Лермонтов. «Из Гете»

Сочинение

: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, его произведением; с понятием «эпитет»; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения поэтических произведений, их анализа, умение сравнивать и сопоставлять, отличать художественные приемы и средства; воспитывать к природе, к художественной литературе , эстетичные вкусы.

Оборудование

Ход урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

— Древнегреческого поэта Алкмана, немецкого мастера поэтического слова и. В. и русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова разделяют столетия. Но в их произведениях много общего. А почему? А потому, что для настоящей поэзии не существует границ, связанных со временем, местожительством, национальностью. Всех людей соединяла и соединяет вечная и нетленная красота . И самым счастливым является тот человек , который умеет постигнуть ее сердцем и душой, воспеть в поэтических строках. Наверное, именно о созерцании природы писал Алкман:

«Счастливый тот, кто благоразумно, без слов, проводит свой век» (без слов — без шума, славословия, восхваления).

II. Объявление темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний.

1. Выразительное чтение стихов Алкмана, Гете (по желанию — наизусть).

2. Высказывание своих суждений о пейзажных поэтических зарисовках, о роли красоты природы в жизни человека.

3. Образование логических пар из стиха Алкмана «спят все верховины…».

4. Поисково-исследовательская задача.

Статичность или же динамизм пейзажа в произведении создают глаголы. Выпишите все глаголы из стиха Алкмана и из стиха Гете, сделайте вывод. Вывод. Стих Гете более динамический: в нем больше глаголов, особенно тех, которые означают движение, а не состояние.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Слово учителя.

— был очень одаренным и просвещенным человеком. Он чудесно рисовал, играл на скрипке, писал стихи. У него было сложное детство (вражда бабушки с отцом, потеря матери).

И вдобавок ему самому судилась короткая жизнь. Лермонтова часто сравнивают с ярким метеоритом, который неожиданно появился на небосклоне русской литературы и внезапно исчез, оставив потомкам свои замечательные произведения. Среди них — «из Гете».

32 стр., 15604 слов

Особенности перевода лирики И.В. Гете на русский язык

... развитии народного самосознания или в развитии просвещения и эстетического вкуса. Потому историко-литературные сочинения только тогда не будут страдать очень невыгодною односторонностью, когда станут на переводную ... России Для того чтобы понять то разностороннее и, по видимости, часто противоречивое влияние, которое И.В. Гете, оказал на различные эпохи и направления русской литературы, нам нужно, ...

2. Выразительное чтение стиха М. Лермонтова «Из Гете» учителем в переводе Т. Масенко и на языке оригинала.

(Для тех, кто работает с учебником «Зарубежная литература» Е. Волощук:

Из Гете.

Темная ночь легла; На верховине Кроткие долины Укрыла свежая мгла; не курят дороги, Листва не дрожит… Сможешь от тревоги Скоро и ты почить! М. , перевод Т. Масенко.

3. Обмен впечатлениями о прочитанном.

Понравился ли вам стих? Чем именно?

Чем похож этот стих на поэзии Алкмана и Гете, чем отличается? (Изображением ночного горного пейзажа похожие, особенно с Гете; у Лермонтова и Гете разные детали: у первого — долина, дорога, листва; у второго — птичий шум, шум бора).

Сохраняется ли дух, настроение произведений в этих трех поэзиях? (Да, это — покой, ощущение величия природы, осознание себя ее частью).

4. Слово учителя.

— Для того, чтобы ярче описать предмет, понятие, явление, дать им точную, образную характеристику, употребляют прилагательные — художественные определения, которые называются эпитетами (вспомните сведения из украинской литературы).

Записи в литературоведческие словарики. Эпитет — это художественное определение.

  • Эпитеты нужно отличать от обычных прилагательных — определений, которые просто характеризуют предмет, указывая на его форму, размер, цвет, материал или свойства. Например, мягкая (игрушка) — обычное прилагательное-определение, а мягкое (сердце) — эпитет;
  • так же взрослый (мальчик) — взрослый (поступок);
  • хищные (звери) — хищные (когти).

5. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

Выпишите эпитеты и обычные прилагательные-определения из стихов Алкмана, Гете и Лермонтова, сравните их, определив, добавляют ли они произведению новые оттенки значений.

Ожидаемые выводы:

  • Художественные средства в стихе Алкмана создают немного отстраненный от человека и страшноватый, даже немного жуткий пейзаж (обрывистые скалы, пропасть, норы, хищные звери, пущи, страшило в глубинах).

  • В стихе Гете эпитетов мало, но ночной пейзаж более кроткий благодаря уменьшительно-ласкательному слово «ветерок», словосочетанию «птичий грай» в значении «птичьи игры, шум».
  • В поэзии Лермонтова ночной пейзаж дышит величием и кротостью; тишина звенит.

Это впечатление создается с помощью двойного возражения («не курят дороги, листва не дрожит»).

«Желательный покой, отдых такой близкий!» — убеждает нас .

6. Слово учителя.

— Ночной пейзаж, который появился из-под пера сначала Алкмана, а потом Гете и Лермонтова, захватил еще одного русского поэта — Иннокентия Федоровича Анненского ( 1855-1909).

Итак, для полноты впечатления прочитаем и это произведение. (Для тех, кто работает с учебником «Зарубежная литература» Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко):

Над высью горной — Тишь. В листве, уж черной, Не ощутишь Ни дуновенья. В чаще затих полет… О, подожди мгновенье — Тишь и тебя возьмет. И. Анненский.

3 стр., 1246 слов

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

... История создания «Бородино» Лермонтова История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в ... тексте, позволят не только написать школьное сочинение, но и понять историческое значение ( ... восхищение смелостью и отвагой народа. Проводя анализ текста, также важно уточнить значение ... начинается словами юного рассказчика и заканчивается ими. Начинается с вопросительной строфы для читателя, ...

7. Слово учителя.

— Как вы, наверное, заметили, общими образами для всех стихов, с которыми мы познакомились, являются тишины, покоя, величественных горных вершин. Природа, будто живое существо, спит, дрожит, спит. Такой прием «очеловечения» называется персонификацией (вспомните сведения из украинской литературы).

Записи в литературоведческие словарики. Персонификация (олицетворение) — уподобление безжизненных предметов или явлений природы человеческим качествам. Это один из видов метафоры.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

У известного русского поэта В. Жуковского есть сказка «Спящая красавица». Вот как там описывается сон царя Матвея и его царства:

  • «Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицей заснул;
  • Свита вся за ними спит;
  • Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам;
  • Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят;
  • У ворот собаки спят;
  • В стойлах головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корма не едят,- Кони сном глубоким спят. И огонь, обнятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит;
  • И не тронется над ним, Сбившись клубом, Сонный дым;
  • И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном».
  • Чем отличается этот сон от того, который изображен в стихах Алкмана, Гете, Лєрмонтова, Анненского? (В пейзажных стихах о горных вершинах сон естественный, с обычным, закономерным пробуждением;
  • у В. Жуковского же — волшебный, следствие ворожбы и мести, его может развеять только чудо).

Омашняя задача.

Научиться выразительно читать, анализировать стих М. Лермонтова «Из Гете», выучить наизусть (по желанию, с учетом того, что по программе изучается наизусть лишь один стих о природе по выбору ученика); сделать иллюстрации.

Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу:

  • Поэзия для меня…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Мне хотелось бы…