В чем заключается мудрость Сократа?

Эссе

Тип: Эссе | Размер: 486.68K | Скачано: 53 | Добавлен 09.09.16 в 01:08 | Рейтинг: +1 | Еще

Вуз: Национальный университет «Высшая школа экономики»

Год и город: Москва 2015

В чем заключалась мудрость Сократа? Почему человек, признанный, по его словам, оракулом самым мудрым из всех произносит фразу «Я знаю что ничего не знаю». Разве возможно такое? Не может же человек, всю жизнь посвятивший исследованию и познанию, ничего не знать. По крайней мере никто бы не посмел утверждать о Сократе, как о не знающем, кроме самого Сократа. Попробуем разобраться в том, что же имели ввиду боги, когда отвечали Херефонту, что нет никого мудрее Сократа.

Сначала изложим логическую цепочку философа, чтобы в течении повествования не сбиться с цели. Сократ, как уже можно было заметить ничуть не считал себя самым мудрым, напротив, он искренне пытался понять, что боги хотели сказать и с этой целью он начал поиски того, у кого смог бы поучится мудрости и тем самым опровергнуть слова оракула. И именно тут мы замечаем, что в своих поисках он распределяет людей на три класса. Это были Государственные деятели, поэты дифирамбические и трагические, и даже обычные ремесленники. Но никто из них, к сожалению, не смог оправдать надежд Сократа на высшую мудрость, все и каждый совершали характерные для своего класса ошибки: чиновник, уважаемый населением, как оказалось «только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе», лучшие поэты оказались «чуть ли не самым бедными разумом», а те что похуже «чуть более одаренными», но и те и другие грешили тем, что сами не вполне понимали то, что во вдохновенном порыве писали и были лишь «полны острых слов и мудрых изречений», но не более. Ремесленники же знали много хорошего, прекрасно разбирались в своем искусстве, но останавливались на том, и эта самая ошибка как бы заслоняла их от того, чтобы быть мудрыми.

Тут мы остановимся и попытаемся поподробнее разобраться, почему Сократ выделяет именно эти классы людей, на чем строится его классификация и каковы принципиальные различия в гносеологических позициях этих классов.

На первый взгляд все очевидно, Сократ выбрал представителей трех разных сфер: политической, экономической/академической и творческой. Однако, по моему мнению, мысль его была глубже. Он выбирал тех представителей этих трех сфер труда, которые издавна в народе считались мудрейшими, представляли какой то авторитет в глазах людей. Тем не менее, государственные деятели хоть и слыли людьми просвещенными, но в действительности были обмануты самими собой, поэты лишь следовали вдохновению, а ремесленники отказывались от всего, что не приносило материальной пользы, тем самым ограничивая себя в знании.

19 стр., 9274 слов

Афанасий Фет - поэт и человек

... жизненный путь. Оказывало это влияние, и порой весьма роковое, и на литературную его судьбу. Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла ... человека великанов русской поэзии и скомпрометировавших ее эпигонов, существует еще много замечательных явлений, по тем или иным причинам не обративших на себя внимание критики и ...

Отвечая на главный вопрос эссе, пойдем еще дальше. Выясним, применимы ли в данном случае различия между «незнаниеем» и «неведением» и попытаемся рассмотреть фразу Сократа в следующем виде: «Я ведаю о своем незнании».

Разница между «незнанием» и «неведением» заключается в том, что неведение не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений, в случае с неведением нет никаких оснований для его спецификации и открыться оно может только побочным образом. Можно сравнить это с тем, что случается в географии. На старых картах можно увидеть белые пятна, про которые ничего не было известно. О том, что им соответствует, ничего не знали . А если обратиться вообще к древности, когда еще не было карт, то и самих белых пятен не было, и предположений не было, и никто не ведал , круглая Земля или плоская.

Таким образом, мы можем понимать ведение как мета-знание, так как знание предполагает конкретику, а мета-знание, как уже было сказано выше, открывается лишь побочным образом и может довольствоваться только догадками и предположениями. Фраза же «Я ведаю о своем незнании» вполне, как исходит из вышесказанного, допустима.

Существует еще одна точка зрения на выделенные выше три класса людей. Д. И. Дубровский в своей книге «Обман», изучая процесс познавательной деятельности человека, выделил четыре ситуации. Первая возникает как допроблемная ситуация («неведение о своем незнании») и характеризуется «спокойствием духа», когда нет каких-либо оснований полагать, что у нас нет правильного понимания некоторого вопроса. Так, государственные мужи ни о чем и не беспокоились, пока к ним не пришел Сократ.

Переход ко второй стадии происходит «в осознании недостаточности наличного знания, в потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем», когда возникает беспокойство («ведение о своем незнании»).

В науке такое беспокойство вызывают факты, статистические данные, опровергающие общепринятую теорию. Для Сократа таким фактом было высказывание о том, что «нет никого на свете мудрее Сократа».

Третья стадия характеризуется тем, что мы осознаем адекватность наших знаний и в то же время знаем об их ограниченности и частности. Сюда можно приписать ремесленников с одним только исключением: границ своих знаний они не видели, за что и были раскритикованы Сократом.

Четвертая – «неведение о своем знании». «Вследствие молчаливого характера нашего знания, мы никогда не можем высказать все, что знаем», потому что наше знание может быть нерефлексируемым, мы, например, можем не видеть все точки его приложения. Сюда можно отнести поэтов, которые так же не выдержали критики философа.

7 стр., 3440 слов

Философские ценности и мировоззренческая ориентация в современном ...

... подняться над горизонтами рутинной повседневной деятельности человека. Именно в этом качестве и философские, и религиозные, и научные знания реализуют их функцию мировоззренческой и ценностной ... и духовной переориентации людей на этапе перехода от индустриального и постиндустриального общества к обществу знания, ведь любое общество характеризуется определенной системой ценностей, отказ от которой ...

Дубровский в конце статьи предлагает ввести пятую, т. н. «предпроблемную» ситуацию – переходный этап между «неведением о незнании» и «ведением о знании». Напоминает ситуации, когда объема зарегистрированных экономических аномалий недостаточно для составления полноценной статистики и выведения закономерности. Мне кажется что сюда можно приписать судей, которые после речи Сократа оказались в похожей ситуации. Кто то из них решил вернуться в допроблемную стадию и приговорить философа к смерти, а кто то нет.

В заключение хочу сказать, что мудрость Сократа, скорее всего, заключалась в его ведении о своем незнании и стремлении к духовному и интеллектуальному совершенствованию, предпочтению оставаться верным своей мысли о несовершенстве своего знания, вместо самограничения частной мудростью и невежеством ремесленников, поэтов и прочих.

Моя вольная интерпретация его изречения «Я знаю, что ничего не знаю» — «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».


не сложно


скачать бесплатно

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.


Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.