранняя, любовная и философская лирика

    Михаил Юрьевич выбрал себе необычное художественное направление для того времени. В основном Лермонтова можно назвать борцом с обществом, которое, по его мнению, было настроено против него.

    Также поэт пытался размышлять по поводу смысла жизни, единения человека с природой. В целом его стихи отличались по настроению.

    Свои силы в написании стихов автор попробовал ещё в детстве. Он создавал произведения во многих жанрах, но за основу выбрал лирику. Поэт не обращал внимания на устоявшиеся традиции, а выдавал читателю своё видение.

    Это видно в произведениях:

    1. «Я видел тень блаженства».
    2. «Я не унижусь пред тобой».

    в начале своей деятельности затрагивалась тема любви

    Тему любви следует выделить отдельно. При чтении стихов Лермонтова появляется грусть, так как его творчество переполнено пессимизмом. У поэта много произведение о безответной любви.

    Лирический герой всегда готов полностью отдаться прекрасному чувству, но у героини это только интрижка. Явным примером является стихотворение «Заблуждение купидона». В любовной лирике поэта постоянно есть надежда, но она заменяется разочарованием.

    Также автор глубоко погружался в философские размышления. Он рассуждал о свободе и неволе, боге, бытие и смысле жизни. Поэт старался раскрыть тему смерти. Его философская лирика была направлена на поиск гармонии и веры.