Сочинение рассуждение сухомлинский

В.А. Сухомлинского

Творческую работу подготовил : Таранова Любовь Борисовна

_ Воспитатель_МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»_

Известный российский педагог В.А. Сухомлинский создал оригинальную , основывающуюся на принципах , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, большое внимание уделяя формированию мировоззрения учащихся. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского актуально. Оно направлено на жизненность, на настоящего человека. Оно воспитывает самоуважение. Сухомлинский может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, к своей профессии, к своей родине. Он – для живых. И он помогает остаться живыми даже в самые трудные времена кризиса нашей отечественной школы. Сухомлинский возник не на пустом месте. Он продолжал лучшие гуманистические традиции в педагогике, которые восходят к Коменскому, Толстому, Штайнеру, Корчаку [1].

Наша школа по вине государства стала отступницей от этих идей и методов. Если мы согласны жить в обществе, подобном муравейнику, или человейнику, как говорит философ Зиновьев, то нам не нужен Сухомлинский и иже с ним. Но если мы хотим жить в обществе, где «Если радость на всех одна, На всех и беда одна», нам придётся вернуться к Сухомлинскому. Его надо бы читать как Библию – каждую неделю по главе, и всё – за год! Его Творчество – камертон для учителей и родителей, для которых дорог ученик как рождающаяся личность и гражданин. Его труды сегодня мало издаются, но они и так доступны! А вот анализ публикаций, посвященных ему в 90-е, и особенно в последние годы показывает, что Сухомлинский возвращается.

Сухомлинский считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Кроме того, важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

2 стр., 653 слов

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя . Я счастлив быть свободным

... дети вырастают дикими и не приспособленными к жизни. Они не умеют жить в обществе и общаться с другими людьми. Преимущества общественной жизни Однако, не всё так ... плохо, как кажется. Выживать в обществе себе подобных значительно проще, потому что человек получает следующие преимущества: легко доступные ...

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться. Большое внимание в Павлышевской школе уделялась детскому труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Идеи Сухомлинского вполне реализуемы с точки зрения культурно-исторической психологии. Более того, некоторые его идеи схожи с идеями Выготского. В основе культурно-исторической психологии лежит положение о социальном опосредовании психической деятельности человека. У человека есть 2 линии развития: натуральная и культурная (историческая).

Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. Таким образом, можно сказать, что то, что окружает ребенка, та социальная ситуация развития в которой он вращается напрямую влияют на его развитие. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения — и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Согласно же Сухомлинскому учитель должен быть неким «добрым наставником» для ученика, действовать не по принципу тирании, а сотрудничать с ребенком. Кроме того, такая организация детского труда как в Павлышевской школе, когда младшие дети сотрудничают со старшими, учится напрямую у них, является именно той ситуацией развития, которая благоприятно влияет на развитие ребенка. Ведь высшие психические функции возникают именно в процессе сотрудничества и социального общения. В Павлышевской школе учитель постоянно взаимодействует с учеником, не только обучает и трудится вместе с ними, но и учит чувствовать красоту, тем самым создавая духовную общность с учеником. Таким образом, ребенок овладевает способами интеллектуальной деятельности под руководством чуткого учителя, который и задает ближайшую перспективу развития ребенка.

2 стр., 535 слов

Сотрудничество семьи и школы в развитии ребенка. материал

... контакта с родителями, а значит и развитию ребенка. Воспитание гармонично развитой ... жизни, а если серьёзно подумать, самый ответственный её период. Радость и огорчения, доброта и жадность, успехи и неудачи - все эти свойства и чувства, присущие взрослым, есть и у детей. ... семей. С этим ничего не поделаешь. С такими родителями надо работать. Они должны в учителе видеть человека, любящего их детей, ...

То, что создал Сухомлинский в Павлышевской школе можно назвать моделью жизни страны в тот период. Сухомлинский прививал детям любовь к труду, к природе, к своей стране. А ведь именно это и требовалось в то время. Взрослые также трудились и любили свою страну. Сухомлинский требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности. Таким образом, Сухомлинский готовил своих учеников к обыденной жизни, то есть и к тем же самым стандартным ситуациям.

Воспитанники Сухомлинского осваивали культуру своей страны и не были одинаковы. В Павлышевской школе были созданы все условия для развития ребенка, каждый ученик мог заниматься именно тем, что было для него наиболее интересно: кто-то занимался механикой, кому-то была интересна работа в саду. Все равно труд присутствовал в жизни каждого ребенка.

Сухомлинский был категорически против наказаний, даже оценка рассматривалась им лишь как похвала ребенку за его труды. Безусловно, идеи Сухомлинского имеют свои достоинства и недостатки. Однако, на мой взгляд, это одна из самых гуманных педагогических идей из ныне существующих. Уважение и любовь к ребенку- это залог успешного воспитания. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Сухомлинский искренне желал воспитывать хорошего человека, он считал, что желание быть хорошим свойственно человеку: «Желание быть хорошим — моя педагогическая вера. Я твёрдо верю в то, что воспитание лишь тогда становится ваянием человека, когда оно основано на культе человеческого достоинства. На том, чтобы человеку неприятно, мерзко было даже думать о себе как о плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим, чтобы это было сокровенное, неискоренимое желание…»