Как вид творческой работы

Эссе – жанр, нацеленный на познание мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я».

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и сво­бодной композиции, трактующее одну частную тему и передаю­щее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетель­ствуют толкования этого слова в различных справочниках:

1. Эссе[1] (от лат. exagium – взвешивание, ан. essay и фр. essai – очерк, статья, попытка) – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо пробле­мы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичнос­ти изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

2. Эссе[2] – разновидность очерка, в котором главную роль играет

не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и

ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось

в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии.

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью,

близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и ли­тературно-критическое. Автор литературно-критического эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждения­ми о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

3. Эссе[3] (жанр критики, публицистики и др.) — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображе­ния о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Эссе издревле формировалось в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.

Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская про­за», как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее соци­альное содержание. Законом жанра является предельная откры­тость автора, его позиция, его мысли.

Интегративное свойство жанра эссе

  • научный
  • религиозный
  • эстетический

Основная цель эссе, Из истории создания жанра.

За­тем к этому жанру обращались Д. Локк, Д. Аддисон, которые эс­се понимали как опыт автора в разработке определенной проблемы. Д. Аддисон и Стил – известны в истории как создатели про­славленных журналов «Болтун» и «Зритель». Эти журналы вы­ходили тысячными тиражами, переводились на многие языки. Но журналы эти не походили на современные. По объему и фор­мату они представляли собой газетный лист с напечатанными на нем эссе, то есть очерками в свободной манере и на любую тему: от философского рассуждения до мод текущего дня.

2 стр., 640 слов

Эссе жанр википедия

... мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, ... или нескольких целей. Их успешное достижение зависит от умения автора правильно определить свою аудиторию. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация. ...

В России жанр эссе в те времена не употреблялся, даже «Эссе» Монтеня у нас были переведены как «Опыты», однако образцы данного стиля обнаруживают у А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», А.И. Герцена «С того берега». В жанре эссе, хотя тогда такого термина не было, написал свои «Дневники писателя» До­стоевский», который интересовался современными событиями, «живой жизнью». Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльшевичем «эссеистическим романом, эпопей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, ис­торическая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога.

Заголовки эссе различны, они отражают свободное владение темой. Часто в них присутствует предлог «о», союзы «как» и «или»: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О книгах», «О дружбе», «О свободе», «О воспитании»; «Книга как врата мира», «Как читать книгу», «Пушкин, или Правда и правдоподобие», «Разговор о Данте», Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое» и другие.

Разновидности эссе:

Литературные формы эссе:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kak-vid-tvorcheskoy-deyatelnosti/

  • моральная проповедь — очерк
  • статья — письмо
  • дневник — слово
  • рассказ — заметки
  • исповедь — похвала
  • речь — ответ

Например: «Политическая исповедь молодого человека» (Роберт Музиль); «Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам); «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский); «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер) и другие.

Способы освоения мира автором эссе:

Арсенал художественных средств:

Жанровые признаки эссе

1) подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора;

2) свободное владение темой;

3) интегративность жанра;

4) воплощение в разных литературных формах;

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kak-vid-tvorcheskoy-deyatelnosti/

5) оригинальность идея (даже на традиционном материале).

Основные требования к жанру эссе:

1. Исповедальность, лиризм, эмоциональность.

2. Попытка разобраться в своих мыслях и чувствах через призму восприятия художественного текста.

3. Исследовательский момент, осмысление и анализ текста.

4. В основе трактовки темы эссе – личностное прочтение, собственная интерпретация.

5. Ассоциативность мышления.

6. Эпиграф – необязательная часть сочинения.

В современном литературоведении эссе – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями. В начале XX века к этому жанру обращались В. Иванов, Д. Ме­режковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать такие произве­дения, как «Золотая роза» К. Паустовского, «Гамбургский счет» В.Ш. Шкловского, «Перечитывая Чехова» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Память» В. Чивилихина и др.

Эссе – это диалог, полемика, прежде всего – с самим собой

Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе в разных справочниках. Это поз­волит учащимся выделить особенности, характерные для данно­го вида сочинения. Жанр эссе трактуется и как очерк (в французском), поэтому це­лесообразно вспомнить особенности, характерные и для очерка, и для эссе, определить их сходство и отличие.

Сходство эссе и очерка

1. Наличие индивидуальной позиции ав­тора по излагаемому вопросу

2. Непринужденность, эмоциональность изложения

3. Ориентир на разговорную речь:

  • доверительность обращения к чита­телю;
  • непосредственность;
  • кольцевое обрамление

Особенности эссе как жанра:

1.Обращение к философским, литературоведческим, эстети­ческим, историческим, социальным проблемам.

2.Преобладание впечатлений, а не фактов.

3.Субъективность и не аргументированность авторской по­зиции.

4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5.Смешение речевых пластов.

6.Наличие средств художественной выразительности.

7.Эмоциональность речи.

8.Сравнительно небольшой объем.

Исследования показали, что жанр эссе школьниками будет ус­воен успешно, если предлагать им для размышления темы близ­кие и понятные. При этом мы разделяем точку зрения психолога Л.Г. Жабицкой, которая писала о том, что нужно выбирать та­кую тему, чтобы «она давала простор для высказывания своих мыслей, позволяла бы говорить о произведении не в аспекте исто­рико-литературного анализа, а с точки зрения непосредственного восприятия»[4]

Примеры эссе

взятые из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», а именно: «Молодость – вся жизнь», «Самое большое письмо», «Самая большая ценность – жизнь», «Цель и самооценка», «О дурных и хороших влияниях».

I текст

Молодость

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне каза­ лось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья мо­лодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знако­мых возрос необычайно, но настоящие друзьястарые. Подлин­ные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимна­зии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколь­ко я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодостьэто время сближений. И об этом сле­ дует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень по­могает и в горе, и в радости. В радости ведь нужна помощь: по­мощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радостьне радость. Человека п ортит счастье, если он переживает его один. Когда же насту­пит пора несчастий, пора утратопять-таки нельзя быть од­ному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели, в молодые годы, не растрачивайте богатств. Ничего из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в трудетоже. Привык к работеи ра­ бота вечно будет доставлять радость. А как это важно для че­ловеческого счастья/ Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодо­ сти облегчат жизнь, дурные

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В па­мяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хоро­шие будут радовать, дурные не давать спать!

II текст

Самое большое

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязаннос­ ти распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. На­ до быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое раз­ личие. В первомлюбовь к своей семье, во второмненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широ­кий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, стано­ вятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распрост­ раняясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть ум­ной. Это значит, что она должна быть соединена с умением за­ мечать недостатки, бороться с недостатками – как в люби­мом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пу­стого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его не назовешь любовью) может привести к ужасным послед­ствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ре­бенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинис­ тической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг пе­ред Италией – к фашизму.

Мудростьэто ум, соединенный с добротой. Ум без добро­ ты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непремен­но рано или поздно оборачивается против самого хитреца. По­ этому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголет­нее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя поло­ жениями: «Большое в малом», «Молодость

Приведем сочинение одной из учениц.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 184 ;