Каким должен быть урок русского языка

Организация: МАОУ «Таналыкская ООШ»

Населенный пункт: Оренбургская область, Кваркенский район, с. Таналык

Я уверена, что русский язык занимает особое место в ряду школьных предметов. Он несет на себе большую воспитательную нагрузку, так как имеет огромное значение в жизни каждого человека. Он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни.

Пробуждение интереса к предмету, развитие творческого воображения и самостоятельного мышления способствуют выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения. Из школы должны выходить поколения людей принципиальных, честных, обладающих чувством собственного достоинства, активно участвующих в жизни общества. Чтобы всего этого добиться, мы, учителя должны проявлять незаурядное мастерство. Основная цель моей работы – постоянно поддерживать интерес к предмету. Чтобы орфография стала доступной детям, есть смысл обучать в игре. Детям нравится такая форма работы. Она дает положительный результат. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, нередко становятся «мертвым» грузом. Процесс постижения нового должен быть для каждого человека увлекательным, приносить радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Испытываю большое удовлетворение, когда вижу счастливые лица ребят, идущих на урок русского языка. Хочу, чтобы так было всегда. Что делаю для этого?

По всем орфограммам есть цветные плакаты. В самых разных вариантах их можно использовать. Самое простое — повторение правил в начале урока. Незаменимы они на уроках-зачетах и во время работы над ошибками.

Чтобы привести в систему работу над различными видами разборов, использую визитные карточки этих разборов. Сами учащиеся придумали, что нарисовать на этих карточках, а в уголочке стоит номер разбора. Входя в класс, дети видят, какой разбор сегодня будут повторять. В течение недели отрабатывается какой-то один вид разбора. Слова и предложения для разбора дают ученики-консультанты, они же проверяют и оценивают работу. Неделя дает возможность «отшлифовать» разбор. Те, кто выходят к доске выполнять задание, могут пользоваться «сигнальными» тетрадями, которые ведем с 5 класса. Представляют они собой половину обычной тетради, их удобно вкладывать под обложку учебника. Туда вносится порядок каждого разбора и опорные записи по наиболее трудным темам.

20 стр., 9861 слов

Курсовая работа развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

... курсовой работы – «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста рассмотреть методы диагностики уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

В рабочих тетрадях по русскому языку желающим разрешаю рисовать. Считаю, что это развивает образное мышление. Например, пишем текст об осени, а на полях уже полетели золотые листья. А как замечательно смотрится тетрадь с рисунками! Наш «серый» русский приобретает яркую раскраску. А изучение такой темы, как «Лексика», просто невозможно без этого. Рисуем косу девочки и косу косаря, изображаем на шутливых рисунках фразеологизмы.

Другие темы дают благодатный материал для стихов («Суффиксы –ек, -ик»), для лингвистических сказок («Имя прилагательное», «Приставки при-, пре-», «Местоимения» «Причастия»).

Написание их стало уже традицией.

Давно известно, что наилучшие результаты дают работы по тем текстам, которые нравятся детям, «западают» в душу. Неоценимую услугу в этом оказывает сборник текстов для изложений (авт. В.И. Капинос, М.С. Соловейчик).

По текстам «Голубая ель», «Случай с кошельком», «Учение с увлечением» ребята пишут работы-откровения, потрясающие своей глубиной и искренностью.

Многие правила имеют у меня свои названия для быстроты запоминания (чередующиеся корни «бир – бер» — «правило ослика -ИА-», правописание «пол» со словами – «правило Юли», суффиксы -чик, -щик – «жук» ).

Есть волшебные фразы, помогающие запомнить звуки. Всегда твердые: «Шли жираф и цапля», всегда мягкие: «На щи, чай и йогурты», всегда глухие: «Хлеб цыпленок щиплет часто» и т.д.

Правило «ь в глаголах 2 л. ед. ч.» и «ь в существительных 3 склонения» показываем даже на пальцах.

Очень удобно проверять усвоение темы «ь после шипящих по такой сетке:

ь

ь

плащ, ночь, могуч, стеречь и т.д.

Спряжения глаголов с безударными окончаниями запоминаем по следующей рифмовке:

Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомнения,

Все глаголы, что на ить, кроме брить , стелить.

А еще: гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их с буквой е писать нельзя!

Вопросы к наречиям и к обстоятельствам запоминаем по следующей рифмовке:

7 вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Закрепляя тему «Разбор слова по составу», пользуемся карточками с графическим изображением частей слова. Пишу слово на доске, а дети складывают его с помощью карточек.

Изучение глаголов повелительного наклонения завершаем составлением рецептов разных блюд. Эти рецепты красочно оформляются.

Самыми любимыми уроками для моих учеников являются уроки работы над ошибками и уроки-зачеты, которые ведут они сами. При работе над ошибками создается «Ученый совет» из числа тех, кто написал на «5» (или привлекаю старшеклассников, 2 человека).

Записи ведутся по установленному образцу. Члены «Ученого совета» дают тему, ребята находят в тексте слова на эту тему, говорят правило и пример. Отвечающий зарабатывает + (за 6 + оценка «5»).

Ни один ответ не теряется; если на этом уроке еще нет оценки, плюсы учитываются на следующих уроках, суммируются. Члены «Ученого совета» стараются больше спрашивать тех, кто написал плохо, чтобы они могли исправить оценку. Начинается эта работа уже в 5 классе, сразу же после первого диктанта. И если первые такие уроки проходят с помощью учителя, то впоследствии дети работают одни.

Урок-зачет проводит «Экзаменационная комиссия», состоящая из 2-х человек. На основе контрольных вопросов, идущих после каждой изученной темы, создаются билеты. Члены комиссии заранее пишут ответы на них и показывают учителю. Билетов бывает обычно 5. Отвечающий на билет дополнительно должен написать 6 словарных слов, которые дадут члены комиссии, и ответить на орфограмму, которую сам достанет из стопки орфограмм. Остальные учащиеся в это время пишут ответы на билеты в тетради. Так проходит теоретическая часть урока-зачета, а на следующем уроке – практическая часть (разнообразные письменные работы по изученной теме).

Хотелось бы еще сказать несколько слов о релейных диктантах и диктантах-соревнованиях. Уроки-соревнования возможны в том случае, если ведешь параллель классов. К сожалению, у нас малокомплектная школа. А релейный диктант возможен в любых классах. Он составляется на основе упражнений учебника, которые ранее выполнялись. Нет нужды объяснять, какова польза этих диктантов. Очень серьезно относятся дети к выполнению упражнений в учебнике, зная, что впоследствии им придется на основе их писать диктант. Объявления об этих диктантах вывешиваются за несколько дней до написания, в них указываются номера упражнений, которые надо повторить.

О многом еще можно говорить, но какими бы ни были формы работы, цель у каждого учителя одна: привить интерес к предмету и добиться хороших знаний. И нет более счастливых минут для меня, чем те, когда слышишь от детей: «У нас сейчас нет урока, проведите с нами русский!» Дополнительно! Ради этого стоит работать!

На уроках литературы после изучения произведения часто проводим игру «Что? Где? Когда?». Знатоки играют против остальных учеников класса, каждый из которых готовит по 6 вопросов и призы. «Знатоками» хотят быть все, поэтому определяем их по жребию. А чтобы победить, они должны, как минимум, 2 или 3 раза перечитать текст.

По творчеству С.Есенина традиционно организовываем «Литературное кафе». Изучив творчество Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова проводим «Литературный вечер».

Очень интересно проходят обобщающие уроки по изучаемым произведениям. Разговор от произведения плавно переходит к сегодняшним дням. Ставятся проблемные вопросы, учащиеся разбиваются на группы (2 или 3 в зависимости от точек зрения).

И только диву даешься: как умны и мудры наши дети!

Нравятся мне и уроки-рекламы, когда каждый ученик говорит о какой-то книге, не изучаемой по программе. Выбирает самые интересные эпизоды из нее, а чтобы узнать, чем все заканчивается, советует прочитать эту книгу. Как правило, обязательно находятся желающие ее прочитать. Пытаюсь таким образом поддерживать интерес к чтению книг.

Также интересно проходят уроки, посвященные поэзии, ребятам нравится читать стихи наизусть, анализировать, с удовольствием находят тропы, определяют размер стиха по формуле: ХЯ

ДАмАн.

Чтобы привить любовь к поэзии, уже третий год начинаю уроки русского языка и литературы с чтения стихов наизусть в 5- 7 классах, ребятам нравится. Часто проводим литературные вечера, читательские конференции, где ученики принимают участие с удовольствием.

В конце года проводится традиционный «Бал литературных героев». Он не требует особой подготовки. Можно просто взять какой-то предмет в руки, который упоминается в полюбившемся произведении, и произнести какие-то слова из текста. Остальные должны назвать это произведение.

Стихи о природе, написанные поэтами Оренбуржья, мы всегда читаем в мае на берегу реки. Восторг, а не урок!

Уроки литературы – это уроки жизни. И добавить к этому больше нечего…

Приложения:

Опубликовано: 18.03.2020