Обобщающий урок по русскому языку в 5-м классе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Разделы:

Цели:

Образовательная:, Развивающая:, Воспитательная:, Оборудование:

  • учебник “Русский язык”, 5 класс, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.;
  • мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • таблицы с изученными орфограммами;
  • таблица-тренажер для определения правил написания безударной гласной в корне слова;

М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологическая зарядка.

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок русского языка.

2. Постановка цели и темы урока.

Цель нашего урока – обобщить знания о морфеме как наименьшей значимой части слова; привести в систему и проверить степень освоенности всех тем раздела “Морфемика. Орфография. Культура речи”; а также совершенствовать навыки грамотного письма.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сочинение по репродукции картины П.П. Кончаловского “Сирень” (2-3 человека).

Класс рецензирует сочинение.

III. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос

Учитель : Ребята, у нас в гостях сегодня Принцесса Морфемика. Я передаю ей слово.

М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А

  1. Назовите изменяемую часть слова.
  2. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком?
  3. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
  4. Главная значимая часть слова – это…
  5. Докажите, что это так на примере слова “фокусник”.
  6. Произведите морфемный разбор слова “растет”.
  7. Отгадайте шараду: Мой корень – родственник сражению, приставка – в слове “заявление”. В “наборщике” есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землей.
  8. Что обозначает суффикс -щик ?
  9. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: Грузный грузин грузит грузди .

Девочка приглашает к доске детей, получивших карточки. Они вместе составляют слово “МОРФЕМИКА .

Девочка : Ребята, так что же такое морфемика? (Ребята отвечают). Молодцы, друзья! Теперь я вижу, что вы очень хорошо знаете мой раздел науки. А мне пора, до встречи! (Девочка уходит) .

9 стр., 4264 слов

Рассуждение как образуются слова в русском языке

... функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, ... легенды о ведьмах. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты ... ё один из способов обогащения нашего языка. Так Салтыков-Щедрин создал – «злопыхательство, мягкотелый, головотяпство». А слово «промышленность» придумал ...

2. Тренировочные упражнения (проводятся одновременно по группам учащихся, в зависимости от сложности задания).

Заполните таблицу “Гласные и согласные в корне слова” четырьмя-пятью словами.

2.2. Упр. 452 (повышенной сложности).

Определите, правильно ли распределены слова по видам орфограмм. Исправьте ошибки, обозначая условия выбора букв на месте пропусков. Выполняется обучающимися самостоятельно. Проверка: чтение слов по видам орфограмм.

Составьте таблицу “Гласные и согласные в приставках” и заполните её примерами., Руководствуясь таблицей выписать выделенные слова в заданной последовательности (Приложение 1).

3. Творческая работа

3.1. Психологическая игра-минутка (по выбору учителя).

“Кузовок”

“Солнечным утром в саду”

3.3. Словарно-орфографическая работа. Работа с толковым словарем.

Крыжовник

Решетка – рех – “дыра, отверстие, решето” (русск.)

IV. Итог урока.

Самостоятельное выполнение упражнения 455. О заглавьте и спишите текст. На месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе “Морфемика”. Определите стиль текста.

Домашнее задание

1 группа – Подготовить сообщение об одном из словарей русского языка (морфемный, орфографический) – упр. 453.

2 группа – Составить диктант из слов или словосочетаний с непроверяемыми орфограммами, изученными в главе “Морфемика” – упр. 456.