Эссе – жанр, нацеленный на познание мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я».
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:
1. Эссе[1] (от лат. exagium – взвешивание, ан. essay и фр. essai – очерк, статья, попытка) – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
2. Эссе[2] – разновидность очерка, в котором главную роль играет
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и
ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось
в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии.
Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью,
близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор литературно-критического эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.
3. Эссе[3] (жанр критики, публицистики и др.) — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.
Эссе издревле формировалось в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.
Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.
В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза», как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли.
Интегративное свойство жанра эссе
- научный
- религиозный
- эстетический
Основная цель эссе, Из истории создания жанра.
Затем к этому жанру обращались Д. Локк, Д. Аддисон, которые эссе понимали как опыт автора в разработке определенной проблемы. Д. Аддисон и Стил – известны в истории как создатели прославленных журналов «Болтун» и «Зритель». Эти журналы выходили тысячными тиражами, переводились на многие языки. Но журналы эти не походили на современные. По объему и формату они представляли собой газетный лист с напечатанными на нем эссе, то есть очерками в свободной манере и на любую тему: от философского рассуждения до мод текущего дня.
Эссе жанр википедия
... мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, ... или нескольких целей. Их успешное достижение зависит от умения автора правильно определить свою аудиторию. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация. ...
В России жанр эссе в те времена не употреблялся, даже «Эссе» Монтеня у нас были переведены как «Опыты», однако образцы данного стиля обнаруживают у А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», А.И. Герцена «С того берега». В жанре эссе, хотя тогда такого термина не было, написал свои «Дневники писателя» Достоевский», который интересовался современными событиями, «живой жизнью». Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльшевичем «эссеистическим романом, эпопей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога.
Заголовки эссе различны, они отражают свободное владение темой. Часто в них присутствует предлог «о», союзы «как» и «или»: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О книгах», «О дружбе», «О свободе», «О воспитании»; «Книга как врата мира», «Как читать книгу», «Пушкин, или Правда и правдоподобие», «Разговор о Данте», Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое» и другие.
Разновидности эссе:
Литературные формы эссе:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kak-vid-tvorcheskoy-deyatelnosti/
- моральная проповедь — очерк
- статья — письмо
- дневник — слово
- рассказ — заметки
- исповедь — похвала
- речь — ответ
Например: «Политическая исповедь молодого человека» (Роберт Музиль); «Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам); «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский); «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер) и другие.
Способы освоения мира автором эссе:
Арсенал художественных средств:
Жанровые признаки эссе
1) подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора;
2) свободное владение темой;
3) интегративность жанра;
4) воплощение в разных литературных формах;
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kak-vid-tvorcheskoy-deyatelnosti/
5) оригинальность идея (даже на традиционном материале).
Основные требования к жанру эссе:
1. Исповедальность, лиризм, эмоциональность.
2. Попытка разобраться в своих мыслях и чувствах через призму восприятия художественного текста.
3. Исследовательский момент, осмысление и анализ текста.
4. В основе трактовки темы эссе – личностное прочтение, собственная интерпретация.
5. Ассоциативность мышления.
6. Эпиграф – необязательная часть сочинения.
В современном литературоведении эссе – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями. В начале XX века к этому жанру обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать такие произведения, как «Золотая роза» К. Паустовского, «Гамбургский счет» В.Ш. Шкловского, «Перечитывая Чехова» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Память» В. Чивилихина и др.
Эссе – это диалог, полемика, прежде всего – с самим собой
Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе в разных справочниках. Это позволит учащимся выделить особенности, характерные для данного вида сочинения. Жанр эссе трактуется и как очерк (в французском), поэтому целесообразно вспомнить особенности, характерные и для очерка, и для эссе, определить их сходство и отличие.
Сходство эссе и очерка
1. Наличие индивидуальной позиции автора по излагаемому вопросу
2. Непринужденность, эмоциональность изложения
3. Ориентир на разговорную речь:
- доверительность обращения к читателю;
- непосредственность;
- кольцевое обрамление
Особенности эссе как жанра:
1.Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
2.Преобладание впечатлений, а не фактов.
3.Субъективность и не аргументированность авторской позиции.
4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.
5.Смешение речевых пластов.
6.Наличие средств художественной выразительности.
7.Эмоциональность речи.
8.Сравнительно небольшой объем.
Исследования показали, что жанр эссе школьниками будет усвоен успешно, если предлагать им для размышления темы близкие и понятные. При этом мы разделяем точку зрения психолога Л.Г. Жабицкой, которая писала о том, что нужно выбирать такую тему, чтобы «она давала простор для высказывания своих мыслей, позволяла бы говорить о произведении не в аспекте историко-литературного анализа, а с точки зрения непосредственного восприятия»[4]
Примеры эссе
взятые из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», а именно: «Молодость – вся жизнь», «Самое большое письмо», «Самая большая ценность – жизнь», «Цель и самооценка», «О дурных и хороших влияниях».
I текст
Молодость
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне каза лось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближений. И об этом сле дует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека п ортит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели, в молодые годы, не растрачивайте богатств. Ничего из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и ра бота вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья/ Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодо сти облегчат жизнь, дурные
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
II текст
Самое большое
А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязаннос ти распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. На до быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое раз личие. В первом – любовь к своей семье, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, стано вятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распрост раняясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением за мечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинис тической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без добро ты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. По этому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя поло жениями: «Большое в малом», «Молодость
Приведем сочинение одной из учениц.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 184 ;